Отмщение как негативная стратегия при преодолении фрустрации и возможность коррекции с помощью инструментов онтопсихологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отмщение как негативная стратегия при преодолении фрустрации и возможность коррекции с помощью инструментов онтопсихологии



Доклад на XV Международном онтопсихологическом конгрессе. Москва, 1997 г.

Онтопсихологическая школа базируется на принципах позитивного экзистенциализма, что предполагает свободу выбора как способ существования в целях постоянной эволюции и стремления к трансцендентному проекту Бытия. Здоровье, психологическое и физическое, творческий рост, успех становятся возможными только в том случае, если человек находит в себе смелость стать аутентичным с помощью осознания корней своего Я, достижения собственной целостности. При отсутствии интеграции, слияния с собственным центром человек оказывается в состоянии постоянного поиска любой и при этом чуждой для себя опоры, "любого гвоздя, на который можно повесить то, что осталось от предательски неиспользованного благородства", то есть собственного креативного потенциала.

Каждый индивид появляется на свет со своим природным проектом, открывающим большие возможности креативного развития. Но в то же время среда, в которой индивид растет и воспитывается, наделяет его социально-психологической интенциональностью, не соответствующей его природному, аутентичному Я. Таким образом формируется сознательное Я, способное предать подлинное природное начало и воспользоваться чуждыми искусственными масками. Большинство людей, к сожалению, не понимает и часто не желает понять, что сознательное Я, которое всегда опережается механизмами бессознательного, способно сделать выбор в пользу "реализации" в сфере эмоциональной, социальной фрустрации и соматических отклонений, результатом чего являются неудачи, болезни и гибель. Это происходит, когда индивид подчиняет свою волю стереотипам, механизмам и принимает их за собственный проект существования, совершая таким образом коренную ошибку при построении своего жизненного пути. Отказ и/или отклонение от природного Я, от реализации собственного бытийного проекта непременно приводит к фрустрации и боли. Практика показывает, что фрустрированный человек выбирает наиболее простой путь облегчения своих страданий, защищаясь посредством вторичного вытеснения, которое, по сути дела, является бегством от всего, что индивид воспринимает как угрозу своему сознательному Я, боясь потерять уважение со стороны окружения, социума. Вместо того чтобы обратиться к трудному и честному, требующему подлинно критического взгляда на себя и свою реальность, процессу аутентификации, индивид уходит от решения внутренних проблем и прибегает к помощи защитных механизмов негативного свойства, играя чуждые ему роли с целью ложного самоутверждения, отдавая себя во власть всепоглощающего и разрушающего Молоха.

Онтопсихологическая школа исходит из того, что человек способен преодолеть состояние фрустрации посредством осознания своей реальности, собственной позитивной интенциональности, личностной эволюции при непременном условии решительного действия со стороны логического Я во имя жизненной функциональности. Суть онтотерапии как раз и состоит в том, чтобы помочь индивиду пойти именно по такому пути решения проблемы фрустрации.

Как правило, человек в состоянии фрустрации, пытаясь защитить себя, прибегает к механизму отмщения, который обладает многообразными формами и пронизывает все существование субъекта. Для фрустрированного человека отмщение часто становится единственно возможной стратегией, которую он использует как на сознательном, так и бессознательном уровне с целью разрушения непреодолимого для него иными способами препятствия, несмотря на риск и опасность, которые за этим стоят.

Выбор темы доклада не является для меня случайным. Большинство моих клиентов, слушателей - не больные люди, а те, кто уже занимает определенные позиции в общественных, коммерческих структурах или делает попытки продвижения в этом направлении. Помимо желания разобраться в себе, у них есть возможность оплатить именно такой вклад в соб-

­ Конец страницы 41 ­

¯ Начало страницы 42 ¯

ственную личность. Как правило, это люди с очевидными амбициями, но начавшие новую личную историю со старым багажом психологических проблем, где основная - фрустрация, которую они не осознают, но которая их не отпускает. Большая часть внутренней энергии расходуется впустую, растрачивается на бесполезные конфликты. Жизненная практика показывает, что проблема отмщения является актуальной для амбициозной личности с определенным фрустрационным фоном, стремящейся самоутвердиться в одной из социальных ниш.

