Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невротическое расстройство и тревога

Поиск

Любая психосоматическая болезнь, в самом точном смысле этого термина, может развиваться лишь при условии невротической неприспособленности, предполагающей потерю реального или воображаемого объекта, и эта потеря исполняет роль пускового механизма. Обычно речь идет об объекте, который в детстве или даже в младенческой, предвербальной стадии развития субъекта, сыграл главную роль в стабилизации данного типа приспособления, пусть даже отчуждающего. Таким образом, сокровенное состояние души искажается не перед лицом реального бессилия, а всего лишь соответствует проекции, не связанной с реальностью. Соответственно, субъект страдает от потери объекта, так как он сам считает, что теряет его, поскольку он соотносит весь мир, всю реальность с первым действующим лицом или со стадией диады «мать-ребенок», которая определила постоянство — через условный рефлекс — процесса информации или идентификации; и на основании этой примитивной нереалистической невротической стадии (любой субъект есть исторический процесс) возникает психосоматическая болезнь, хронический симптом, обладающий автономией и угрожающий жизни.

Однако, только этиологических предпосылок недостаточно для возникновения болезни, необходима стартовая причина, которая приводит к усилению импульса или обостряет чувство потери объекта, проявляющееся в период полового созревания, в пору отрочества или в фазе зрелости. Подобной вторичной причиной может послужить какое-либо важное изменение в жизни или постороннее влияние. Нереализованное естественным или сублимированным образом вытесненное содержимое усиливает давление первоначальной потребности, что приводит к конверсионной истерии11. Не следует удивляться этому превращению: в органическом симптоме напряжение разряжается и

____________________________________________

11 Конверсионная истерия — превращение, преобразование (или конверсия) аффективного переживания в симптом или симптомокомплекс. Прим. пер.

дает большую возможность выживания на сознательном уровне.

Аффекты, усвоенные на сознательном уровне, существуют нормально и могут обрести немедленную разрядку или другие формы выражения, в любом случае находясь под постоянным контролем «Я» и обуславливая его превосходство. Проблема возникает с того момента, когда «Я» отчуждает, отстраняет их от себя, так как в этом случае «Я» или органическое бессознательное испытывает навязчивое присутствие этих аффектов, которые на сознательном уровне могут представлять собой самые обычные, банальные объекты, но, если оказываются отвергнутыми сознательной системой и втянутыми в сферу органического разума, то претерпевают существенные изменения, усиливаются и накапливаются, то есть, создают растущие скопления. Поэтому какой-нибудь банальный объект, незначительный импульс может привести к образованию сильного симптома, крупного скопления, что в результате оборачивается неврозом всего организма, как следствие зарождения регрессивных, вызывающих страх и тоску бессознательных ассоциаций и фантазий. Маленькая песчинка может вызвать сход лавины.

Многих удивляет то, что первичный этиологический аспект, будучи весьма незначительным на начальном этапе онтотерапевтического исследования, впоследствии, уподобляясь рассеянным или отвергнутым частицам «Я» и объединяясь с ними, обусловливает столь значительное накопление, которое способно разрушить систему самозащиты организма. Опасно то, что организм стремится к повторению, привыкает к соматизации и повторной соматизации. Часто, подведя пациента к видению первого симптома, необходимо научить его ориентироваться в системе антипривычки. Вытесненное, проявляющееся в симптоме, закрепляется некой привычкой, что можно определить как соматический стиль, нетерпимый в длительности.

Повторная соматизация представляет собой продолжение поиска отвергнутого и запретного объекта, что в определенном смысле является высшей попыткой организма сделать возможным невозможное. Многие люди создают объект своей любви, нападения и агрессивности в своем собственном организме. Как часто опухоль замещает собой человека, которого следует убиты2, или неразделенную любовь! Однако, к сожалению, повторная соматизация показывает, что «Я» не сумело справиться со своей восстановительной ролью и возобладали начальные процессы (то есть, «Я» уступает свои позиции предшествующей ему стадии, и терпит крах при нейтрализации опасных, на его взгляд, событий). Когда симптом переходит в хроническую стадию, в большинстве случаев это свидетельствует об окончательном расколе между «Я» и «Оно»; это отступление объекта, который теряет надежду на вознаграждение, и субъект испытывает отчуждение, «Я» разделяется.

