Этиология личности и болезни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этиология личности и болезни



«Этиология»1 означает исследование причин. Под «этиологией личности» понимается изучение того, «где» и «как» зародился характер человека, его стиль поведения, предпосылки к конкретному заболеванию. Другими словами, она изучает момент зарождения и способ формирования болезни, то есть конкретную первопричину возникновения недуга, а также то, почему он выбирает именно такую форму (фобия, мигрень, алкоголизм, суицид и т.д.).

Возникновение болезни любого типа (невротической, психосоматической, шизофренической) или социального отклонения (делинквентность, криминальные наклонности, социальная неприспособленность, наркомания) обычно объясняется двумя причинами. Одни склонны объяснять все наследственностью, другие же сводят всю патологическую этиологию к социальной среде. В конечном счете, если исключить наследственные факторы, то патологическая феноменология, по их мнению, зависит исключительно от факторов окружающей среды, от типа общества, которое в своем воспитании подавляет индивидуума. Этого же направления придерживаются социальная, политическая, юридическая психологии, которые приписывают всю от-

___________________________________________

1 От гр. «αιτια» — причина, «λογος» — изучение, обсуждение.

 

­ Конец страницы 199 ­

¯ Начало страницы 200 ¯

ветственность за формирование индивидуума обществу с ошибочной, насильственной культурой, с агрессивными средствами массовой информации и опасными связями.

Согласно углубленному онтопсихологическому анализу, суть болезни нельзя объяснить наследственностью; фактор наследственности может лишь повлиять на темперамент и отдельные соматические проявления. Природа, в своем развитии через индивидуации, выдвигает на первый план полностью функциональных индивидуумов, так как в противном случае, она сама не смогла бы проявить себя.

Нельзя считать удовлетворительным и объяснение, основывающееся на описании причин заболевания через социальные причины, поскольку оно не способно объяснить, почему воспитанные в одинаковой социальной среде, одни люди вырастают здоровыми, а другие развиваются патологически образом.

Онтопсихологический анализ основывается на практическом опыте, полученном в результате обследования сотен людей. В итоге мы пришли к выводу, что, несмотря на экономическую, историческую, физическую ситуацию, географическое месторасположение, причина любого патологического отклонения не зависит от окружения. Сопоставление трех критериев — 1) оценки, которую субъект давал самому себе и собственным действиям с точки зрения собственной системы ценностей (системная и традиционная мораль); 2) корня комплекса (или момента, с которого данный комплекс начал свое формирование) и 3) сверхкритического анализа сновидений — однозначно указывает на семью как единственную причину, обуславливающую любое патологическое расстройство.

Семья остается первым моментом, первой структурой, создающей базовую матрицу любой инволюции субъекта. Все видимые второстепенные причины являются не чем иным, как дополнительными факторами, которые усиливают и определяют конкретный тип или характер болезни.

Выбор субъектом типа болезни неслучаен и зависит от струк-

 

­ Конец страницы 200 ­

¯ Начало страницы 201 ¯

турированной в нем еще с детских лет информации аффективного характера. Патологическому отбору субъект научается в семейной культурной среде. По прошествии лет субъект выберет тот тип заболевания, который либо был самым любимым или ненавидимым, либо вызывал страх или многочисленные разговоры среди взрослых членов семьи. Даже формирование болезни основывается на внутрисемейной культуре, которую субъект черпает из памяти, воспоминаний, баек, газетных хроник. Сейчас, например, в моде СПИД, поэтому сегодняшние дети в будущем будут стремиться заболеть именно этим заболеванием. На основе средовой культуры заболевания формируется определенный психологический портрет, тематическая избирательность, к которой прибегнет организм взрослого человека в травмирующей ситуации.

Возникает крайне серьезный вопрос: почему при проведении психологических исследований, направленных на изучение этиологии человеческой патологии, до сих пор семейный фактор не был выявлен в достаточной мере? Сокрытие роли семейного фактора объясняется тремя следующими причинами.

