Эпилепсия, болезнь Паркинсона, старость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпилепсия, болезнь Паркинсона, старость



Рассматривая этиологию эпилепсии с позиции психогенеза, можно увидеть, что это заболевание возникает под воздействием агрессивного импульса защитного или атакующего свойства, вызывающего короткое замыкание в головном мозге и со временем приводящее к расстройству нейронной системы. Это динамический импульс, не дошедший до своего внешнего выражения в теле (руке, ноге, голове), а разрядившийся в мозге. Чтобы вылечить человека от этого заболевания, помимо медицинского, необходимо психологическое вмешательство. В процессе психологического консультирования следует научить клиента рационально выражать собственную агрессивность.

­ Конец страницы 264 ­

¯ Начало страницы 265 ¯

Психический порядок, стоящий за феноменом эпилепсии, есть атакующая, но запрещенная агрессивность. Больной разжигает во всю мощь свою агрессивность, но никак не проявляет ее вовне, вызывая тем самым короткое замыкание в мозге. Внешне такой больной производит впечатление доброго, податливого, чуть ли не святого человека. Если ваш клиент уже взрослый человек, то психотерапия проводится с ним лично, если речь идет о ребенке — то с матерью. В действительности мать может вести свою войну в семье с помощью эпилептичного ребенка: малыш страдает, принимая на себя материнские «удары» всякий раз, когда ей понадобится отстоять свое главенствующее положение перед членами семьи. Достаточно разъяснить больному или доминирующему информатору механизм запуска эпилептического припадка и необходимость мужественно бороться логическими средствами, которые используют все другие люди, разозлившись из-за чего-либо. Трудность с больным эпилепсией заключается в том, что он настаивает на стиле поведения доброго, тихого, покладистого человека: в этом состоит его патологическая фальшивость.

Болезнь Паркинсона берет начало от чувства вины по отношению к какому-то внешнему действию. Речь не идет об объективной вине, как таковой. Субъект полагает, что данное действие влечет за собой вину: именно мирополагание субъекта приводит последнего к заболеванию. Вина запущена модусом стереотипов, но не законами природы. Рука говорит о желании дотронуться, мораль говорит «нет»: по прошествии времени развивается болезнь Паркинсона, представляющая собой вид ареста, наложенного на изначально естественное, спонтанное действие. Самая губительная система, блокирующая личность, воздвигается психологическими стереотипами, ментальными привычками, фиксирующими человека и подталкивающими его к преждевременной старости. Чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо внутренне освободиться от стереотипов. Люди перед лицом собственного бессилия в строитель-

 

­ Конец страницы 265 ­

¯ Начало страницы 266 ¯

стве социальной культуры выводят на первый план свои убеждения.

У людей своя мораль и убеждения, а у жизни своя — вечная, несгибаемая универсальная логика. Человеку либо надлежит приспосабливаться, либо решить, стоит ли ему жить вообще. Из этого следует, что в конечном итоге: любить жизньэто выбор, совершенный отдельно взятым индивидом.

Пациент, увлеченный своей целью, не усматривает за ней болезни. Например, святая верующая умирает от ран, стигматов, полагая себя невестой Христовой; она разрушает жизнь, но с фидеистических позиций становится выше других, выглядит счастливее других, ибо она — привилегированный член системы. Экзальтация продолжается до тех пор, пока выдерживает тело. Наступает момент, когда тело более не в состоянии сдержать натиск, ибо происходящее выходит за рамки начального проекта. Лишь в момент смерти субъект отдает себе отчет в ошибке, и, обнаружив, что болен, приходит в недоумение. Не факт, что пациент, осознав ошибку, примет сторону жизни. Многие из таких больных продолжают считать, что такими они, по крайней мере, поддерживают свой социальный образ на высоком уровне, а если они изменятся, то психологически падут ниже остальных, ибо ни к чему не приспособлены, да к тому же прошло уже столько лет. Поэтому перед лицом очевидности собственной ошибки многие предпочитают умереть за отсутствием времени.

