ТОП 10:

Тема 34. «Времена года. Лето».



«Словарь»:

Слова-предметы Слова-действия Слова-признаки:
hЗима, весна; ветерок, гроза, радуга, роса; запах, цветы, ягода, гриб, хлеб, урожай. *Утро, день; жара, засуха, осадки, ливень, гром, град, молния; заря, закат; сенокос, коса, грабли, косилка, зерно; рыбалка, рыбак; купание, загар. QГод, сезон, месяц, сутки, июнь, июль, август; зной, солнцепёк, прохлада; отпуск, отдых, поход, пляж; жатва, созревание, сноп, косец, хлебороб. hГреть, купаться, загорать, ловить, пахнуть, созревать, собирать. *Пригревать, лить, сверкать, блестеть, расцветать, сохнуть, вянуть, косить, сушить, сгребать, сеять, убирать QПутешествовать, отдыхать, припекать, нырять, громыхать, наливаться, колоситься, молотить, жать, благоухать. hЛетний, солнечный, дождливый, сухой, грибной, ягодный. *Жаркий, прохладный, утренний, ночной, чистый, ясный, облачный, красочный, прекрасный, душистый, щедрый, урожайный, пышный, цветущий, свежий. QЗнойный, погожий, лучистый, ласковый, влажный. Наречия:Рано, поздно, жарко, облачно, красочно, ярко, ароматно, прекрасно.

 

«Наблюдаем. Рассказываем»:

1. «Описываем», «Загадываем».Описываемлето по плану.

1. Б-1. Что это? (название времени года). Указать, что это не предмет, а время. 2. Б-13. Погода: небо, солнце, ветер, осадки. 3. Б-14. На небе, на земле, на воде: какие изменения происходят. 4. Б-15. Растения: как изменяются деревья, кусты, трава, цветы. 5. Б-16. Животные: изменения в поведении (на примере медведя, зайца, белки) 6. Б-17. Насекомые: как изменяется поведение. 7. Б-18 Птицы: изменения в поведении (на примере ласточки, снегиря, голубя). 8. Б-19. Сезонная одежда, 9. Б-20. Сезонная обувь. 10.Б-21. Сезонные работы: а) в сельском хозяйстве, б) в городе; 11.Б-21. Сезонные игры детей на улице. 12.Б-12. Сравни приметы лета с приметами других времён года: а) чем отличаются; б) чем похожи.

2. «Кто/что? Что делает? Какой?».Составляем таблицу с выделенными словами игры «Описываем».

Что? Что делает? (ют) Какой? (-ая, -ое, -ие)
Ветер Дует, сдувает, шевелит, обдувает, ласкает, веет, раскачивает, сбрасывает, приподнимает, выметает, охлаждает Летний, свежий, тёплый, слабый, ласковый, нежный, лёгкий, приятный, долгожданный, шаловливый.

 

«Играем»:

1. «Геометрическая мозаика». (ü) - пауза для обдумывания инструкции, её выполнения.

i Найди 1) треугольник красного цвета среднего размера , 2) зелёный, средней величины прямоугольник, 3) красный большой круг. * Найди красный квадрат среднего размера. Выбери фигуру такой же величины, но другого цвета; такого же цвета, такого же размера, но другой формы; фигуру «наоборот», т.е. другого цвета, другой формы и другого размера. Q Собери «бусы» по условиям таблицы, сравнивая фигуры с красным маленьким квадратом.

 

условия
форма - + - + + - -
цвет - - - + - - +
размер + - - + + - +

По адресу найди».

i - Расположи «Поле чудес» так, чтобы средний квадрат 1-го ряда был фиолетовым. Найди и назови самую короткую дорожку от этого квадрата до среднего квадрата 5-го ряда (серый).( 2-ой ряд 3-ий столбик – синий, 3-ий ряд 3-ий столбик – голубой, 4-ый ряд 3–ий столбик – зелёный)

. * -1) Если у «Поля чудес» верхний квадрат красный, а квадрат 1-го ряда 2-го столбика оранжевый, пройди по диагональной дорожки вниз, которая начинается с верхнего красного квадрата (2-ой ряд 2-столбик - фиолетовый , 3-ий ряд 3 столбик - голубой, 4 ряд 4 столбик - жёлтый, 5 ряд 5 столбик – коричневый)

2) Если у «Поля чудес» нижний правый квадрат синий, начало дорожки такое: 3-ий ряд 3 столбик - голубой, пройди по диагонали верх влево (2-ой ряд 2 столбик - красный, 1-ый ряд 1-ый столбик – желтый).