а) Диалектикой, внутренне присущей любому комплексу (психическая бессознательная величина), который цензуриру-ет и вытесняет первопричину своего появления у субъекта.

б) Тотальной верностью первым аффективным привязанностям.

Удачный пример этого можно найти в области психологии животных. Все детеныши, включая и человеческого, влюбляются, стремятся к физически-аффективному контакту, строят свое поведение, формируют свою физику и вырабатывают основные навыки на основе образцов, представленных их партнером-матерью.

Для любого новорожденного индивидуума взрослый представляет собой своеобразный ответ. Малыш связывает, отождествляет себя со взрослым, который составляет его первую безопасную среду. В частности, это присуще человеку: исходя из образца, представленного взрослым-матерью, субъект заклады-

 

­ Конец страницы 201 ­

¯ Начало страницы 202 ¯

вает основы собственного «Я». Он учится двигаться, говорить, жестикулировать, усваивает основной модус сознания, исходя из образа поведения взрослого-матери.

Новорожденным свойственен процесс не самоидентификации, а лишь гетероидентификации или отождествления с другим, на основании которого ребенок формирует в дальнейшем собственную идентичность. У человека этот процесс завершается к четырем годам (в некоторых случаях даже к двум годам) и доводится до совершенства к шести.

в) Потребностью, заложенной социально-юридическими категориями нашей антропологической системы. Все человеческое общество строит свои правила, юриспруденцию, групповое устройство, поведение и культуру на основе семьи.

Семейная ячейка является основной единицей любого политического или юридического учреждения. Эта ячейка — основная единица жизни, обладающая метаболической активностью среды — семья с давних пор уже стала «чипом»2. Если бы она являлась частью, синхронной жизни, то передавала бы целостно-динамическую интенциональность природы в себе. Но она представляет собой чип: сложное устройство, идентифицирующее формы передачи коммуникации.

Она открывается и действует только в том случае, если данные энергетические величины формализованы особым образом, если же они формализованы согласно другой типологии, она исключает их. Следовательно, мы можем понять, испытать на сознательном уровне только то, что соответствует установкам семейной первосхемы в нашем существовании. Семья не существует априорно. Она сама является реальностью поля, создающего сетевой эффект общественной идеологии. Все искусство, в особенности театр, кино и литература, является утверждением семейного стереотипа.

___________________________________________

2 Полупроводниковый кристаллик со встроенной микросхемой. Прим. пер.

 

­ Конец страницы 202 ­

¯ Начало страницы 203 ¯

Источники заболевания

10.2. Диада3

Диада — неустранимая реальность жизни человека. Вся жизнь — это диада, движение. Любая реальность является таковой и существует, поскольку пребывает в отношении.

«Диада» означает: движение вдвоем, при котором движение одного не может осуществляться без совпадения с движением другого; это единство действия, исходящее из двух центров, один из которых не способен начать действовать, жить без сосуществования с другим. К примеру, наши легкие не могут функционировать без кислорода.

Перенеся эту концепцию на отношения «мать-ребенок», следует различать реальность диады в здоровом и больном человеке.

Здоровый человек, как все дети, с рождения подвержен влиянию семейной среды и господствующей семантике взрослого-матери. Однако, в период с шести до восемнадцати лет он начинает разрушать диаду, открываясь культурному разнообразию собственной экзистенциальной виртуальности.

Рисунок 4 отображает процесс, происходящий в диаде.

 

Рис.4 «Диада»

___________________________________________

3 В онтопсихологии выделяются следующие типы диад: регрессивно-танатичес-кая, навязчиво повторяющаяся, эволюционная, случайная временная. Подробнее см. А. Менегетти. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. Указ, соч., а также А. Менегетти. Учебник по онтопсихологии. Указ. соч.

 

­ Конец страницы 203 ­

¯ Начало страницы 204 ¯

С рождения и в течение всего периода отрочества все люди питаются от диады и сосуществуют с ней. Один полюс можно отождествить со взрослым-матерью, другой — с «Я» субъекта. Вначале действие всегда однозначно.

