Состояние, факторы и тенденции развития регионов 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние, факторы и тенденции развития регионов



Перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производств и соц инфраструктур, согласования эк и соц развития,комплексного решения проблем.

Но пробема в том, что рег стр-ра инертна(плохо перестраивается).Территория каждого региона может рассматриваться как условие и фактор размещеия произв сил, определяющие эфф-ть создания и функц-я производств.Факторы:минерально-сыревые,водные, лесные, трудовые и т.д.

С целью обеспечения устойч развития страны регион политика г-ва д.б. напрвл на создание в кажд регионе ресурсофинансового потенциала, достаточного для решения осн задач соц-эк развития;рац исп-е соц-эк и эколог потенциалов,исп-е преимуществ территор раздел-я труда, а т.ж. сокращение разрыва в уровне и качестве жизни городов и сел.

Факторы повыш-я конкуретоспособности регионов:

Выгодное геогр пол-е, выс Ур разв-я производств и инновац потенц, наличие историко-культ среды.

Для соверш-ния соц-экон системы отд регионов страны необходимо: • обеспечить рациональную специализацию хозяйства каждого региона; • стимулировать развитие предприятий и отдельных производств, функционирование которых способствует большей сбалансированности хозяйства территории, формированию и развитию региональных рынков — трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.; • повысить уровень обеспеченности областей потребительскими товарами; • снизить эколог. нагрузку в крупных индустр. центрах; • ускорить развитие отраслей социальной сферы, прежде всего в регионах, где уровень ее обеспечения ниже среднересп., учитывая демографическую структуру населения и специфику системы расселения.

 

36 Проблемы перехода от централизовано плановой к рыночной экономике

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три этапа:

• первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает

развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков.

Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неэффективностью функционирования данной системы, которая опре­делена следующими предпосылками:

- отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения;

- формальное существование товарно-денежных отноше­ний и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции;

- подавление хозяйственной инициативы директивным планированием низким уровнем производительности;

- неспособностью эффективно реализовать научные до­стижения.

Основными факторами переходного периода являются следующие:

- экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения);

- технико-экономические (моральный и материальный из­нос производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень);

- организационно-управленческие (кризис управления);

- мотивационные (исчерпание мотивационного потенциа­ла действующей системы);

- социальные (падение уровня жизни, конфликтность об­щества);

- внешние (сдерживающие или разрушительные воздейс­твия внешних условий).

 

 

37 Цели и функции гос. регулирования

Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенап­равленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствую­щего этапа развития экономики.

Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:

• бюджетно-налоговая политика; • денежно-кредитная политика;

• ценовое регулирование; • амортизационная политика;

• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Функции государственного регулирования экономики:

За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

• эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

• поддержка социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; и др.

38 Структура государственного управления в Республике Беларусь

Одним из важных условий реализации государством сво­их функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата.

В соответствии с Конституцией Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д.

Система госуправления РБ построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств (Мин-во архитектуры и строительства; внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения; Иностранных дел; Культуры; образования; промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный;пограничных войск;госкомитет по авиации; по науке и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете Министров РБ (по материальным резервам; по земельным ресурсам,геодезии и картографии; по делам религии и национальностей; по архивам и делопроизвоству) и 8 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром; Белнефтехим; Беллегпром; Белкоопсоюз; Бел. Железная дорога).

Министерства и госуд. комитеты являются респуб-ми органами госуд. управления (функциональными или отраслевыми), проводящими госу­д. политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) дру­гих респуб. органов госуд-го управления РБ.

В центральных аппаратах министерств, госуд. ко­митетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции со­ответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствую­щих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных администраций. Из республиканских орга­нов управления экономикой и социальной сферой свои терри­ториальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, при­родных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и соци­альной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу РБ.

Структурные подразделения местных исполнит-х и распоряд-х органов, обеспеч-их реализацию на своей территории госуд. политики в отдельных от­раслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполко­мов, соответствующим республиканским органам государс­твенного управления.

Необходимо отметить, что сложившаяся система госуд-го управл. экономикой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих пол­номочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же пол­номочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в РБ социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффек­т-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

39 Прогнозирование, планирование, программирование как формы гос.регулирования. Важн. Прогнозные и программные док-ты по соц-эк. развитию РБ.

Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:

1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;

3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

40 Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Каждая страна стремится к общим целям развития цивили­зации, но идет к ним своим путем. Исходное состояние системы - это первое, что определя­ет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с дру­гой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного пери­ода характеризовалось следующими чертами:

- сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохо­зяйственный комплекс СССР; -чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;

- размещение подавляющей части рынков сбыта продук­ции в республиках СНГ;

- неконкурентосп-ть отечеств. продукции на мир-х рынках из-за ее низкого качества;

Признание, во-первых, преимуществ эволюционной фор­мы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководс­твом и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

- длительная принадлежность к социалистической систе­ме обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

- истор. вера в необх-сть сильного госуд-ва обусловила сохранение ведущей роли государства в рын-х преобразованиях;

- традиц. сдержанность, терпеливость, осмотритель­ность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к ры­н-м реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;

- неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет боль­шинства населения.

Типовая модель соц. ориентированной экономики отлич. следующими чертами:

- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля госуд. собственности;

- Макроэконом. регулирование осущ-ся не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвести­ционную, структурную области, трудовые отношения;

- особое значение для гос.. органов имеет под­держание конкурентных отношений, кот-е обесп-ся ср-ми структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; - развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Белорус. перспективная модель экономики вкл. след. принципы и направл.госуд. поли­тики, определяющей контуры будущего общества:

- общую соц. ориентацию общества, государства, экономической системы;

- формирование развитого граждан. общества и само­управления;

- повышение эффект-ти производства и страновой конкурентоспособности;

- следование экологическим стандартам.

Исходя из мирового опыта выхода государств из кризисно­го состояния и с учетом нац. контекста, были выде­л. три этапа преобраз-ия эконом. системы:

- стабилизационный, в течение которого необходимо пре­одолеть кризисные явления в экономике -структурной перестройки, ориентированной на потреб­ности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда; - экономического роста, основанного на результатах де­ятельности общества на предшествующих двух этапах.

Нац-ая стратегия устойчивого соц.-эконом. развития на период до 2020 г. определяет стратегич. цель как динамичное повыш. уровня благосостояния, нравственности на основе интеллект-но-ин­новац-го разв.эконом-ой, соц-ой и дух-ой сфер, сохранения окруж. среды для нынешнего и будущего поколений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.011 с.)