Психотерапия и психическая интенииональность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотерапия и психическая интенииональность



Во время выступления в римской мэрии я сказал, что больные должны оставаться в ведении медицины, тогда как высокая психология призвана обратить свой взор на людей, способных к критическому познанию действительности. Я также сказал, что вылечить больного нетрудно, но необходимо осуществить нечто большее — научить врача, психолога, политика раскрывать в социальной и личностной сферах лучшие способности своего разума. Речь идет о том, чтобы распоряжаться безграничной властью ума.

Психотерапия — это умение исследовать психическую интенционалъностъ. Психотерапия точна, когда выдерживает проверку нормой природы, требующей от субъекта быть креативной, ориентирующейся на норму победителя личностью. Наука состоятельна, если сообразующийся с ней субъект становится здоровым, удовлетворенным своей жизнью, гармонично вписывающимся во всякий взаимодействующий с ним контекст, поскольку только такая наука доказывает, что способна распознавать энергетические намерения самой жизни и адекватно отвечать на них. Действенность психотерапии зависит от точности применяемого метода и точности психотерапевта. Неоспоримым доказательством соблюдения обоих параметров становится исчезновение патологического симптома и дальнейший рост субъекта, выбравшего собственное развитие.

 

­ Конец страницы 186 ­

¯ Начало страницы 187 ¯

Проведение психотерапии требует выявления интенциональ-ности природы, интенциональности комплекса и сознательного «Я», то есть интенциональности слов клиента. Я не помню ни одного клиента, который бы рассказал правду о своем случае. Клиент всегда лжет, делая это сознательно или бессознательно, и потому не может мне дать точных указаний. Напротив, сновидения всегда искренни. Образы сновидения напрямую выражают организмическое состояние субъекта, только частично отраженное сознательным «Я». Сновидение — это свойственная нашему организму и необходимая ему компенсаторная деятельность.

Я могу провести гистологический или эндоскопический анализ, но понимает ли себя сам организм? Как самому провести эндоскопию? Сновидение — это один из путей для объективного анализа данности определенной ситуации или симптома.

Занимаясь клинической психотерапией, я всегда искал движущую психологическую причину, которая вызывала клеточные нарушения в организме. Ее нахождение позволяло устранить симптом. Для исцеления необходимо убрать интенциональ-ность комплекса субъекта и позволить свободное течение природной интенциональности. Таким образом, сама природа приводит в норму и восстанавливает субъекта. Речь идет только об уничтожении ошибки, которую допустил субъект, в том числе и на органическом уровне, сам того не осознавая.

Каждое человеческое существо непрерывно создает себя — миг за мигом, на протяжении многих лет. Человек не знает, что определенные мысли, его манера любить или ненавидеть являются формой, воплощающейся в определенной зоне его организма. Поэтому, если субъект прекратит привычно мыслить, оставит свои идеи, то выздоровеет. Трудность работы психотерапевта состоит в следующем: выявить вредоносную идею, выделить интенциональность, искажающую интенциональность природы.

Возьмем, к примеру, специалиста, который не может достичь определенного социального примата. Он осознанно говорит о том, что недостоин желаемых высот, но глубоко внутри себя таит обиду за несправедливое к нему отношение и непризнание его талан-

 

­ Конец страницы 187 ­

¯ Начало страницы 188 ¯

тов. Происходит так, будто этот человек создает колонию, собирает маленький народец в самом себе, и на его территории психика конструирует собственный агломерат, впоследствии соматизи-рующийся, например, в карциному. Бесполезно удалять опухоль хирургическим путем, необходимо дойти до той точки, в которой психика без ведома субъекта кодифицирует химические новшества, противные естественному состоянию организма.

Даже медицинское лечение возможно только при допущении предпосылки, что природа сама по себе изначально здорова. Метафизика бытия соучаствует, соприсутствует в индивиде. Необходимо отследить точный дискурс природы, выступающий за Ин-се человека. С этой целью мы пользуемся данными анамнеза и исторической биографии, анализируем симптом (и/ или проблему), а также физиогномический кинетико-проксеми-ческий язык, сновидения и семантическое поле.

Процессы сознания и научной деятельности человеческого существа протекают в симбиозе с образом. Ничто не происходит без участия психического образа. Все случается в сфере спекулярности энергии. Ясно, что всякое нарушение природного хода также происходит посредством образа. Образ задает стереотип модуля и постоянно воспроизводит его. Вот почему во время психотерапии необходимо «раскопать» образ.

