Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие выводы можно сделать на основе этих данных.

Поиск

1. Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить.

2. Человек, не имеющий соответствующей эмоцио­нальной пищи, как автомобиль, который заправляется не тем горючим, быстро изнашивается, двигается с медленной скоростью по жизни, его часто приходится «ремонтировать» во время многочисленных болезней.

3. Каждый человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Руководители, педагоги, воспитатели, родители, можно ли кричать на своего подопечного? Можно. Но тогда не стоит ждать от него хорошей работы. Довольно час­то утренние производственные совещания проводятся на фоне ругани и оскорблений, в результате к работе люди могут приступить лишь через полтора-два часа после него.

4. Если вы все же не сдержались и обругали партне­ра, то для того, чтобы его работоспособность восстано­вилась, вам надо его похвалить. Сколько раз? Это не­трудно вычислить, вспомнив соотношение положитель­ных (35 %) и отрицательных (5 %) раздражителей. Итак, похвалить надо 7 раз! На это уходит много времени. Умные педагоги и начальники не кричат на подчинен­ных. Вы можете спросить: «А если я не буду ругать их, то где же они получат отрицательные эмоции?» Не вол­нуйтесь! Где-нибудь в другом месте. У нас еще не так много психологически подготовленных людей' Зато к вам начнут тянуться люди.

На одном из совещаний я как-то заметил, что волевой руководитель - глупый руководитель. Если бы он мог хорошо мыслить, он уговорил бы своего подчиненного, убедил бы и тем самым создал бы у него положитель­ную эмоцию.

А для чего нужны отрицательные эмоции? Если их не чрезмерно много, они стимулируют нас, заставляя

379

искать новые решения, подходы, методы. Ведь отриц.1 тельные эмоции возникают тогда, когда наша деятель­ность не дает нужных результатов. Отрицательные эмо­ции играют такую же роль, как углекислый газ в про­цессе дыхания. Он стимулирует вдох. Для дыхания не­обходим кислород (положительные раздражители), уг­лекислый газ (отрицательные раздражители) и азот (эмо­ционально нейтральные раздражители). Но если доля углекислого газа становится больше, мы говорим об эко­логической катастрофе. Если же не соблюдено соотно­шение положительных и отрицательных эмоций, наблю­дается психологическая катастрофа. Изучая эмоцио­нальную жизнь больных неврозами, психосоматически­ми заболеваниями (инфаркт миокарда, гастрит, колит, язва желудка, бронхиальная астма и Др.), я убедился, что все они задолго до развития заболевания жили в состо­янии психологической катастрофы, т. е. в их жизни было мало интереса и радости, зато в избытке - тре­воги, страха, раздражительности и тоски. Отрица­тельные эмоции необходимы, но, как перец в пище, в небольшой дозе.

Для чего же нужны эмоционально нейтральные раз­дражители? Если эта книга окажется для вас интерес­ной, ее относительная дороговизна придаст ей допол­нительную прелесть, усилив впечатление от ее содер­жания. Вы читали ее с большим вниманием, чем чита­ли бы копеечную брошюру. Итак, вы полностью погло­щены книгой, вы уже поняли, что навыки, которые в ней описаны, сделают вас счастливее и богаче. Но если окружающая обстановка нейтральной не является, воз­никает дискомфорт. Роль нейтральных раздражителей такая же, как балластных веществ в питании.

Если обычные раздражители повседневной жизни становятся эмоционально значимыми, развивается не­врастения. У меня наблюдалась одна женщина, которая не выносила даже малейшего беспорядка. Начать шить или читать книгу она могла лишь в том случае, если в доме идеальная чистота. Но когда она ее добивалась, на чтение или шитье сил уже не было. Через некоторое время у нее на этой почве возник сексуальный конфликт

380

с мужем: она не могла лечь в постель до тех пор, пока не сделает все дела по дому.

Надеюсь, я убедил вас в том, что к эмоциональной диете следует отнестись серьезно. А теперь более по­дробно рассмотрим положительные эмоции.

2. Положительные эмоции

Интерес

Их всего две: интерес и радость. Они проявляются в выраженном виде в творческом труде и в любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость яв­ляется как бы наградой за успехи в труде. В любви же наоборот: для того, чтобы извлечь большую радость, надо немного потрудиться.

Интерес - наиболее часто испытываемая положитель­ная эмоция. Заинтересованный человек выглядит так, как будто он прислушивается или присматривается. Интерес, как указывает американский психолог К. Изард, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта.

Интерес способствует развитию последнего и по­зволяет индивиду заниматься какой-либо деятель­ностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овла­дел. Это единственная эмоция, которая позволяет вы­полнять повседневную работу должным образом. Ин­терес помогает завязывать и поддерживать дружеские отношения, а также сохранять брачный союз. Если супруги интересуют Друг друга как личности и как сексуальные партнеры, то их брак счастливый. Но следует отметить, что интерес возбуждается незнако­мым. Поэтому муж и жена должны постоянно ме­няться, причем в лучшую сторону, т. е. необходим по­стоянный личностный рост.

