Тема 4. «Осень. Лес. Ягоды. Грибы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. «Осень. Лес. Ягоды. Грибы»



 

«Словарь»:

Слова-предметы: Слова-действия: Слова-признаки:
hГриб, ножка, шляпка; боровик, мухомор, лисичка; лес, поляна, пень; корзина; ягода; рябина; малина. * Поганка, подосиновик, подберезовик,; грибник, лукошко; смородина, крыжовник; черника, земляника, брусника, клюква. Q Сыроежка, масленок, опенок, моховик, груздь, рыжик, шампиньон; грибница; чаща, мох, опушка; голубика, волчье лыко, вороний глаз; ежевика, облепиха; сырость. h Искать, находить, расти, собирать, готовить, резать, стоять, солить, срывать, варить, жарить. * Прятаться, заблудиться, аукать, узнавать, срезать, класть, перебирать, выжимать,. Q Различать, высматривать, увядать, мариновать. h Белый, сладкий, горький, кислый, твердый, крепкий. * Крупный, толстый, рыжий, съедобный, соленый, вареный, сушеный, сырой, свежий, сочный, спелый, грибной, ягодный, старый, лесной, садовый. Q Червивый, рыхлый, маринованный, моченый Наречия: Тепло, сыро, далеко, пасмурно, дождливо, ясно, скучно, голо.

«Наблюдаем. Рассказываем»:

Описываем».

1.Продолжайте наблюдение за осенью, описывая её приметы по пунктам плана (см. тему № 3), желательно, ежедневно.

2.Сравнивайте приметы осени с приметами других времен года, сохраняя последовательность пунктов плана описания осени.

3.Описывайте ягоды и грибы по плану-описанию овощей (см. тему №1)

i - боровик, мухомор, малина; * - лисичка, черника, клюква; Q - брусника, рыжик, опёнок.

4.Сравни i боровик и мухомор, малину и землянику; * опёнок и бледную поганку, чернику и клюкву;

Q шампиньон и груздь, малину и ежевику


Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу о грибах и ягодах со словами игры «Описываем».

Что? Что делает? (-ют) Какая? (-ой, -ое, -ие)
Клюква Цветёт, растёт, зреет, наливается, краснеет, кислит, окрашивает, лечит, замерзает, хранится Круглая, мелкая, красная, спелая, твёрдая, свежая, витаминная, сочная, кислая, полезная

«Играем»:

Геометрическая мозаика».

i 1. Отбери зелёные фигуры, из них выбери треугольники. 2. Найди квадраты, посчитай их, оставь себе красный. * 1. Выбери все зелёные фигуры, найди из них все квадраты, посчитай их. 2. Из всех фигур выбирай треугольники, посчитай их, оставь себе только красные, скажи сколько их. Q 1. Из зелёных фигур выбирай только треугольники, оставь себе маленькие. 2. Из красных квадратов выбирай большую фигуру.

Адрес назови».

i- 1) где находится потолок (вверху, надо мной); 2) расскажи, где пол.

* - 1) что слева от тебя (перечисляются предметы и части комнаты в указанном направлении); 2) что справа от тебя

Q - 1) что впереди тебя; 2) что сзади.


3. «Пальчиковая акробатика». Все задания выполняются в воздухе. По команде взрослого «кулак» ребёнок сжимает ладонь в кулачок, по команде «ладонь» - расправляет кулачок в ладошку.

i - одной рукой (сначала ведущей);

* - двумя руками одновременно;

Q - двумя руками попеременно или только той рукой, которую назовёт или покажет взрослый.

Начинаем игру в медленном темпе. Постепенно темп увеличивается до очень быстрого.

4. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


5. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами словаря.

Одним словом назови, продолжи ряд».

i - лето, осень... – это… (времена года); - черника, брусника... – это… (ягоды); - боровик, опята,… – это… (съедобные грибы). * - утро, день... – это… (части суток); - береза, осина, … - это… (деревья); - желудь, каштан,… - это… (плоды). Q - грибница, шляпка,…- это… (части гриба); - вкусная, лесная.... – это… (слова-признаки); - искать, срывать... - это… (слова-действия).

7. «Лишний, потому что…». (А-4)

i - Машина, кукла, гриб (1). * - Брусника, боровик (2), малина, медведь (1).

- Черника (1), дуб, береза. - Лисички, варенье (2), опята, мухомор (3), день (1).

Q - Сирень, малинник, клюква (4), осень (2), воробей (3), чирикать (1).

- Находить (1), груздь (4), утро (2), черника, брусника, шляпка (3).

- Поганка (3); варенье (4), земляника, грибник (2), корзина (1), клюква.


8. «У меня – у нас – нет». (В-2). Играем со словами словаря.

i гриб - грибы; *, Q гриб– грибы – грибов.


9. «Слово изменяй, на вопросы отвечай». Играем со словами:

i- гриб, ягода; * - дождь, осень; Q - октябрь, ежевика.


Потому что».

i 1. Осенью нужно теплее одеваться, потому что… (стало холоднее; можно простудиться). 2. Нужно знать съедобные и несъедобные грибы, потому что… * 1. Много варенья нельзя есть, потому что… 2. Ребёнку нельзя одному ходить в лес, потому что…   Q 1.Белочка осенью делает запасы на зиму, потому что… 2.Нужно срезать грибы, а не вырывать их, потому что…  

 

11. «Сосчитай-ка». (В-8).

i - числительные 1, 2, 3, 4, 5 * - * - числительные 1, 3, 5 - - Q- числительные 1, 3, 5, 7
Гриб, шляпка, боровик, поляна Поганка, грибник, лукошко Подосиновик, сыроежка, маслёнок, груздь

i1 гриб, 2 гриба, 3 гриба, 4 гриба, 5 грибов.