Образ остается бессознательным, невидимым для сознания. Речь идет об образе как о форме, которая пребывает внутри действия. Мы живы действием, существуя согласно тем модусам, которые запечатлелись в сфере психики. К примеру, человек формализует новообразование в собственном теле. Для появления опухоли необходим образ, но речь идет не об образах феноменологической данности, волеизъявления, сознания, не о фантазийных образах желаемого.

Когда я действую как клиницист, то вижу не образ, а модус полагания действия. Я вижу функциональную модель и затем перевожу ее название на язык, доступный клиенту.

Сновидение, к примеру, не поставляет мне нужный образ: оно повествует о собаках, о змеях, однако все эти образы уже

 

­ Конец страницы 188 ­

¯ Начало страницы 189 ¯

запоздали, представляя собой лишь осадок, или следствие, не указывающее на причинную форму. Я же должен отыскать образ-причину, то есть, тот модус, который и специфицирует функцию.

Интенциональность всегда бессознательна, не будучи составной частью воли, то есть, открытых проявлений психической деятельности. Необходимо отследить образ, которым пользуется сама природа, формируя опухоль. Прочтение семантического поля и онтопсихологическая методика интерпретации сновидений являются введением в познание природной интенциональ-ности. Методология моей школы позволяет соотнести исследование с интенциональностью природы, а не с поучениями мифов или культуры. Познание интенции природы позволяет устранить (откорректировать или отменить) тот образ, который задает модус действия: пресекая интенциональность, мы аннулируем вытекающую из нее семиотику.

Типы интенционалъности

Проанализируем четыре типа интенциональности: 1) интенциональность природы; 2) интенциональность «Я», или субъективную интенциональность-, З) интенциональность комплекса; 4) интенциональность социально-коллективной среды.

Интенциональность природы

Природная интенциональность является модусом того, как бытие (или бытийственная интенциональность) точно детерминирует себя в разворачивающемся существовании.

В западной культуре понятие интенциональности получило

__________________________________________

3 Последние уточнения Автора относительно классификации типов интенциональности см. в книге А. Менегетти. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. Прим. пер

.

­ Конец страницы 189 ­

¯ Начало страницы 190 ¯

широкое, даже чрезмерное, распространение в период схоластики, приблизительно с 900 по 1200-1300 гг. В дальнейшем употребление данного понятия возобновил Ф. Брентано, но и по сей день его смысл окончательно неясен и почти неизведан.

«Интенциональность» означает внутренний порядок действия, которое проявляется как феномен, — в виде движения, объекта, события. Интенциональность означает: направление, векторность, пребывающая внутри вещи. Речь идет, следовательно, о постижении «формы», придающей определенность движению, позволяя ему быть именно таким и никаким иным. Эта форма типизирует и утверждает модусы движения, внутренне присущие данному объекту, событию, отношению.

Прибегну к более описательным объяснениям: в рамках той или иной констелляции поля-силы множество агломератов самодвижущихся начал, или точки-силы, собираются и ранжируются определенным порядком, который сопряжен со всеми частями и направляет их, устанавливается всеми частями, но и упорядочивает их. Так раскрытое понятие интенциональности незаменимо для объяснения процессов самосозидания мировой действительности.

Это означает, что все существующее, всякая данность (минеральная, биологическая, психологическая) еще прежде своего появления обладает интенциональностью (речь идет об интенциональности природы). Интенциональность определяет рождение, мотивирует событие таким, а не иным, утверждает именно это самодвижение, а не иное, предусматривает вот такое развитие индивидуации и никакое другое.

Интенциональностьэто внутренняя конституция данности «здесь и сейчас» определенного объекта, отношения или органики.

Универсум наших чувств вводит нас в реализм множества событий, каждое из которых образует то, что определяется нами как «факт». Интенциональность природы, распознанная в единичном факте, предстает как модуль действия, предваряющий весь наш опыт и знания, поскольку устанавливается законами мироздания: мы изначально являемся составной

 

­ Конец страницы 190 ­

¯ Начало страницы 191 ¯

частью универсума, живем в нем и только благодаря ему можем существовать и познавать. Исследуя предельные законы поведения феномена, в сущности, мы стараемся обнаружить форму интенциональности природы, локализованной в данном феномене. Природная интенциональность всегда остается априорной: она позволяет чему-то произойти, но сама не воплощается, она позволяет существовать, но не «оседает» в существовании. Когда, к примеру, мы задумываем какое-то действие, то его исполнение происходит согласно координатам нашей сознательной интенции. Но сама интенция, замыслившая, наметившая, выстроившая структуру объекта, факта, события, воплощает, или соматизирует, свое создание, превосходя его.

