Тема 10. Субъекты институциональных и организационных инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Субъекты институциональных и организационных инноваций



 

1. Институциональная теория развития

2. Типология субъектов инноваций

 

1. Анализ трех основных типов организации – фирмы, государства и домашнего хозяйства подводит к формулировке институциональной теории долгосрочного развития.

Отметим основные варианты теории развития и место, которое в них занимают институциональные факторы.

Во-первых, в неоклассическом варианте теория развития (Р. Солоу, Р.Барро, Р.Лукас) делается акцент на таких факторах долгосрочного роста, как накопление капитала, изменение нормы сбережений, рост населения, накопление человеческого капитала и технический прогресс. Здесь к институциональным факторам можно отнести человеческий капитал, так как его воспроизводство осуществляется совместными усилиями домашнего хозяйства, фирмы и государства.

Во-вторых, неокейнсианская теория экономической динамики (Р.Харрод, Э.Хансен) заостряет внимание на предельной склонности к сбережению, размерах государственных расходов, величине предельной эффективности капитала в ее соотношении со ставкой процента. Несмотря на то, что каждый из неокейнсианских факторов динамики поддается институциональной интерпретации (например, предельная склонность к сбережению – через рутины домашнего хозяйства), наибольший интерес представляет трактовка предельной эффективности капитала. Причина такого интереса кроется в связи предельной эффективности капитала с процессом формирования ожиданий экономическими агентами, которые формируются на основе наблюдения за другими участниками сделок на фондовом рынке. Иначе говоря, экономический рост не в последнюю очередь отражает господство на рынке оптимистических настроений – перспективы роста определяются умением государства внушить оптимизм. Без доверия к государству любая его политика по формированию ожиданий обречена на провал.

В-третьих, теория экономического развития Й. Шумпетера, в центре которой находится фигура предпринимателя - инноватора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, новых рынков, новых технологий. Перечисленные факторы выводят экономическую систему из равновесия (состояние «шумпетерского шока») и стимулируют экономический рост как приспособление к шоку. С институциональной точки зрения интерес представляет внешняя среда предпринимателя – институциональная структура рынка, в которой он действует.

Рассмотрев роль, отводимую институтам и организациям в неоинституциональных теория роста, можно сформулировать требования, которым должна будет удовлетворять институциональная теория развития:

- учет всей совокупности субъектов, чьи действия способны вызвать долгосрочный рост. Фигура предпринимателя – одна среди целого ряда субъектов развития: государство, фирмы, домашнего хозяйства и др.;

- учет институциональных условий, в которых действуют субъекты долгосрочного развития. Анализ тех случаев, когда институциональные условия ограничивают деятельность новаторов, а когда, наоборот, стимулируют. Например, при каких институциональных условиях на фондовом рынке будут господствовать оптимистические настроения?

Иными словами, долгосрочный экономический рост становится функцией от особых институциональных и организационных условий, создающих стимулы для инновационной деятельности экономических субъектов.

2. Многообразие форм организации инновационной деятельности, а также экономические отношения, складывающиеся в данной сфере, позволяют сгруппировать ее субъектов по некоторым критериям:

По отраслям знаний: естественные, гуманитарные, общественные, технические и др., и по отраслям хозяйства: наука и образование, промышленность, строительство, связь, сельское хозяйство и др.; по организационно-правовым формам. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации выделяют следующие инновационные организации: индивидуальное предпринимательство для физических лиц; хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т.п.).

По источникам финансирования инновационные организации различаются на субъекты, финансируемые преимущественно из федерального бюджета; регионального бюджета; местного бюджета; внебюджетных фондов; из частных источников финансирования; смешанное финансирование.

По институциональным секторам инновационные организации можно отнести к государственному, предпринимательскому секторам; сфере высшего образования; частному некоммерческому (бесприбыльному) сектору. Как правило, инновационные предприятия, относящиеся к государственному сектору, финансируются и контролируются государственными органами власти и выполняют научно-исследовательские работы в соответствии с государственными программами и заказами.

