Первоначальная структура агрессивности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальная структура агрессивности



1.

Существует множество ошибок втолковании явления агрессивности, что связано с его идентификацией с наиболее важными структурами человеческой жизни. Такие соображения при изучении серьезных исследований на эту тему и наблюдений ведущих психотерапевтических школ возникают по причине смещения понятия агрессивности в чисто практическую область. Присоединяя к тому, что уже сказано по этой проблеме, результаты своего собственного практического опыта, я могу предложить онтопсихологическое видение явления агрессивности. Вряд ли уместно повторять многочисленные аргументы по данному вопросу, которые можно найти в самых различных работах.

 

2.

При рассмотрении явления агрессивности необходимо прежде всего иметь в виду импульс, потребность в немедленном действии. Это своего рода вынужденная кульминация, неодолимый толчок, сжатие. Агрессивность выражает крайнее состояние динамики, присущие ей решительность, потребность, и в этом смысле она предстает в роли главного жизненного инстинкта. Явление агрессивности рассмотрено во многих исследованиях, но никто из авторов не сумел определить ее критерия ценности. Чтобы понять природу агрессивности, необходимо взглянуть на нее с нейтральных позиций. В этом случае она предстает в качестве динамики роста, которой требуется территория с целью обеспечения безопасности инстинкта. Безопасность инстинкта определяется правом на обладание объектом. Объект обусловливает импульс, обеспечивающий динамику роста.

Агрессивность рождается в момент проявления индивидуации и является ее динамическим выражением. Бытие характеризуется большим числом индивидуаций с неизбежной потребностью во взаимодействии, когда рост одной наносит территориальный ущерб другой, влечет за собой ее отмирание.

Эволюция Я осуществляется с помощью инстинкта обладания. Во время объективизации Я становится сознанием "in se". Индивидуация достигает полноты и целостности в процессе преодоления любых препятствий, возникших в связи с провоцирующим ее объектом. Возникновение индивидуации влечет за собой появление потребности, параллельно с чем возникает агрессивность. Место, занятое одним камнем, не может одновременно принадлежать другому. Сильная масса одерживает верх над слабой.

С момента проявления индивидуации начинает действовать инстинкт самосохранения. Агрессивность предполагает преданность индивидуации по отношению к самой себе. При прогрессивном развитии индивидуации и наличии эволюционного процесса имеет место распространение агрессивности в соответствии с потребностями данной формы. В определенном смысле рост неизбежно связан с агрессивностью, которая сопутствует становлению любой индивидуации и является жизненным стержнем, так как включает эгоизм, стремление к самосохранению, необходимые для реализации процесса существования. Эти размышления характеризуют онтопсихологическое видение агрессивности в ее нейтральном или наиболее позитивном значении. Агрессивность представляет собой потребность соединения частей в единое целое. Любая индивидуация пытается достичь своего преимущества, эффективности, проявляя при этом также стремление к любви, идентичности, целостности. Потребность индивидуации характеризуется любовью к "in se". Заинтересованность частей в самих себе отражает стремление элементов к первичному "in se".

3.

Необходимо помнить, что в основе жизненного опыта человека лежит его биологическая реальность, суть которой состоит в том, что вначале он был "плодом" в утробе другого организма, от которого получал все необходимое. Обмен — константа существования.

Агрессивность представляет собой обмен веществ в процессе взаимодействия индивидов, поэтому фактор событийности является весьма существенным. Без учета личностной истории явление агрессивности теряет всякий смысл. Агрессивность приобретает решающее значение с момента, когда бытие становится событийным, историческим. Агрессивность совпадает с тем, что принято называть любовью. Любовь всегда сопряжена со стремлением соединиться, дополнить друг друга. На первоначальной стадии любовь и агрессивность совпадают по смыслу в качестве биологического проявления жизни. Речь идет

