Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий терминов и определений

Поиск

 

Институционализм (от лат. institutio) - наставление, указание, образ действия) - течение в политической экономии, возникшее в конце XIX - начале XX века в связи с переходом от господства частной капиталистической собственности и свободной конкуренции к развитию обобществления хозяйства, его монополизации и огосударствления. Его основоположник – американский экономист Торнтейн Веблен. Представители: У. Митчелл, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Гелбрейт, Г. Мюрдаль и другие. Оно явилось реакцией реформистски настроенных экономистов на негативные социально-эконо­мические стороны капитализма.

Термин «институционализм» впервые применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 году для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института. В дальнейшем к американской школе институционализма примкнули западноевропейские экономисты.

Институционалисты, в отличие от неоклассиков, не идеализируют преимущества рыночной экономики и не рассматривают рынок как заведомо эффективную систему хозяйствования. Институционалисты видят в рынке недостатки, «провалы рынка», которые, с их точки зрения, должны быть компенсированы государственным регулированием и «социальным контролем» со стороны общества.

Принципиальное отличие этой концепции от других состоит в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономи­ческими, но и социально-политическими, правовыми, социально-пси­хологическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, тра­дициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Человеческое общество или социальная система - это совместная деятельность людей, упорядоченная правовыми и условными нормами. В совместной деятельности люди объединяют свои усилия для достижения как общей цели (коллективная деятельность), так и для достижения полезных себя результатов (индивидуальная деятельность). Примером совместной деятельности является рыночная сделка. Люди могут кооперироваться ради пользы кого-то другого, вовсе не входящего в их круг, когда их принуждают к этому.

Традиционный институционализм - это совокупность достаточно разнородных концепций: технократическая концепция Т. Веблена, те­ории постиндустриального общества (Гэлбрайт, Белл), теория эконо­мической отсталости Г. Мюрдаля, которая по сей день является наибо­лее фундаментальной теорией развития стран третьего мира.

Родоначальниками старого, раннего или традиционного, институционализ­ма являются американские экономисты ТОРСТЕЙН ВЕБЛЕН (1857-1929), ДЖОН КОММОНС (1862-1945), УЭСЛИ МИТЧЕЛЛ (1874-1948). Их методология предусматривала:

1) широкое использование описательно-статического метода;

2) историко-генетический метод;

3) как исходное начало - категорию института.

Ими были разработаны социально-психологическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс), институционально-статистическое (Митчелл), а в дальнейшем - социологическое (Дж. Гелбрейт) направление.

Неоинституциональная эконо­мика – термин «новая институциональная экономика» был введен О. Уильямсоном в 1975 г. в работе «Рынки и иерархия».

Неоинституциональная экономика существенно отлича­ется от институциональной. Институциональная экономика рассмат­ривает не частные случай, а обобщения (теории постиндустриального, постэкономического общества, теория конвергенции и экономика глобальных проблем), т. е. использует индуктивный метод. Неоинституционалисты применяют дедукцию - идут от общих принципов к объяснению конкретных явленийобщественной жизни.

По мнению неоинституционалистов, в основе отношений между людьми лежит взаимовыгодный обмен. Такой подход называется контрактной (договорной) парадигмой. «Политика, - пишет, например, Дж. Бьюкенен, - есть сложная система обмена между индивидами... На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглаша­ются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага: от местной пожарной охраны до суда».

Контрактная парадигма создает экономику соглашений, в основе которой лежит «норма». Понятие «норма» является основополагаю­щим в системе категорий институционализма. Представители амери­канского неоинституционализма рассматривают нормы, прежде всего, как результат выбора; французские - как предпосылку рационального поведения. Рациональность поэтому также раскрывается как норма поведения.

Соглашения образуют институциональную среду и определяют «правила игры», как в частном секторе через теорию прав собствен­ности (А. Алчиан), так и в общественном через теорию общественно­го выбора (К. Эрроу, Дж. Бьюкенен).

Из теории прав собственности выросли, в свою очередь, три концепции: экономика права, экономика организаций и новая экономиче­ская история(Д. Норт).

Теория общественного выбора тоже разделилась на две ветви: кон­ституционную экономику и экономику политики.

Неоинституционализм поставил во главу угла проблему мотивации человеческого поведения. Его интересует процесс принятия решений, их условия и предпосылки. Они изложены в теории агентов (Т. Стиглиц), в которой сначала рассматриваются предварительные предпо­сылкиконтрактов (ex ente), а затем теория трансакционных издержек(Р. Коуз), т. е. реализованных соглашений(ex post).

Эволюционный институционализм (новая экономическая история) - лидером этого направления является американский ученый Дуглас Норт. Из работ самого Норта и его последователей вырисовывается концепция институтов и институциональной динамики, опирающаяся на понятия прав собственности, трансакционных издержек, контрактных соглашений и групповых интересов и претендующая на объяснение самых общих закономерностей развития человеческого общества.