Таблица 10.3.1

Классификация экономических субъектов инновационной сферы

№ п.п. Классификационный признак Субъекты инновационной сферы
1. Отрасль знаний гуманитарные, общественные, технические и др.
2. Отрасль хозяйства наука и образование, промышленность, строительство, связь, сельское хозяйство и др.
3. Организационно-правовая форма -индивидуальное предпринимательство для физических лиц; -хозяйственные товарищества и общества; -производственные кооперативы; -государственные и муниципальные унитарные предприятия; -некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т.п.)
4. Период действия временные, постоянные
5. Источники финансирования - финансируемые преимущественно из федерального бюджета; - финансируемые преимущественно из местного бюджета; - финансируемые преимущественно из внебюджетных фондов; - финансируемые преимущественно из частных источников; - смешанное финансирование
6. Форма собственности Государственные, частные, коллективные, смешанные и др.
7. Институциональный сектор - государственный; - предпринимательский; частный, некоммерческий (бесприбыльный)
8. Уровень новизны создаваемых интеллектуальных продуктов - субъекты, разрабатывающие и внедряющие радикальные (базисные) новшества; - субъекты, разрабатывающие и внедряющие улучшающие (модифицированные) новшества
9. Размер инновационного предприятия Малые, средние, крупные
10. Охват жизненного цикла новшества - научно-исследовательские организации; - проектно-конструкторские организации; - научные и экспериментальные организации; - инжиниринговые, консалтинговые компании; - информационные центры; - научно-производственные объединения; - парковые инновационные организации и т.д.

 

Инновационные предприятия предпринимательского сектора, как правило, это малые негосударственные фирмы. Их собственниками могут быть как отдельные ученые-предприниматели, так и промышленные предприятия, финансируемые из различных источников, в том числе и зарубежными инвесторами.

Сфера высшего образования охватывает университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса, которые помимо образовательной деятельности, проводят и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, как по собственной инициативе, так и по различным заказам.

Сферу частного некоммерческого сектора составляют научно-исследовательские институты, научно-исследовательские центры, общественно-благотворительные организации, различные фонды и другие организации. Вместе с высшими учебными заведениями они не ставят своей целью извлечение прибыли и входят в бесприбыльный сектор экономики.

По признаку уровня новизны создаваемых интеллектуальных продуктов инновационные организации могут быть разделены на субъекты, разрабатывающие и внедряющие радикальные (базисные) и улучшающие (модифицированные) новшества. Инновационные организации, занимающиеся разработкой базисных новшеств, как правило, связаны с большим риском, однако именно они являются наиболее привлекательными для венчурного инвестирования.

В зависимости от размера инновационные организации могут быть малыми, средними, крупными. Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Мерой величины предприятий выступает обычно численность работающих, однако в этом качестве могут быть использованы и такие показатели, как стоимость предприятия, стоимость его основных производственных фондов, объем производства и др.

В США к малым фирмам относятся предприятия численностью до 99 человек (в том числе численностью до 24 человек относятся к наименьшим, а с 25 до 99 – к малым), со 100 до 499 – к промежуточным, с 500 до 999 – к крупным и свыше 1000 человек – к крупнейшим. В Японии к малым предприятиям в сфере услуг относятся фирмы с численностью не более 50 человек, а в остальных отраслях – не более 200 человек. В Российской Федерации, согласно Постановлению Госкомстата РФ, субъектом малого предприятия являются коммерческие организации, у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях – 50 человек.

В Российской Федерации имеются нормативно-правовые документы, призванные регулировать и активизировать инновационную деятельность малых предприятий. Правительство Российской Федерации ежегодно разрабатывает Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства. Аналогичные программы принимаются на региональном уровне. Федеральной программой государственной поддержки, а также другими нормативными документами предусмотрены меры по развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, повышению инновационной активности малых предприятий в производственной сфере в регионах с высоким научно-техническим потенциалом. Для этого предусмотрены меры по совершенствованию налогового законодательства – льготы, предусмотренные для малого предпринимательства на инновационную деятельность.

