Тема 1. 1 эволюция институциональной теории и ее структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1 эволюция институциональной теории и ее структура.



Институциональная экономика

Редактор И.О. Фамилия

Корректор И.О.Фамилия

Дизайнер: И.О.Фамилия

 

Подписано в свет (дата) 2011 г. Заказ????. (Дает РИО)

Уч.-изд. л.??.

Тиражируется на машиночитаемых носителях.

 

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Рабочая программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 080000 Экономика и управление направления (профиля) 080200.68 Менеджмент (080200.68.00.09 Управление государственной и муниципальной собственностью)

 

Программу составили:

 

Доцент Е.А. Басинская

 

Заведующий кафедрой А.А. Ступина

 

«____»___________201__г.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и информационных технологий менеджмента (ЭИТМ)

 

«____» __________ 201___ г. протокол № ________

 

Заведующий кафедрой А.А. Ступина

 

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ управления бизнес-процессами и экономики (УБПЭ)

«___» ___________ 201___ г. протокол № ___________

 

Председатель НМСИ З.А. Васильева

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭИТМ

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

 

Заведующий кафедрой А.А. Ступина

Внесенные изменения утверждаю:

 

Директор ИУБПЭ З.А. Васильева


1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Развернутое представление об истории, становлении и текущем развитии новой институциональной теории, а также дать им навыки работы с соответствующим инструментарием решения задач институционального анализа.

Задачи изучения дисциплины:

Знакомство студентов с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках новой институциональной экономики;

Создание представления о сравнительных возможностях этих направлений и решаемых ими задачах;

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать: основные понятия и концепции институциональной теории, текущие тенденции развития институционального анализа, институциональные изменения в российской экономике, стратегии развития России в программах российского правительства.

 

Уметь: применять на практике полученные знания при анализе формальных и качественных моделей институциональной тематики, выявлять проблемы и противоречия российской экономики, проводить анализ программ социально-экономического развития, реферировать и рецензировать тексты.

 

Владеть: навыками самостоятельного освоения новых знаний, используя современные образовательные технологии, навыками решения задач, а также самостоятельной работы с академическими статьями по тематике курса, систематизировать и обобщать информацию; основными методами разработки прогнозов целевых программ социально-экономического и научно-технического развития.

 

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными компетенциями (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

 

 

Профессиональными компетенциями (ПК):

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

- знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

 


1.3 Межпредметная связь

Курс «Институциональная экономика» взаимосвязан с дисциплинами: история, философия, экономическая теория, социология, теория оранизации.

 

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
I II III V
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108)       3 (108)
Аудиторные занятия: 1,5 (54)       1,5 (54)
лекции 1 (36)       1 (36)
практические занятия (ПЗ) 0,5 (18)       0,5 (18)
семинарские занятия (СЗ)          
лабораторные работы (ЛР)          
другие виды аудиторных занятий          
промежуточный контроль          
Самостоятельная работа: 1,5 (54)       1,5 (54)
изучение теоретического курса (ТО) 0,72 (26)       0,72 (26)
курсовой проект (работа):          
расчетно-графические задания (РГЗ)          
реферат 0,32 (12)       0,32 (12)
задачи          
задания 0,5 (18)       0,5 (18)
другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)          

 

 


3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетных единиц (часов) ПЗ или СЗ зачетных единиц (часов) Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) Реализуемые компетенции
  Эволюция институциональной теории и ее структура 0.11 (4) 0.056 (2) 0.18 (6) ОК-2, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-11, ПК-22.
  Базовые элементы институтов 0.14 (5) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Институциональная среда 0.083 (3) 0.028 (1) 0.14 (5)
  Институциональный анализ прав собственности 0.056 (2) 0.056 (2) 0.11 (4)
  Теория трансакционных издержек 0.056 (2) 0.056 (2) 0.11 (4)
  Теория фирмы 0.083 (3) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Теория Государства 0.083 (3) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Домашнее хозяйство и другие организационные структуры 0.056 (2) 0 (0) 0.056 (2)
  Субъекты российского общества 0.083 (3) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Внелегальная экономика 0.056 (2) 0 (0) 0.056 (2)
  Причины и механизмы институциональных изменений 0.083 (3) 0.028 (1) 0.056 (2)
  Импорт и экспорт институтов 0.083 (3) 0.028 (1) 0.083 (3)
  Современные теории экономических реформ 0.083 (3) 0.028 (1) 0.083 (3)
  Институциональная теория инновационного развития 0 (0) 0.11 (4) 0.18 (6)

 

 


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Тема 1.1 Эволюция институциональной теории и ее структура.