Норт исходит из того, что, будучи «правилами игры», институты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей по определенному руслу. Этим они снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой. Когда люди верят в надежность и справедливость законов, договоров и прав собственности, они воздерживаются от попыток мошенничества, кражи, обмана. Так, институты выполняют свою главную функцию - экономии трансакционных издержек. Однако создание и поддержание общих «правил игры» в свою очередь требует немалых затрат.

В составе институтов Норт выделил три составляющие:

а) Неформальные ограничения (традиции, обычаи, всякого рода социальные условности);

б) Формальные правила (конституции, законы, судебные процедуры, административные акты);

в) механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.).

Неформальные институты образуют как бы подводную часть айсберга. Они складываются спонтанно, без чьего то сознательного замысла, как результат взаимодействия множества людей, преследующих собственные интересы. Многое в этом процессе прояснила теория игр, ставшая сегодня популярным инструментом неоинституциональных исследований.

Формальные институты и механизмы принуждения устанавливаются и поддерживаются сознательно, в основном – силой государства. Формальные правила допускают резкую одномоментную ломку (в периоды революций), тогда как неформальные меняются лишь постепенно.

Сравнение старого и нового институционализма:

1. В старом институционализме важное место занимает исследова­ние проблем трансформации индустриального общества в неоиндустриальное (т. е. информационное) общество на основе НТР, которая должна преодолеть социальные противоречия системы. В отличие от старого неоинституционализм характеризуется от­ходом от абсолютизации технических факторов, большим внима­нием к человеку и социальным проблемам.

2. Традиционный институционализм пытается изучать экономиче­ские проблемы методом других наук: социологии, психологии, юриспруденции. «Новые» идут другим путем: изучают правовые и другие проблемы методами неоклассической экономической тео­рии, с применением аппарата современной микроэкономики и тео­рии игр. Такое явление получило название экономического импе­риализма.

3. В фокусе внимания «старых» институционалистов находились действия коллективов (профсоюзы, государство), не затрагиваю­щих интересов индивидов. Напротив, «новые» институционалисты изучают поведение индивида, который по своей воле решает, в каком коллективе ему быть.

Считается, что новый институционализм, как и неоклассический синтез, являются магистральными течениями современной экономи­ческой мысли.

Норма – предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий, это базовый регулятор взаимодействия людей. Нормой определяется как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Рефлексивные нормы (внешняя норма) - правовые нормы и условные правила, упорядочивающие совместную деятельность людей.

Условное правило (этическая норма) - это обычай, правила этикета, корпоративной или сословной чести и т. п.

Правовая норма – формальные институциональные правила, предполагает принуж­дение, идущее извне.

Институты - это формальные и неформальные правила, созданные людьми, а также механизмы, обеспечивающие их соблюдение.

Социальное хозяйство - внешним образом упорядоченная совместная деятельность людей, посредством институтов, характеризующаяся определенной задачей и направленная на мирное добывание средств удовлетворения потребностей.

Институционализация - закрепление внешней нормы в общественной практике, ее фактическое подтверждение в реальном поведении людей (в реальных правоотношениях, традициях и т.д.).

Ассиметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть - нет.

Контракт (с юридической точки зрения) - добровольное заключаемое соглашение, основанное на взаимовыгодных обещаниях, к выполнению которых стороны могут быть принуждены в соответствии с нормами контрактного права. Ключевыми элементами данной дефиниции являются добровольность и взаимность обязательств, а также единственность механизма принуждения.

Контракт (с точки зрения теории прав собственности) - соглашение об обмене правомочиями и их защите, являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.

Классический контракт – двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Полный и формализован­ный контракт, предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом его выполнения является госу­дарство.

Неоклассический контракт – долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Неоклассический контракт является неполным, предполага­ет непрерывность отношений сторон при возникновении конф­ликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения кон­тракта - третья сторона.

Отношенческий или имплицитный контракт – долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Отношенческий контракт является неполным, предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарант выполнения контрак­та - один или оба контрагента.

Оппортунистическое поведение – поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнера. Проблеме оппортунистического поведения в теории трансакционных издержек принадлежит одно из центральных мест. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

Теорема Коуза - если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности. Таким образом, выдвигается парадоксальное положение: при отсутствии издержек по осуществлению сделок структура производства остается той же самой независимо от того, кто каким ресурсом владеет. Основные выводы теоремы Рональд Коуз изложил в статье «Проблема социальных издержек». Сам Коуз не ставил перед собой задачи сформулировать какую-то общую теорему. Выражение «теорема Коуза» были введены в оборот Джорджем Стиглером.