Предпосылки для возникновения потребности в отмщении как одной из форм негативной психологии следует прежде всего искать во фрустрации среды, в которой воспитывался индивид. Происходит "накопление чувства ненависти, неприятия по причине того, что прежде субъект оказался отвергнутым... Эта ненависть скрыта, пока субъект находится в состоянии зависимости (ребенок является добровольным исполнителем тайного материнского наказа); она подкрепляется в процессе повторов и стимулирования, усиливается из-за возникновения трансферта между партнерами, а затем переходит в привычку". Появлению потребности в отмщении также способствуют такие факторы, как фрустрация матери или воспитателя в функции матери, что сопряжено с необходимостью компенсироваться за счет ребенка, превращая его в партнера на уровне симбиотической связи. В этих условиях у ребенка развиваются особая чувствительность, высокий уровень притязаний и неадекватная потребность в поощрении, вознаграждении. Желание мстить также связано с наличием проекции, когда "один индивид нападает на другого с целью высвобождения от чего-то такого, что оказывает на него сильное давление. Часто люди обрушиваются на своих партнеров со странной злобой, которую можно объяснить только наличием карательной проекции. Такому человеку необходимо покарать другого, проецируя на него собственный проступок." При рассмотрении причин возникновения потребности в отмщении следует иметь в виду феномен идентификации, когда индивид отождествляет себя с героической в его понимании личностью, способной разрушать и мстить за якобы нанесенные обиды. При наличии поощрения как со стороны самого индивида, так и социума такая потребность фиксируется. Вследствие этого может возникнуть проективная идентификация анального характера, при которой субъект оккупирует объект с целью нанесения ему вреда, осуществления контроля за ним. Такое явление можно объяснить воздействием монитора отклонения. "Я не отражает собственной реальности, приводящей его в движение, а воспринимает и усваивает происходящее через призму внедренной программы, которая уподобляется жизненным формам вплоть до полного отождествления с подлинной жизнью, в результате чего реальность индивида фальсифицируется и кодируется с помощью чуждого механистического посредника, фильтра, который настолько глубоко проникает в церебральную область, что становится манипулятором на бессознательном уровне."

Помимо той феноменологии механизма отмщения, которая лежит на поверхности (кровная месть, физическое уничтожение врага, агрессора и т.д.) и имеет социально-культурологические корни, существует множество завуалированных форм проявления механизма отмщения, имеющих глубокую психологическую основу.

В этой связи следует, на мой взгляд, прежде всего рассмотреть часто встречающуюся разновидность отмщения, в основе которой лежит соперничество, конкуренция. В процессе исследования такого психологического явления, как агрессивность, профессор А.Менегетти обратил особое внимание на так называемую первичную, или позитивную, агрессивность. Он пишет, что "с психологической точки зрения существует агрессивность позитивная и негативная. Позитивная агрессивность имеет место там, где речь идет о самозащите, самоутверждении, об инстинкте самосохранения организма, даже если в этом случае приходится противиться росту другого организма. В этом проти-

 

­ Конец страницы 42 ­

¯ Начало страницы 43 ¯

воречии проявляется право на жизнь наиболее здорового элемента." То есть любой организм в процессе существования, роста, адаптации обеспечивает свое самосохранение посредством обмена веществ, предполагающего поглощение, обладание, и уже таким образом проявляет агрессивность. Но "когда агрессивность как наиболее очевидный инстинкт приобретает в процессе своего развития разрушительную тенденцию по отношению к другой индивидуации, это означает, что основной составляющей жизни угрожает фрустрация, нацеленная на минимизацию внутри или вовне. У организма возникает потребность в установлении равновесия, в результате чего образуется компенсаторное вытеснение в виде проекции или идентификации... Часто именно это становится причиной возникновения психической деструктивности у людей, предрасположенных к такому явлению или психически зависимых. Человек под воздействием комплексов (или сознательно) вовлекается в симбиоз с целью осуществления деструктивных замыслов."

