Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Человеческий капитал и общество

Поиск

1. Теория человеческого капитала.

2. Человеческий капитал и экономика знаний.

3. Общий механизм государственной политики в сфере формирования и использования человеческого капитала.

 

1. Предпосылки появления современной концепции человеческого капитала в экономической науке связаны с тенденциями становления нового, постиндустриального общества: развитием НТП и новым этапом НТР, социальными, экономическими и структурными сдвигами в народном хозяйстве, возрастанием качества совершенствования трудовых ресурсов, ускорением темпов нематериального накопления и др.

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств из текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видам человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей и др.

Концепция человеческого капитала исходит из того, что наименьшей хозяйственной единицей стала признаваться семья, а не отдельный индивид. Поэтому данная концепция дала импульс развитию теории экономики семьи: домашнее хозяйство и потребительская деятельность стали выделяться в особый вид производства.

Так, около 30% времени наемных работников приходится на традиционное рабочее время, остальные же 70% - расходуются в сфере досуга и потребления. Если же взять все население в целом, то не более 15% всего общественного времени приходится на традиционное рабочее время, остальное время расходуется в сфере воспроизводства рабочей силы. Данную сферу можно обозначить сферой социального воспроизводства.

Истоки концепции человеческого капитала прослеживаются еще в работах У. Пети, А. Смита, Д.Ст. Милля, Ж.Б. Сэя, К. Маркса, Л. Вальраса и др. экономистов прошлых столетий. Петти еще в 18 веке впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности.

Современная теория человеческого капитала возникла в 50-60 годы 20 века в рамках Чикагской экономической школы. В числе ее основоположников Г. Беккер и др.

Само же понятие человеческого капитала одним из первых ввел А. Смит, полагавший, что человеческий капитал – это накопленные знания и умения членов общества, которые дают право на получение дохода. При этом А. Смит включает в понятие фиксированного капитала мастерство и полезные способности человеческих существ: «человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам». Данное определение близко к современному, согласно которому человеческий капитал есть совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников, приложенная к выполнению текущих задач; а также моральные ценности хозяйства, культура труда и общий подход к делу.

Человеческий капитал – есть форма капитала, так как является источником будущих заработков или будущего удовлетворения; он человеческий, так как является частью человека.

Аналогию между человеческим и «обычным» капиталом нельзя считать полной, потому что:

- в современном обществе человек, в отличие от станка или пакета акций – не может быть объектом купли-продажи (таковое может быть только в рабовладельческом обществе). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют;

- человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные;

- человеческий капитал менее ликвиден, чем физический по причине неразделенности личности человека и человеческого капитала;

- у человеческого капитала больше инвестиционный период: в среднем 15-20 лет, у физического капитала – 1,5-2 года, следовательно, вложения в человеческий капитал обладают большей степенью риска и неопределенности;

- обладая человеческим капиталом нужно работать, чтобы получать доход, то есть человеческий капитал может быть реализован только в труде своего обладателя.

Аналогия между человеческим и физическим капиталом:

- человеческий капитал представляет собой благо длительного пользования;

- он требует расходов по ремонту и содержанию;

- может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ и др.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего – в образование и производственную подготовку.

С точки зрения теории человеческого капитала, при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости оттого, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о прекращении. Нормы отдачи выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а так же между системой просвещения в целом и остальной экономикой.

Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании.

Различаю частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельного инвестора, вторые – с точки зрения всего общества.

Существую два основных подхода к расчету норм отдачи:

- 1-й подход основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончил институт и тех, кто не пошел дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых затрат, включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный студентами за время обучения. (По существу они измеряют, ценность времени студентов, затраченного на формирование человеческого капитала). На потерянные заработки приходится до 2/3 суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.

- 2-й подход исходи из оценки параметров «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Данный подход существенно упростил оценку эффективности вложений в образование.

Расчеты показывают, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. Это свидетельствует в пользу предположения о рациональности поведения родителей и студентов.

Неодинаковы нормы отдачи для различных категорий работников: у мужчин они выше, чем у женщин и т.д.

Международные сопоставления свидетельствуют, что с ростом душевого дохода эффективность вложений в человека убывает, но в самых богатых странах вновь перемещается вверх.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем «обычные» капиталовложения.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства.