Q- Положи «Поле чудес» так, чтобы правый нижний квадрат был красным. Найди и назови самую короткую дорожку между 2-мя квадратами: 1) 4-ый ряд 2 столбик (красный) и 1-ый ряд 5-ый столбик (синий) (3-ий ряд 3-ий столбик – голубой, 4-ый ряд 2 столбик – серый); 2) 2-ой ряд 1-ый столбик (красный) и 5-ый ряд 4-ый столбик (оранжевый) (3-ий ряд 2-ой столбик – оранжевый, 4 ряд 3 столбик – зелёный).


3. «Пальчик на прогулку». (ü) - пауза для повторения инструкции, её выполнения.

i- 1) на двух руках указательный и большой (ü) – на прогулку; 2) на левой - мизинец и указательный, на правойсредний и большой (ü) – на прогулку. * - 1) на двух руках – мизинец и безымянный (ü) – на прогулку; 2) на двух руках – указательный и безымянный (ü)– на прогулку; Q - 1) на левойуказательный и большой, на правой – средний и безымянный (ü) – на прогулку; 2) на левойсредний, указательный, большой, на правой – указательный и мизинец (ü) – на прогулку; 3) все пальчики на двух руках на прогулку и громко похлопали в ладоши

 

4. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


5. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами словаря.


6. «Одним словом назови, продолжи ряд».

ливень, грибной дождь …- это… i - осадки; *, Q - осадки тёплого времени года.
июнь, июль…- это… i - название месяцев; * - название летних месяцев; Q - название летних месяцев по порядку
зелёное, жаркое…- это... i - слова-признаки; *, Q - слова-признаки о лете.

7. «Лишний, потому что…».

i - Лето, весенний (1), осень. * - Утро (3), май, дождь (2), июнь, бабочка (1).

- Дождь, ветер, дует (1). - Сарафан, дуб (2), платье, сандалии (3), мороженое (1).

Q - Юг (3), загорает (1), июль, август, вечер (4), кузнечик (2).

- Подорожник (4), бабочка, стрекоза, земляника (3), зреет (1), июнь (2).

- Заяц (3), роса, ливень, ветка (2), пушистая (1), радуга (4).


8. «У меня – у нас – нет».(В-2). Играем со словами словаря.

i день – дни – дней; * тёплый день – тёплые дни – тёплых дней;

Q мой тёплый день – наши тёплые дни – наших тёплых дней.

9. «Слово изменяй, на вопросы отвечай» Играем со словами:

i– год, весна; * – лето, ветер; Q – осадки, зелень.

Потому что».

i 1. Нельзя ловить и уничтожать насекомых, потому что… 2.Дети не должны купаться в водоёмах без присмотра взрослых, потому что… * 1. В полдень нельзя загорать на солнышке, потому что… 2. Летом всегда нужно носить головной убор, потому что… Q 1. В жаркий день нельзя пить холодную воду, потому что… 2.Купаясь, нельзя долго находиться в холодной воде, потому что…

 

11. «Сосчитай-ка».(В-8).

i - 1, 2, 3, 4, 5 + «мой» * - * - 1, 3, 5 + признак - Q- 1, 3, 5 + признак + «мой»/ 2 признака
Моё лето, моя росинка, мой венок Солнечное утро, ночной ветерок, алая заря Дождливая прохладная пора, моё жаркое лето, высокий душистый стог

 

12. «Слова-родственники».(В-9).

Слова-корни: i – зима, месяц; * – осень, неделя; Q– лето, время.

Путаница».

i В году 10 месяцев. * С 1 июня начинается учебный год, и все дети идут в школу.

Лето – самое холодное время года После мая будет июль.

 

Q Лето я любить кататься лыжи на.

Озеро прыгать в весело и мальчики купаться.

14. «Поём».Учим буквы «Щ».