В экономически развитых странах сложились следующие формы поддержки малых инновационных предприятий:

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (США, Франции и др.);

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

- дотации (практически во всех промышленно развитых странах);

- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Голландия);

- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение инноваций (Германия);

- снижение государственных пошлин для индивидуальных предприятий (США, Германия, Австрия);

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Германия, Голландия).

Малые инновационные предприятия функционируют в условиях повышенного риска, связанного с узкой номенклатурой производимых ими товаров и выполняемых услуг, в силу ограниченности ресурсной обеспеченности и высокими затратами на специализированное оборудование, оплату высококвалифицированного труда специалистов и т.д. Они являются связующим звеном между фундаментальной наукой и производством, в силу чего целесообразна и необходима государственная поддержка данной сферы инновационной деятельности.

К крупным инновационным организациям относятся корпорации, представляющие собой объединения независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе предпринимательства. В свою очередь корпорации могут входить в более сложные организационные структуры – холдинговые компании, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации и консорциумы, стратегические альянсы и т.д.

Особенностью перечисленных крупных организационно-экономических форм инновационной деятельности является объединение крупных фирм в рамках межфирменной (транснациональной) кооперации и предполагает не только совместное финансирование, проведение стратегических и прорывных научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок, но и обязательное распространение результатов этих разработок в качестве объектов интеллектуальной собственности и ноу-хау между участниками для дальнейшего совместного производства.

Участники совместных разработок разделяют финансовый риск между собой, а коммерческий успех достигается благодаря высокой степени материально-технической оснащенности, маневренности и кооперации (в том числе и научно-технической), что приводит к сокращению временной продолжительности инновационного цикла создания новшества и быстрого их коммерческого продвижения по инновационной цепи.

С точки зрения мирового процесса глобализации и связанного с ним международного разделения труда, означающего выход национальных экономик за пределы государственных границ, образование крупных транснациональных инновационных организаций представляется закономерным и перспективным экономическим явлением.

Анализ организационно-производственных структур экономически развитых стран свидетельствует, что в них по численности абсолютно преобладают именно малые и сверхмалые (1-2 занятых) предприятия, доля же крупных и сверхкрупных не превышает нескольких процессов. Доля средних предприятий также обычно невелика – не более 20-30% общего числа зарегистрированных учетных единиц.

Так, в экономике США, по данным на начало 90-х годов, из общего числа около 18 млн. фирм (учетных единиц) свыше 12 млн. составляли малые и сверхмалые, около 5,5 млн. – средние и лишь оставшиеся были крупными и сверхкрупными предприятиями. При этом доля последних в общем объеме производства была преобладающей – около 80%.

Таким образом, практика высокоразвитых стран свидетельствует о том, что важнейшими субъектами инновационной деятельности в них являются малые инновационные фирмы, поддерживаемые компаниями венчурного капитала. Предприниматель (автор идеи, правообладатель и т.п.), готовый на основе знаний, воплощенных в объект интеллектуальной собственности, реализовать их с целью хозяйственного использования, однако он, как правило, нуждается в рисковом капитале для финансирования организации венчурного (рискового) предприятия. Предоставляя средства на длительный срок, инвестор приобретает право на долевое участие в капитале венчурной компании.

Источниками венчурного капитала являются, как правило, средства крупных корпораций и банков, личные сбережения, пенсионные и благотворительные фонды, средства страховых компаний и др. Возможно прямое финансирование, через специальные инвестиционные компании (фонды), а также в виде государственных субсидий.

Приоритетность инвестиций в малый бизнес связана с его ориентированностью на рынок, маневренностью, мобильностью. Однако не следует забывать, что малые предприятия занимают лишь определенную им нишу в инновационном процессе. Они выполняют функцию «разведки рынка». Приоритет остается за крупными предприятиями, способными мобилизовать все имеющиеся возможности (интеллектуальные, финансовые и др.) для достижения целей. Но в то же время, чем большее развитие получают крупные инновационные предприятия, тем более благоприятные условия складываются для развития малых и средних предприятий как субъектов венчурного предпринимательства.