Анализируя факт, мы можем проследить замысел оператора, то есть, человека, который наметил и выполнил данное действие. Но никакое тщательное исследование объекта не поможет нам найти действующую интенциональность. Она остается отсутствующей в факте, хотя и присутствует в нем. Она устанавливает себя внутри феномена, но не идентифицируется в нем.

Ритмы (или законы) универсума представляют собой неизменные модусы интенциональности природы: это постоянные модули действия, которые информируют и программируют стабильную определенность вещей и направлений. В рамках данных направлений объективируются интеллектуальные или так называемые научные точки отсчета, служащие подспорьем нашему анализу, нашим исследованиям, нашему способу познания универсума, в котором мы пребываем. Иными словами, эти точки отсчета остаются неизменными, облекаются в оболочку научных формул и служат феноменологической опорой памяти. Физические законы, которые нам удалось сформулировать, являются феноменологическими следами интенциональности природы.

Мы существуем и, как таковые, соучаствуем в сети взаимосвязей универсума. Мы являемся интенцией, спецификацией жизни, существуя в качестве уже оформленных произведений интенциональности природы. Приходя в этот мир, мы находим себя уже созданными, уже установленными, и в основе наших

 

­ Конец страницы 191 ­

¯ Начало страницы 192 ¯

познавательных процессов лежит объяснение собственного способа существования. Точное истолкование нами самих себя может быть признано высшим знанием. Будучи наделенными верховным экзистенциальным положением, мы способны отслеживать обширнейшую сеть интенциональности природы: мы действуем совместно и синхронно с ней.

Мы пребываем в этом мире в качестве индивидуализированных проявлений интенциональности природы. Наша природная интенциональность определяется константой «Н». Константа «Н»это модуль природной интенциональности человека. Ин-се представляет собой общий модус природной интенциональности. Константа «Н» уточняет его, специфицирует и объективирует. Константа «Н» является определенным модусом действия Ин-се, или общей формой, которая специфицирует человека в универсуме различных существований. Каждое онто Ин-се — это специфическая индивидуация общей формы. Таким образом, константа «Н» предстает как коллективный архетип онто Ин-се всех людей.

Аналитический подход к факту «человека» позволяет выделить в нем три момента: Ин-се, априорное «Я» и «Я» логико-историческое. Ин-се — это специфическое самополагание Бытия посредством коллективного модуса константы «Н». Иными словами, константа «Н» является модусом, который определяет самополагание, данность Бытия. Априорное «Я» — это момент видения, рефлексии, и во время самоотражения «Я» обнаруживает то, как бытие полагает себя именно в «этом существовании». Следовательно, априорное «Я» является оптимальным направлением процессов существования. Логико-историческое «Я» представляет собой внешний, технический момент итогового действия; это сам себя определяющий исполнитель исторического аутоктиза. Историческое «Я» воспроизводит себя по образу и подобию Ин-се4.

___________________________________________

4 Таким должно быть существование человека по замыслу природы. Природный замысел не исполняется по причине интерференции монитора отклонения в человеческой психике.

 

­ Конец страницы 192 ­

¯ Начало страницы 193 ¯

Человек создает себя по образу и подобию собственного трансцендентного начала — и тогда происходит исторический аутоктиз5. В момент аутоктиза логико-историческое «Я» обладает возможностью соучаствовать в творении, способно продолжить творение мира, поскольку актуализирует в экзистенции интенциональность бытия. Речь идет о природной интен-циональности, которая в действительности существует только как бессознательный факт.

