Глава онтопсихологической школы, президент Международной Ассоциации онтопсихологии (Рим) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава онтопсихологической школы, президент Международной Ассоциации онтопсихологии (Рим)



Профессор

Антонио

МЕНЕГЕТТИ

 

Регулярно проводит в России семинары по ОНТОПСИХОЛОГИИ и ОНТО APT

 

Справки и заявки на участие в семинарах по телефону/факсу в Москве (095) 722-9595.

E-mail: aso@online.ru

 

­ Конец страницы 9 ­

¯ Начало страницы 10 ¯

А. Менегетти

Сновидение как средство диагностики а экзистенциальная клиническая терапия

Лекции на Московском семинаре 1996 г.

 

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

На наших предыдущих семинарах мы неоднократно отмечали, что онтопсихологический анализ состояния субъекта проводится комплексно и включает пять направлений.

1. Лингвистический анамнез.

2. Анализ проблемы, симптома.

3. Анализ движений, жестов, мимики.

4. Анализ семантического поля.

5. Анализ сновидений.

Применение комплексного подхода позволяет расширить границы исследования и проанализировать не только состояние одного человека, но и целой группы или ситуации. Таким образом, предметом анализа может стать, например, экономическое положение печатного периодического издания, процесс становления банковского учреждения, политической партии, религиозной организации, промышленной группы, состояние дел в министерстве и т.д. Такое исследование отличается точностью, возможностью последующего контроля и полной независимостью от области, в которой оно применяется. С равным успехом можно провести анализ ситуации, сложившейся в музыкальной школе и спортивной команде. Посредством комплексного подхода к анализу можно оказать помощь как чемпиону в каком-либо виде спорта, так и талантливому музыканту с целью их дальнейшего эволюционного роста.

Предположим, что необходимо проанализировать состояние дел в. химической лаборатории, где ведутся исследовательские работы по борьбе с определенным вирусом. Для того чтобы сделать заключение, насколько успешной будет работа специалистов вирусологов, нет необходимости в знании предмета их исследования. Достаточно увидеть этих людей, посмотреть, как они работают, чтобы сказать, добьются они успеха или нет.

Это становится возможным благодаря основному критерию, который открыла онтопсихологическая школа и с помощью которого можно получить подтверждение сути любого явления. Я имею в виду In Se. Приведу такой пример. Понаблюдав за ученым математиком, я могу составить представление о том, соответствуют ли выведенные им формулы какой-то энергетической реальности или нет. При этом оценивает данного индивида, математика или физика, непосредственно его собственное In Se, а я как онтопсихолог способен выделить, прочитать природную сущность субъекта и определить, насколько он функционален по отношению к своему проекту, делу. Можно привести другой пример. Я должен проанализировать состояние юриста, который ведет какой-то процесс. Для этого мне вовсе не требуется разбираться в вопросах права. Я выделяю и прочитываю In Se данного индивида, его комплексы, матрицу, ДНК, что позволяет мне обнаружить диапазон его возможных ошибок и неиспользованный им потенциал. Предположим, мне необходимо сделать заключение относительно состояния преподавателя. Неважно, что я не знаком с предметом, который он преподает, или с открытием, которое он сделал. Онто In Se данного индивида позволит мне определить, функциональна данная личность или нет. Онто In Se человека предоставляет мне его полную и детальную характеристику совершенно независимо от того, в какой эстетической области развивается его личная история. Онто In Se оценивает данное действующее лицо и результаты производимого им действия. Итоги подводит не разум, а жизнь во всех ее проявлениях.

Итак, мы переходим к конкретным направлениям, каналам исследования, которые я привел выше. На основании анамнеза мы получаем картину личной истории субъекта, включающую данные бихевиористского (поведенческого), статистического, экономического, медицинского, социометрического порядка в отношении индивида, его логики, ситуации, в которой он оказался. Для того чтобы проанализировать, например, социальную психологию, которая имела место в Советском Союзе, необходимо располагать полным лингвистическим анамнезом, что подразумевает не только вербальное выражение, но и логику советского мышления. Анамнез дает возможность составить определенное представление о каком-либо контексте, и онтопсихологическое направление, как и другие школы, использует данный канал исследования.