Психосоматическая болезнь может быть вызвана и действительной тревогой, но лишь в том случае, если она ассоциируется с реальным страхом. Побудительной причиной неизменно является невротическая тревога, искажение реальных перспектив, поскольку субъект, сталкиваясь с реальностью, обязательно применяет систему проекции, а следовательно, интроецирует, в том числе, личные формы страха. Таким образом, динамический фактор любой психосоматической болезни складывается из импульсного напряжения и бессознательной тревоги, связанной с внутренним переживанием наказания, вины или стыда. Тревога имеет невротическую природу, поскольку субъект сталкивается с данной реальностью в соответствии с диктатом первого ведущего, который послужил ему опорой или связью с реальностью, то есть, он видит реальность в соответствии с проекциями собственного «Сверх-Я».

Следовательно, патологические феномены, как в психической, так и в соматической области представляют собой форму реакции на невротическое чувство тревоги, которое никогда не является реальным или экзистенциальным, если же оно и свя-

__________________________________________

12 Имеется в виду убить психологически, внутри себя, речь ни в коем случае не идет о физической расправе. Прим. пер.

зано с реальностью, то лишь как с побудительной причиной, реактивирующей некий комплекс или вытесненное содержимое в ситуации, имеющей невротический характер.

Любая мотивация может найти решение как в процессах так называемого психического, так и физического порядка, поэтому болезни, которые даже хорошие медики считают порожденными нейровегетативной системой, фантазией или фиксацией, к сожалению, более реальны, чем те, которые проявляются на внешнем уровне. Именно эти болезни и следует в наибольшей степени принимать в расчет, поскольку в иерархии патологической причинности причинность психического порядка, по сути, определяет и лежит в основе всех других, пользующихся признанием со стороны традиционной медицины или гомеопатии.

Информация

Второй аспект, который надо учитывать в психосоматике — это взаимосвязь энергии и информации, изучаемая бионикой13.

Теоретически или экспериментально (в зависимости от собственной интуиции) мы способны понять, что не существует никакого таинственного скачка от психики к соме, а мы имеем дело с непрерывностью, идентичностью, выражением на разных языках одной и той же формы идентичного оперативного значения, смыслового содержания. То есть, энергия и информация представляют собой совместно действующие формы, вариации одной и той же энергии, взаимообратимость одного и того же явления.

Любая биологическая система может быть рассмотрена с двух точек зрения: прежде всего она получает от внешнего мира энергию, как питание или солнечное излучение, а затем информацию. Однако современная наука понимает, что энергия, несмотря

_________________________________

13 L. Gerardin. La bionica. — Milano: II Saggiatore, 1968.

на свою огромную значимость, вторична, а информация первична.

Информация — это модус действия, то есть это направляющая энергия в энергии, энергетическое направление в энергии, «форма в действии»-, это не вторичная внешняя, лингвистическая форма, а душа, запечатлевшая действие, энергию. Научный опыт свидетельствует о том, что информация поддается количественному измерению. Это качество, не существующее без количественного измерения, более того, это — квантовая мера. Любая информация неизменно вызывает — пусть и незначительный — рост энергетической совокупности какой-либо ситуации.

Любая информация предполагает энергетическое изменение, которое нуждается в поддержке и, в более широком смысле, в языке, природа которого может быть весьма разнообразной (например, цифровой язык). Информация в качественном отношении обладает собственной семантической ценностью, которая в онтопсихологии выражается в виде усиления или расширения идентичности индивидуации. Ценность или качество какой-либо энергии определяется индивидуацией; все, что усиливает идентичность индивидуации или расширяет границы ее протяженности, обладает ценностью для данной индивидуации. Абсолютных ценностей не существует, поскольку они всегда определены индивидуациями.

Любое энергетическое вмешательство в сложную систему предполагает изменение всей системы. Это типичное гештальтное видение. Органический процесс, процессы бессознательного, процессы индивидуаций всегда осуществляются по гештальтно-динамическим стадиям, то есть, целостным квантам. Система — это совокупность элементов, объединенных во взаимосвязи, что обеспечивает их единство, а поэтому любое энергетическое внедрение в нее подразумевает информированность всей системы. Если говорить о человеке, то информативная система его организма проявляется — в зависимости от того, в сферу изучения какой науки он попадает — на различных уровнях; простейшим является клеточный уровень.

