Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменология латентной шизофренииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие шизофрении отличается от понятия невроза. Невротик очень тяжело переживает собственные трудности, в то время как шизофреник не осознает наличия у него каких-либо отклонений или пытается скрыть их, создавая при этом впечатление мнимой зрелости. Под латентной шизофренией подразумевается любая психическая структура, которая расположена внутри Я и которую субъект не осознает. Любая структура, способная заранее обусловить, предопределить логически-эмоциональные действия субъекта, лежит в основе шизофрении. Такой тип шизофрении встречается крайне часто, но его трудно распознать, поскольку он весьма хорошо маскируется под социальные роли и запросы среды. Как правило, шизофреническая структура, которая скрытым образом действует в зоне Я (хотя исходит она из Супер-Я, которому свойственно управлять структурой ЭГО и выступать в качестве наиболее стойкой зоны Я) захватывает самую высокую область сознания. Она не всегда отождествляется с комплексом. Во многих случаях Я оказывается бессильным. Ограничусь в данной главе описанием шизофренической симптоматологии. Феноменология латентной шизофрении выражается в следующих формах поведения: 1) Поскольку эротическое пространство, которое располагается в зоне взаимоотношений семьи и находящегося в зависимости ребенка, используется в целях создания патологической связи, обе стороны избегают внешнего проявления эротизма. (Он направлен вовнутрь и не затрагивает полового аспекта, который относится к внешним органам и предполагает внешнее проявление, соединение одного человека с другим). У субъекта, страдающего скрытой формой шизофрении, наблюдается тяга к эротизму нежизнеспособного толка. 2) Такой человек наделен чрезмерным субъективизмом и при этом не способен ориентироваться в мире внешних объектов. Зрелой личности свойственно умение непрерывно развивать свое Я на экстравертном уровне. Ши- Конец страницы 15 ¯ Начало страницы 16 ¯ зофреник не способен на отношения с другими людьми, так как ему для этого необходимо увидеть человека, предмет, явление как бы зашифрованными внутри себя. Для шизофреника не существует непрерывного пространства, времени. В его представлении они составлены из блоков при наличии большого числа черных дыр. Будучи объектом в себе, шизофреник не может осуществить межсубъективной связи с другими объектами. Его психика как бы застывает в нем самом и не способна на гибкость, функциональность в процессе отношений с другими. 3) Шизофреник испытывает необходимость в присвоении предметов, вещей и особенно людей. Ему нужно, чтобы они чудодейственным образом оказались непосредственно в нем самом. Субъекту с явными признаками шизофрении свойственны такие черты, как спесь и самолюбование, базирующиеся на эгоцентризме захватнического толка. Создается видимость его участия в диалоге, которое, однако, является мнимым, так как истинной его целью является захват. Точно так же в свое время мать, семья сделали его своей собственностью. Теперь он с упорством и одержимостью копирует игру, жертвой которой стал прежде. Им завладели, словно, предметом, в котором нашла свое полное отражение проекция захвата со стороны его собственной семьи. Никто не проявил к нему любви как к личности, обладающей чувством собственного достоинства. Обучаясь такой модели, ребенок впоследствии воспринимает родителей как объект для захвата. Садизм, жертвой которого ребенок стал, постепенно превращается в его собственный инструмент и направляется против того, кто его сформировал и колонизировал. 4) Ассоциативные процессы шизофреника заблокированы. В детстве, когда он выходил на откровенность, ему предлагались чуждые его природе толкования. Малышу преподносились самые разнообразные предметы, с помощью которых становилось возможным формировать его на основе эмоционального участия семьи. Ребенку предлагалась любовь принудительного свойства. 5) У шизофреника отсутствует образное восприятие. Зрелый человек умеет отличить предмет от его образа (вся наша логика, философия успешно справляется с координацией самых разнообразных предметов; осознание процесса координации образов предшествует внешнему проявлению конкретности). Так, например, инженер производит свои расчеты на бумаге и на их основе возводит дома. Человек обладает способностью соединять, связывать, сопоставлять образы различных предметов. Он обладает умением распознать образ (возможность существования предмета) и предмет (конкретность в действии), а также соотнести образы между собой в их предметном выражении или в виде символов. Шизофреник не способен на это. Он раздвоен и не всегда улавливает разницу между образом и предметом. Шизофреник не способен ориентироваться в символах. 