В дальнейшем здоровый человек, взрослея, накапливая опыт и переживания, смещает центр движения все больше в сторону «Я», и действие становится личным. Подобно тому, как каждая клетка рождается изнутри другой клетки, но затем, по мере развития (если речь идет о здоровой клетке), отделяется от нее, так и для человека этот разрыв, хотя и болезненный, необходим для достижения реальной независимости. В результате разрушения диады, ее сила воссоединяется в одном целом, делая возможным взаимодействие с единством жизни.

До тех пор, пока субъект остается в диадических отношениях, он не способен к самостоятельному движению, поэтому личность — будучи разделенной — воспринимает жизнь шизофреническим образом. Если же субъект реализует собственное единство действия в собственном мыслящем «Я», тогда для него открывается возможно'сть цельной жизни. Достигнув внутреннего единства, индивид способен постичь реальность в себе в целостной4 динамике.

Такова перспектива интенциональности природы. Действительно, в историческом плане кажется, что большинство людей тем или иным образом сохраняют свою связь с диадой. В рамках первого основного отношения индивид-семья5 мать (а через нее и семья, и все общество) устанавливает тип поведения человека, стандартизирует его. Заложенная в детстве матрица в будущем задает неизменное и неустранимое направление всей жизни взрослого человека. Почти всегда она проявляется как доминантный комплекс субъекта. «Доминантный», поскольку он

____________________________________________

4 «Olos» (um. «olistico»), слово греческого происхождения, означает «круглый, совершенный, вместе».

5 Имеется в виду физический, химический, клеточный контакт.

­ Конец страницы 204 ­

¯ Начало страницы 205 ¯

преобладает над всеми другими возможными моделями поведения, благодаря чему в своей жизни человек выбирает определенный тип мужчины или женщины для работы, науки, политики и т.д.

Диада как бы навязывает материнский язык, закладывает основы воспитания. Субъект способен выбирать лишь тех людей, те предметы и ситуации, которые соответствуют этой основной линии, остальных он просто не замечает. Если онто Ин-се представляет собой открытый, экономичный разум и поэтому выбирает наиболее жизненные, эффективные, соответствующие для субъекта ситуации, то диада устанавливает свой господствующий комплекс, вследствие чего индивид может развиваться исключительно в соответствии с данной типологией пространства, действия, контактов, экономии и т.д. Всю оставшуюся жизнь человек совершает свои выборы на основе усвоенной им в детстве базовой матрицы диадических отношений.

Возвращаясь к картине первых лет детства, в семье мы видим ребенка и взрослого-мать. Ребенок, вследствие биологической потребности в зависимости, вынужден расти в паре; через эту пару он усваивает любую структуру речи и поведения. Ребенок воспринимает, усваивает, метаболизи-рует социальную среду в соответствии с тем, как мать идентифицирует эту реальность. Мать формирует способ идентификации реальности и окружающих. Поэтому ребенок, во всех своих желаниях и поступках — хочет ли он воды, молока, фруктов или игрушек, когда спит, писается по ночам, боится чего-то — реагирует и удовлетворяет свои потребности в зависимости от того, как откликается на них его мать. Ребенок выстраивает собственную типологию, ориентируясь на материнскую.

Пока ребенок не вырос, ему достаточно матери, как ответа на его потребности, поскольку в этот период (от рождения до 10-12 лет) она способна понять все, что необходимо ребенку. Но когда ему требуется ответ на его растущие потребности

 

­ Конец страницы 205 ­

¯ Начало страницы 206 ¯

взрослого — когда он хочет завести себе новых друзей, партнера, когда у него возникают сексуальные потребности, когда он идет в школу и должен отвечать на требования высшей социальной культуры, когда он хочет мотоцикл или автомобиль, — второго полюса, старой диады для него уже недостаточно. На этой стадии, не получая удовлетворения и будучи не в состоянии реализовать свои возросшие требования, молодой человек испытывает фрустрацию, для преодоления которой он задействует старый механизм защиты. Вначале именно мать шантажирует ребенка, но в дальнейшем, став взрослым, он начинает шантажировать мать6. В сущности, закон шантажа двойственен, но им всегда пользуется более сильный полюс. В отношениях индивид-общество, именно общество всегда шантажирует индивида.