Затрагивая тему старости, можно выделить два типа старения. Первый тип — привычный, известный нам из медицины, второй — в соответствии с природным порядком. Старение второго типа сопровождается усилением самовосприятия, способности к познанию глобальных вещей: человек ведет жизнь высшего познания реальности. Приведу пример. Двадцатилетний молодой человек или девушка хорошо себя чувствует, занимается спортом, однако испытывает неуверенность при наслаждении своим телом. Он побеждает, у него все идет хоро-

­ Конец страницы 266 ­

¯ Начало страницы 267 ¯

шо, но ему недостает знаний, его сознание еще недостаточно развито, то есть, он еще не развил в себе логику получения удовольствия от самого себя, не способен еще дистанцированно наслаждаться своим телом как объектом. Он борется внутри своего тела, спешит, сбивается с пути и идет вперед, в той или иной степени придерживаясь мнения других. Шестидесятилетний человек, если ему удалось поддержать в целостности свою физическую форму, в момент игры подобен выдающемуся скульптору, вбирающему в себя удивительное творение — свое тело: он может играть своим телом с превосходством, получая от этого всеобъемлющее удовольствие. Старость — это постепенное выведение из использования различных инструментов существования, ибо они уже достигли высшей цели того, чем является жизненное удовольствие. Это не означает, что индивид теряет удовольствие от жизни, наоборот, это наслаждение только усиливается: он его обостряет и формализует в сути, он становится крайне экономичным и достигает максимума. Некоторые крупные личности, дожив до этого возраста, испытывали такое состояние. Такова логика старости по замыслу природы. К сожалению, в большинстве случаев мы наблюдаем борьбу молодых людей, заканчивающуюся нивелированием субъекта до уровня объекта и старостью, сопровождающейся полным распадом личности.

Исходя из этого, мой метод лечения демонстрирует, что легче вылечить пожилого человека, нежели молодого, ибо последний полон еще иллюзорных надежд: «Ну, я еще молод, поправлюсь». Пожилого человека легче вылечить, потому что он уже испытал все взлеты и падения жизни, многое знает, а значит, обладает высокоразвитыми умом и способностью к пониманию происходящего. Например, двадцатилетняя женщина еще чего-то ожидает от жизни; в сорок пять она уже четко осознает, чтс ей уготована роль бабушки, поэтому способна мыслить более глубоко.

­ Конец страницы 267 ­

¯ Начало страницы 268 ¯

Синдром Стендаля

На Западе много рассуждают о синдроме Стендаля6 одном из аспектов патологии, проявляющейся у людей искусства. Начиная с искусства времен палеолита и неолита, эта тема волновала умы многих выдающихся людей, осознававших, что искусство обладает великой силой, способной изгонять духов или, наоборот, вызывать патологию. Например, в исламской культуре непозволительно изображение образа. На Западе движение иконоборчества, начало которому положил византийский император Лев Исаврийский7, возникло благодаря тому, что в образах как будто было обнаружено нечто не столь безобидное. Более того, известно, что вся история искусства связана с личностью Папы или властителя страны, которые вплоть до мельчайших подробностей объясняли художнику, как именно должен воплотиться тот или иной образ, поскольку он служил моральным назиданием для верующих или подданных. Создателям художественных произведений не предоставлялась свобода творчества, иначе в их работах могли проявиться и получить подкрепление разрушительные или агрессивные формы, исходящие от народа. Всякого, кто был облечен социальной ответственностью, беспокоила та воспитательная функция, которая осуществлялась посредством образов.

Синдром Стендаля характеризуется проявлениями невроза, шизофрении, истерии, психосоматических заболеваний, состояниями транса, потерей личности, внезапными параличами, психической ригидностью, возникающими при контакте с большим числом художественных произведений. Данный синдром

___________________________________________

6 Стендаль (1783 — 1842) — французский писатель. «Синдром» — закономерное сочетание симптомов, обусловленное единым патогенезом; рассматривается как самостоятельное заболевание или как стадия (форма) каких-либо заболеваний.