Трудоемкость: аудиторные 0,18 з.е.(6 часов), практические 0,056 з.е. (2 часа), самостоятельная работа 0,18 з.е.(6 часов)

Либерализм, как идеологическая база классической и неоклассической школы. Пределы применимости неоклассического подхода. Старый институционализм как «бунт против формализма».

Истоки институционализма (историческая школа). «Старый институционализм» (Веблен, Митчелл, Коммонс). Неоинституционализм. Основные направления неоинституциональной теории.

Тема 1.2 Базовые элементы институтов.

Трудоемкость: аудиторные 0,18 з.е.(6 часов), практические 0,028 з.е. (1 час), самостоятельная работа 0,11 з.е.(4 часа)

Понятие института. Роль институтов в функционировании экономической системы. Функции институтов. Формальные и неформальные институты. Природа санкций. Зоны конфликта и совпадения. Внешние и внутренние институты. Объяснение и генезис правил. Соглашение и автоматизация правил. Модель Пейтона. Институциональные матрицы “социология-экономика-политика”. Институциональные соглашения.

Тема 1.3 Институциональная среда.

Трудоемкость: аудиторные 0,11 з.е.(4 часов), практические 0,028 з.е. (1 час), самостоятельная работа 0,14 з.е. (5 часов)

Роль и структурирование внешней среды субъектами экономической деятельности. Основные элементы институциональной среды – нормы, традиции, обычаи. Формальные институты рыночной экономики. Альтернативные подходы к структурированию институциональной среды – мягкие и жесткие институты. Классификация экономических институтов. Норма как базовый элемент институтов. Определение нормы. Нормы как результат рационального выбора – теория общественного выбора. Экономика соглашений – норма как предпосылка рационального поведения. Типы и соотношение соглашений. Социологический аргумент рационального поведения.

Соотношение ценностей, норм и правил. Группы правил: правила координации, правила кооперации, правила распределения. Принципы построение и анализа формальных моделей институциональных норм.

Тема 1.6 Теория фирмы.

Трудоемкость: аудиторные 0,11 з.е.(4 часа), практические 0,028 з.е. (1 час), самостоятельная работа 0,11 з.е.(4 часа)

Фирма как объект институциональной среды и субъект рынка. Организация, предприятие, фирма – различные подходы к анализу. Неоклассическая теория фирмы: основные положения, направления критики. Контрактные теории фирмы. Граница между институтом и фирмой. Факторы, определяющие оптимальный размер фирмы. Виды экономических организаций, их характеристики. Роль специфичности активов в формировании фирмы (подход О. Уильямсона). Подход к фирме с точки зрения прав собственности. Исключительные права.

Институциональная экономика

Редактор И.О. Фамилия

Корректор И.О.Фамилия

Дизайнер: И.О.Фамилия

 

Подписано в свет (дата) 2011 г. Заказ????. (Дает РИО)

Уч.-изд. л.??.

Тиражируется на машиночитаемых носителях.

 

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Рабочая программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 080000 Экономика и управление направления (профиля) 080200.68 Менеджмент (080200.68.00.09 Управление государственной и муниципальной собственностью)

 

Программу составили:

 

Доцент Е.А. Басинская

 

Заведующий кафедрой А.А. Ступина

 

«____»___________201__г.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и информационных технологий менеджмента (ЭИТМ)

 

«____» __________ 201___ г. протокол № ________

 

Заведующий кафедрой А.А. Ступина

 

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ управления бизнес-процессами и экономики (УБПЭ)

«___» ___________ 201___ г. протокол № ___________

 

Председатель НМСИ З.А. Васильева

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭИТМ

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

 

Заведующий кафедрой А.А. Ступина

Внесенные изменения утверждаю:

 

Директор ИУБПЭ З.А. Васильева


1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Развернутое представление об истории, становлении и текущем развитии новой институциональной теории, а также дать им навыки работы с соответствующим инструментарием решения задач институционального анализа.

