Печатается с разрешения зарубежных и российских авторов, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печатается с разрешения зарубежных и российских авторов,



За что приносим свою благодарность. В качестве иллюстративного материала используются рисунки А. Менегетти.

 

Научный редактор и составитель В. Афанасьев. Перевод Л. Афанасьевой.

"Петербургские этюды" художника Б. Пасикова.

 

© Санкт-Петербургская Ассоциация онтопсихологов

© Перевод Л. Афанасьевой.

 

Адрес редакции: 199226. С.-Петербург. А/Я 373

Учредитель — Санкт-Петербургская Ассоциация онтопсихологов

­ Конец страницы 1 ­

¯ Начало страницы 2 ¯

А. Менегетти

Онтопсихологическая музыкотерапия*

Исходя из широкого ряда пoнятий, берущих свое начало от "бессознательного" по Фрейду и распространяющихся вплоть до "психосоматики", несложно уяснить, что бессознательное представляет собой реальность не только психическую, но и телесную.

В равной степени важно добиться как осознания энергетического импульса, возникшего на уровне бессознательного, так и умения сенсибилизировать какую-либо часть тела, которая не воспринимается или представляется заблокированной. Оба процесса обладают одинаковой значимостью, поскольку представляют собой грани одной и той же человеческой реальности.

Возникает потребность в цельности, способной вернуть человеку его метафизический потенциал, феноменология которого имеет психокорпоральное выражение.

Серьезные и добросовестные исследования, проведенные онтопсихологической школой в течение десятилетий, нашли свое подтверждение в фактической реальности, и в этом смысле данное научное направление уникально, поскольку речь идет об изысканиях, которые можно не только изучать, но и применять в практическом жизненном опыте, постоянно совершенствуя его.

Онтопсихологическая школа освоила специфические методы работы, к числу которых относится и музыкотерапия.

Музыкотерапия используется в работе с физически и социально здоровыми людьми, которые самостоятельно строят свою жизнь, полны желанием "расширить" свой бытийный проект, что впоследствии находит свое отражение как в личном, так и коллективном планах.

Музыкотерапия как метод онтопсихологической работы направлена на рост креативного потенциала, значимости здоровых людей, которые становятся проводниками жизни в процессе осуществления контактов с коллегами по работе, друзьями, любимыми и т.п.

С незапамятных времен делаются попытки исправления ошибок и просчетов на уровне истории. "Плоды" этой деятельности мы испытываем на себе. Онтопсихологическое направление предлагает гипотезу, суть которой состоит в том, что необходимо оперировать в непосредственной области формирования причин нежелательных явлений, чтобы избежать их и на основании этого добиться успешного прорыва в сознании.

В этом смысле музыкотерапия приобретает особые качественные характеристики. Звуки, музыка, ритм, пение, движение, танец представляют собой внешние средства, направленные на обретение внутреннего гармонического физического здоровья. В нашем организме уже заложен определенный порядок, внутренняя гармония. Он наделен особой музыкой и движением, которые можно отнести к разряду совершенного музыкального текста, хотя и непознанного большинством людей. Умение воспринимать музыкальную гармонию собственного организма и соучаствовать с ней порождает способность совершенствовать свою жизнь.

__________________________________________________

* С 1994 года термин "музыкотерапия" был заменен на новый - "холистическая музыка" - во избежание возможных аллюзий с понятием болезни. В июле 1995 года вводится определение "мелолистика" (целостная музыка). (A.Meneghetti. Manuale di ontopsicologia. Roma. 1995).

 

Ритм, танец, пение должны быть обращены к шестому чувству, способному на психическом уровне воедино собрать все ощущения плоти в центральной висцеральной точке, которая соединена со всеми частями тела. При этом необходимо абстрагироваться от любого проявления рационального суждения. То есть нужно "переместить" рассудок в висцеральную область и постоянно следить за тем, чтобы все купалось в лучах телесного интеллекта.

