Социальное взаимодействие и сома 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное взаимодействие и сома



Каждая индивидуация характеризуется типичным отношением в ситуации, и тот же импульс можно заново определить как физическую потребность, энергию в контакте с чем-либо, поскольку он устанавливает непрерывную связь между двумя крайними точками, задающими направление. В сущности, каждая индивидуация представляет собой результат осаждения, остаток соматически определенного взаимодействия, то есть, исторически пережитого в реальности. Следовательно, она не является изолированной, но создает смысловую связь ограниченной истории. Мы уже знаем, что судьба органического импульса человека, «Я» как сознание, или внутренний мир целостной предметности зависят от отношений ребенок-мать.

Ребенок уже на соматическом уровне обладает некоей реальностью, которая определяет его привилегированное положение на стадии первичного нарциссизма, тогда как маты5 или ее заместитель осуществляют интериоризацию социального и окружающего опыта или первообъекта; эта интериоризация становится моделью или матрицей всякой последующей предметной связи. То есть, несмотря на соматически дифференцированную основу

___________________________________________

15 Говоря «мать», я всегда подразумеваю ближайшего к ребенку выразителя и медиатора всего окружающего конкретного, существующего контекста. См. А. Менегетти. Онтопсихологическая педагогика. — М.: Хортон Лимитед, 1993.

ребенка (которая соотносит его с непрерывностью энергетического действия, одновременно фиксируя в диалектической ситуации), первичной информацией, на которой впоследствии основывается любая другая, является диадический контакт с матерью16.

Мать создает реальность и является мерилом всех других реальностей, то есть, она обусловливает реальное становление ребенка в реальном взаимодействии со всем остальным. Таким образом, первое сближение с партнером, которое позволяет удовлетворить влечение в контакте с другим субъектом-объектом, закрепляет в теле ребенка нарциссическое ощущение наслаждения, в результате чего, в дальнейшем, этот контакт с первым объектом, воспринятый им как нарциссическое вознаграждение, принимает в его психике настолько устойчивый образ, что он воспринимает этот объект как образец или то, что впоследствии определяется как «Сверх-Я».

Нам, впрочем, известно, что в этом жизненном контакте эмоционально заторможенная мать может, удовлетворяя инстинктные потребности ребенка, осуществить в него некое неоправданное субъективное вложение, компенсирующее ее собственные вытеснения или сознательные или бессознательные намерения17, и, в связи с этим, следует рассматривать этот контакт как патологическое вмешательство первичного объекта или матери, так как материнское присутствие в бессознательном ребенка нередко преобладает, что приводит к определенному расстройству органического нарциссического здоровья. Тип контакта со своим первообъектом, который соматизируется в ребенке, по мере того как он учится находить объект органически-нарциссического удовлетворения, одновременно, закладывает в ребенка информацию в энергетическом смысле, информацию, которая может повлечь за собой органическое расщепление.

____________________________________________

16 См. А. Менегетти. Онтопсихологическая педагогика. Указ соч.

17 Подробнее см. А. Менегетти. Клиническая онтопсихология. «Многофакторная этиология неврозов и шизофрении». — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997.

Известно, что возникающее изначально определенное соперничество матери и ребенка, который заявляет о своих биологических потребностях, в дальнейшем принимая или отвергая материнскую тактику, приводит к выработке у обоих личных точек сопротивления: сопротивление ребенка вызвано его биологическими потребностями, сопротивление матери, в свою очередь, обуславливается воспитательными потребностями. Таким образом, ребенок изначально находится в приоритетном положении, однако, эта первоначальная самобытность со временем разрушается вследствие усиления регулировки инфантильных потребностей со стороны матери. Влияние же первичных потребностей ребенка идет по тому пути, на котором каждый последующий шаг предопределяется предыдущим. Поэтому любая социальная интроекция18 представляет собой самосозидание, а социальная информация, проходящая через канал-мать, становится осадком, историческим сгустком, результатом, причиной, то есть, влиянием новизны Бытия, в результате чего формируется материалистическая диалектика личности.

Опыт комбинированной деятельности предшествует осознанию противостояния двух различных позиций. Известно, что любой форме сознания предшествует уже пережитое, любое видение всегда следует за действием; добавим, что любому диалектическому самосознанию предшествует момент установления контакта с нашим организмом. То есть, когда мы осознаем диалектический момент, мы уже находимся во взаимодействии, в непрерывной энергии, которая образует, структурирует нас в этом контакте. Поэтому, когда ребенок осознает себя в контакте «он — мать» и «он — семья — общество», это означает, что как его свобода, так и его способ восприятия уже обусловлены определенным образом. Прежде чем осознать свое «Я», ребенок воспринимает себя как самостоятельный, независимый

___________________________________________

18 «Интроекция» (лат. «introicere» — привносить вовнутрь) — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации. Прим. пер.

объект и говорит о себе, как о другом, в третьем лице; в дальнейшем, благодаря эгоическому процессу интериоризации, он начинает говорить правильно.

В подтверждение этого приведу отрывок из книги К. Леви-Стросса: «Маленькая обезьянка Люсинда, попав в родной лес, из которого ее взяли несколько месяцев назад, цепляется за щиколотку исследователя и не хочет идти на руки, терпеливо перенося уколы ежевичных кустов. Для этой обезьянки защитой, обеспечивающей ее выживание, становится левый ботинок исследователя — надежная опора в лесу, который за это время стал для нее чужим, как будто она родилась и выросла в утонченном мире цивилизации»19.