В дальнейшем происходит рождение «Я»6, его самореализация, кульминацией которой становится рождение, священно-торжественное появление бытия в экзистенции. Рождение «Я» заключается в совпадении интенциональности природы с ин-тенциональностью «Я». Об этом слиянии должно позаботиться логико-историческое «Я», призванное сотрудничать с интенци-ональностью природы для того, чтобы откровение Ин-се свершилось в истории. Специфическая функция логико-исторического «Я» состоит в том, чтобы дать наиболее подобающее воплощение монадическому тотальному импульсу Ин-се. «Я» рождается мудрым, если воплощает в истории виртуальные возможности Ин-се. Ин-се адаптируется к исторической ситуации и выводит ее на дорогу роста. Ин-се никогда не действует случайно и, проявляясь в истории, уточняет себя. Ин-се всегда рождается в соответствии с универсальным порядком.

Интенциональность «Я»

Интенциональность «Я» является феноменологической, относится только к индивидуации и никак не сказывается на природной констелляции, потому что, как правило, желания «Я» и реальность не связаны никакой «средней посылкой». Иными слова-

___________________________________________

5 Аутоктиз (от древнегреч. «αυτος» и «κτιξω») — полагание или созидание самих себя согласно правилу, нам присущему.

6 См. A. Meneghetti. La nascita dell'Io, op. cit.

 

­ Конец страницы 193 ­

¯ Начало страницы 194 ¯

ми, отсутствует реалистическое отношение к действительности: недостаточно хотеть, необходимо также знать, чего хотеть.

Интенциональность «Я» — это вторичное самодвижение человеческого субъекта. Животное участвует в интенциональнос-ти природы, оставаясь всегда только ее исполнителем. Человек же способен сознательно соучаствовать в ней.

Интенциональность природы остается априорной и бессознательной, а Интенциональность «Я» заявляет о себе в сознательных решениях субъекта, в которых сопряжены акты воли и привычное поведение данного человека. Это Интенциональность хотения «Я», сознательно определяющего и уточняющего себя, выбирающего «где» и «как» своего пребывания в мире. Интенциональность «Я», однако, не отражается на природной интенционально-сти и может сказаться только на самом субъекте, на его истории. Если субъективная Интенциональность совпадает с природной, то происходит рождение «Я», увенчанное откровением «Я есть».

Логико-историческое «Я» формируется в процессе критического познания, ближе узнает себя путем аннулирования всей предметной данности, времени и пространства. Знание собственного существования представляет собой знание, трансцендирующее само существование. Если субъект неразборчив в своих отношениях с миром, не раскрывает свой ум в процессе самополагания, то неизбежно скатывается в усредняющую его историческую ситуацию.

Как только определенные образы возводятся в ранг системы, они фиксируют естественный ход существования и определяют собой историю. В результате человек теряет свободу, то есть, перестает быть индивидом, способным к свершению свободного выбора: не субъект, а образ принимает решение, тем самым координируя и обусловливая существование субъекта.

Интенциональность комплекса

Основанием комплекса служит рефлективная матрица, или кодовая сцена монитора отклонения. Интенциональность ком-

 

­ Конец страницы 194 ­

¯ Начало страницы 195 ¯

плекса становится поляризующим центром, определяющим специфику типологии симптома.

Человек не осознает самого себя и действует как бессознательное существо. Если могущество бессознательного гораздо больше силы сознательного «Я», то человек становится придатком собственного бессознательного. В этом случае индивид влачит свое существование, ничего в нем не смысля. Мы можем определить бессознательное как энергетический квант, который действует вне предела досягаемости сознательного «Я», но представляет собой скопление энергии, относящейся именно к этому «Я». Следовательно, речь идет об автономных энергетических образованиях, которые сосуществуют с нашим сознанием. Комплексы — это множество других «Я», которые с квантовой, или энергетической, точки зрения могут быть даже сильнее сознательного «Я». Эти объяснения проливают свет на неожиданные изменения личности, преображающие человека до неузнаваемости.

Частью психической энергии индивида располагает «Я», частью — комплекс, а оставшийся нейтральным энергетический пласт поступает в распоряжение превалирующего на данный момент образа. Свободная энергия не остается неформализованной, но подчиняется либо комплексам, превалирующим в окружающей среде, либо находит другого властителя, характеризующегося организованной психической техникой — внутренней и внешней (им может быть «Я», персональный комплекс и т.д.). Таким образом, наиболее специфицированный запрос превалирует, овладевая бездействующей энергией. Всякое психическое взаимодействие управляется семантикой наиболее организованного образования. Если комплекс структурирован лучше, чем «Я», то субъект становится невротиком или шизофреником.

