Особенности финансов бюджетных организаций в сфере культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности финансов бюджетных организаций в сфере культуры.



Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:

· в форме прямого финансирования;

· при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;

· на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;

· через независимые посреднические структуры;

· с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры осуществляется в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры.

Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры.

Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов.

Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ (регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров), а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов.

Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во многих странах наряду с бюджетным получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается "особыми потребностями" отраслей культуры и "национальными интересами".

Особенности формирования доходов в сфере культуры обусловливают специфику ее налогообложения. Одним из специфических налогов, применяемых повсеместно, является лицензионная плата за радио- и телевещание. Средства, поступающие от сбора этого налога, направляются, в первую очередь, на развитие самих организаций эфирного вещания. Но в некоторых странах в дополнение к обычной лицензионной плате введена надбавка. В Австрии она называется "культуршиллинг" и поступления от нее направляются на субсидирование дотационных отраслей культуры, покрывая 15% совокупных государственных расходов на искусство и 25% -- на культуру.

Во Франции и в странах Северной Европы существует такой специфический налог, как отчисление 1% от стоимости строительства государственных учреждений на приобретение произведений изобразительного искусства. Вообще Франция наиболее активно использует специальные налоги -- там взимается, например, налог с оборота на торговлю книгами (сбор поступает в распоряжение Национального центра литературы), налог на доходы новых телевизионных каналов, в том числе кабельного и спутникового телевидения (поступления идут на субсидирование производства кино-, аудио- и видеопродукции), налог на показ спектаклей (предназначен для дотирования театров).

Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых "доноров" культуры. Введение налоговых льгот для творческих работников нацелено на улучшение материального положения артистов, художников, писателей и т. д. Чтобы смягчить бремя налогов на работников творческих профессий, имеющих нерегулярные заработки, в большинстве стран разрешается при налогообложении распределять полученный авторский гонорар на несколько последующих лет (во Франции, например, -- на пять лет, в Финляндии -- на три года). Артисты, художники и другие творческие работники обычно пользуются правом на вычет из налоговой базы расходов на профессиональную деятельность.

Самой распространенной налоговой льготой для организаций и предприятий культуры является освобождение от налогов товаров и услуг, производимых в этой сфере, или же снижение налога на добавленную стоимость и налогов на продажи. Для поощрения кинопроизводства в ряде стран закон разрешает вычитать из налоговой базы инвестиции в кинопродукцию. С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, --процесс, рассчитанный на достаточно длительный переходный период, в течение которого будут уточняться критерии экономической оценки результатов некоммерческих гуманитарных проектов. К концу этого периода основным объектом внешнего контроля станет результативность, т. е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.

26. Общие принципы финансирования учреждений в сфере здравоохранения.

В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей:

- платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования (нпр. США);

- государственная медицина с бюджетной системой финансирования (нпр. СССР);

- система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования (нпр. Германия).

Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким образом, масштабы государственного сектора малы. Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.

Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Все медицинские услуги оказываются государственным сектором, финансирование которого осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство является главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска и т.д.). Эта модель с 1930-ых годов до недавнего времени была свойственна России, другим республикам бывшего СССР, странам Восточной Европы. Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной.

Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины и механизма социальной защиты ее работников.

В России в настоящее время смешанная модель финансирования здравоохранения.

Смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования. Финансовая основа системы ОМС – отчисления страхователей на ОМС и бюджетные платежи за ОМС неработающего населения. Финансовые средства аккумулируются в фондах ОМС: федеральном и территориальных. Финансовые средства фондов не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

27. Финансовое планирование в здравоохранении.

Программы государственных гарантий исходя из имеющихся финансовых возможностей и потребностей в медицинских услугах регламентируют объемы медицинской помощи и затраты на ее оказание.

Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждаемыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи в расчете на 1000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

Единицами объемов медицинских услуг приняты: в больницах – койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях – врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В программах устанавливаются следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:

- стоимость одного дня лечения в больнице;

- стоимость одного посещения в поликлинике;

- стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;

- стоимость одного койко-дня.

Финансовые нормативы рассчитываются с учетом результатов анализа расходования бюджетных средств за предыдущий период, индексов-дефляторов на планируемый период, территориальных коэффициентов удорожания, установленных Минэкономразвития РФ.

Планирование государственных гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном уровне разрабатываются Программа государственных гарантий и Методика формирования и обоснования Программы государственных гарантий.

На региональном уровне разрабатывается территориальная Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании.

На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа.

Основным документом, определяющим объем доходов, целевое направление и поквартальное распределение средств на уровне медицинского учреждения, является смета. Документ разрабатывается на календарный год по установленной форме в разрезе кодов бюджетной классификации, отражающих содержание операции сектора государственного управления.

Планирование расходов бюджетного учреждения осуществляется на основе производственных показателей. Производственные показатели (число коек, число врачебных посещений, численность персонала и др.) используются для расчетов расходов на оплату труда медицинского и прочего персонала, приобретение медикаментов, перевязочных средств и прочих лечебных расходов, расходов на питание больных. Кроме того, при расчете затрат учитываются объемные показатели, характеризующие занимаемую учреждением площадь, наличие инженерных сооружений и сетей и др.

Наибольший удельный вес в расходах занимает оплата труда медицинских и фармацевтических работников. Планирование расходов на оплату труда начинается с проведения тарификации медицинского персонала в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств, питание больных определяются в учреждениях стационарного типа путем умножения числа койко-дней на норму расходов на эти цели в стоимостном выражений на 1 койко-день.

Расходы на приобретение других нефинансовых активов – мягкого инвентаря, ОС, малоценных и быстроизнашивающихся предметов – определяются по потребности с учетом фактического наличия и сроков их использования.

Важной статьей расходов являются затраты, связанные с оплатой коммунальных услуг, к числу которых относятся расходы на отопление, освещение и водоснабжение.

Исчисленные учреждением объемы расходов на реализацию медицинских услуг должны быть сбалансированы с источниками финансирования.

В больницах в финансовом планировании используют различные показатели, на основании расчета которых составляется смета расходов больницы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.015 с.)