Далее следует анализ проблемы, симптома, патологии, который используется в любой научной сфере. Но следует заметить, что вне связи с лингвистическим анамнезом он был бы неполным. Анализ симптома непременно нужно соотнести с данными всей личной

­ Конец страницы 10 ­

¯ Начало страницы 11 ¯

истории, поскольку симптом, проблема представляют собой часть целого. Этот тип анализа также применяется в любой науке.

Онтопсихологическая школа, кроме вышеуказанных двух каналов исследования, использует еще три, что позволяет рассмотреть явление, ситуацию под пятью углами зрения. В следующем пункте обозначен анализ движения тела, жестов, мимики и их изменений в зависимости от присутствия других людей. Это очень важный, интересный аналитический аспект, который заслуживает проведения отдельного семинара. Речь идет о первичном, самом ярком и постоянном проявлении человека посредством языка плоти, что свойственно каждому. При этом анализируется не только физиономическая телесная структура, но и движения, мимика. Тело постоянно заявляет о реальности, которую переживает субъект. Прическа, очки, одежда и т.п. свидетельствуют о реальности индивида. Важно иметь в виду, что движения, мимика человека меняются в зависимости от того, находится ли он один или с кем-то еще. Если я сейчас подойду к женщине, мои движения будут обусловлены иными факторами. Они изменятся, и будут определяться отношением к другому лицу.

При условии хорошей подготовки онтопсихолог, используя только этот вид анализа, может получить точную картину состояния субъекта. Движение, мимика - это феноменология семантического поля, его первое "слово".

Далее следует собственно анализ семантического поля, представляющего собой направленную динамику, благодаря которой осуществляется прямая передача информации. Этот вид анализа позволяет полностью понять проблему индивида. Результаты исследования достигают еще более высокого уровня в случае совместного использования данного канала с тремя предыдущими. Для анализа семантического поля онтопсихологу требуется не более часа, в то время как пациенту понадобятся несколько месяцев, а, возможно, и лет, чтобы решить свою проблему. Человек, который действительно заинтересован в осознании себя, должен посвятить этому процессу очень много времени.

Мой опыт позволяет мне в одно мгновение понять, что происходит с индивидом, в чем суть его проблемы на основании использования третьего и четвертого каналов.

В следующем пункте указан анализ сновидений. Его отличает чрезвычайная полнота и точность получаемых результатов. Он вносит ясность в анамнез и конкретизирует результаты анализа семантического поля. Сновидение раскрывает личную историю, сложившиеся обстоятельства, субъективное поведение индивида в соответствии с его психологией, а также те последствия, которыми индивид расплачивается за свой выбор. Сновидение изобилует несметным числом предметов, образов, которые помогают разобраться в ситуации. Опытный специалист способен на базе сновидения пациента прочитать всю его жизнь.

На наших семинарских занятиях мы подробно рассмотрим именно этот канал исследования личности, познакомимся как с научной, так и практической стороной данного вопроса.

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

На протяжении многих эпох остается неизменной беспокойство человека по поводу суда совести, морали, Божьего суда. Однако, каждой индивидуации свойственна своя реальность, которая и является по сути дела выводом, итогом в отношении того, как человек строит свою жизнь. Все мы живем в контексте, в основе которого лежит точное соотношение между населяющими его индивидуациями.