7 Лев III (ок. 675 — 741) — византийский император, положил начало иконоборчеству, религиозному движению в Византии, которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,... не поклоняйся им и не служи им», — Исход, 20, 4 — 5). Прим, пер.

­ Конец страницы 268 ­

¯ Начало страницы 269 ¯

рассматривается как совокупность симптомов, возникающих у предрасположенных людей при посещении музеев или художественных галерей. Была обнаружена связь между патологическими срывами у субъектов и зрительно-эмоциональным контактом с определенными художественными произведениями.

Огромное количество исследований было посвящено поиску причин вышеперечисленных феноменов. Возникает вопрос: все дело в послании, завуалированном в конкретном произведении искусства, с которым вступает во взаимодействие бессознательное субъекта, что и приводит к болезни, или же речь идет о заражении, психической инфекции, исходящей от некоторых художественных произведений, воздействию которой подвержены особо чувствительные люди?

С уверенностью можно утверждать две вещи.

Первое: данный феномен был выявлен, и его существование признается всеми ведущими психиатрами и психоаналитиками; нередко он становится темой театральных и балетных постановок, кинофильмов (особенно в жанре комедии), литературных произведений.

Второе: синдром Стендаля наблюдается у многих актеров и режиссеров после завершения киносъемок8.

___________________________________________

8 Ни для кого не секрет, что многие аспекты кино и театра связаны с шизофренией. Практически все, что создает театр, начиная с Шекспира, но еще раньше со времен Древней Греции, как и большинство историй, которые сейчас кладутся в основу сюжета кинофильмов, неизменно выражают болезнь человека. Например, вспомните, какую волну восторга вызвал фильм «Титаник». Не знаю, что за удовольствие можно получить от превознесения проекта, закончившегося катастрофой. А может быть, это всего лишь фильм, отвечающий скрытому чувству антропофагии (людоедства), агрессии кобры, которые большинство людей несет внутри себя? Это все равно, что следить за спортивными соревнованиями в надежде, что там кто-нибудь погибнет. «Титаник» превратился в мировой культуре киноискусства в мертвый остов, в разновидность сублимированной некрофилии: периодически большинство людей испытывают потребность подпитать себя останками тpyпов своих исторических предшественников. За неимением свеженькой крови и несчастий они предаются некрофилии на трагедиях прошлого. Все сказанное верно и для католической религии: Христос провел на кресте два или три часа, если это правда, но прожил многие годы в удовольствии, славе, обучении других, познании и безграничном опыте. Но для христианина символом веры должен служить Христос на кресте, поверженный Христос. Слишком многие люди остаются верны культуре, отбирающей из всего многообразия человеческого существования лишь некрофилические аспекты. См. А. Менегетти «Кино, театр, бессознательное». Т. 1, 2. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001, 2002.

­ Конец страницы 269 ­

¯ Начало страницы 270 ¯

Выделены два элемента, сопутствующие возникновению синдрома Стендаля:

1). в произведении искусства присутствует патологический аспект (полностью картина этой патологии еще не прояснена);

2). приступ зарождается в бессознательном человека и связан с особенностями его прошлого.

Проведенный мною анализ показал, что для появления синдрома Стендаля в произведении искусства (которое, в любом случае, несет в себе патологическую семантику) должно присутствовать несколько аспектов, в которых бессознательное — или воля художника — запрятало нечто трагическое, агрессивное, патологическое, кровожадное, то есть, в том, что признается искусством, действительно содержится некое завуалированное послание.

Всего этих аспектов пять.