­ Конец страницы 19 ­

¯ Начало страницы 20 ¯

об одной и той же энергии, которая феноменизируется и способна войти в противоречие, так как жизнь в отдельных своих частях непрерывно отстаивает себя, собственную интеграцию, когда каждая часть действует по принципу идентичности. В определенном смысле это можно сравнить со стремлением "in se" к феноменологическому многообразию, что обладает метафизическим свойством и выражается в способности уловить реальность, конкретизирующую действия, связанные с опытом существования, бытия. Так стебелек травы обеспечивает свое самосохранение посредством обмена веществ, который предполагает процессы поглощения, вмешательства, обладания. Природа осуществляет свой обмен веществ с помощью отдельных частей, а они в свою очередь с целью своего становления и самосохранения осуществляют процесс метаболизации посредством других частиц материального мира. Таким образом, любой организм в процессе существования, роста, питания, адаптации проявляет агрессивность.

4.

С психологической точки зрения существует агрессивность позитивная и негативная. Позитивная агрессивность имеет место там, где речь идет о самозащите, самоутверждении, об инстинкте самосохранения организма, даже если в этом случае приходится противиться росту другого организма. В этом противоречии проявляется право на жизнь наиболее здорового. Но рост и отмирание индивидуации не влекут за собой увеличения или уменьшения целостного "in se", поскольку для "in se" организм как умерший, так и живущий пребывает в одной и той же реальности. Различие касается свойств индивидуации.

Когда агрессивность как наиболее очевидный инстинкт приобретает в процессе своего развития разрушительную тенденцию по отношению к другой индивидуации, это означает, что основной составляющей жизни угрожает фрустрация, нацеленная на минимизацию внутри или вовне. Это можно сравнить с потребностью организма в установлении равновесия, в результате чего образуется компенсаторное смещение в виде проекции, реакции или идентификации.

Агрессивность — зло, если инстинкт, наделенный этим свойством, не преследует цели роста или самосохранения индивидуации, а проявляется только в идентификации или деструктивности, тяготеющей к гибели под давлением энергии предельного уровня. Такой агрессивности всегда сопутствует неистовство, обусловленное фрустрацией и выраженное в высвобождении чрезмерно сдерживаемой энергии. Она вырывается под напором первичных и непременно подавленных инстинктов организма с целью освобождения от гнетущей динамики и преодоления тревоги. Агрессивность является атрибутом индивидуации. Поскольку человек — явление социальное, концентрация различных состояний фрустрации, свойств среды или группы индивидов способна привести к появлению определенного общепринятого резонанса, в соответствии с которым устанавливается агрессивная избирательность индивида. При условии однородности среды агрессивность передается от одного бессознательного другому благодаря имеющемуся резонансу, отклику. Следует помнить, что вторичная агрессивность может сопутствовать эволюции, росту, а может принимать форму, следствием которой становится регресс. В последнем случае она выступает в качестве реакции на угрозу в отношении основных потребностей индивида, на фрустрацию, ставшую препятствием на пути нормального функционирования организма. Такая фрустрация может появиться в связи с довлеющим превосходством со стороны другого человека. Здесь уместно вспомнить о феномене авторитетности, власти, ценностная сущность которых подменяется правом на обладание. Авторитетность, выражающаяся в форме самоуправства, приводит к появлению фрустрированных индивидов, конфронтации, протесту. Роль власти в таком случае сводится к обману в отношении органической жизни людей. Вторичное содержание агрессивности порождает любое агрессивное свойство, а это означает, что любое следствие является причиной.

Образование сегментов влечет за собой волевое и растущее противодействие со стороны каждой личности. Отдельный сегмент по мере собственного укрупнения может совпасть или идентифицироваться с символом, несущим социальную нагрузку. То есть какая-то модель, религия, философия, партия способны взять на себя роль символов, способствующих тому, что сформировавшийся человек или группа людей получает возможность маневрировать своим собственным импульсом.

По инерции происходит закрепление модели импульса, и процесс становится необратимым. Часто именно это становится причиной возникновения психической деструктивности у людей, предрасположенных к такому явлению или психологически зависимых. Человек под воздействием комплексов (или сознательно) вовлекается в симбиоз с целью осуществления деструктивных замыслов. Так, например, лидер деструктивного толка привлекателен

 

"Позитивная агрессивность имеет место там, где речь идет о самозащите, самоутверждении, об инстинкте самосохранения организма, даже если в этом случае приходится противиться росту другого организма".