6) О каком бы диалектическом процессе ни шла речь, у шизофреника он происходит только внутри него самого. Диалектика предполагает наличие двух крайностей, в результате взаимодействия которых возникает общее третье. Психиатры отмечают, что чрезвычайно сложно подключиться к этому процессу. Шизофреник не проявляет никакого интереса в том, чтобы его внутренняя диалектика, от которой он не может и не хочет отойти, была понята, а на вербальном уровне его утверждения не соответствуют его реальным намерениям. Таким образом, согласиться с такой диалектикой — значит оказать предпочтение шизофреническому подходу, отклонению. Внутренняя диалектика шизофреника основана на двух образах, двух навязчивых идеях, внешне же он проявляется другим, третьим, способом. 7) Шизофреник не может понять интенциональности символа. Например, для инженера символы представляют собой определенные материальные и конкретные предметы. Шизофреник не улавливает, не видит связи слова с реальностью. 8) Шизофреник обладает чрезвычайной склонностью к обсессии (навязчивым состояниям). Высокий уровень обсессии, неумение осознать многообразие элементов настолько способствуют концентрации психической реальности шизофреника на навязчивых явлениях, что он внедряется в другого человека и живет за счет него. То есть он как бы испытывает необходимость в том, чтобы "питаться" другими с целью выживания. Возможно, этим объясняется явление негативной психологии. Отсутствие образного восприятия, неумение общаться с внешним миром приводит к возникновению у шизофреника тенденции к внедрению в других людей с целью их узурпации. Трагедия заключается в том, что шизофреник не хочет ничего менять, потому что испытывает страх перед неизведанной собственной инстинктивной реальностью. Он вынужден идти вслед за неведомыми эмоциями. 9) Шизофреник страдает от одиночества, пустоты, неизвестности, от ощущения, что вот-вот наступит конец, и нет ничего определенного, что бы могло его успокоить. Нарастает волна отчаяния и мрака: с одной стороны — непомерное страдание, а с другой — психотическое Я, чудодейственное, инфантильное, всемогущее, благодаря которому он познал возможность моментального захвата и которое освобождает его от осознания времени и пространства. У него единственная логика: бери и повелевай. Источник его ожесточения — страх, дефицит терпеливости и неумение перейти от символов, образов к внешней реальности. Я шизофреника, вмес- Конец страницы 16 ¯ Начало страницы 17 ¯
то того, чтобы находиться в основе реальности, подчинено навязчивым состояниям инфантильного свойства. Каким образом все это возникает? Причину следует искать в семье, где вначале человека сформировали как объект для проекции компенсации среды, а затем отказывали ему в естественном желании быть самим собой. Взрослый, исполнявший функцию матери в семье, становился препятствием на пути, вследствие чего возникало непрерывное состояние фрустрации. Таким образом страдание из-за утраты первой в жизни привязанности постепенно приводит к осознанию утраты всего вообще. 10) Как правило, любой тип невроза или психоза является следствием расхождения индивида с самим собой, разлома Я. В практическом смысле Я представляет собой способность индивида посредничать с внешним миром. Это рациональный инструмент, который конкретизирует отношение между частью и целым. В мифах, сказках всегда присутствует герой, который должен поразить дракона, охраняющего сокровища. Человек достигает своей божественной природы, если умеет адаптироваться к явлениям, если способен побеждать (дракон как материальное выражение зла). Возрождение Я можно связать с героическими победами, когда оно согласно идти, не страшась гибели, навстречу обстоятельствам и адаптироваться к ним, подниматься вновь во всей своей полноте, утверждать в себе божественную природу. Апофеоз возможен, поскольку Я подчиняется требованиям жизни и идет навстречу реальности. Величие Я проявляется только посредством процесса воплощения, самореализации, на что шизофреническое Я неспособно, поскольку является выражением сплошных претензий и не умеет адаптироваться к тому, что расположено за его границами. Задача Я состоит в том, чтобы осуществлять связь с внешним миром в соответствии с собственной индивидуацией (в этом суть онтопсихологии). Функция Я заключается в непрерывной связи со всеми окружающими его внешними явлениями при условии адаптации субъективного к объективному. Любая индивидуация имеет возможность с помощью Я посредничать с внешним миром и обладать онто сознанием, не опровергая при этом звучания среды. A.Meneghetti Ontopsicologia Clinica Roma, 1989. Конец страницы 17 ¯ Начало страницы 18 ¯ Конец страницы 18 ¯ Начало страницы 19 ¯ А. Менвгетти
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.012 с.) |