Клетка, которую мы пытаемся исследовать в лабораторных условиях, к сожалению, вырывая ее из контекста, представляет собой первую систему большого органического аппарата человеческого тела. Однако, мы должны помнить, что клетка, вырванная из своего целостного контекста, не дает нам полного представления о себе, сообщая лишь минимальный базовый аспект. Тем не менее, у этой клетки, имеются свои определенные законы, в соответствии с которыми она изменяет свою энергетическую форму в зависимости от типа организма, в который ее помещают. Следовательно, мы еще не познали истинный клеточный импульс в его реальном проявлении. Клетка представляет собой чрезвычайно сложное химическое производство, гормональное функционирование которого, очевидно, предполагает наличие многообразных процессов передачи информации.

Вслед за системой химической, межклеточной коммуникации следует эндокринная или гормональная сеть, представляющая собой систему рассеянного действия, достаточно медленную, но отправляющую сообщения клеткам организма через кровеносную и нервную системы.

В организме любой экстроцептивный или проприоцептивный прием информации всегда вызывает рост энергии, в результате чего вместо, например, простого распространения электрического заряда, вдруг начинается передача, то есть процесс расстройства, охватывающий весь организм. Создается впечатление, что последняя стадия включает в себя базовый механизм и основывается на преимущественно химических процессах, суть которых состоит в том, что каждый аксон любого отдельного нейрона имеет только один вид синапса и, следовательно, может осуществлять только возбуждающее или только замедляющее действие определенного типа.

Органы чувств или чувства представляют собой внешние формы сложной системы, действующей путем самоотбора или осуществляющей отбор в соответствии с конкретным типом органической информации. Можно утверждать, что чувства индивида ограничивают его вселенную тем миром, в котором он живет: органы

восприятия организма составляют его силу, но и ограничивают его. У человека основным органом восприятия, кроме прочего оценивающим определяющую меру, которая, по всей видимости, составляет соматическую основу «Сверх-Я», является слух.

Посредством слуха в теле младенца, по завершении эмоциональной внутриматочной стадии, происходит энергетическое скопление «Сверх-Я»14. Первые услышанные голоса, звуки формируют, конкретизируют, материализуют его: посредством слуха общество начинает соучаствовать в эндопсихическом, эндосоматическом поле индивида. В нашу задачу не входит углубляться в экспериментальные аспекты психофизиологии; для нас важно привлечь внимание к тем фактам, описание и проверка которых входят в компетенцию другой отрасли науки.

Таким образом, внешние чувства являются моментами особого восприятия, которое обозначает реальность, уже действующую в организме и затем в среде. Сознание — это синтез органического совершенства «тело-среда», это тип сенсорного единства, которое впоследствии устанавливается как система, структура, форма, позволяющая — благодаря совпадению «соматическо-космического» взаимодействия — индивидуализировать то, что является космическим или универсальным и превращает все в присутствующее здесь и для меня.

Взрослый также воспринимает эмоциональность окружающей среды посредством слуха; даже через телефонный разговор. Некоторые пациенты задают следующий вопрос: «Почему у меня возникает зуд в области лобка, когда я говорю по телефону с интересным или нужным мне человеком?». Дело в том, что интериоризация, восприятие акустической информации вызывает возбуждение организма, дает ему энергетическую направленность и приводит к появлению определенного синдрома в чувственной

____________________________________________

14 Подробнее см. А. Менегетти. Учебник по онтопсихологии. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997; Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002.

форме, что свидетельствует о возникшем влечении двух организмов, находящихся на расстоянии сотен километров друг от друга. Это действительно так, я и сам, слыша чужой голос, способен воспринять психосенсорную ситуацию, и мой организм, соглашаясь на взаимодействие с другим человеком, способен слиться в эмоциональной идентичности с другим человеком, целиком осознавая это. Такое происходит даже вне осознанного намерения другого человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.007 с.)