­ Конец страницы 2 ­

¯ Начало страницы 3 ¯

Музыкотерапия как метод онтопсихологического направления обеспечивает здоровье, поскольку генерирует непрерывный приток энергии, который направлен вовнутрь организма и гармонизирует его. Цель состоит в том, чтобы у индивида, испытывающего силу этой гармонии, постепенно возникала взаимосвязь между организмическим In Se и историческим рациональным Я.

Общение с другими людьми невозможно до тех пор, пока человек не научится общаться с самим собой. Способы общения очень разнообразны и строятся на базе речи, музыки, жестикуляции, движения, живописи и т.д. Но общение, лишенное внутренних основ, оказывается фиктивным. Оно снабжено внешними характеристиками, но не способно обусловить энергетические изменения сознательной и позитивной реальности.

Неотъемлемым элементом высших проявлений в музыке, танце во все времена и у всех народов являлась сакральность, выражающаяся в стремлении достигнуть пределов божественного.

Установление взаимосвязи с собственным In Se означает не только способность статического понимания бытия на высоком уровне личностной зрелости, но и энергетический контакт, позволяющий обрести жизненные силы посредством возможностей исторического рационального Я.

На практике речь идет о нахождении высшей формы одухотворенности. Ритм, танец, пение должны быть обращены к шестому чувству, способному на психическом уровне воедино собрать все ощущения плоти в центральной висцеральной точке, которая соединена со всеми частями тела. При этом необходимо абстрагироваться от любого проявления рационального суждения. То есть нужно "переместить" рассудок в висцеральную область и постоянно следить за тем, чтобы все купалось в лучах телесного интеллекта.

Следствием успешно проведенной музыкотерапии является настоящее и глубокое наслаждение восстановительного характера, которое, качественно превосходя сенсорное восприятие, сопровождается оздоровлением при наличии мелких психосоматических расстройств и ощущается в течение нескольких часов по окончании сеанса. В дальнейшем это приводит к большей личностной результативности на профессиональном, социальном уровне, а также в области взаимоотношений с окружающими. Следует также добавить, что основным залогом успешного проведения музыкотерапии являются личностные качества музыкотерапевта, который должен отвечать требованиям точности, быть постоянно настроенным на собственный лад и являть собой пример внутренней гармонии, которую он стремится пробудить в других. С этой задачей он способен справиться на том основании, что имеет большее представление о музыке плоти, которой наделен сам и которую эманирует каждый человек. Музыкотерапевт выполняет функции "посредника". При этом нет никаких правил, которые следовало бы неукоснительно выполнять. С каждым моментом рождается новая музыка, кажущаяся спонтанной, но на деле согласующаяся с гармонией, которая отражает взаимодействие плоти, эмоций, состояние души, привязанности, сексуальность, способность двигаться и т.д. Любое действие должно быть оптимальным, единственно возможным в данный момент и в данном контексте. Цель состоит в том, чтобы у участников была максимальная возможность проявиться наилучшим образом и с большей любовью к себе посредством музыкального посыла, на который реагирует организм. Но при этом следует иметь в виду тех, кто может создать и безусловно создает негативный эффект, в основе которого лежат болезненные эмоции.

Болезнь - это противоестественное состояние человека. Здоровый человек может нести только доброжелательность, любовь, призывать к успеху, к жизни, проявляя при этом глубокое уважение к свободе другой личности. Все это заключается в музыке, жесте, ритме, пении, игре.

У In Se нет ни схем, ни стереотипов. Оно немедленно распознаёт свободные посылы даже без ведома сознательного Я индивида. Идя вслед за своим In Se, уловившим звуковую информацию, отвечающую собственной природе, индивид испытывает то, что можно назвать празднеством плоти, которое способно устранить психические затруднения Я и давление со стороны Супер-Эго.

Плоть - это язык души, материальный символ трансцендентности; это основной посредник, связующий внутреннюю энергию с непрерывностью окружающей среды; это главное подтверждение существования, доказательство хорошего самочувствия, проводник любви; это гармонично упорядоченный сгусток энергии.