Я хочу предложить вашему вниманию следующий рисунок. Это круг, состоящий из двух сегментов, аналогичный строению биологической клетки человека. Такое сравнение не случайно, так как здоровая жизненная реакция индивида подобна реакции биологической клетки. Итак, перед нами условное изображение клетки человека в ее глобальном значении. В верхнем сегменте - головной мозг. В нижнем - так называемый висцеральный мозг и онто In Se. Следует сказать, что в области, которая располагается от горла до половых органов, есть мозг, который по своему составу идентичен головному. Разница состоит в том, что головной мозг расположен в черепной коробке, в то время как висцеральный занимает всю обширную вышеуказанную зону. Вообразите ленту шириной около двух сантиметров и длиной около восьмидесяти метров, состоящую из химических элементов, аналогичных составляющим головного мозга. У древнего человека висцеральный мозг был интегрирован с головным и действовал в рамках целостной чело-

 

­ Конец страницы 11 ­

¯ Начало страницы 12 ¯

 

веческой структуры, но по мере своего развития человек стал довольствоваться только головным мозгом.

Мне неизвестно, выдвигались ли какие-либо предположения на этот счет российской наукой, но в США были сделаны определенные заявления. Так, например, говорится о нейрогастроэнтерологической функции человеческого организма. Что касается онтопсихологической школы, наличие висцерального мозга для нее не новость и этот феномен используется в исследовательской, а также практической работе. Следует сказать, что висцеральный мозг реагирует на происходящее быстрее любой другой организмической структуры. Если вам приходилось наблюдать за животными (собаками, кошками и т.д.), вы не могли не заметить, что их реакция прежде всего выражается именно на уровне висцеральной области, которая моментально воспринимает малейшую опасность. Достаточно хлопнуть в ладоши, чтобы через мгновение заметить толчок в области живота собаки или другого животного. Уже после этого животное синтезирует ситуацию и реагирует посредством движения, действия. Человек точно так же прежде воспринимает происходящее на висцеральном уровне и уже затем делает обобщения посредством головного мозга. Каждый человек в тот или иной момент испытывает особые ощущения в висцеральной области, которые можно определить как спазм, судорогу или дрожь. Такая реакция имеет место еще до того, как человек поймет, что происходит. То есть осознание наступает позднее.

Следует отметить также такое свойство висцерального мозга, как целостность. Любая организация природы обладает этим качеством. Что же касается головного мозга, то он не отличается быстротой и точностью, характерной для висцерального. Это подтверждается на практике, при проведении опытов, а также многочисленными клиническими случаями. Могу привести такой банальный пример. Человек принимает какую-то пищу, которую оценивает на уровне сознания как хорошую. Но при этом желудок реагирует на нее плохо. Таким образом, полезность продукта определяется не оценкой головного мозга, а тем, как висцеральный мозг его усваивает.

Головной мозг не обладает точным критерием оценки по причине определенного вмешательства. На деятельность головного мозга могут оказывать влияние такие внешние факторы, как воспитание, мораль, обычаи, привычки, установки. Сюда следует отнести и Супер Я, которое формируется у человека еще в детстве. К следующему (технологическому) типу вмешательства относится монитор отклонения. Думается, что в эпоху быстрого технологического развития человек способен осознать характер воздействия со стороны монитора отклонения. Подавляющая часть фантастических фильмов 1995/96 годов строится на одном и том же сюжете: в человеческий мозг внедрена программа памяти, которая предваряет любые реминисценции и нормальный процесс восприятия. Именно это и свойственно монитору отклонения. Третий вид вмешательства в сферу деятельности головного мозга представляет собой воздействие со стороны исторического логического Я, которое сформировано на базе поступков человека, его способа мышления, выбора, комплексов, которые он выработал в процессе развития своей личной истории. Все вышеперечисленные типы вмешательства, дополняя друг друга или суммарно, оказывают отрицательное воздействие на работу мозга.

Следует отметить, что онто In Se является воплощением разума, который присутствует во всей органической структуре человека, но с наибольшей силой проявляется именно в висцеральной области.

Наверное, вам приходилось слышать о том, что люди, утратившие в результате несчастного случая конечности, часто видят себя во сне целыми и невредимыми. При проведении особого анализа эфирного поля эти конечности видны. Физическая потеря конечностей имеет место, но висцеральный мозг продолжает воспринимать их, как и прежде. Это свидетельствует о том, что при утрате какого-либо органа не нарушается целостности онто In Se, которое присутствует во всем организме, включая утраченные части тела. Но, как уже говорилось выше, в висцеральной области In Se проявляется с наибольшей силой и точностью.

