Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научный, научно-технический и инновационный потенциал РБ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научный потенциал опр-ется как совок-сть ресурсов и условий осущ-ния научных исследований. Научно-технический потенциал — это совок-сть ресурсов и условий осущ-ния прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опыт-технологические работы. Инновационный потенциал — это совок-сть всех видов ресурсов и усл. обеспечения практического освоения рез-тов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии. Все эти потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого инновационного цикла. Главным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция. Наряду с законодательной базой в стране была создана организационная система научной деятельности, а также система органов гос. управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Нац. академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Принципы формирования научно-технической политики гос-ва определены в Законе РБ «Об основах государственной научно-технической политики». В их чис ло входят: - гос. поддержка фундаментальных и прикладных исследований; - выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержки научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики; - ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств,и технологий; и др. Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности как креативного ядра инновационной системы страны характеризуют следующие количественные и качественные параметры и показатели: - количество научных организаций, их структура; - объемы и структура исследований и разработок; - научные кадры; - финансовое обеспечение; - материально-техническая база; - научно-информационные ресурсы; - система управления научной сферой.
Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационно: способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями: - уровнем научно-технических разработок; - состоянием и мощностью опытно-экспериментальное базы отраслей и предприятий; - наличием резервных производственных площадей; - уровнем технологической базы производства и технического оборудования. Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства, эксплуатации, сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получен формации. 12. Формирование нац. инновационной системы страны: стратегич. и тактич. задачи. Современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:- организационную структуру — совокупность организаций гос. и частного секторов эк-ки, субъектов инновационной деят-сти, осущ-щих исслед. и разработки, произв-во и реализацию пр-ции, а также занятых управлением и формированием инновационной сферы; - инфраструктуру — центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны; - институциональную и правовую среду; -систему подготовки и переподготовки кадров. Важнейшим элементом национальной инновационной системы является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком.
Стратегической целью НИС является перевод эк-ки Бел. на инновационный путь развития. она должна отвечать след. требованиям: • быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий; • опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы; • иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений. Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития. · В рамках данных документов основными задачами являются следующие: · создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций; · формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств; · постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора эк-ки и соц. сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллект. собств-сти в хоз. оборот; · адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий; · рацион. сочетание гос. регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновац. деят-сти при реализации приоритетных направлений развития науки. 13. Инвестиционный потенциал нац.эк.. Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности. Инвестиционный потенциал страны — это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры. Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строительных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы. Основными составляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации и такие отрасли народного хозяйства и промышленности, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс). Инвестиционный потенциал страны располагает достаточными трудовыми ресурсами. Источниками инвестиций являются валовые накопления — разница между объемами произведенного ВВП и текущего потребления
В Бел. сохр-ся тенденция преимущественного инвестирования в объекты производств. назначения — 65 % и устойчивая тенденция роста инвестиций в негос. сектор эк-ки — до 50 % общего объема инвестиций в основной капитал. Главными получателями остаются такие отрасли, как пром-сть (30 %), жилищное строительство (17,3 %), транспорт (12,4 %) и с\х (8,2 %). Важной задачей повышения эффективности использования инвестиционного потенциала страны является мобилизация отечественных и активизация привлечения иностранных капиталов с целью обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Инвестиции все больше приобретают инновационную направленность. Особое внимание уделяется поиску новых форм и способов их привлечения, созданию стабильных правил экономической и инвестиционной деятельности, стимулированию предпринимательской инициативы. Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейских стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития на ближайший период являются: • техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий и более полное удовлетворение на этой основе потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции; • внедрение ресурсосберегающих технологий, выпуск новых видов строительных материалов, конструкций и изделий, отвечающих требованиям международных стандартов Для повышения эффект-сти исп-ния инвестиц. потенциала необх. обеспечить выполнение мероприятий по оказанию гос. поддержки проектам создания (развития) приоритетных произ-ств путем первоочередного их кредитования, предоставления гос. преференций и гарантий; создать усл. в виде налоговых и др. льгот для привлечения иностр. капиталов, прежде всего в приоритетные подотрасли — произ-во цемента, стеновых и теплоизоляционных мат-лов.
14. Информационно-технологический потенциал Новейшие инф-коммуник технологии и их яркое воплощение — сеть Интернет — оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни современного общ-ва и наиболее масштабно — на эк-кую. Новое кач-во эк-ки информац. эры отражает «новая эк-ка» — комплекс наукоемких отраслей, занятых произв-вом и обслуживанием информац. оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуник. сетей и др.
Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества: - функционирование органов государственной власти и управления и их взаимодействие с бизнесом и населением; - развитие производительных сил; - повседневную жизнь граждан — с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телерадио-, телемедицина, потребности в информации и общении. Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики формационного общества в стране. Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие: - информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования; - информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии; - автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе; - информационно-телекоммуникационная инфраструктура, технологическая сетевая среда передачи и обработки дани; - информац. индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи; - система компьютерного образования; Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий формационной безопасности и защиты данных; единство организационных, технических и технологических принципов построения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению. Беларусь активно участвует в развитии отраслей ИКТ с момента их зарождения в мире в 50—60-х гг. Под информатизацией понимается «организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю Документированной информации» Основная цель государственной политики в области информатизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении такой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечественным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Производственный потенциал. Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.
Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых — при расчете динамики изменения ресурсной обеспеченности) ценах, учитывается также переоценка фондов. В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс приватизации и разгосударствления основных фондов. В соответствии с действующим в системе статистического учета Республики Беларусь классификатором отраслей народного хозяйства все основные фонды делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные. Именно с основными фондами связано понятие производственной мощности как способности средств труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции. Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием кризисных явлений в экономике, которые сопровождались падением инвестиционной активности. В итоге низкие объемы ввода в действие основных фондов не компенсировали объемы их выбытия. Качественными характеристиками произв. потенциала эк-ки являются: уровень износа осн. фондов; возрастной состав активной части осн. фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ колич-ных и кач-ных пок-лей позв-ет определить потенциальную способность основн. фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.014 с.) |