Если маленький ребенок не получает от матери ответа на свои требования, то он плачет, капризничает или заболевает, поэтому, повзрослев, в аналогичной ситуации он будет реагировать или насилием, нарушением общественных норм (что соответствует детским капризам), или заболеванием психосоматического характера, или постоянной экзистенциальной тоской (депрессией).

Бессознательно почти все люди существуют в диаде. При столкновении с проблемой, которую они не способны решить, в них срабатывает механизм принудительного влечения к повторению. Субъект не находит новых решений, а повторяет старые. Даже теряя свою биологическую мать, индивид продолжает действовать в паре. Он не может жить самостоятельно — для выживания ему нужна связь.

___________________________________________

6 «...Слишком избалованный сверхвознаграждениями матери, для которой он служил щитом, ребенок в дальнейшем продолжает упорствовать в своей инфантильной претензии на получение всего самого лучшего и как можно быстрее; в противном случае, происходит вспышка агрессивности любого вида, вплоть до преступления или шизофрении. (...) Отныне пациент, вследствие симбиотической психологии, учитывая свое зависимое положение, начинает претендовать на лечение и заботу, потому что только так, шантажируя других, он способен выжить». См. А. Менегетти. Клиническая онтопсихо-логия. «О многофакторной этиологии неврозов и шизофрении», указ.соч.

 

­ Конец страницы 206 ­

¯ Начало страницы 207 ¯

Он принужден к повторению в соответствии с тематической избирательностью, то есть, вынужден жить вместе с другим человеком, с другой средой, которая воспроизводит старый стиль или модуль, усвоенный от матери. Маленькая семья исчезла, но в игру вступает большое общество, и субъект находит опору в другом человеке, в женщине, учреждении, идее. Следовательно, он осуществляет свое социальное взаимодействие, будучи всегда связанным со своей парой.

Общество — со своими тюрьмами, школами, госпиталями, публичными учреждениями — заменяет основной ориентир материнской матрицы; вместо того, чтобы развивать личность гражданина, оно поддерживает его посредством психологии опеки. Стремясь воспитывать или исправить критическое чувство у отдельно взятой личности, общество, вместо того чтобы развивать это чувство, берет на себя функцию обслуживания и опеки, для того чтобы гражданин оставался всегда одинаковым, не менялся. Утверждается культура несчастья, разделения или разлада. Совокупность социальных стереотипов служит средством поддержания целостности и постоянства начальной диады «мать-ребенок». В действительности, психический онтогенез переходит в социальный филогенез.

По сути, общество заменяет мать, а мать — общество: из материнского лона мы попадаем в лоно общества, и все совершаемые нами выборы, все наши отношения всегда основываются на принудительном повторении той же матрицы.

Это патологическое предпочтение выражается в склонности к заболеваниям, привлекающим внимание, к так называемым «модным» проблемам, поскольку они позволяют наиболее полно проявить свой инфантильный нарциссизм. Поэтому наркомания есть не что иное, как попытка привлечь психическую чувствительность матери; СПИД — претензия на патологическое первенство в материнской душе; делинквентностъ — потребность выделиться, для того чтобы добиться внутреннего понимания и прощения со стороны матери. Принудительное влечение к повторению старого механизма во взрослом возрасте есть не что

 

­ Конец страницы 207 ­

¯ Начало страницы 208 ¯

иное, как исключительное подтверждение преемственности диады7.