Теперь мы вновь обращаемся к рисунку. В месте деления клетки на два сегмента размещается полоса, напоминающая бегущую информационную строку монитора. Это монитор отражения. Мир, в котором мы живем, наполнен разнообразным информационным контекстом, связанным с настоящим, прошлым, будущим и подчиняющимся энтропическим и мегаэнтропическим законам мироздания. На этом уровне имеет место пересечение различных полей и открывается бесконечность, мигом которой является человеческая жизнь. Индивидуация сопряжена с вечностью. В этой связи хотел бы привести пример из индийских философских трактатов. Будду способен рассмешить только великий человек. Будда смеется в ответ на верные поступки великого земного человека. Это означает,

­ Конец страницы 12 ­

¯ Начало страницы 13 ¯

что человек связан с висцеральной областью Будды и таким образом может сообщить ему реакцию смеха. На нашей планете есть миллионы людей, которые думают именно так и способны осознать себя и свое назначение в качестве мгновения висцерального начала всесильного Божества. С научной точки зрения человек является частицей огромной и постоянно действующей реальности. Он сопричастен константе "Н", которая является прототипом универсального проекта и в которой образуется, выделяется человеческая жизнь. Этот ген человеческого прототипа определяет вид разумного существования на нашей планете, не претендующего на свою эксклюзивность, но подтверждающего свое наличие. Каждый отдельный вид является неотъемлемой частью целого, где избирательность осуществляется на основе идентичности прототипу. Существуют формы жизни, естественные для человека, но вовсе непригодные для других видов.

Итак, человек, являющийся частью мироздания, подвергается воздействию со стороны огромного потока информации, в котором действуют такие феномены, как память, стереотип и потенциал.

Под памятью подразумеваются иконографические образы огромного числа фактов, исторических эпох, гештальта жизни. История человечества насчитывает тысячелетия, события которых вписаны в психическую память людей. Предположим, что каждый из отрезков времени той или иной эпохи является результатом заранее произведенного природного замысла и регистрируется в психической памяти. В этой связи достаточно упомянуть Апокалипсис евангелиста Иоанна или предсказания Нострадамуса. В сновидениях всех без исключения людей часто присутствуют образы, связанные с историческими эпохами, войнами, в которых они не жили, не участвовали и которые можно определить как реальность универсальной кармы. Существует карма не только индивидуальная, когда человеку приходится расплачиваться за ошибки молодости, но и универсальная, в соответствии с которой человек вынужден переживать то, что уже было заранее предопределено. Так, например, каждая нация испытывает на себе результат определенных тенденций экономического, социального, культурного развития, сформированных еще столетия назад. Психическая память индивидуального и универсального свойства посредством образов проявляется в сновидениях человека. При этом она затрагивает прошлое, настоящее и будущее.

Информационный поток также изобилует стереотипами - формами цивилизации, культуры, логики, которые были выстроены задолго до сегодняшнего времени и тем не менее, продолжают влиять на формирование современной действительности. Стереотип формирует индивида, навязывая ему определенный способ мышления, выбора, предопределяет его склонности, привязанности, устои. Современное технологическое развитие связано со всеобъемлющей компьютеризацией, но никто на самом деле не знает, свидетельствует ли это о высокой степени прогресса или об опасности, которая нависла над личностью. Глобальное сообщество компьютеров постепенно превращается в так называемого "большого брата", который впоследствии обретет способность контролировать и подчинять человеческую мысль. Но бесспорно, что подобные технологии помогают сегодня проводить на расстоянии сложнейшие операции и т.п., что приносит огромную пользу. В то же время компьютер ломает существующие стереотипы, связанные с налогообложением и другими санкциями государства в отношении сильных мира сего, так как способен передвигать огромные капиталы из одних банков в другие, не оставляя документальных следов. Для международного капитала не существует ни границ, ни государственной принадлежности. Таким образом, создается новый стереотип существования, который пополнит информационный поток, воздействующий на сознание человека.