Теория общественного выбора – теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Теория общественного выбора видит в нормах результат осознанного, рационального выбора людей. Она изучает, прежде всего, юридические нормы, отражающие результат политического выбора и фиксируемые в праве. Нормы и правила появляются в результате взаимодействия индивидов на политическом рынке, который рассматривается как рынок аналогичный товарам и услугам. В данной теории выделяют три постулата: методологический индивидуализм; модель рационального выбора; применение концепции обмена к анализу политики.

Экономика соглашений - в отличие от теории общественного выбора, предполагает увидеть в следовании нормам предпосылку рационального поведения, хотя они заданы извне. Данная экономика рассматривает норму в качестве предпосылки для взаимной интерпретации намерения и предпочтения участниками сделок на рынке. В такой перспективе следование норме становится для индивида способом доведения до контрагента сигналов о своих намерениях, также как основой для понимания намерений других индивидов. Индивиды выполняют требования нормы не потому, что она является абсолютным детерминантом их поведения, а для снижения неопределенности во взаимодействиях, и, следовательно, для достижения своих рационально поставленных целей.

Экономика соглашений изучает не только юридические и формальные нормы, но и соглашения – совокупность неформальных норм, составляющих правила игры, по которым осуществляется взаимодействие между людьми в той или иной сфере деятельности.

Трансакционные издержки – издержки (затраты и потери) в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, как требующих детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек. Первоначально трансакционные издержки были определены Р.Коузом в работе «Природа фирмы» в 1937 году как «издержки пользования рыночным механизмом».

Классификация трансакционных издержек:

1) издержки поиска информации (затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, имеющихся товарах, поставщиках и потребителях);

2) издержки ведения переговоров;

3) издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг;

4) издержки по спецификации и защите прав собственности (расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав);

5) издержки оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или направленное на получение односторонних выгод.

Трансформационные (производственные) издержки – противопоставляются трансакционным и связаны с физическим преобразованием ресурсов.

Трансакция – сделка, обмен.

Трансформация внешних эффектов во внутренние – может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам. Существование экстерналий приводит к расхождению между частными и социальными издержками (по формуле: социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, т. е. возлагаемых на третьих лиц). В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, в случае положительных внешних эффектов - наоборот, социальные издержки ниже частных.

Экстерналии - внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Существование экстерналий приводит к расхождению между частными и социальными издержками (по формуле: социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, т. е. возлагаемых на третьих лиц). В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, в случае положительных внешних эффектов - наоборот, социальные издержки ниже частных. Согласно Коузу, экстерналии (т. е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.

Положительный внешний эффект (положительные экстерналии) – возникает в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Пример: строительство дороги, цветника, очищение пруда бизнесменом.

Отрицательный внешний эффект (отрицательные экстерналии) – возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Пример: дым из фабричной трубы, которым вынуждены дышать окружающие, загрязнение рек сточными водами, курение в общественном месте и т. д.

Провалы (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах рынка»:

- монополия;

- несовершенная (ассиметричная) информация;

- внешние эффекты;

- общественные блага.

Расхождения между частными и социальными издержками и выгодами впервые исследовал Артур Пигу в книге «Теория благосостояния». Он характеризовал их как «провалы рынка», так как ориентация лишь на частные выгоды и издержки приводит либо к перепроизводству благ c отрицательными экстерналиями (загрязнение воздуха и воды, высокий уровень шума и т. д.), либо к недопроизводству благ с положительными экстерналиями (отказ частных лиц от возведения маяков, прокладки дорог и т. п.). Указания на «провалы рынка» служили для Пигу теоретическим обоснованием государственного вмешательства в экономику: он предлагал налагать на деятельность, являющуюся источником отрицательных внешних эффектов, штрафы (равные по величине экстернальным издержкам) и возмещать в форме субсидий эквивалент экстернальных выгод производителям благ с положительными внешними эффектами.

Провалы (фиаско) государства (правительства) - случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Право - терминологически имеет, по крайней мере, два значения. Оно выступает как юридическое понятие: право – это нормы и отношения, установленные или санкционированные, а также охраняемые и гарантируемые государством. С другой стороны, под правом понимается признанная данным обществом свобода действия в определенной сфере и в определенных пределах. Причем признание права не обязательно связано с государственной санкцией: оно может быть обусловлено иными общественными институтами, например, обычаями, моралью, религией, корпоративными соглашениями и т. д.

Прямая демократия – политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Рациональное неведение – ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.

Спецификация прав собственности - исключить других из собственного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Смысл и цель спецификации – создание условий для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – с. 639.

2. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. Часть 1-3. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. Д.С. Львова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 416 с.

5. Тарушкин А.Б. Институциональная экономика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.

 

Дополнительная:

1. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. – М.: ИМЭМО, 1990.

2. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1993.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.

4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. - Ростов – н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000. http://www.ie.boom.ru.

 

 


2 Колесов Н.Д. Общественная собственность на средства производства основное производственное отношение социализма. – М.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1974. С. 14-20.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.015 с.)