Родители всегда должны готовить своего ребенка к самостоятельному росту, чтобы он смог развиваться во взрослой жизни, когда их больше не будет рядом. Родители не должны ограждать ребенка от реальности, а должны научить его принимать ее во всей сложности и жесткости. Ребенок должен усвоить единственную мораль — хорошо исполнять свои собственные обязанности изо дня в день, что, в свою очередь, и создает человека. Прежде всего, необходимо научить ребенка никогда не совершать ошибок во вред ему самому, осуществляя функциональный эгоизм в социально-биологической экосистеме. Психотерапия подобна скальпелю, которым рассекают эту диа-дическую связь, что необходимо для начала формирования «Я» субъекта.

Я твердо убежден, что общество развивает в индивиде не критическую способность, а привычку к материнской опеке. Оно укрепляет инфантильность в субъектах, требуя от них лишь минимума зрелости для удовлетворения своих нужд, точно также, как мать растит ребенка для компенсации собственных потребностей и не более того. Поэтому человек никогда не находит главного, метафизического ответа на потребности своей души; подчиняясь социальным правилам, он постоянно терпит крах в своем внутреннем мире.

Самореализация — это задача исключительно личности, а

___________________________________________

7 Например, ночное моченедержание служит ребенку способом привлечения внимания взрослого к своей эротико-сексуальной интимности и некоторым образом возбудить другого. Само по себе такое стремление не обязательно патологично, оно может служить и нормальным механизмом защиты. Однако оно становится опасным, когда ребенок патологически его переживает. Согласно онтопсихологической педагогике, ребенок, в случае реального заболевания, для того, чтобы исцелиться и не влюбиться в свою болезнь, должен претерпеть фрустрирующую ситуацию. Его лечат и выполняют все медицинские предписания, но необходимо при этом отказать ему в кое-каких удовольствиях, например, сладостях, телевизоре, общении с друзьями. В противном случае, если внимание к ребенку удваивается, он делает из этого вывод, что болезнь представляет удобный случай для получения сверхвознаграждения.

 

­ Конец страницы 208 ­

¯ Начало страницы 209 ¯

не общества, которое следует закону равенства, тогда как индивидуальное онто Ин-се стремится к бесконечному совершенству. Это требует аутентифицирующей терапии: речь идет об аутентификации на основе онтического, неповторимого субъективного критерия всех процессов и способов мышления индивида, то есть, о необходимости проверки функциональности его инструментов действия. Здорово лишь то, что вносит новизну бытия. В этом плане не следует спорить или бороться с обществом: главное, чтобы каждый достиг зрелости собственной души.

Психология семьи

Анализируя диаду как источник появления невроза, считаю необходимым рассмотреть логику семьи, чтобы понять механизм запуска невротического расстройства.

Каждый из нас в своей жизни обожествил кого-то из близких (отца, мать, дедушку и т.д.). Чтобы понять, насколько значима эта фигура в сознании индивида, необходимо осознать, что человеческий ум не способен мыслить без слов. Нет человека, который смог бы сформулировать рациональную мысль без использования вербальных структур, изученных в детстве. Нет мышления без слов, нет бытия без логоса. А кто закладывает в наше сознание слова? Родители, которые структурируют логику нашего научения и приспособления к жизни.

Чтобы понять родителей, нужно проанализировать их историческую идентичность. Как правило, это два обычных человека, совершенно не разобравшиеся в огромной проблеме под названием жизнь, которые надеются исполнить свой экзистенциальный долг созданием семьи и производством на-свет детей. С позиции пораженцев перед лицом жизни они начинают формировать поведенческие структуры в новых живых формах. Даже бесполезно останавливаться на том, что большинство ро-

 

­ Конец страницы 209 ­

¯ Начало страницы 210 ¯

дителей совершенно не владеют элементарными азами педагогики. Далеко не редки случаи, когда женщина, впервые став матерью, продолжает жить в состоянии страха. Имея на руках ребенка, она не знает ни как к нему прикоснуться, ни как накормить, в ее душе царит полный хаос, причем настолько сильный, что если бы ей не пришла помощь со стороны, она не смогла бы ничего сделать.