15. «К символу слово подбери». Символы – слово-предмет, слово-действие, слово-признак и символ предлогов

i - на, в, под, над * , Q - за, перед, около, от, под

 

К слову символ подбери»

i Радуга, под. дождливый, греть, ягодный, собирать, роса * Осадки, за, облачный, красочный, молния, сверкать, пригревать Q Отдыхать, у, лучистый, сутки, знойный, припекать, сезон, влажный

Моделируем»

i Нежный ласковый летний ветерок качает высокие травинки. Лена собирала в лесу землянику, чернику, малину. * На заре летнего утра Петя с папой пошёл на рыбалку. Дети загорали, плескались на берегу лесного озера. Q На сенокосе Дима с папой сгребают сено в стога. Современные комбайны на золотистых полях Беларуси собирают богатый урожай спелого зерна.

 

18. «Составляем».Играем по набору Ж - 9 с предлогами

i - под * - в, под Q - между, на

Таблицы:

1. Лето, весенний, осень.

2. Дождь, ветер, дует.

3. Утро, май, дождь, июнь, бабочка.

4. Сарафан, дуб, платье, сандалии, мороженое.

5. Юг, загорает, июль, август, вечер, кузнечик.

6. Подорожник, бабочка, стрекоза, земляника, зреет, июнь.

7. Заяц, роса, ливень, ветка, пушистая, радуга.


 

«Сочиняем. Запоминаем»:

 


1.hРадуга

В небе гром, гроза

Закрывай глаза!

Дождь прошёл,

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С. Маршак)

*Лето

Яркосолнцесветит,

В воздухе тепло

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

(И. Суриков)


 


QХорошая погода

День сегодня хмурый.

Ветер морщит воду..

- Мама нарисуй мне

Хорошую погоду!

-Чтож я нарисую?

Какое время года?

Осень ли? Весну ли?

Ведь она, погода,

И зимой и летом

Хороша бывает...

Нарисуй такую,

Дочка отвечает, -

Чтобы было жарко,

Чтобы дети в парке

Листья собирали.

Речку голубую,

Чтоб в реке купаться,

Горку ледяную,

Чтоб с горы кататься,

И ещё зелёную

Травку - поваляться! -

Нарисуй мне розу,

Лимонад и пряник,

Дедушку Мороза,

Солнышко и праздник..

И меня, пригожую,

На меня похожую,

В трусиках с горошками,

В валенках с калошками...

Нарисуй погоду мне,

Нарисуй хорошую!

(А. Ахундов)



2.hЧерез поля, через луга

Встала нарядная дуга.

(радуга)

h Раскалённая стрела

Дуб свалила у села.

(молния)

h Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла,

И сады , и огороды

Всей округи полила.

(гроза)

 

 

* Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет

(времена года)

* Хлещет, хлещет по кустам,

Бьёт без промаху.

Всю малину исхлестал,

Всю черёмуху.

Ну, зачем так сильно лить,

На бок яблоню клонить?

(ливень)

 

 

QКто мне скажет,

Кто мне скажет,

Что уносят люди с пляжа?

Не в карманах.

Не в корзинах -

На руках, ногах и спинах! (загар)

QЖаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это?

(июль)


3.hПесен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчёлки на цветке...

Как зовётся время это?

Угадать нетрудно!...

(лето)(№1, с. 215, )

h Утром в ранние часы Травы в капельках ...(росы)(№13,97)

 

 

*Тучи бродят над двором -

Скоро мы услышим ...

(гром)(№13, с. 100)

QПлавать в речке можно Юле

В жарком месяце…

(июле) (№13, с. 101)

Q Щуки, окуни, судак-

Нам улов принёс ...(рыбак)(№13,20)


4.Рассыпались дни-листочки календаря. Перепутались и решили не искать своих мест. Сложились, как получилось, не по порядку. И вот из-за этого в природе такая путаница вышла: ...

Поссорилось лето с дождём: «Что это ты, дождь, мне погоду портишь? Люди не будут меня ждать и любить из-за тебя!». Обиделся дождь и ...

5.1. Выложи картины серии «Времена года» (Г- 6), начиная с осени, по порядку; подбери к ним картины из серии «Месяцы года» (Г-9).

2. h Какое время года ты любишь больше? Почему? * Бывает ли у природы плохая погода? Q Всегда ли подчиняется смена времён года в природе датам календаря? Стоит ли менять календарь с учётом погоды?

3. Почему так говорят:

h У года 12 месяцев, да никто ни с кем наперегонки не бегает, все друг за другом ходят.

* Всякому времени – своя забота. Q Красна зима снегом, весна – посевом, лето – теплом, осень – добром.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.022 с.)