­ Конец страницы 20 ­

¯ Начало страницы 21 ¯

для людей, психологически зависимых или со смещенной агрессивностью. Фрустрация может повлечь за собой разрушительную агрессивность в качестве привычки, в силу чего инстинкт самосохранения перестает быть приматом индивидуации и направляется на осуществление захвата с целью выживания в деструктивном смысле. Индивидуация, у которой нарушена гармоническая связь между собственными жизненными силами и всем, что ее окружает, вынуждена прибегнуть к разрушению и отдать себя в жертву количественного приобретения, вместо того, чтобы обратиться к процессам внутреннего обогащения, самообладания. Захват в дальнейшем перерастает в саморазрушение. Если человек не отвечает сущности своей природы, не постигает сознательной формы выражения бытия, он оказывается под гнетом всего того, что сумел захватить. Приобретенное становится массой, лишенной духовности. Предположим, что в среде с сильным деструктивным зарядом рождается ребенок. В этом случае вполне возможно, что на основании принятых форм поощрения ребенок уже с самого начала адаптируется к ошибочной модели развития, которую обусловили взрослые. Здесь деформация агрессивности возникает под влиянием среды. Большинство людей приобретает деструктивные качества в раннем детстве в процессе идентификации с моделью семьи в целях обеспечения безопасности. Агрессивность, даже вторичная, никогда не противоречит своему априорному смыслу и согласуется с первичной. Она совпадает с таким явлением, как любовь, и ею является. Зрелому человеку не свойственно оказывать давление, но у него есть потребность в росте других людей, поскольку это ведет и к его собственному росту. Прогресс индивидуации особенно заметен при условии социального роста, поскольку человек социален по своей сути и выражению. Чем больше восторга испытывает человек от своей сопричастности с социологической действительностью или миром природы, тем ярче, выразительнее осознает он происходящее. Из этого следует, что зрелый, эгоистически настроенный человек заинтересован в большой самоотдаче во имя роста других, так как ему доподлинно известно, какую радость это приносит ему самому. И даже тогда, когда люди склонны к самореализации на уровне лишь простейших инстинктов, зрелый человек способен стать их лидером и указать им на существование более высокого уровня жизненной удовлетворенности, на возможность действовать в интересах большого числа людей.

 

5.

Следствием агрессивности, которая выражена исключительно в деструктивной форме, является распад индивидуации, так как в этом случае агрессивность не способна проявиться в позитивном смысле.

Общество устанавливает систему ценностей, компенсирующих в большинстве своем именно фрустрированные инстинкты. То, что с исторической, социальной точки зрения считается ценностным, на деле оказывается ширмой, за которой скрывается максимальная фрустрация индивида. Кроме того, нужно помнить, что любой носитель деструктивной агрессивности внутренне глубоко подавлен и обрушивает свою агрессивность на тех, в ком видит причину своей подавленности.

Агрессивность бывает молчаливой, неосязаемой, невидимой. Зачастую молчание, жесткость несут в себе худший заряд агрессивности. Ведь и молчаливый человек способен осуществить нападение. А какую бурю агрессии, еще не получившей определения, развития, содержит темперамент художника, выраженный в рисунках, эскизах, скульптурах, символах, не обличенных в слова, лишенных жизненности и являющихся результатом высвобождения анальной психологии.

Людей чаще восхищают плоды собственной фрустрации, нежели подлинные достижения.

Агрессивность, даже в деструктивной форме, необходима и неизбежна, когда она является для индивида или группы людей единственной и последней связью с действительностью. В этом состоит принцип выживания. Зрелому человеку приходится прибегать к агрессивности, когда он стоит перед необходимостью сохранить собственную связь с реальностью, так как высший принцип любой индивидуации состоит в том, чтобы жить. Это наказ, который "in se", любовь непрерывно передают всем частям организма.