Инновационные организации могут специализироваться на отдельной стадии жизненного цикла новшества, например, научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные поисковые и прикладные исследования и разработки, генерируют научные идеи и перспективные технические решения; научные и экспериментальные организации проверяют возможность материализации научных результатов и проводят их опытную апробацию. Проектно-конструкторские организации и специальные конструкторские бюро доводят научные разработки до конкретной технической документации, проводят эксперименты и испытания опытного образца. Промышленные предприятия осуществляют массовое производство научно-технических разработок. Другие организации инновационной инфраструктуры, такие как инжиниринговые, консалтинговые компании, технологические брокеры, информационные центры и другие, специализируются на оказании различных услуг и таким образом содействуют инновационному процессу. Или же субъекты инновационной деятельности могут комплексно охватывать несколько стадий жизненного цикла новшества или все стадии от идеи до их массовой реализации. Такие организации включают все этапы инновационной деятельности. Например, научно-производственные объединения, а в настоящее время пришедшие им взамен парковые инновационные образования (технопарки, технополисы и другие), финансово-промышленные группы и т.д.

Комплексные инновационные организации заинтересованы в продвижении инновационного продукта по всей инновационной цепи, а само продвижение обеспечивается путем трансферта новшества внутри корпорации.

Кроме того, вхождение научно-технической инновационной организации в состав групповой производственно-экономической структуры (ФПГ) позволяет также обеспечить более надежные источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и осуществлять коммерциализацию интеллектуальных продуктов. Можно выделить инновационные промышленные предприятия, специализирующиеся на материализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; технологической подготовкой производства, капитализацией и коммерциализацией новшеств.

Сложность российского рынка инноваций заключается в обеспечении непрерывности инновационного процесса, главным образом, в обеспечении устойчивого моста между наукой и производством. Данная проблема, по нашему мнению, связана с инфраструктурным обеспечением инновационного процесса, позволяющим обеспечить его непрерывность. В условиях рыночной экономики задачей рыночной инфраструктуры становится создание и поддержка устойчивых хозяйственных связей между экономическими субъектами путем формирования благоприятных внешних условий хозяйствования, как экономических субъектов, так и экономики в целом.

Инфраструктура инновационной деятельности представляет собой совокупность экономических институтов непосредственно обеспечивающих реализацию инновационной деятельности хозяйствующими субъектами, причем все субъекты, относящиеся к инновационной инфраструктуре, находятся в определенной технологической и экономической связи, обеспечивающей взаимосвязанность, непрерывность и последовательность инновационного процесса. Инфраструктуру инновационной деятельности можно разделить на следующие функциональные сферы: нормативно-правовые институты; кредитно-финансовая сфера; сфера информационного обеспечения инновационного процесса; институт посредников. Рассмотрим их последовательно.

Нормативно-правовые институты в лице государственных органов власти, обеспечивающих проведение государственной инновационной политики с целью координации деятельности министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечении согласованной работы всех ее субъектов.

Одной из функций государства является также руководство формированием федеральных целевых программ, которые отражают приоритетные направления научно-технического развития.

За последние 20 лет была фактически реорганизована нормативно-правовая база инновационной сферы и определены приоритетные направления государственной политики: активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере; создание благоприятного инновационно-инвестиционного климата субъектов рынка, особенно малого бизнеса, и максимальное использование интеллектуального потенциала страны, в первую очередь, потенциала науки и высшей школы.

Наиболее перспективным направлением развития инновационной деятельности определено малое предпринимательство. Мировой опыт подтверждает необходимость государственной поддержки малого венчурного бизнеса путем прямых государственных инвестиций, развития за счет бюджетов всех уровней экономической инфраструктуры малого бизнеса, льготного налогообложения и кредитования, прямого и внебюджетного финансирования сферы НИОКР, долевого (государственного и частного) страхования инвестиций, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, содействия формированию деятельности исследовательских структур и т.д.

Финансирование сферы малого предпринимательства весьма скромное. По-прежнему основным элементом системы государственной финансовой поддержки инноваций являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие поддержку инновационным проектам на различных стадиях инновационного цикла.