Стереотип диктует, что и как должно формироваться в данном историческом контексте. Так, например, под влиянием длительного действия стереотипов биологического, исторического существования и развития человека формируется эпоха, в которую продолжительность человеческой жизни способна превысить столетие.

Приведу еще один пример. В прошлом религия была главной опорой в существовании человечества. Было создано большое число религиозных институтов, выработавших определенный стереотип поведения, отношения к ним. Однако с течением времени внешние

 

­ Конец страницы 13 ­

¯ Начало страницы 14 ¯

религиозные формы заметно утратили свою значимость, в то время как им на смену пришел и укрепился внутренний смысл святости. То есть стереотипный феномен в процессе векового развития переживает определенную метаморфозу и приобретает новый вид.

В этой связи хотел бы проиллюстрировать то, как постепенно вырабатываются новые стереотипы. В данном случае речь пойдет о взаимоотношениях между людьми и конкретно в социуме США. В этой стране особый статус приобрела профессия юриста. В США насчитывается более семисот тысяч адвокатов. Это огромная цифра. Гражданин США практически находится в контексте социальной шизофрении, поскольку обращается к другим гражданам только с помощью представителей адвокатуры, утратив, таким образом, возможность социального общения на уровне эмоций, ощущений, чувств. Новый стереотип формирует альтернативный способ связи в социуме с помощью закона, превалируя над логикой межличностных взаимоотношений.

В графу, где указаны стереотипы, следует включить также и все архетипы по К.Юнгу.

Как уже говорилось выше, информационный поток включает в себя потенциал. Это совокупность различного рода возможностей, к которым человек стремится с целью их дальнейшего использования непосредственно в действии.

Мы уже говорили о том, что живем в компьютерную эру. Чем же станет в будущем компьютер для человека? Будут ли люди использовать его с целью взаимного шантажа или на благо своего прогрессивного развития, отведут ли компьютеру роль инквизитора цивилизации или направят его работу на оздоровление и развитие клеток человеческого организма? Можно задаться подобным вопросом и в отношении телевидения, а также других средств массовой информации, с помощью которых человек ежедневно получает чрезмерное количество сведений, касающихся, в основном, горячих точек планеты. Концентрация массового внимания на военных локальных конфликтах создает шизофренический контекст в мировом масштабе. Свидетельствует ли это о коллективной глупости или стратегии, нацеленной на то, чтобы отвлечь человека от гармонии и красоты объективных явлений? Локальные войны создаются искусственно. При этом используются малочисленные народы, посредством которых отрабатываются кровавые способы перемещения капиталов. И в то же время в мире есть столько прекрасного, однако, выведенного за рамки информационного внимания. Достаточно представить, сколько миллионов людей в эти минуты соприкасается с красотой природы на пляжах Латинской и Южной Америки, Африки, как свободно и легко дышит их кожа, как ласкает их теплая морская вода. Но реальная красота вряд ли станет предметом внимательного и ежедневного обсуждения на страницах газет и телевизионном экране.

А вот другой пример из области использования потенциала средств массовой информации. Скажем, определенное количество людей умерло от СПИДа, и вся печать, радио, телевидение не прекращают об этом говорить. Инфаркт продолжает ежедневно уносить тысячи жизней, оставаясь самой страшной болезнью века, на которую нужно вести повсеместное наступление, но пресса молчит, так как не находит в этой теме рекламного интереса. Я привел этот пример, чтобы показать, как искусственный информационный поток может воздействовать на рост коллективной глупости.