Человеком движет душевный настрой, но осуществление любого действия связано с использованием собственного тела. И порой случается так, что добровольное намерение не достигает идентичного проявления на соматическом

 

­ Конец страницы 3 ­

¯ Начало страницы 4 ¯

уровне. Имеют место случаи, когда человек, предметно воспринимая свое тело в целом, испытывает трудности в восприятии отдельных его частей. И напротив, обладая большой чувствительностью по отношению к какой-то отдельной части тела, он теряет способность целостного ощущения и телесной ориентации.

Человек в своем бытийном проявлении представляет собой совокупность духа и материи, психики и плоти, которые являются неотъемлемыми составляющими существования и обнаруживают свое полное взаимопроникновение. Исключение одного из этих элементов приводит к потере целостного видения. Это свидетельствует о том, что человек полностью проявляется как в психическом, так и телесном контекстах.

Мысль о том, что человек способен выразиться посредством чувств, эмоций, душевного состояния, находит свое ежедневное подтверждение. Но люди часто забывают о том, что все это возможно благодаря телу, жестам, движениям.

Тело непрерывно говорит. Язык плоти первичен по отношению к вербальному языку. С момента своего рождения ребенок использует язык жестов и движений.

Если бы люди имели о себе верное представление, выражение плоти стало бы простым, ясным и естественным следствием реальности каждого. Но жизненная практика доказывает, что человек обладает в отношении себя минимальными знаниями и зачастую они ошибочны.

Соответствие психики и плоти не имеет ни малейшей погрешности как на патологическом, так и здоровом фоне.

Онтопсихология рассматривает концепцию здоровья в самом широком смысле и отводит ей основное место. Сюда входят такие категории, как гармония, порядок, стройность. Человеческая психика представляет собой энергию, постоянно направленную вовне. Человек может быть здоровым лишь тогда, когда у этой энергии есть свободный выход, когда она не заблокирована и не отклоняется от естественного русла. Любое отклонение приводит к возникновению фиксации, оссессивности, упрямству на психическом уровне и находит свое точное отражение в последующей статичности, ригидности, одеревенелости плоти.

Концепция здоровья строится на психофизических началах и равноценна "осознанию собственной целостной реальности". Здоровье - это способность постигать любое внутреннее движение и умение сознательно довести его до конечной цели. Мера здоровья прямо пропорциональна способности человека осознавать свое бытийное проявление здесь и сейчас.

Вышесказанное свидетельствует о том, что здоровье - это врожденное, но неосознанное человеком качество. По причине такого незнания люди не способны воспользоваться им и в большинстве случаев испытывают боль, тревогу, тоску, физические расстройства, страдания как результат совершенных ими ошибок.

Плоть - это первичное пространство, в котором проявляется психика. Далее следует внешняя среда. Тело человека в качестве внутренней среды демонстрирует все, что впоследствии найдет свое отражение вовне. То есть нежелательные явления, имеющие место в области любовных отношений или профессиональной сфере, прежде проявляются на органическом уровне в ригидности суставов или мышц, отсутствии пластичности, в физической боли, отчужденности. Человек утрачивает подлинное ощущение своего тела в результате сложившихся норм воспитания, беспечности или ложного превосходства, вследствие которых он не способен принимать сигналы своей плоти. Она, словно, одежда, которую человек приобрел и "носит". При этом он не только не умеет сжиться с ней, но и воспринимает зачастую собственную плоть как нечто враждебное, с чем следует вести упорную борьбу.

Даже у тех, кого профессия обязывает постоянно быть в хорошей физической форме, наблюдается раздвоенность по отношению к своему телу. С одной стороны

 

­ Конец страницы 4 ­

¯ Начало страницы 5 ¯

существует индивид со своими идеями, интересами, волей, а с другой - тело, которое нужно тренировать, совершенствовать, за которым нужно ухаживать. В таких случаях уход за телом часто приобретает характер ожесточенности и приводит к психическому истощению. Так, например, можно добиться определенных наглядных результатов, имеющих частичный или временный характер, но они явятся лишь гиперкомпенсацией недостижимого в таких обстоятельствах единства психического и физического здоровья.