Ребенок получает информацию от общества-матери посредством эмоционального энергетического опосредования, которое стимулирует его врожденную инстинктность. Постепенно малыш обучается опосредовать себя с помощью языка, особенно, когда осознает, что слово является основным замещением его инстинктной реальности. Если изолировать группу детей, не научившихся никакому языку, они будут стремиться скорее к смерти, нежели к жизни, потому что природа наделяет нас потребностями, инстинктами, импульсами, предметными ориентирами, которые всегда отмечены базовой беспристрастностью. Обучение или идентификация со словом и предметом является ассоциацией, энергетическим синтезом и может послужить замещением точно так же, как зрительное восприятие конкретного предмета замещает нам прикосновение к нему. Осязание может замещать зрение и наоборот, аналогичным образом слово замещает объект, только энергически более точно. Таким образом, речевые навыки — это не просто внешняя форма, но физиологическая и психологическая характеристика человека.

Это примитивное ядро создает идеопластическую ситуацию, то есть, общество и индивид взаимно формируют друг друга,

_____________________________________

19 С. Levi-Strauss. — Milano: II Saggiatore, 1969, p. 330.

являясь взаимозаменяемыми, при этом общественное устройство формирует организм, а импульсные предпосылки организма обуславливают общество. В социальном контексте человеческий организм продолжает развиваться биологически, уже находясь в связи со своей средой. Другими словами, процесс формирования человека взаимосвязан со средой. Человек есть среда, а среда есть человек.

Поскольку человеку не свойственна априорность существования, то возвращаясь к априорному «Я» в онтопсихологическом значении, можно сказать, что априорное «Я» — это реальность, которую мы осознаем только post factum как удачно свершившийся акт.

Психосоматика раскрывает всю меру социального вмешательства в эмоциональное и деятельностное поле (то есть как на органическом, так и на социальном уровне) человека. Общество давит на реальность до тех пор, пока она не станет социальной, ибо каждое социальное образование есть тело. Реальность определяет «здесь и сейчас», действие, которое превосходит появляющееся после знание, а определяются этой реальностью конкретные индивиды и группы индивидов. Реальность, не обладающая плотью, — нереальна.

Таким образом, формирование «Я» неизбежно понимается в связи с нарастающим развитием организма в среде.

Мой язык, мои идеи, представляя собой более реальные формы, опосредуют и непосредственно связывают мою субъективность наиболее реалистическим образом с обществом и средой. Одно слово служит для объявления войны, одним словом можно превратить человека в богача или нищего, или, согласно лингвистическим коннотациям20, структурировать соматическую интенциональность, которая станет реалистическим определением.

Человек есть тело и обладает телом.

Информация — это материя, подобная физической энер-

___________________________________________

20 «Коннотация» (позднелат. «connotatio», лат. «con» — вместе и «noto» — отмечаю, обозначаю) — в языкознании дополнительное, сопутствующее значение языковой единицы или категории. Прим. пер.

гии, поэтому можно сказать, что биология и медицина основываются на некоей совокупности информации, которая ставит будущее поведение в зависимость от прошлого опыта. Онтотерапия представляет собой поиск того первого информативного элемента, который обуславливает обратную связь.

Если мы отдадим себе отчет в том, что каждая клетка представляет собой информацию, а каждый орган — глобальную совокупность некой еще более глобализованной информации, то есть, каждый орган находится под воздействием многих сложных факторов, а все жизнедеятельные части взаимосвязаны и функционируют как единый орган, то мы поймем необходимость структуризации и фундаментальной программы: все в нас подчинено некоей базовой информации. Определяющей информацией, выполняющей роль «гештальта» и информирующей формы, становится та, которая определяет итог или берет перевес среди многообразия намерений: семья, друзья, среда и т.д. Создается впечатление, что коммуникация или информация лежат в основе организации организма и, следовательно, являются общим определением нервной системы или системы человеческих организмов.

Например, болезнь Паркинсона, которую Винер определял как интенциональный тремор21, обязана своим происхождением ошибке в передаче, возникающей при различных заболеваниях нервной системы. Однако эта ошибка не случайна, за ней всегда стоит интенциональность бессознательного комплекса, который формируется как информация — в энергетическом смысле — на биологической основе.

Точно так же все комплексы, неврозы, шизофрения, разнообразные симптомы являются следствием информационной ошибки; то есть, тип информации, созданный данным организмом, приводит его к постоянной ошибке в отношениях со

___________________________________________

21 «Тремор» (лат. «tremor» — дрожание) — непроизвольные ритмические мышечные сокращения, вызывающие частые колебательные движения конечностей, туловища. Подробнее о болезни Паркинсона см. гл. 13.5. наст, издания. Прим. пер.

всем остальным. Заболевание индивида (психическое или соматическое) всегда является следствием информационной ошибки. Шизофренику не угрожают такие болезни как опухоли, ревматизм, язва, поскольку ошибка, внутренний конфликт, разряжается уже на уровне более чистой, психической энергии, поэтому она не затрагивает того, что мы назвали биологическим разумом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.01 с.)