Мы знаем, что конкуренция ведет к победе новых технологий, появлению более качественных товаров, услуг, способствует определенному развитию в области культуры и т.д. Но, к сожалению, слишком часто подлинный прогресс подменяется итогами, возникшими в результате действий, в основе которых лежит не эволюция индивида, лидера или даже сообщества, а тенденция к поглощению, самоутверждению, обретению власти за счет тех, кто наделен витальной креативностью, путем их минимизации или устранения с помощью защитного механизма отмщения. В результате мнимую победу одерживает психология посредственности. Это находит свое проявление в сфере политики, когда образуются диктаторские, тоталитарные режимы, государства, сообщества с посредственным уровнем экономики; в сфере национальных отношений, когда одна нация претендует на превосходство за счет других вплоть до их полного уничтожения; в области науки, искусства, когда посредственность получает безосновательные полномочия, и т.д. Естественно, плата за такой способ самоутверждения и преодоления фрустрации слишком высока, так как измеряется жизнью индивида, социума. Это тем более опасно, что в массе своей люди, которые сначала являются наблюдателями, а затем вовлекаются в симбиоз в качестве соучастников, извлекающих иллюзорные выгоды, не осознают или не хотят осознать (имеет место процесс вытеснения) сути и содержания обстоятельств, строящихся на базе разрушительного механизма отмщения. Профессор А.Менегетти утверждает, что "лидер деструктивного толка привлекателен для людей, психически зависимых или с вытесненной агрессивностью. Фрустрация может повлечь за собой разрушительную агрессивность в качестве привычки, в силу чего инстинкт самосохранения перестает быть приматом индивидуации и направляется на осуществление захвата с целью выживания в деструктивном смысле... Захват в дальнейшем перерастает в саморазрушение". Таким образом, фрустрация, защищаясь посредством механизма отмщения, порождает другую фрустрацию, в результате чего образуется замкнутый круг.

Психосоматическая патология также представляет собой феноменологическую картину психологии отмщения. Так, например, фрустрированный индивид проецирует свою нерешенную проблему на соматическую область, поражая какой-либо из самых чувствительных, жизненно важных органов, и таким образом осуществляет стратегию отмщения. Дочь, находящаяся в симбиотической связи с матерью (причем не имеет значения, жива ли мать), может отомстить ей за свою несостоятельность в сексуальной жизни или социальной сфере посредством серьезного заболевания, возведенного на уровень мазохизма. Сын, идентифицировавшийся на бессознательном уровне с образом матери, может осуществить стратегию отмщения путем неприятия своего пола и стать гомосексуалистом, у которого при этом наблюдаются ярко выраженные симптомы невроза. Множество наркоманов именно посредством этого недуга мстят родителям на бессознательном уровне за то, что их в детстве сориентировали на высокую степень поощрения и они не смогли адаптироваться, вписаться в нормальную социальную среду, получив "вознаграждение" в виде пропуска в сообщество наркоманов. Это имеет также отношение и к людям, страдающим алкоголизмом.

Психологическая стратегия отмщения просматривается также и в выборе поведенческой модели. Жадность, зависть, цинизм, спесь, леность, робость и т.д., то есть все, что возникает в результате вытеснения и мешает функциональному развитию личности, часто является не чем иным, как способом отмщения другим и себе за свою психологическую зависимость на семантическом уровне. В ленте известного польского кинорежиссера Кристофера Кисловского "Короткий фильм о любви", которую я иногда использую при проведении групповой психотерапии (кинотерапия), дан пример застенчивости как формы отмщения за зависимость, подтолкнувшей молодого человека к мазохистической связи с кастрирующей женщиной, что привело его к попытке самоубийства.

Естественно, что феноменология стратегии отмщения чрезвычайно обширна. И вряд ли уместно в данном сообщении пытаться продолжить этот бесконечный ряд. Важно то, что онтопсихологические критерии и инструменты дают возможность проведения точного анализа вышеуказанной динамики и дальнейшей коррекции с помощью онтотерапии.

На основании тщательной проработки такого материала, как семантический язык, язык сновидений, анамнез в сфере привязанностей, самовыражение плоти, язык симптома или проблемы, определяется психическая интенциональность индивида, возникшая в результате воздействия среды воспитания, и распознается виртуальность природной психической ин-

­ Конец страницы 43 ­

¯ Начало страницы 44 ¯

тенциональности. Особенно важно отметить, что онтопсихолог при этом руководствуется не своими установками, а природным потенциалом, In Se индивида, который со своей стороны должен проявить большую решительность и ответственность. При проведении онтотерапии "надо основываться не на внешнем, а исключительно проприоцептивном критерии, поскольку необходимо содействовать природной идентичности субъекта. Только так можно добиться успеха, порядка, при котором жизнь становится опытом, приносящим удовлетворение. В противном случае имеет место тоска, болезнь".