Наиболее вероятный повод для агрессии возникает в ситуации, когда человек сильно фрустриро-

 

­ Конец страницы 21 ­

¯ Начало страницы 22 ¯

 

ван. Когда ярость входит в привычку, человек начинает использовать фрустрацию других людей в качестве источника энергии, которую он в дальнейшем с одержимостью направляет на завоевание мира. Источником силы любого диктатора являются угнетенные массы. Любая форма репрессивной политики питается энергией угнетаемых на бессознательном уровне людей.

Во время ведения войн, когда различные группы с противоположными интересами наравне противостоят друг другу и наблюдается одинаковое перемещение динамической массы, всегда найдется место тому, кого назовут героем лишь за то, что он оказался своего рода "вектором" для одной из двух противостоящих групп. Как правило, под геройством подразумевается не подлинная человеческая ценность в полном смысле этого слова, а высшая степень деструктивной агрессивности.

Агрессивность разрушительного толка сначала зарождается в отдельных людях, а затем, идентифицируясь, внедряясь в массу индивидов, приобретает социальное значение, после чего она вновь, уже приумноженная, возвращается к индивиду, питает его. Человек, который как бы противостоит обществу, составляет его внутреннюю движущую силу, а общество, в свою очередь, в процессе своего развития способствует усилению своих составных частей. Следствие вновь формирует причину.

Таким образом, агрессивность в своей первоначальной форме представляет собой жизненную энергию. Она обнаруживается в момент проявления индивидуации и в этом смысле представляет собой разделенную любовь. Вторичная форма агрессивности — это борьба индивидуации за выживание. В этой фазе агрессивность может быть как позитивной, так и негативной. Если она ведет к одновременному росту индивидуации с другими, речь идет о позитивной агрессивности. Мы имеем дело с негативной агрессивностью, когда она направлена не на личностный рост, а на поддержание статуса превосходства исключительно во вред другим индивидам.

Появлению негативной формы агрессивности предшествует фрустрация, которая первична по отношению к деструктивной агрессивности. Если фрустрация отсутствует, возникновение агрессивности разрушительного свойства невозможно. Из этого следует, что для предотвращения любого вида деструктивной агрессивности (индивидуальной, внешней, внутренней, символической) или ее перехода в другие жизненные формы достаточно распознать фрустрацию. Многообразие форм проявления агрессивности пронизывают всю феноменологию человека. И пока он не поднимется до собственных высот, негативные явления будут превалировать.

A.Meneghetti

Ontopsicologia Clinica

Roma, 1989.

­ Конец страницы 22 ­

¯ Начало страницы 23 ¯

А. Менегетти

Кинотерапия по фильму "Джульетта и духи"

Мы рассматриваем фильм как материал, основанный на жизненных фактах и выраженный в форме сновидения. Мы наблюдаем за тем, как бессознательное трактует факт, в связи с чем он приобретает внутреннюю объективность и значимость.

Джульетта Мазина, словно, хочет сказать: "Я анализирую свою жизнь и выражаю несогласие с тем, что у благовоспитанной, благопристойной женщины все обстоит хорошо и правильно. Я обнаруживаю зигзаги и преодолеваю их". На самом деле она использует эти знания для того, чтобы оставлять неизменной зону своих конфликтов и противоречий.

На постели безумной женщины лежит красная шаль, указывающая на то, что формирование такого типа женственности происходит в результате ментального раздвоения. В течение пятнадцати секунд экранного времени мы видим образ двойственности героини, когда правая сторона ее фигуры освещена, а левая — находится в полной темноте. Это яркий символ шизофрении, указывающий на то, что человек раздвоен, что одна его часть лишена способности видеть, понимать, а другая — пребывает в иллюзии осознания реальности.

Почему главная героиня не выходит из этого состояния? Ответ прост. Ей не удается обратиться к реальности. В конце фильма она слышит голоса, у которых нет сердца, жизни, плоти. Психоаналитик сказала, что предпочла бы исследовать корни человека, нежели корни подвешенных в воздухе деревьев. Главная героиня обнаруживает свое убежище в облаках, в уходе от действительности.

Вся символика фильма свидетельствует о раздвоенности, шизофрении, болезни. Образ дедушки, идущего вслед за танцовщиками, идеализирован. Очень часто женщины возводят в миф мужчину, которого в реальности нет. Это некий дедушка, лишенный возможности обрести идентичную плоть.