Кредитно-финансовая сфера и ее главная функция – финансирование и кредитование процессов создания и трансферта инноваций.

Информационное обеспечение инновационного процесса осуществляется посредством современных общехозяйственных систем: связи, коммуникаций и информации, которые участвуют в обслуживании всех отраслей экономики. В общем мировом объеме ресурсной информации потенциал научно-технических сведений РФ (измеренный по количеству отчетов и публикаций) не превышает 7%, что определяет значимость приобщения страны к мировому потенциалу знаний. В связи с этим, в России необходимо создание единого информационно-технологического комплекса, оснащенного современной техникой и организацией экспертной службы. Данная отечественная структура должна быть адаптирована к международной информационной системе. В мировом информационном пространстве активно развиваются электронные информационные системы, доступные пользователям. Чтобы отечественные базы данных стали активным элементом мировой информационной среды в инновационной деятельности, требуется повысить уровень качества восполнения отечественных баз данных и модернизировать устаревший машинный парк, на которых они реализованы. Представляется, что это направление должно стать предметом государственного внимания.

Институт посредников представлен компаниями и фирмами, оказывающими услуги специального характера (аналитические, экспертные, рекламные, информационные, консалтинговые, инжиниринговые, аудиторские и др.). Посредническая деятельность такого характера направлена на оптимизацию инновационного процесса и может распространяться на его финансовое, информационное, материально-техническое обеспечение, трансферт (коммерциализацию) нововведений и др. Посреднические услуги инновационной деятельности могут предоставляться различными центрами и фирмами, занимающимися патентованием, лицензированием, стандартизацией, сертификацией новшеств и др.

К институту посредников инновационной деятельности в настоящее время могут быть отнесены парковые структуры: научные парки, технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, а также инновационные центры, фонды, венчурные компании и др.

С экономической точки зрения парковые структуры представляют собой территориально-производственные объединения, где создаются благоприятные условия для генерирования идей, разработки передовых и перспективных технологий и их коммерциализации. Парковые структуры различных форм собственности – частные, государственные, смешанные (с участием региональных и местных органов власти) – получили широкое распространение во многих развитых странах мира.

Выделяют следующие типы парковых структур:

- научные парки, занимающиеся только научными исследованиями;

- научно-исследовательские и научно-технологические парки, в которых новшества доводят до стадии технического образца;

- инкубаторы (в США) и инновационные центры (в Западной Европе), в рамках которых университеты «дают приют» вновь возникающим компаниям, предоставляя им за умеренную плату землю, лабораторное оборудование и т.п.

Согласно мировой практике, семейство научных и научно-технологических парков включает «ядро» в виде научного центра и изначально ориентируется на проведение НИОКР и на малосерийный выпуск опытных образцов; в научно-промышленных парках экономический эффект достигается на основе реиндустриализации, здесь научное «ядро» сочетается с крупносерийным производством.

Научные парковые структуры представлены научными парками, научно-исследовательскими и технологическими парками, в которых новшества разрабатываются только до стадии технологического прототипа. Так же инкубаторами в США, и инновационными центрами в Великобритании и Западной Европе, при которых университеты представляют вновь возникающим компаниям за умеренную плату комплекс услуг (земля, помещение, лабораторное оборудование, различные виды инфраструктурных услуг и т.д.). Целью создания бизнес инкубаторов является предоставление первоначальной помощи («тепличных» условий) мелким инновационным предприятиям, ученым, изобретателям, которые бы хотели организовать собственное предприятие.

Научные парки в Германии и Великобритании формируются вокруг инновационных центров и научно-исследовательских учреждений. Во Франции и Бельгии научные парки организуются как промышленные зоны, объединяя научные центры с крупными промышленными предприятиями, которые располагают инновационным потенциалом. В связи с этим во Франции научные парки называют технополисами, в Германии – инновационными и технологическими центрами, в Великобритании и Голландии – научными парками, в Бельгии – исследовательскими парками и т.д. Общим для научных парков различных стран является их структура, назначение и конечная цель.