Для эффективного (оптимального) функционирования физического и человеческого капиталов предлагается категория социального капитала. Социальный капитал – это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве, объем которого можно измерить с помощью индекса доверия в обществе и членства граждан в общественных объединениях. Социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающих условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды.

В отличие от капитала денежного или материального социальный капитал по мере расходования только возрастает, поскольку, чем интенсивней практика кооперации и взаимовыручки, тем прочней и эффективней сети солидарности и больше масса взаимного доверия.

 

2. Основным элементом формирования человеческого капитала на этапе развития постиндустриального общества признаются знания и информация, поэтому закономерным является появление в экономической науке нового направления – экономики знаний.

Степень сложности производства в условиях постиндустриализма требует высоких информационных технологий, в том числе технологий распространения знаний.

Одна из особенностей экономики знаний состоит в том, что на новые знания, в отличие от других товаров, существует постоянный спрос.

Экономика знаний имеет принципиальные черты, отличающие ее от экономики традиционного типа:

- с потреблением знание может увеличивать свою ценность. Бартер в области знаний более эффективен, чем в области обычных продуктов. Обмениваясь идеями, ученый ничего не теряет, а только приобретает. Эта особенность накладывает свою специфику на отношения собственности, ибо обладание знанием не есть обладание собственностью на знание. Существует понятие «копии знания». Копия, как правило, производится с почти нулевыми затратами, тогда как приобретение самого знания может требовать огромных затрат высококвалифицированного труда. Указанная особенность знания в рыночной среде порождает ряд особенностей. Например, аренда или лизинг в экономике знаний приобретает форму патентно-лицензионных отношений (торговля лицензиями – правами на использование знания);

- неделимость знания как продукта. Конкретное знание либо имеется, либо нет. Трудно представить себе наличие знания наполовину или на одну треть. Распространители знаний в рыночной экономике оказываются в монопольном положении. На традиционном рынке монополист, стремясь получить максимальную прибыль, может искусственно ограничивать производство, используя при этом дискриминационные цены. Монополисты сначала снимают сливки, устанавливая очень высокие цены, потом снижают их последовательно, охватывая все новые категории потребителей. В результате монополисты недопроизводят продукт. Поэтому в некоторых странах были вообще запрещены действия монополистов в рамках антимонопольного законодательства.

Применительно к знаниям, наоборот, использование дискриминационных цен приводит к максимальному удовлетворению потребностей общества. Механизм дискриминационных цен позволяет распространителю знания получить максимальную прибыль именно при наибольшем объеме распространения знания. Это связано с тем, что копирование знания почти ничего не стоит;

- наличие автора (создателя). Авторство существенно усложняет трактовку собственности. Например, работник в частной или государственной фирме сделал изобретение в рабочее время и на средства фирмы. В трудовом договоре предусмотрено, что изобретенное работником становится собственностью фирмы. Однако сложное изобретение, особенно на первых порах, невозможно использовать без участия автора. Тем самым реальные права собственности фирмы оказываются ограничены. Мировой опыт свидетельствует, что в распределении прав на ИС роль автора все возрастает.

Для России очень важно выработать такие правовые акты, которые бы соответствовали международной практике, стимулировали научно-техническую деятельность и препятствовали утечке наших достижений за рубеж или использованию их против интересов государства.

 

3. Согласно концепции национального имущества, общественным достоянием признаются природные ресурсы. Человеческий капитал (трудовые ресурсы), включая категории социальных знаний и информации, также относится к ресурсам жизнеобеспечения человечества и, следовательно, является общественным достоянием.

Реализация данного положения возможна при осуществлении механизма государственной политики в области формирования, развития, использования и сохранения человеческого (интеллектуального) капитала в целях активизации его социально-экономического потенциала.

Если человеческий капитал воспроизводится с использованием (посредством) государственных образовательных ресурсов, то с его пользователей необходимо взимать соответствующую арендную плату (рентные платежи) как плату за пользование объектами общественной монополии. Эти платежи могут осуществляться как в денежной, так и безденежной (исполнение различных повинностей, несение службы, оказание услуг и др.) формах. Таким образом, вводится частный режим (рыночный принцип) в получении общественных благ членами общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.009 с.)