12 «Слова-родственники». (В-9).

i - грибник, гриб, греет, * - лесник, лесное, лиса, лес; Q- моховик, мошка, мох;

ягодное, ягода, ягнёнок. малина, Марина, малиновый, малинник. ветерок, ветреный, вертит, ветер.


Соседи».

i среднего пальца(указательный и безымянный); * октября(сентябрь и ноябрь);

2 (1 и 3). пятницы (четверг и суббота).

Q вчера (сегодня и позавчера)

сегодня (вчера и завтра).

13. «У меня - у Гнома – у Великана». (В-6). Играем со словами словаря.

ягода ягодка ягодище


Путаница».

i Грибы растут на дереве. * Осенью дни становятся длиннее, а ночи - короче

Ягоды собирают удочкой. Морс из клюквы – черничный.

Q Папа приносить большой корзины гриб в.

Мама вкусный малиновый варенье варить из черника.


15. «Что? – Из чего? – Какой?». (В-3).


i Взрослый: «Морс из ягод…» - Ребёнок: «Ягодный»

Солянка из грибов (грибная)

Варенье из ягод (ягодное)

 

 

* Ребёнок: «Из чего сделан морс?».Взрослый: «Из ягод». Ребёнок: «Морс из ягод – ягодный»

морс из: черники, малины, клюквы.

варенье из: брусники, земляники, смородины.

пастила из: черники, брусники, клюквы.


Q морс - (ягодный)

варенье - из [ягод] - (ягодное) [ ] - играем со словами словаря.

пастила - (ягодная)

 
 


16. «К символу слово подбери». (символы – слово-предмет, слово-действие, слово-признак).


К слову символ подбери».

i гриб, поляна, искать, крепкий, пень, сладкий * лукошко, крупный, лесной, аукать, срезать, ягодный, сушенный, черника Q шампиньон, увядать, маринованный, сырость, мох, высматривать, мочёный, грибница, на

 

Моделируем».

i Растут грибы. Зреет крупная черника. * Рыжие лисички подросли. краснеет наливается лесная малина. Q На пеньке выросли дружные опята. Маша смотрит на яркий ядовитый пятнистый мухомор

19. «Составляем». Играем по набору Ж – 3.


20. «Загадываем». Играем со словами игры «Описываем».

 

«Сочиняем. Запоминаем»:


1. h Боровик

По дорожке шли -

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

(А. Прокофьев)

hЖуравлей не слышны крики,

Улетели в тёплый край…

Зреют ягоды брусники,

Сколько хочешь собирай!

(В. Степанов)

* Ягоды - это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

(Л. Г. Парамонова)

* Грибное

В лес пойдем грибы искать,

Но не будем собирать

Мухоморы и поганки,

А поищем на полянке,

Где попрятались волнушки,

Где капризные горькушки

Где под ёлкою стоит

Крепкий, толстый боровик

(О. И. Крупенчук)

Q Вылезли на кочке

Мелкие грибочки:

Грузди и горькушки,

Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенёк

Удивленья скрыть не мог.

Выросли опята,

Скользкие маслята,

Бледные поганки

Встали на полянке.

(О. И. Крупенчук)

Q Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти жёлтые лисички. (В. Степанов)


Q Грибы

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой,

Я не малое лукошко,

Я корзину взял с собой.

 

Я заглядывал под кочки,
Под берёзовые пни.

Ох, и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

 

Зря искал их под осиной,
И под елью их искал,

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал. (Т. А. Ткаченко)


2. h Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен – ядовит.

(мухомор)

● Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей.

А сушеная в запас

От простуды лечит нас.

(малина)

 

 

* Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

Сразу станет кисло.

(клюква)

* Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю – сыроежкой. (лес)

 

 

Q После дождика подружки,

Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные,

Самые заметные.

(сыроежки)

Q Вы всегда его найдёте

И в лесу, и на болоте.

Хоть на вид он неказистый –

Мягкий, нежный, бархатистый.

(мох)

 


3. h В мох укрылся старичок,

Белый гриб...

(боровичок)

● Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти жёлтые ….

(лисички) (В. Степанов)

* Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я...

(подосиновик) (№3 с.89)

* Грибы эти вовсе не надо искать,

А если увидим, не стоит их брать.

Почти что на каждой полянке

Растут эти злые …

(поганки) (№17, 132)

Q Вид у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Вся в колючках, будто ёж,

Потому и ….

(ежевика) (С.Маршак)

Q Сбились в стайку, как цыплята,

Возле пня грибы - ….

(опята) (В. Степанов)

 


4. Собирала белка грибы и засушивала их на зиму. Вдруг....

Встретились лесные ягоды в йогурте и давай рассказывать истории том, как сюда попали...

Захотели мухоморы стать съедобными грибами...

 

5. Рассмотри картину Г-4 и работай с ней по алгоритму.

1. Найди на картине и назови: h - все красные ягоды; * -все грибы с коричневой шляпкой.

Q - сосчитай: 1) все ягоды; 2) все грибы; 3) все съедобные грибы...

2. h - Назови грибы, лежащие в корзине грибника.

* Объясни, почему мухомор, бледная поганка и ложные опята не попали в корзину грибника.

Q Как ты думаешь, грибник срывал грибы или срезал их. Почему?

3. h Догадайся, шагая по какой дорожке, можно быстрее набрать корзину грибов.

* Догадайся, шагая по какой дорожке, можно быстрее набрать корзину ягод.

Q Нужно ли торопится срезать маленький грибок? Почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.065 с.)