Инновационные центры, получившие распространение в странах Европы, выполняют сходные функции с американскими бизнес инкубаторами, в которых соединяются интересы изобретателей и предпринимателей, привлекаются общественные и частные средства на осуществление научно-технических разработок, их внедрение и коммерциализацию. Например, в Великобритании предусмотрено предоставление государственных субсидий фирмам-новаторам для компенсации повышенного риска инновационной деятельности. В Японии научные парки представляют собой формирование научных центров и наукоемких производств внутри новых городов-технополисов (так называемых «интеллектуальных центров»).

В настоящее время и в нашей стране получили развитие такие организационные формы инновационных парковых структур как: научные парки или технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ) и инновационно-промышленные комплексы (ИПК).

В России научные или технопарки создаются при университетах или других высших учебных заведениях, где, помимо учебной работы, проводятся научные исследования в области фундаментальных и прикладных наук, существуют научные школы и традиции, и выполняют функции технологических бизнес инкубаторов, поскольку способствуют коммерческой реализации завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В научном парке, кроме того, малые инновационные предприятия получают следующие услуги: организационные, издательско-полиграфические, финансовые (бизнес-планирование и прогнозирование, содействие в поисках источников финансирования, и т.п.), консультационные (технологический трансферт, патентование и лицензирование, бухгалтерский учет и аудит, правовое обеспечение и т.д.), связанные с делопроизводством, арендой компьютеров и оргтехники, с охраной, аренда помещений, телефонное и телексное обслуживание, обеспечение доступа к результатам НИОКР, помощь в подготовке технических проектов, обучение и подбор специалистов и др.

В инновационно-технологических центрах (ИВЦ) размещаются фирмы, занимающиеся разработкой, освоением и производством наукоемкой продукции в различных областях деятельности. В России действуют более 40 ИВЦ, в которые входят 80 инновационных фирм и более 150 сервисных предприятий.

Преимуществом парковых образований является то, что в них субъектам инновационной деятельности предоставляются различные услуги и удобства, например коммунальные услуги, дополнительные производственные услуги и т.п., что позволяет обеспечить предприятиям-пользователям снижение удельных затрат и уровня предпринимательских рисков на стартовом этапе развития. Организация парковых структур способствует появлению новых предприятий, созданию новых рабочих мест, развитию реального сектора экономики и росту производства в масштабах отдельных территорий, регионов.

Эффект содействия экономическому росту достигается в связи с тем, что инвестиции в инфраструктуру парковых образований могут дать многократное увеличение частных инвестиций в производство, а единица вложений в него – активизацию спроса в сопряженных отраслях и развитие смежных производств вне территории парка.

С 1999 года в России началось создание инновационно-промышленных комплексов (ИПК), которые предназначены для развертывания выпуска конкурентоспособной продукции, производимой в небольших объемах малыми предприятиями. В настоящее время функционируют следующие инновационно-промышленные комплексы: «Информационные технологии», «МИЭТ», «Светлана». Среди активно действующих российских технопарков выделяются научный парк Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Томский технопарк, Зенелоградский научно-технологический парк, технопарк «Башкортостан» и другие.

Потенциал прогрессивных технологий накоплен в наукоградах и в отдельных обособленных научно-конструкторских организациях военно-промышленного комплекса, в основном в областях авиакосмической и военной технологий. В России основная часть наукоградов сосредоточена в Европейской части России, в частности в Московской области.

Коммерциализация интеллектуальной собственности в инновационной сфере осуществляется в различных организационно-хозяйственных формах, как в рамках крупного, так и малого бизнеса. Малые инновационные предприятия, как правило, быстрее внедряют научно-технические разработки, они более мобильны, гибки к изменениям конъюнктуры рынка, что позволяет им наиболее полно удовлетворять его потребности. Использование ресурсов происходит в них более эффективно и экономично. Малые инновационные предприятия можно рассматривать как субъекты инновационного процесса, посредством которых осуществляется коммерческое продвижение инновационного продукта из научной сферы в производственную.