1. Все произведения искусства, находящиеся в музеях и церквях мира, были отобраны социальным «Сверх-Я», с которым связано «Сверх-Я» каждого отдельного человека, что усиливает давление на субъекта. Художественные произведения такого типа производят двоякий эффект: во-первых, патологический аспект активизирует матрицу, пространство, занятое неосознанным комплексом субъекта; во-вторых, одновременно с этим «Сверх-Я» раздавливает этот комплекс. Внутреннее возбуждение растет, давление сверху усиливается — и в результате происходит взрыв и быстрое сгорание.

Приведу пример. В Помпеях есть бронзовая скульптура, изображающая сатира, получеловека-полукозла. Сатиру на вид тридцать-сорок лет: он — воплощение мужской зрелости и изображен с полностью эрегированным пенисом, что подчеркнуто всей позой его моложавого тела. Он выставлен в маленькой безликой комнатушке, в которой царит полумрак. Однако, если бы эту скульптуру выставили в какой-нибудь церкви, галерее или национальном музее, она, несомненно, вызвала бы ряд патологических реакций, поскольку порождаемое ею возбуждение вошло бы

­ Конец страницы 270 ­

¯ Начало страницы 271 ¯

в противоречие с атмосферой окружающего «Сверх-Я»; это вызвало бы напряжение, а значит, опасность. И наоборот, в своем маленьком потаенном укрытии сатир смотрится жизнеутверждающе и вовсе не вызывает психопатологического синдрома.

Как часто для произведения искусства выбирают ошибочное место, помещая его туда, где слишком велико давление социального «Сверх-Я»! Между индивидом и окружающей средой должна поддерживаться определенная пропорциональность.

2. Наличие предрасположенности субъекта, то есть, субъект наделен особого рода чувствительностью и обладает специфическим комплексом или первичной матрицей, которые производят тематический отбор, осуществляя регрессивное сдавливание9.

3. Необходим период созревания довлеющей инкубации. Это означает, что субъект уже достиг такого момента в развитии собственного негативного комплекса, когда последнему тем или иным образом необходимо вырваться наружу. То есть, импульс комплекса или негативная семантика преодолевает порог терпимости, присущий субъекту.

4. Необходим внешний семантизирующий. Иначе говоря, необходим другой человек, знакомый или незнакомый субъекту, который находится рядом с ним в момент посещения монумента, художественной галереи и т.д. Семантизирующим стартером могут послужить сын, дочь, любимый человек, смотритель, гид, какая-нибудь женщина и т.п. Когда происходит взрыв симптома, рядом всегда присутствует человек, служащий для субъекта семантизирующим стартером и патологическим катализатором. Итак, необходимо нахождение этого семантизирующего стартера в непосредственной близости.

5. Субъект воспринимает переживаемое состояние как нечто идеальное: он не думает, что ему плохо, что он находит-

___________________________________________

9 В первую очередь, при синдроме Стендаля происходит сдавливание головного мозга. Прим. пер.

­ Конец страницы 271 ­

¯ Начало страницы 272 ¯

ся в негативной ситуации, а улавливает и осознает призыв чего-то духовно возвышенного, идеального для него и даже для общества. Раздирающий его монстр представляется ему призывающим богом, сжигающая его болезнь — светом, исходящим, например, от святого духа. Субъект отдается патологическим переживаниям с идеалистической убежденностью.

Как лечится синдром Стендаля?

Сновидение с топографической точностью дает полную картину ситуации. Прежде всего, следует произвести семантический разрыв10 с семантизирующим стартером. Затем должен последовать период психотерапевтического лечения: необходимо выявить и изолировать доминантный комплекс, восстановить контакт с онто Ин-се и развенчать тот образ, который монитор отклонения использует в качестве идеала при осуществлении патологической деятельности. Для избавления от этой патологии достаточно нескольких недель. В дальнейшем, если субъект пожелает стать зрелым и ответственным человеком, понадобится еще от трех до пяти лет психотерапевтического тренинга. Онтопсихологический метод лечения эффективно и безотказно устраняет симптом, но если человек желает для себя благополучия и постоянного роста, он должен перестроить все структурное единство своей личности, то есть, произвести метанойю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.027 с.)