В среднем большинство матерей — это женщины, потерпевшие поражение перед лицом главной цели их экзистенциальной реализации из-за того, что всю свою жизнь они выстроили на стереотипах и комплексах. К этому следует также добавить, что большинство людей рождается не от истинного желания со стороны матери. Как правило, она случайно забеременела и выносила ребенка как следствие свершившегося факта. Как из-за невежества, так и из-за претерпеваемой ими экзистенциальной фрустрации, женщины живут потребностью в компенсации.

Чтобы понять предметную основу вышесказанного, представьте себе ребенка, которому подарили щенка. Первое, что он скажет: «Он мой!» Или же вспомните чувство негодования и отвращения, возникающее, когда кто-то руками дотрагивается до того, что вы считаете для себя очень личным. Первая связь, которую мать устанавливает с ребенком — не личные, а предметные отношения, ибо это малюсенькое существо есть часть ее тела: другой существует не согласно собственной идентичности, а в качестве объекта потребности материнской идентичности. Любыми способами, через всевозможные контакты матери с ребенком, последний формируется по принципу ком-пенсативной проекции, в которой нуждается взрослый-мать.

Человек смотрит на цветок, рука касается его: это отношение между ним и объектом. Ребенок же познает цветок через эмоцию матери, а значит, определяет и уточняет для себя окружающий мир на основе материнского восприятия действительности. Предметность внешнего мира он воспринимает не такой, какова она в реальности (хорошо — плохо, красиво — некраси-

 

­ Конец страницы 210 ­

¯ Начало страницы 211 ¯

во), а согласно ментальным и эмотивным — сознательным или бессознательным — категориям матери. Под «матерью» я понимаю не биологическую мать, а взрослого, устанавливающего материнские отношения с малышом и становящегося первым связующим звеном для ребенка в жизни8: это может быть няня, дедушка, дядя, кибутц и т.д.

Первооснова личности человека рождается в тот момент, когда он впервые говорит: «Нет!». Это «нет» служит сигналом. При каких бы обстоятельствах и в какой бы ситуации ребенок ни произнес это «нет» (в игре, капризничая и т.д.), это свидетельствует о присутствии в нем источника личностной автономии9.

Мать лелеет своего ребенка, готова отдать за него жизнь, но любит по-своему. Как бы она ни любила его, она все равно будет формировать его под стать собственному стилю жизни, согласно собственной модели жизни. Взрослый-мать способен обусловить ребенка множеством различных способов: он формирует для него тактики поведения, предпочтения, склонности, а также является самой сильной фигурой в данной окружающей среде. Для ребенка взрослый-мать представляет собой всевластие жизни, тогда как он сам существует только как зависимый от него.

Тем временем мать ведет свою борьбу за установление личного первенства в семье, и, какие бы действия она ни предпринимала, ребенок должен всегда быть на ее стороне.

Итак, с одной стороны мы имеем полюс «мать», к которому можем отнести всю связку семейных стереотипов, так как они все равно им фильтруются для ребенка, а с другой стороны — изначальный проект, созданный природой, образующий другой полюс реальности. Как следствие, в ребенке начинает форми-

___________________________________________

8 В случае, если родная мать умирает при родах и ребенок воспитывается приемными родителями, в роли взрослого-родителя выступает человек, который служит для малыша посредником в адаптации к окружающему жизненному пространству.

9 Подробнее см. А. Менегетти. Онтопсихологическая педагогика. «Назначение игрушки и смысл слова «нет». Указ.соч.

 

­ Конец страницы 211 ­

¯ Начало страницы 212 ¯

роваться амбивалентность: создан он одним способом, но мыслит иначе. В попытке понять самого себя до глубины души, чтобы отыскать суть этого полюса жизни, которым он является, он всегда должен будет ссылаться к первому полюсу «мать», вследствие чего никогда не обретет уверенность в собственных мыслях и действиях. В этой ситуации на позиции второго оказывается полюс «Ин-се».