Онтопсихологическое направление придает большое значение концепции "организмического", основанной на целостном и едином восприятии себя. Она предполагает способность ощущать точку не как отдельный элемент, а следствие осознаваемого индивидом слияния частей в единое целое. Речь идет о прямом и синхронном отождествлении психического и соматического. Причем ошибочно считать, что психическое располагается только в области головного мозга и проявляется посредством ментальной деятельности. Оно имеет место повсюду. Любое действие здорового и, следовательно, свободного человека имеет психическое начало.

Благодаря концепции организмического преодолевается дихотомия психики и плоти, так как на этом уровне происходит смычка органической и психической деятельности в цельности сознания. Единство психики и плоти формируется в бессознательном и проявляется на уровне сознательного Я субъекта в виде свободного движения или эмоционального состояния в данный момент.

Обучаться восприятию собственного тела следует постепенно и терпеливо. Начальная стадия сопряжена с затруднениями в связи с установившейся отчужденностью по отношению к телу как "дому", который изначально принадлежит человеку.

Посредством осознания своей организмической структуры можно обрести душевное и физическое здоровье, а также научиться самостоятельно им управлять на благо себе и социуму.

Онтопсихологическое направление освоило данный метод музыкотреапии, цель которого состоит в постижении души посредством осознания своего организма. У этого метода есть свои особенности, отличающие его от всех существующих ныне школ.

Прежде всего, следует отметить, что эта методика применяется не для больных, хроников или умственно отсталых, а для людей, чье состояние здоровья определяется как нормальное. Она ставит своей целью сделать жизнь индивида более результативной, поднять уровень ответственности, воли и желания жить.

Принципы онтопсихологической музыкотерапии разработаны онтопсихологической школой. Ключевая концепция строится на врожденной позитивности духовных основ человека вне зависимости от его воззрений и способа самовыражения. В силу этого данная терапия имеет исключительно внутреннюю направленность, а все внешние изменения возникают уже в результате ее проведения.

В основе подлинной терапии всегда лежит восстановление утраченных знании в отношении своего внутреннего мира, но для достижения этой цели нужно также хорошо понимать собственную плоть.

Методология большинства существующих музыкотерапевтических школ основывается на различии между аспектом "восприятия" и "активности" в процессе проведения терапии. Онтопсихологическая школа не разделяет метода пассивного прослушивания музыки ни в качестве начальной фазы терапии, ни в качестве пропедевтического этапа, за которым следует "активная" фаза. Причина такого несогласия заключается в следующем:

1) Музыкотерапия должна носить деятельный характер и проявляться в танце, игре или пении. Нельзя находиться в состоянии статичности, когда речь идет о высвобождении заторможенной энергии. Особенность онтопсихологической музыкотерапии состоит в разблокировании психофизической энергии посредством предмета ее внешнего проявления, то есть тела. Благодаря осознанию заторможенной части можно воздействовать на психоэнергетическую структуру, обусловливающую данную блокировку, и изменить ситуацию. В этой связи музыкотерапия должна характеризоваться творческой активностью и автономным движением.

2) Если проанализировать жизненный путь великих композиторов, можно заметить, что в большинстве своем они жили недолго, страдали от болезней, были фрустрированы или несчастны. Онтопсихологическая школа задалась вопросом, может ли произведение, написанное несчастным, страдающим или испытывающим глубокое беспокойство человеком, предоставить другому человеку возможность для позитивного внутреннего поиска. Мы считаем, что прослушивание отрывков музыкальных произведений, пусть и великолепных в плане их стилистики, не способно приблизить человека к самому себе. Есть музыка, которая доставляет истинное удовольствие, а есть и такая, что

 

Онтопсихологическое направление придает большое значение концепции "организмического", основанной на целостном и едином восприятии себя. Она предполагает способность ощущать точку не как отдельный элемент, а следствие осознаваемого индивидом слияния частей в единое целое.