Единственный реальный мужчина — это муж героини. Но он не соприкасается с действиями, фактами фильма, не участвует в диалоге. Он уже вне сферы происходящего с героиней. Он живет и действует в реальности, в которой чем-то жертвует, делает подарки, строит дом, принимает решение идти по жизни с другой женщиной.

Безликие монахини, которых мы видим на экране, являются образами негативной психологии.

Все мужчины, которых героиня. встречает на своем пути, неудачники. Все, кроме ее мужа, которого она теряет. Испанец — хороший поэт, но оторван от земли, лишен плоти. Молодой человек, который оказывается в постели героини, всего лишь красивая кукла. Далее мы видим еще одного мужчину, приближающегося к героине и являющего собой нечто невозможное, скользкое. В этом фильме каждый образ является психической реальностью.

Обилие цветов в кадрах символизирует женственность, которая отказывается от результатов, плодов, чтобы пребывать лишь в одном сегменте многообразного жизненного процесса.

Мегера обращается со следующими словами: "Мужчина — твой бог, а ты — его жрица". Но этот лозунг не используется в действии фильма. Жрица заведует делами бога и не является его послушницей. В этом благо мужчины и женщины. Странный индийский мудрец рассказывает всем, в чем именно нуждается героиня, но она отвергает чувственное содержание всех доводов. Ее презрение к миру выражено в истеризме мудреца, который выступает против вторжения в оккультные силы. Утрата почитания таинства чревата неприятностями. Жизнь в иллюзиях сопровождается негативностью чувств.

Мы неоднократно видим на экране вазу с каллами. Это символ ложной женской зрелости, ложного гермафродитизма, "влагалища с пенисом".

Входя в дом героини, мы обнаруживаем все ту же бабушку, которая парит в воздухе, не спит и контролирует каждый шаг. Недремлющие старухи, монахини, устрашающее материнское око... Комплекс негативной психологии переходит от одного человека к другому. В фильме фигурирует бассейн в форме раковины, символизирующей скрытность женственности, образ которой никогда не изображается в виде открытого пространства. На экране показано море, но из него появляются странные и уродливые вещи, скользкие, грязные, свидетельствующие об упадке и разложении. На протяжении всего фильма наблюдается распад белого цвета. Даже в тех случаях, когда белое используется как символ красоты, чистоты, ему сопутствуют разрушающие образы раздвоенной женственности, утратившей как контакт с реальностью, так и возможность ее усвоения.

Мы видим в фильме женщину скульптора в окружении вылепленных ею застывших и безжиз-

­ Конец страницы 23 ­

¯ Начало страницы 24 ¯

ненных тел, которые лишь на миг кажутся красивыми. К витрине со статуями никто не подходит, ими никто не любуется.

На экране широко представлены самые разнообразные высокие шляпы. Это множество "пенисов" в состоянии эрекции, но полых внутри. Когда людям часто снятся шляпы, это свидетельствует о ложном поиске стойкости. Это негативный образ, указывающий на отрыв от собственной реальности, жизни. В этом фильме изобилие шляп.

Каждый раз, когда героиня Джульетты Мазины оказывается в обстоятельствах очередной интимной встречи, она прибегает к извращениям, отказываясь от зрелого и верного пути. На протяжении всего фильма мы видим женщину, уверенную в своей правоте, но отвергающую самоё себя. Пейзажи в фильме изобилуют образам негативной психологии. Мы видим растения в целлофане, который затем с них снимают. Из всего происходящего можно почерпнуть лишь желание героини быть брошенной мужем. В фильме, на мой взгляд, показана экзальтация женского пустого эротизма. Образ бабочки — это сублимированный пенис, червяк с крылышками, но отнюдь не генитальный, пронизанный жизнью фаллос.