Может случиться так, что ребенок, а потом и взрослый, вначале чувствует силы и желание что-то сделать, но через мгновение вырастает страх и возникает нерешительность10. Для многих людей это означает внутреннее переживание состояния сродни тому, что армией управляют два генерала, не знакомые друг с другом. На этой основе формируется экзистенциальная шизофрения. В ситуации, если эта раздвоенность носит чрезмерный характер или материнский полюс слишком превалирует над полюсом ребенка, начинает формироваться патологическая шизофрения и болезнь явственно вскрывается в ребенке.

Подытоживая вышесказанное, уточню, что такая биполяр-ность сохраняется у большинства людей. Место матери занимают государство, законы, правила, политика. Какой бы выбор ни стоял перед человеком, он постоянно сталкивается внутри себя с этой амбивалентностью.

Защитный механизм — это средство самозащиты, с помощью которого ребенку удается сохранить, по крайней мере частично, собственную личность и одновременно добиться внимания и заботы со стороны материнской среды. Механизм, который выбирает ребенок в стратегии болезни, — первый, пришедший ему на ум, родившийся в его фантазии. Он неразборчив в средствах и способен выдумать что угодно, лишь бы сиюминутно одержать верх. Более того, дети умеют с помощью ума атрофировать какой-либо орган или изменить нейрохимичес-

___________________________________________

10 Подробнее см. А. Менегетти. Онтопсихология и психическая деятельность. «Определение и развитие онто Ин-се». Указ. соч.

 

­ Конец страницы 212 ­

¯ Начало страницы 213 ¯

кие процессы синапсов; вследствие этого могут появляться любые отклонения или болезнь.

Не будем также забывать о том, что ребенок осознает происходящие в его теле постоянные изменения. Дети — не взрослые, у которых окончательно сформировано физическое тело и замедлено соматическое развитие. Ребенок пребывает в состоянии, когда его «тело-машина» постоянно меняется, перестраивается, его разум синергичен органическому самодвижению. Сознательная или бессознательная интенциональность аутопластична, «физически пластична». Конечно, механизм заболевания не запускается при любом капризе ребенка, а только тогда, когда он оказывается перед лицом ситуации, требующей от него абсолютной решимости, играть всем ради всего.

Если индивид, еще будучи ребенком, изучил ловушку стратегии болезни, то он будет прибегать к ней и только к ней и в будущем. Единожды использованную с успехом защитную структуру он будет применять тогда, когда в ней уже нет никакой надобности. Повзрослев, он уже самостоятельно может принимать решения за самого себя согласно собственной выгоде. Однако стратегия болезни зафиксировалась в нейронах его мозга в виде мнемического следа, поэтому всякий раз, когда взрослый индивид будет оказываться в чрезвычайно сложной ситуации, не будучи способным реагировать на нее по-новому и приспособиться, он прибегнет к старому шаблону поведения, который некогда выручил его в опасности, и, как следствие, заболеет.

Сталкиваясь с жизненными трудностями, он забудет, что живет в мире взрослых людей, где борьба постоянна. Вместо формирования новых стратегий решения в ответ на возникающие трудности в жизни он весь свой умственный потенциал будет направлять на патологию, на усиление болезни. Комплексы, заболевания, отклонения, несоответствие себе управляют субъектом и структурируют его на основе защитного механизма, используемого в раннем детстве.

­ Конец страницы 213 ­

¯ Начало страницы 214 ¯

Лечение и аутентификация достигаются за счет постепенного «растворения» фиксированности стереотипов, защитного механизма и путем восстановления целостности полюса жизни субъекта. Все это, однако, не означает, что нужно выступать против семьи, но, с другой стороны, то, в каком виде создана семья, без сомнения указывает на нее как основное препятствие на пути формирования автономного «Я» ребенка. Анализируя Ин-се до самых его глубин, замечаешь, что индивид неизменно принадлежит одному — жизни. Он любит жену, мужа, детей, мир настолько, насколько они соотносятся с его модусом бытия, то есть, насколько они функциональны для него с точки зрения жизни.

­ Конец страницы 214 ­

¯ Начало страницы 215 ¯

Плава одиннадцатая
Психосоматический процесс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.068 с.)