­ Конец страницы 5 ­

¯ Начало страницы 6 ¯

может привести к обострению психического состояния вплоть до гибели субъекта.

Следует сказать еще об одном аспекте, который разделяют практически все музыкотерапевтические школы: "музыкотерапия - это общение". Онтопсихологическая школа не согласна с трактовкой данного определения в общепринятом смысле.

Неспособность человека к оптимальному общению с внешней средой представляет собой серьезную проблему для всего современного человечества. Причем не следует думать, что это относится исключительно к людям с особыми психическими или физическими функциональными расстройствами. Изменение же формы общения не приводит к устранению данной проблемы. Только объективный самоанализ позволяет обнаружить подлинный ее смысл, который состоит в том, что человек включает в процесс общения с внешним миром свой внутренний мир. Даже при условии восприятия своего душевного состояния человеку трудно проявить себя сообразно своему внутреннему складу из-за запрета, цензуры, которые в равной степени наблюдаются на органическом, соматическом уровне и не позволяет стимулу проявиться вовне.

Онтопсихологическая музыкотерапия не направлена на содействие процессу общения с внешней средой, с другими участниками группы и музыкотерапевтом, так как не в этом суть решаемой проблемы. Музыка и движение используются с целью достижения максимальной интровертности, что должно привести каждого участника к самостоятельному осмыслению своих глубинных пластов. В результате прогрессивного обучения такому типу интровертности можно постепенно обрести способность целостного восприятия себя, что в свою очередь облегчает понимание других и общение с ними. Только познав себя, человек способен понять тех, кто его окружает, и сделать выбор в соответствии с ценностными ориентирами.

Музыкотерапия в онтопсихологическом понимании ставит своей целью достижение организмического восприятия еще неосознанной собственной музыкальности посредством любой формы музыки, пения, танца или игры на каком-либо инструменте.

С точки зрения методологии следует указать на три последовательные фазы процесса.

Первая фаза является наиболее продолжительной и требует особой тщательности, так как в этот период индивид приступает к новому способу самоощущения. Эта новизна, категорически исключающая какое-либо логическое рациональное суждение, достигается посредством непрерывной и терпеливой работы, направленной на то, чтобы обрести цельность организмического восприятия. Отправная точка располагается в зоне диафрагмы (внутри брюшной полости). Однако ее не следует понимать в буквальном смысле слова, так как речь идет о зоне восприятия на внутреннем висцеральном уровне, где сосредоточена перцептивная функция всего организма. Перцепция висцерального характера в точности соответствует тому, что происходит с индивидом в данный момент, и именно на нее следует ориентироваться.

На основе организмического осознания возникает, создается движение, которое скорее направлено вовнутрь, нежели вовне. В нем проявляется целостность личности, которая познает себя благодаря движению. Далее индивид начинает вслушиваться в себя, открывая собственный ритм, собственную музыку. Так рождается движение, в котором отдельные части тела воспринимаются как единство целого. Только по достижении этого первую фазу можно считать законченной и приступать к следующей.

Выше говорилось о "психической реальности" как об энергии, которая должна непрерывно и свободно передвигаться внутри человеческого организма и иметь выход вовне. Застой этой энергии вызывает различные расстройства. Возможно, именно по этой причине у многих людей появляется потребность, пусть и неосознанная, заниматься каким-нибудь видом спорта ради собственного удовольствия.

Энергия требует действия, причем как психического, так и физического. Удовольствие, которое человек испытывает после удачно проделанной работы, равноценно радости, возникающей вследствие активного физического движения.

Цель второй фазы музыкотерапии состоит в том, чтобы благодаря особому типу целостного движения, найденному во время первой фазы, дать энергии возможность свободно передвигаться внутри и вовне, избавляясь от статичности, которая непременно возникает при обычном образе жизни, какой бы насыщенной она ни была. В результате онтопсихологической музыкотерапии люди избавляются от многих психосоматических заболеваний, возникших по причине того, что психическая энергия оказалась заблокирован-

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.042 с.)