Крупные инновационные предприятия обладают меньшей рыночной маневренностью, их сложная управленческая система не так подвижна и гибка, как у малых предприятий, поэтому не может так же быстро реагировать на запросы рынка. Однако именно крупные инновационные структуры могут концентрировать и обеспечивать (материально технически, информационно, финансово и др.) проведение и реализацию перспективных, прорывных исследований и базисных разработок, имеющих мировое значение и приоритет, например, в области авиакосмических, военных, других высоких технологий. Кроме того, мировой процесс глобализации определяет тенденцию образования и функционирования крупных транснациональных компаний, а участие в них должно способствовать любой стране повышение конкурентоспособности отечественной продукции, безопасность и устойчивость экономической системы.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Вопросы для повторения

Тема 1

1. Раскройте понятие «институт» как регулятора совместной деятельности.

2. В чем заключаются принципы институционализма?

3. В чем заключается социокультурная обусловленность экономических процессов?

4. Какова роль институтов в современном обществе?

Тема 2

1. В чем заключаются основные отличия «старого» и «нового» институционализма? Проанализируйте один из институтов, например институт семьи, на основе двух подходов.

2. Что объединяет таких мыслителей, как К. Маркс и Дж. Гэлбрейт? Почему их обоих можно отнести к представителям «старого» институционализма?

3. Какова роль институтов в рыночной трансформации экономики России?

Тема 3

1. Почему норма является базовым институтом? Объясните роль нормы в жизни человека.

2. Всегда ли норма является результатом рационального выбора выполняющих ее предписаниям людей? Если нет, то, какие препятствия рациональному выбору норм вы можете назвать?

3. Проанализируйте типы соглашений и приведите примеры из своей жизни. Как элементы соглашений соотносятся между собой (компромисс, экспансия, касание)? (Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с. На стр. 50 – 52 в таблице 3.1. приведена классификация типов соглашений).

4. Всегда ли нарушение правила нежелательно с экономической точки зрения?

5. Чем формальные правила отличаются от неформальных?

6. Как могут соотноситься между собой формальные и неформальные правила?

Тема 4

1. Дайте институциональную интерпретацию поговорке «Договор дороже денег». Идеал какого контракта нашел свое отражение в ней?

2. Опишите отличия между политической партией и общественно-политическим движением на основе институционального подхода, используя категории института и организации.

3. Какого типа контракты вам приходилось заключать сегодня?

4. Каким наиболее специфичным активом вы обладаете на сегодняшний день? Обоснуйте.

5. В чем причина самодостаточности имплицитного контракт по сравнению с другими видами контрактов?

Тема 5

1. Имеет ли теорема Коуза, исходящая из предпосылки нулевых трансакционных издержек, какое-либо практическое значение? Ведь в любой реальной экономической системе трансакционные издержки отличны от нуля.

2. Из курса микро- и макроэкономики известно понятие ликвидности денег. Как ликвидность соотносится с трансакционными издержками и что можно сказать по поводу величины трансакционных издержек, связанных с использованием денег?

3. Какова сущность российской приватизации в свете теоремы Коуза?

Тема 6

1. Дайте определение рынка и перечислите основные виды трансакционных издержек, характерных для рыночного обмена.

2. Назовите основные критерии классификации рынков в новой институциональной экономической теории.

3. Каковы сравнительные преимущества и недостатки различных типов рынка.

4. Назовите основные причины возникновения фирмы.

5. Какие гарантии против оппортунистического поведения в форме вымогательства существуют в рамках различных механизмов управления трансакциями?

6. Перечислите основные виды трансакционных издержек, характерных для внутрифирменного обмена.

7. По какому критерию осуществляется классификация фирм?

8. Дайте краткую характеристику различных типов фирм.

9. В чем причина вертикальной интеграции?

10. Что из себя представляют гибридные институциональные соглашения?

11. Выберите организацию, которая хорошо вам известна, и ответьте на следующие вопросы: как на предприятии решается проблема принципала и агента, какова организационная структура предприятия (унитарная, дивизиональная, холдинг, смешанная), к какому типу относится предприятие?

12. К какому типу предприятия может относиться филиал американской фирмы, работающий на российском рынке? Какие факторы следует учесть при обосновании вашего ответа?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.095 с.)