С аналогичных позиций можно взглянуть и на рекламную информацию. Вы знаете, что в настоящее время широкое распространение получило движение против применения натуральных мехов. Напрашивается вопрос, действительно ли противники использования натурального меха искренне любят животных или они действуют в интересах фирм, которые научились производить высококачественный синтетический мех. В настоящее время натуральный мех используется в странах с недостаточно развитой экономикой и богатыми природными ресурсами. Искусственный мех распространен в государствах, где разработаны и действуют высокие технологии, но ощущается недостаток природных ресурсов. Рекламная информация служит определенной экономической стратегии, но подается потребителю как некое откровение, усугубляя массовую неосведомленность и неумение разбираться в объективной реальности.

Итак, мы рассмотрели феномен потенциала только в таких областях, как компьютеризация и средства массовой информации. Главным же для нас является вопрос о том, будут ли те или иные возможности использованы человеком во имя прогресса или послужат распространению невежественности и тем самым окажут на людей разрушающее воздействие. Данная лекция является предисловием к основному вопросу семинара - анализу сновидения. Краткая характеристика информационного потока, под влиянием которого находится человек, позволяет лучше понять смысл объективной реальности, заключенной в сновидении.

Сновидение - это своеобразное зеркало, отражающее информационный плюрализм, где каждый шифр, каждый голос заявляет о

 

­ Конец страницы 14 ­

¯ Начало страницы 15 ¯

собственной объективной реальности.

Ответы на вопросы.

Вопрос: Возможно ли спасение от "большого брата"?

А.Менегетти: Все зависит от того, в чьих руках находится эта машина. Если пользователь наделен онто сознанием, ясным умом, благородной силой, компьютер может оказать большую услугу человеку. Тем не менее, никто точно не знает, захвачены ли мы уже полностью машиной или у нас еще есть возможность управлять собственной историей. По моему мнению, онтопсихология как раз и направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть собой в глобальном смысле. И еще. Механизм монитора отклонения будет действенным до тех пор, пока люди подкармливают его "витаминами". Мне кажется, что эта машина, насытившись одним мирозданием, приступает к поглощению другого.

Вопрос: Может ли человек спастись, перебравшись на другую планету?

A.M.: Нет, эта машина поглощает все без остатка. Что касается человека, представляющего собой вечный проект, он - в безопасности. А вот человек, проживающий на этой планете, может погибнуть. Но следует помнить, что добившись собственной аутентичности, можно выйти из под власти машины. В итоге она способна разрушить только тех, кто ведет с ней диалог с позиций собственного невежества. Вы знаете, что сейчас школы экономически развитых государств наводнены компьютерами. Совершенно очевидно, что эту машину можно использовать точно так же, как телефон. Однако, американский школьник не поймет вас, если вы не будете говорить с ним на языке компьютера. Он не способен самостоятельно произвести элементарные математические вычисления, поскольку его сознание не имеет о них никакого представления и опирается исключительно на очевидность вычислительной машины. Ученик, обучающийся и воспитывающийся согласно естественной педагогике, в основе которой лежит связь с природой в общем смысле этого слова, свободен и обладает творческим потенциалом. Если же ученику приходится усваивать суть явлений только посредством машины, он непременно уподобляется элементу компьютерной схемы. В Англии, США есть немало семей, где дети в возрасте 7-11 (и даже 5-6) лет принесены в жертву машине. В процессе компьютерных игр ребенок решает поставленную задачу, используя интеллект машины, а не человека. Кстати, играющий наивно полагает, что его победа свидетельствует о том, что он умнее и лучше компьютера. Игра приобретает особые негативные характеристики, когда в ее процессе ребенок призван ранить, убивать на экранном поле компьютерных "человечков". По моему глубокому убеждению, с машиной можно входить в общение только после приобретения глубоких навыков соприкосновения с природой. Ребенок должен сам выдумывать и делать свои игрушки, стремясь к их дальнейшей привлекательности. Если ребенок сумеет заинтересовать своей выдумкой других детей и вовлечь их в совместную игру, в будущем он может стать лидером. Только такая педагогика способна воспитать подлинных руководителей. Но при этом следует помнить, что лидерство может быть как функциональным, так и разрушительным. Если дети, которых вовлекли в игру, впоследствии здоровы, веселы, это свидетельствует о функциональности их лидера. Если же появляются нездоровые симптомы, речь идет о том, что во главе их группы находится ребенок с априорной шизофренией, втягивающий других детей в негативный контекст. Кстати, ребенок шизофреник опасен уже с трехлетнего возраста. Он концентрирует внимание других детей на себе. Здоровый ребенок, обладающий лидерскими качествами, не только предлагает новые игры, но и дает возможность другим детям проявить себя, соревноваться, расти, вести собственную игру. Шизофреник требует безоговорочного подчинения себе.