Обычно энергия комплекса, или автономного и затаившегося кванта психической деятельности, может найти себе применение на новом «поприще», превосходящем норму «Я», то есть выходящем за пределы зоны действий и решений логического «Я».

Мы всегда связываем слово «комплекс» с чем-то патологическим. На самом деле, речь идет о психической деятельности,

 

­ Конец страницы 195 ­

¯ Начало страницы 196 ¯

которая предназначена для того, чтобы «Я» могло создать свой шедевр. Потенциал — это психический квант, то есть, квант психической деятельности, уже присутствующей в субъекте. Нужно только формализовать его, эгоистически им овладеть, «принять к себе на работу», приведя в соответствие с потребностями индивидуальной истории. Нетрудно догадаться, что если данный квант не претворится в успехе субъекта, то будет продолжать сосуществовать с ним как чужеземец, оставаясь неэволюционировавшим, неопознанным, скрытым, проблематичным, всегда готовым разразиться патологией.

Я не могу присоединиться к мнению Юнга о том, что структура индивидуации уже задана, будучи составленной из теневой стороны, женской и мужской сторон личности, из «эго» и т.д. Так выделяемые стороны человеческой личности, особенно теневая, почти всегда совпадают с комплексом, то есть с той негативной частью нас самих, с которой мы совместно проживаем с детских лет. Эта часть образуется в результате чужеродного внедрения — опосредованного рефлективной матрицей или же произошедшего напрямую благодаря психоделической проекции монитора отклонения.

«Рефлективная матрица» — это зафиксированная сцена, которая непрестанно воспроизводит себя в качестве стержня данной индивидуации. Рефлективная матрица проводит «тематический отбор», благодаря которому человек воспринимает собственную жизнь как неотвратимое несение своего креста. Пока рефлективная матрица не устранена, жизнь человека течет исключительно по заданному ею руслу.

Субъективная интенциональность сливается с бытийствен-ной. Психический квант индивида всегда един и идентичен: он расходится по различным направлениям, распадается на специфические движения, которые я определяю как интенциональ-ности. Недостаточно благих намерений: необходимо владеть техникой, обладать знаниями, позволяющими специфицировать квант психической энергии, который поступает в распоряжение к образу, способному его организовать.

 

­ Конец страницы 196 ­

¯ Начало страницы 197 ¯

Аналогично этому, мир полон электрической энергии, но как ее получить? Как собрать? Как сохранить? Как заставить работать на себя? Кто владеет ею? Электрической энергией распоряжается тот, кто понимает ее суть. Слаборазвитые, или примитивные, народы порабощены силами природы. Прогрессивные народы используют природную мощь и тем самым утверждают свое господство. Таков логический порядок вещей, предполагающий взаимную игру природной и субъективной интенциональности.

В одном и том же субъекте могут ужиться интенциональности разного рода, утверждающие присутствие призраков, духов, дьяволов, святых. Это объясняется следующим образом: энергетические кванты психической деятельности могут приобщиться к особенной интенциональности, составляющей экосистему данного организма, и тогда субъект утверждает свою уникальность; но на деле вместо того, чтобы быть собой, единым, уникальной проекцией собственного кванта действия, субъект заполоняется толпой, распыляется, вкладывая свой квант в колею чуждой интенциональности.

Семантическое поле передает своему получателю только образ. Энергетический квант данному образу поставляет сам получатель, тогда как отправитель запускает лишь информацию, а не энергию. Энергия берется от магматической данности субъекта; захват энергии происходит согласно принципу, по которому наиболее организованная система метаболизирует, поглощает энергию, менее организованную. Превалирует не тот, кто более силен, обладая большим энергетическим квантом, а тот, кто более организован, специфицирован, формализован и потому способен установить власть своей техники и специфицированного действия в расположенном к тому, неупорядоченном скоплении энергии.

Пожилой инвалид обладает полнокровной способностью предписывать свою информацию: он истощен, но непреклонен, он повторяется, он постоянен, предсказуем и неизменен и потому прост. Самое специфицированное, сводимое к элементарности информационное послание обладает наибольшей способностью захвата энер-

 

­ Конец страницы 197 ­

¯ Начало страницы 198 ¯

гии. Тот же принцип действует и в сфере заболеваний. Победу одерживает тот вирус, который содержит наиболее специфическую информацию и потому в состоянии утвердить себя в менее организованном энергетическом кванте, воспринимающем послание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.049 с.)