Следует вспомнить и то, как выглядят в фильме маленькие девочки. У них сатанинские глаза. И если на экране появляется мать, то в ее взгляде тоже есть что-то дьявольское. Такие глаза вызывают чувство страха. В фильме показаны фрукты, но героиня не прикасается к ним. Человеческая плоть является текстовым выражением жизни. Наличие непрочитанного текста свидетельствует об утрате смысла жизни. Драма многих женщин состоит в том, что они обладают прекрасным текстом, написанным вечной мудростью жизни, но не удосуживаются его прочитать. Только при внимательном чтении можно постичь великий смысл слова и того, кто его написал, создал, дал нам возможность оказаться в этой реальности, кто нас в глубине так волнует.

В основном в наше время проявление женственности сопряжено с обманом, ложью. Трагедия не исчерпывается, она продолжается. Когда женщина перестает чувствовать свою плоть, которая кажется ей твердой, жесткой, она теряет чувствительность. В женщине начинает проявляться нечто дьявольское, провоцирующее налет скверны в тех, кому она адресует свою любовь, кого она хочет холить и растить. Тело женщины действительно подобно камню, оно напоминает застывшие статуи, цветы, в изобилии показанные на экране. Вновь мы наблюдаем процесс раздвоения. Женщина приходит к врачу, "приносит свое тело" на обследование, в то время как оставляет непознанной созданную для любви плоть. Это дорога в ад.

Женщины постоянно находятся на своеобразном подиуме. Туалеты и макияж свидетельствуют о том, что скрыто внутри. В глазах можно узреть влагалище, потому что в реальности оно заблокировано.

Зачем копировать больного человека? Важно прочитать и понять письмена собственной жизни, идти своим путем, дышать полной грудью. Даже если кто-то другой предпочтет остаться при своей глупости и слепоте. Но если жажда любви связана со стремлением завладеть партнером, следует помнить, что цель эта невыполнима. Внутри человека в зоне обогащения находятся и другие люди. С момента, когда Бытие становится существованием, оно приобретает плоть. Человек, решительно проявляющий свою индивидуальность в процессе существования, возвращается к осознанию Бытия.

В фильме мы видим девочку перед закрытым окном. Для нее сексуальная реальность останется навсегда закрытой. Все божественное, прекрасное останется за закрытым окном, потому что женщина не доверилась своей сути, сродниться с которой можно лишь благодаря комплементарности противоположного пола.

К сожалению, главная героиня фильма не способна обрести свободу и остается верной сатанинскому запрету Супер-Я (угрожающий взгляд матери), проповедующему идею монашеской непорочности (быть вне жизни). Девочка, явившаяся на свет, чтобы жить, вынуждена пребывать в аду, где властвует пустота. В финале картины мы видим маленькую, одинокую и бесполезную фигуру, которая постепенно исчезает. Это антитеза реализованной личности. Духи Джульетты — не что иное, как галлюцинации проекций основного комплекса, негативной психологии, внедренной с помощью комплекса матери. A.Meneghetti Cineterapia Roma, 1993.

 

 

­ Конец страницы 24 ­

¯ Начало страницы 25 ¯

К. Милиакка

Женщина на экране

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на примере произведений киноискусства проанализировать психический мир женщины (интрасубъективный и межличностный). Благодаря многогранности, разнообразию такого жанра, как кино, можно проследить различные стороны существования индивида (психоэмоциональный, культурный, социальный, технологический, экономический). Наряду с этим данная работа является примером применения на практике метода кинотерапии, который позволяет исследовать психическое состояние личности и расширяет привычные рамки психотерапевтической работы.

Многие исследователи соглашаются с тем, что кино отражает эпоху. Произведения киноискусства последних лет демонстрируют современные тенденции социума. Период перелома в вопросе социальных ролей привел на экран новых героинь, женщин, работающих в сфере бизнеса, маскулинизированных, независимых и равноправных. Такие фильмы, как "Карьера женщины" ("Working Girl") и "Необычайный вклад" ("Prestazione straordinaria"), являются наиболее ярким примером существующей тенденции, когда женщина в условиях ускоренного технологического и информационного развития цивилизации начинает уходить от привычной роли жены, матери и пытается реализоваться как личность. Что означает реализоваться как личность в современном обществе? Как женщина выполняет эту задачу? Удается ли ей уловить логику власти? Попытаюсь ответить на эти и другие вопросы в процессе рассмотрения женских персонажей некоторых фильмов. Эта работа является обзором кинолент, который позволит заострить внимание на различных сторонах современного мира женщины, и не претендует на глубокий анализ "способа женского существования", что широко освещено в онтопсихологических исследованиях по данной проблеме.