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ

Для того чтобы вникнуть в структуру точности сновидения, нужно проявить завидное терпение. Только в этом случае станет понятным, почему сновидение предоставляет безошибочную картину состояния человека.

На разных семинарах и занятиях мы неоднократно подчеркивали, что онто In Se является основным проектом структуры и здоровья любой формы жизни, а также воплощает всеобъемлющий порядок, специфичный для каждой индивидуации в зависимости от формы своего проявления. In Se живет и действует в соответствии со всеми законами мироздания (как, например, закон земного притяжения и т.д.). Логическое историческое Я представляет собой ту сферу, в которой онто In Se находит проявление в личной истории индивида согласно конъюнктуре существования и устанавливает свое соотношение с ним. В отличие от логического исторического Я, обеспокоенного тем, чтобы жизнь протекала нормально здесь и сейчас, In Se, обладающее логикой, сопряженной с вечностью, индифферентно по отношению к данному моменту существования. В логическом историческом Я находит отражение частность, причем минимальная. In Se универсально по своей природе. Приведу такой пример. Для освещения данного зала используются электрические лампы. Их включили, чтобы удовлетворить потребность логического исторического Я в данный момент. А электрический ток, обеспечивающий свечение этих приборов, является составляющей онто In Se электрической энергии, которая существует независимо от того, включены или выключены электроприборы. Такое же рассуждение можно использовать по отношению к существованию индивида.

На уровне висцерального мозга онто In Se проявляется точным образом, и совершенство подтверждается совпадением онто динамики и динамики существования. В головном мозгу, где сосредоточены сформированные струк-

­ Конец страницы 15 ­

¯ Начало страницы 16 ¯

туры логики, морали, точная феноменология In Se отсутствует. Используя вышеуказанное сравнение, можно сказать, что в данном случае концепция электрической лампы имеет превалирующее значение по отношению к динамике электрического тока. То есть искусственная структура противопоставляется естественной функциональности жизни и не отвечает ей.

Постараемся, с учетом вышесказанного, составить представление о феномене сновидения. Оно присутствует в человеке постоянно, буквально в каждый момент существования и представляет собой зеркальную проекцию человеческой генетической структуры в действии. Логическое сознание способно отразить лишь некоторые общие положения проблематики индивида, в то время как сновидение отражает собственно жизненный процесс во всей его полноте. Любая естественная реальность - психическая, физическая, историческая и т.д. - непременно находит свое отражение в этом зеркале, мониторе, который мы именуем сновидением и в котором все элементы информационного потока, записанные в нашем мозгу, вступают в диалог друг с другом. В процессе прочтения сновиденческого материала мы обнаруживаем в нем все знаки иконографического гештальта. Это можно сравнить со способностью маленького фотоэлектрического элемента изобразить человека в полный рост. Таким же образом человеческий глаз воспринимает полную картину и отмечает элементы, которые необходимо скорректировать. В оценке ситуации мы можем воспользоваться тем же критерием, который природа использует для определения здоровой жизни.

Предположим, что мы находимся в лаборатории, где проводятся медицинские исследования на предмет оздоровления инфецированной клетки. Для того чтобы привести клетку в здоровое состояние, мы направим весь накопленный опыт (вплоть до хирургического вмешательства) на усиление идентичности клетки. Любые действия оказываются приблизительными и не носят точного характера. Однако попробуем представить, что нам удалось выделить проект In Se данной клетки. Более того, допустим, что мы смогли услышать, прочитать сообщение In Se о себе, о форме своего здоровья, о своих намерениях, что является конкретным указанием на тот вид помощи, который мы должны оказать. Онтопсихологическое направление использует открытый им критерий - онто In Se - именно таким образом. Итак, в процессе оказания помощи мы начинаем сосредоточивать наше внимание на каком-то одном направлении, подсказанном нам природным проектом данной клетки.