Вот как оценивает значение интереса известный пси­холог Ф. Томкинс: «Интерес является необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятии, но и для поддержания бодрствования. Дей-

стпителыю, бессонница может вплникнуть не только при беспокоящем отрицательном чувстве, но и устойчивом интенсивном возбуждении. Без интереса мышление было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так об­ширны, что отсутствие интереса угрожает развитию ин­теллекта не в меньшем мере, чем разрушение ткани мозга (выделено мною. - М.Л.). Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса».

Прочитайте эту цитату еще раз и запомните: отсутст­вие интереса разрушает мозг! Без постоянного интереса не может возникнуть представления об объекте со слож­ными свойствами.

Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Ребенок не может зани­маться предметом, которым не интересуется. «Он мо­жет запомнить факты, чтобы избежать позора пораже­ния, но такое обучение не будет эффективным. Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий под­ход в данной области, он должен быть глубоко захвачен ею, - пишет Изард, - а это может быть обеспечено силь­ным интересом. Если постижение глубин предмета ста­новится для ребенка жизненно необходимым, постоян­ное стремление выйти за пределы существующих знаний станет для него волнующим приключением». Продол­жительный прогресс возможен лишь там, где действия стимулируются интересом и поиском.

Интерес играет важную роль в развитии творчества. «Творческая личность в состоянии вдохновения утра­чивает прошлое и будущее, - писал психолог А. Маслоу, - живет только в настоящем. Она полностью погружена в предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий».

А. Маслоу говорит о двух фазах творчества: первич­ной и вторичной. Для первой характерны импровизация и воодушевление, а также интенсивный интерес. Вторая -разработка исходного вдохновения. Эта фаза требует дис-

382

циплины и тяжелой работы. Практически все люди пережили первую фазу, но не у всех хватило сил для вто­рой. Прошло время, и выяснилось, что кто-то другой воплотил его идею в жизнь, прославился и получил ма­териальные блага. Многие утешают себя тем, что они еще раньше пришли к этой идее. Не стоит этого делать! Маслоу указывал: «...взлеты и вдохновение дешева сто­ят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы». Пос­ледняя очень часто сопровождается разочарованием, подавленностью. И только сила устойчивого интереса позволяет их преодолеть.

Эмоция интереса сопровождается оптимальным функционированием всех органов и систем. Человека, испытывающего интерес, можно сравнить с автомоби­лем, который со скоростью 90 км в час едет по гладкой дороге, что приводит к минимальным расходам топли­ва, снашиванию ходовой части и максимальному пробе­гу. Однако и у него есть недостаток. При длительном устойчивом интересе можно «загнать» себя. Вспомни­те, как с неослабевающим интересом вы могли всю ночь читать захватывающий детектив, не чувствуя сонливос­ти. Но ведь на другой день продуктивность вашей рабо­ты снижалась. И хотя вам сейчас и интересно, но уже полночь, идите спать. А завтра мы поговорим о второй положительной эмоции.

Радость

Радость нельзя вызвать произвольно. Это не пере­живание, за которым можно гнаться и которого можно добиться. Достигнутый успех не всегда приводит к ней. Мои читатели, когда вы окончили школу, было ли у вас чувство радости? А когда окончили институт? У мно­гих, верно, возникло чувство облегчения, а может быть, и тревоги: «Что будет дальше?» Нередко и повышение по службе сопровождается не радостью, а страхом перед новой ответственностью и поражением. Но как вы были рады, когда, тяготясь одиночеством в чужом городе, неожиданно встретили малознакомого вам человека, с

383

которым практически не общались дома! И сразу на лице появилась улыбка радости.

Радость - не чувство удовольствия, не веселье, хотя она может быть связана с последним. В наиболее чис­той форме радость - это то, что ощущается после какого-либо творческого иля социально значимого действия, ко­торое производилось не с целью получения выгоды (ра­дость - побочный продукт).

Гимн радости пропела К.Изард: «Радость характе­ризуется чувством уверенности и значительности, чув­ством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с труд­ностями и наслаждаться жизнью. Радость... сопро­вождается удовлетворенностью окружающим и всем миром».

Некоторые ученые считают, что на другом полюсе радости находятся боль, страх, страдание. Как указы­вает Томкинс, радость возникает тогда, когда уменьша­ется стимуляция нервной системы. Когда малыша под­брасывают, у него возникает страх, а когда ловят - чув­ство радости. Люди, которые не могут испытывать чув­ство радости напрямую от интересного творческого тру­да, выбирают профессии, связанные с повышенной опас­ностью (альпинисты, монтажники, высотники, моряки и т. п.). Когда им удается избежать опасности, у них воз­никает чувство радости.

Многие невротичные натуры получают радость, видя чужие страдания. Для того чтобы ближе наблюдать их, они готовы оказать бескорыстную помощь. Часто эти люди сами неблагополучны. Их девиз: «Для себя ниче­го не могу сделать, а за другого глотку перегрызу». О таких людях писал Ф.Ницше: «Сострадательные нату­ры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способ­ные одновременно и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, они не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое не­удовольствие».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.115.47 (0.011 с.)