 

"...зрелый, эгоистически настроенный человек заинтересован в большой самоотдаче во имя роста других, так как ему доподлинно известно, какую радость это приносит ему самому".

 

Произведения искусства выявляют различные виды динамики бессознательного, которая скрывается за образами "сознания", фигурирующими в канве фильма. Актер, движимый динамикой бессознательного, являет собой прекрасный пример индивида в реальных жизненных обстоятельствах. Актер говорит от имени Я (социальное происхождение, культурное образование, политические идеи, привязанности и т. д.), но подлинным оратором является бессознательное, язык которого универсален. Кинотерапевтический анализ ставит своей целью расшифровку языка бессознательного, используя при этом онтопсихологическую интерпретацию образов. Фильм становится произведением искусства, независимо от критерия здоровья или патологии, именно в тот момент, когда происходящие в нем события утрачивают свое главенство и на первый план выходит способность отражения тревоги и обыденности, которые правят внутренним миром человека и находят свой отклик в виде содержимого и образов. Успех фильма зависит от того, насколько верно и точно его базовая мотивация отвечает коллективному бессознательному в определенной культурно-исторической ситуации. В фильме фантазии объективируются так же, как в человеческом уме, в силу чего становится возможным определение основного постоянного образного ряда человека посредством анализа кинематографического материала. Таким образом, можно рассмотреть выставленный напоказ определенный сегмент существования под микроскопом рациональности.

Ограничусь анализом лишь некоторых, наиболее значительных картин, так как в противном случае, учитывая их огромное число, можно увлечься сплетением амбиций, кошмаров женской действительности и потерять "красную нить", которая сближает большинство фильмов, в которых в роли главной героини (в открытой или скрытой форме) выступает женская психология. С помощью различных фильмов я постараюсь соединить разнообразные аспекты одной реальности.

Женщина нового типа подобна "менеджеру" (в широком смысле слова). Она вышла за пределы привычных ролей и ценит лишь борьбу за личностное утверждение и власть. Хорошим примером служит фильм "Карьера женщины". В нем показан положительный образ женщины, иссушенной тщеславием, с весьма посредственным прошлым и "пробивающей" путь к успеху благодаря умению угадать

­ Конец страницы 25 ­

¯ Начало страницы 26 ¯

нужных людей и дело. Главная героиня, Тэсс, бросает мужчине вызов в сфере умственных способностей, бизнеса, но не секса (поначалу мужчина оказывается не в силах соперничать с ней). Отправной точкой для решительных действий героини стал критический момент, когда она осознала, что ее используют и не предоставляют при этом никаких преимуществ. Именно в таких кризисных ситуациях индивид, сконцентрировавшись в себе, способен извлечь внутренние духовные ресурсы и начать перестройку собственного психоисторического пространства. Боль заставляет женщину пробудиться и осознать правила игры, которые она ломает и перестраивает на иных началах. В конце фильма героиня говорит: "Правила игры можно менять, только по достижении цели. Но если речь идет о таком человеке, как я, без изменения правил цели не достичь". Если оставить в стороне целый ряд подробностей и обратить внимание на персонаж начальницы героини, Катрин, можно заметить, что она не придерживается никаких правил игры и находится в плену стереотипов. Основная ошибка Катрин состоит в том, что она взяла на себя роль "женщины витрины", попавшись таким образом, в западню. Совершив ошибку, она опускается на уровень посредственности. Создается впечатление, что Тэсс, напротив, нарушает правила (подменяет Катрин, пользуется ее домом, одеждой, офисом), в то время как действия ее точны, так как она использует нужный стереотип в нужный момент и никогда не теряет бдительности. Ее коллега Джек понимает, что это не женщина, а воплощение бизнеса и делает выбор в ее пользу. Побеждающая женщина олицетворяет собой ум, а не секс. Тэсс, согласно внешней динамики фильма, на первый взгляд можно отнести к разряду женщин победительниц. Однако, некоторые аспекты вызывают недоумение. Среди них следует отметить тот факт, что мотивация главной героини построена на возмездии социального характера. Профессор Менегетти утверждает, что "стремление быть лучше других справедливо и естественно, но оно не должно выходить за рамки честолюбивой игры". Далее, любовь используется в качестве инструмента захвата и шантажа (коллега героини, который становится ее любовником, понимает, что эта женщина уже вылеплена, и ему не удастся участвовать в ее становлении). И еще одно наблюдение. В конце фильма, когда операторская камера удаляется, Тэсс постепенно превращается в едва различимую точку, затерявшуюся среди тысяч окон небоскребов. Монитор отклонения уничтожает личность, вписывая ее в "решетку" социальных стереотипов, где правит бетонная структура города, утратившая душу. В этой связи возникает вопрос, в какой степени женщина, сумевшая стать менеджером, способна владеть своим внутренним миром. Следуя методике кинотерапии, анализируем начальный образ картины с целью определения основной темы. В данном случае это статуя Свободы. Этот образ символизирует женственность в виде застывшей жесткой скульптурной формы, которая неусыпно наблюдает за роботизированным городом.