 

 

Попробуем применить вышесказанное к структуре сновидения. Из множества элементов, графических знаков сновиденческих образов нам нужно выделить те, что соответствуют организмическому In Se. Следует отметить, что все составляющие информационного потока - память, мораль, потенциал, логическое историческое Я, обстоятельства и т.д. - присутствуют в сновидении, но из этого моря "голосов" человек должен выбрать тот, что приведет к излечению, нормализации существования и будет способствовать личностному росту. Определение и осознание воли организмического In Se, являющегося проектом здоровой жизни, представляет собой основную задачу индивидуации, чтобы в последствии решать проблемы, возникающие в контексте существования, ориентируясь на собственный природный проект. Человек постоянно находится в напряжении по причине активного вмешательства со стороны окружающей среды и должен находить оптимальный и точный выход из создавшегося положения (болезнь, экономические затруднения, нравственная проблема и т.д.).

Сновиденческая символика, связанная с различными пластами информационного потока, воздействующего на человека, одинакова, но проявляется в соответствии с этической проблематикой жизненного контекста индивида. То есть, несмотря на многообразие способов проявления, смысл сновиденческих образов остается неизменным и одинаково применим при осуществлении психологической работы как с крупным политиком, который заинтересован в плодотворной деятельности, так и рядовым гражданином, решающим, скажем, проблему собственного оздоровления.

Точное определение соотношения между подлинным ценностным личностным ориентиром и ситуацией, в которой оказался субъект, зависит от степени проявления In Se. Есть сновидения, которые свидетельствуют об абсолютном отсутствии каких-либо элементов природного жизненного проекта. Это свойственно полностью зомбированным субъектам, у которых уже нет ни выхода, ни будущего. Они, подобно машине, автоматически повторяют одни и те же действия. Определение оптимального пути непосредственно связано с максимальным приближением к природному проекту данной личности, ее соответствием своей аутентичности.

Сейчас было бы уместным проанализировать сновидение кого-либо из участников нашего семинара. Есть ли желающие?

(На сцену выходит молодой человек. Его зовут Андреем, ему девятнадцать лет, по национальности он кореец).

А.Менегетти: Несмотря на то, что у Андрея корейская нацио-

­ Конец страницы 16 ­

¯ Начало страницы 17 ¯

нальность, я прослеживаю в нем прототип китайца. Мы должны учитывать, что в сновиденческой символике этого молодого человека непременно присутствуют явные и скрытые элементы стереотипов, культуры, свойственных желтой расе. Также нужно иметь в виду имеющиеся различия в восприятии. Ведь мы же говорим о разнице восприятия мужской и женской психикой. То есть существуют скопления элементов, которые отличаются друг от друга на уровне архетипов. Безусловно, что у Андрея свой тип морали, Супер Я, логического исторического Я, свой монитор отклонения и т.д. Я могу добавить к этому, что представители желтой расы переживают свои душевные страдания как физическую боль, что не обязательно свойственно представителям белой расы. Если бы я сейчас случайно дотронулся до Андрея, он ощутил бы внутреннюю боль, подобную той, что может возникнуть от воздействия металла.

Итак, Андрей заявил о готовности познакомить нас со своим сновидением, и нам необходимо в процессе анализа выделить составляющие природного проекта, контекста In Se.

(Прежде чем приступить к рассказу, молодой человек сделал движения, свидетельствующие о большей физической и психологической раскованности, о некотором облегчении).

А.Менегетти: Я могу сказать, что сейчас произошло с Андреем. Он ясно понял, что этот странный европейский психолог распознал его сущность, проник за пределы его психологической брони.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.071 с.)