Задачи изучения дисциплины:

Знакомство студентов с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках новой институциональной экономики;

Создание представления о сравнительных возможностях этих направлений и решаемых ими задачах;

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать: основные понятия и концепции институциональной теории, текущие тенденции развития институционального анализа, институциональные изменения в российской экономике, стратегии развития России в программах российского правительства.

 

Уметь: применять на практике полученные знания при анализе формальных и качественных моделей институциональной тематики, выявлять проблемы и противоречия российской экономики, проводить анализ программ социально-экономического развития, реферировать и рецензировать тексты.

 

Владеть: навыками самостоятельного освоения новых знаний, используя современные образовательные технологии, навыками решения задач, а также самостоятельной работы с академическими статьями по тематике курса, систематизировать и обобщать информацию; основными методами разработки прогнозов целевых программ социально-экономического и научно-технического развития.

 

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными компетенциями (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

 

 

Профессиональными компетенциями (ПК):

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

- знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

 


1.3 Межпредметная связь

Курс «Институциональная экономика» взаимосвязан с дисциплинами: история, философия, экономическая теория, социология, теория оранизации.

 

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
I II III V
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108)       3 (108)
Аудиторные занятия: 1,5 (54)       1,5 (54)
лекции 1 (36)       1 (36)
практические занятия (ПЗ) 0,5 (18)       0,5 (18)
семинарские занятия (СЗ)          
лабораторные работы (ЛР)          
другие виды аудиторных занятий          
промежуточный контроль          
Самостоятельная работа: 1,5 (54)       1,5 (54)
изучение теоретического курса (ТО) 0,72 (26)       0,72 (26)
курсовой проект (работа):          
расчетно-графические задания (РГЗ)          
реферат 0,32 (12)       0,32 (12)
задачи          
задания 0,5 (18)       0,5 (18)
другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)          

 

 


3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетных единиц (часов) ПЗ или СЗ зачетных единиц (часов) Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) Реализуемые компетенции
  Эволюция институциональной теории и ее структура 0.11 (4) 0.056 (2) 0.18 (6) ОК-2, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-11, ПК-22.
  Базовые элементы институтов 0.14 (5) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Институциональная среда 0.083 (3) 0.028 (1) 0.14 (5)
  Институциональный анализ прав собственности 0.056 (2) 0.056 (2) 0.11 (4)
  Теория трансакционных издержек 0.056 (2) 0.056 (2) 0.11 (4)
  Теория фирмы 0.083 (3) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Теория Государства 0.083 (3) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Домашнее хозяйство и другие организационные структуры 0.056 (2) 0 (0) 0.056 (2)
  Субъекты российского общества 0.083 (3) 0.028 (1) 0.11 (4)
  Внелегальная экономика 0.056 (2) 0 (0) 0.056 (2)
  Причины и механизмы институциональных изменений 0.083 (3) 0.028 (1) 0.056 (2)
  Импорт и экспорт институтов 0.083 (3) 0.028 (1) 0.083 (3)
  Современные теории экономических реформ 0.083 (3) 0.028 (1) 0.083 (3)
  Институциональная теория инновационного развития 0 (0) 0.11 (4) 0.18 (6)

 

 


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Тема 1.1 Эволюция институциональной теории и ее структура.

Трудоемкость: аудиторные 0,18 з.е.(6 часов), практические 0,056 з.е. (2 часа), самостоятельная работа 0,18 з.е.(6 часов)

Либерализм, как идеологическая база классической и неоклассической школы. Пределы применимости неоклассического подхода. Старый институционализм как «бунт против формализма».

Истоки институционализма (историческая школа). «Старый институционализм» (Веблен, Митчелл, Коммонс). Неоинституционализм. Основные направления неоинституциональной теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.084 с.)