Практика показывает, что при отсутствии очевидных симптомов заболевания, когда проблема и очаг опасности скрыты, закамуфлированы, индивид обладает особой тягой к искусственно сформировавшимся стереотипам и меньшей готовностью к изменениям. Онтопсихолог должен проявить особое терпение, любовь, достойную скромность, мужество и неуклонно следовать логике онтотерапевтического процесса. В этой связи онтопсихологическая школа отличается тем, что предъявляет высокие требования к личностным качествам онтопсихолога во избежание ошибок и дальнейшего закрепления проблемы в результате обмена симптомами.

Логическая схема онтотерапии включает пять этапов. На первой стадии происходит встреча, в результате которой выявляется "противоречие между логическо-вербальным и кинесоматическим выражением. Причем последнее является проявлением искренности, но отнюдь не правды". Онтопсихолог высказывает пациенту свою точку зрения лишь в общих чертах. На втором этапе, то есть в процессе ретроактивного анамнеза, онтотерапевт должен побудить пациента к определению проблемы, объяснить беспочвенность надежды на то, что она исчезнет сама собой, и дать понять, что со временем проблема может лишь обостриться. Пациент должен осознать, что ни один из неприятных фактов прошлого или настоящего не обходится без его собственного отрицательного вклада. "Когда клиент сосредотачивается не столько на цепочке событий, сколько на развитии своего Я в контексте фактов, второй этап можно считать законченным, поскольку историческая субъективность индивида начинает выдвигаться на первый план". Далее следует стадия фидеистической диагностики, которая нацелена на то, чтобы клиент доверительно выразил свои надежды, намерения, опасения. При этом необходима серьезная оценка прошлого, чтобы индивид осознал, "до какой степени Я отступило перед всем тем, что находится за его пределами". На этом этапе определяется интенциональность субъекта вне контекста, связанного с фрустрацией или поощрением, распознаются оттенки комплексов и обнаруживается "природная направленность, выказывающая исключительный архетип субъекта". Целью четвертого этапа является выявление онто In Se. Онтопсихологическое направление предполагает наличие здорового начала и рассматривает патологию как отклонение от природной основы. На этом этапе нужно "помочь субъекту распознать собственное Я, научить его отличать свое Я от сопутствующих событий... и подвести к очевидности того, что он предал свой внутренний мир". Пятый этап представляет собой обдуманную, разумную вербализацию онто In Se. Здесь находит свое подтверждение директивный характер онтотерапии, основанный не на убеждениях онтотерапевта, а исключительно на семантическом выражении In Se пациента, когда стремления In Se вербализируются и доводятся до сведения Я.

Вышеуказанный процесс создает предпосылки для дальнейшей аутентификации и эволюции личности. Но следует помнить, что настоящая психотерапия помогает индивиду, но не указывает ему конкретной дороги, так как последнее решение всегда остается за ним. По меткому выражению профессора Менегетти, психотерапия является школой зрелости. Хотя не каждый способен пройти этот путь до конца. Кстати, бросая начатое, человек, как мне кажется, и в этом случае мстит самому себе.

Относительно данной проблемы индивид в случае ответственного и зрелого подхода в процессе онтотерапевтической работы начинает осознавать, что его борьба носит ложный характер, что он на основании фальшивого образа ищет объект внутреннего напряжения, стресса, чтобы выпустить свою агрессию посредством отмщения. Он начинает понимать, что расходует большой процент своей внутренней энергии, а также уничтожает того, кто мог бы стать позитивным деловым партнером. Вместо того чтобы свободно продвигаться вперед по лесу, наслаждаясь ароматом сосны, белизной березы, мощью дуба, субъект топором прорубает себе дорогу...

Онтотерапия позволяет пациенту в то же время осознать необходимость нейтрального отношения к тем, кто на нем компенсируется и провоцирует потребность мстить. Нейтральность помогает обойти бесполезный конфликт во избежание изнурительной борьбы и болезни.

В процессе проведения онтотерапии приобретаются индивидуальные знания, которым свойственна точность в отношении всего, что составляет суть личности, и таким образом появляется возможность решать проблему посредством собственного роста.

 

Библиография:

A.Meneghetti. Ontopsicologia dell'uomo. Roma, 1978.

A.Meneghetti. Ontopsicologia clinica. Roma, 1989.

A.Meneghetti. L'In Se dell'uomo. Roma, 1990.

A.Meneghetti. Il monitor di deflessione nella psiche umana. Roma, 1985.

A.Meneghetti. Manuale di Ontopsicologia. Roma, 1996.

­ Конец страницы 44 ­

¯ Начало страницы 45 ¯

Елена УС

кандидат философских наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.03 с.)