Является ли современная женщина хорошим "менеджером" собственной реальности, или она всего лишь "менеджер" системы? В какой степени новая "одежда" связана с внутренним миром женщины? В настоящее время женщина (как и в прошлом) живет отдельно от своей организменной реальности и остается жертвой, которую одолевают тревога и навязчивые идеи. Постараемся рассмотреть более глубокие пласты таинственного психического мира женщины, который посредством образов фильма может отражаться в обыденных или на первый взгляд безупречных поступках.

Киноэкран немилосерден в отношении демонстрации женской психологии во всех ее проявлениях. В некоторых фильмах можно обнаружить почти интрапсихическое альтер-эго, что отражается в высокомерной манере внешнего поведения. В фильме "Фатальная привлекательность" ("Fatal Attraction") показано, как вспыхивает бурная страсть в отношениях женщины адвоката (Гленн Клоуз) со случайным любовником (Майкл Дуглас), оборачивающаяся трагедией. Мы встречаемся с Майклом Дугласом также и в фильме "Война роз" ("The War of the Roses"). Картина повествует о соединении и гибели супругов, сутью отношений которых является смертельная ненависть, когда уничтожается нравственное достоинство, психология, а итогом становится самоубийство и убийство на взаимной основе. Адвокат супружеской пары заявляет: "Когда супруги начинают клеймить друг друга, нет победителей, есть только степень поражения". В обоих обозначенных выше фильмах показана ненависть, которую женщина испытывает по отношению к мужчине (недостижимый комплементарный объект становится предметом ненависти), а также по отношению к другой женщине (как повторение извечной ненависти в тандеме мать-дочь). В сущности, ненависть — это патологическая форма любви.

Два других фильма, "В поисках господина Гудбара" ("Looking for Mr. Goodbar") и "Дикая орхидея" ("Wild Orchid"), высвечивают еще одну сторону проблемы. Так, например, в "Дикой орхидее" мы видим женщину, ставшую жертвой

 

"Источником силы любого диктатора являются угнетенные массы. Любая форма репрессивной политики питается энергией угнетаемых на бессознательном уровне людей".

­ Конец страницы 26 ­

¯ Начало страницы 27 ¯

собственной сексуальной одержимости и агрессии. Наиболее уязвимым в женщине является секс, поскольку именно на этом рубеже эмоций и жизненной сущности внедряется монитор отклонения. Женщина утрачивает способность осознавать смысл собственной прелести, так как любая попытка в этом направлении пресекается монитором отклонения, в результате чего инстинкт оказывается заблокированным. Он претерпевает искажение (настраивается на неверный лад) и превращается в потребность ненависти в контексте женской феноменологии. Женщинам часто снится, что на них нападает мужчина. Сновидение такого рода указывает на страстное желание женщины пережить сексуальные отношения, но непременно в извращенной форме, которая выражается в насилии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.42 (0.06 с.)