Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия

Поиск

В ходе исследования мною был разработан и внед­рен лечебно-профилактический и реабилитационный комплекс, состоящий из медицинского блока и психо­терапевтического клуба (Клуба решивших овладеть стрессовыми ситуациями - КРОСС). В медицинский блок входили следующие подразделения: поликлиника, дневной стационар и стационар (рис. 5.12.). Первый -психотерапевтический кабинеты при консультативной поликлинике Ростовского медицинского института и областном врачебно-физкультурном диспансере; второй

был создан на базе городского психоневрологического диспансера; третий - психиатрическая клиника Ростов­ского медицинского института.

Работа поликлиники строилась таким образом, что­бы больные могли получать лечение без отрыва от про­изводства. Лица с легкими формами невроза направля­лись в КРОСС. При тяжелых формах невроза и неэф­фективности амбулаторного лечения они помещались в дневной стационар. Если была необходимость в слож­ных инструментальных исследованиях или требовалась полная изоляция больного от микросоциальной среды,

его госпитализировали в'клинику, В ходе лечения в за­висимости от состояния больные могли переводиться из одного подразделения в другое.

Основной контингент занимающихся в КРОССе -рабочие, служащие и студенты, имеющие проблемы на производстве и в семье. Психологическое исследо­вание показало, что у 85 % членов клуба в начале занятий наблюдался повышенный уровень тревожно­сти и напряжения. Также в клуб направлялись группы риска, выявленные во время диспансеризации. Здесь были и больные с затяжными формами невроза. Они направлялись в медицинский блок, где получали соответствующее медикаментозное и психотера­певтическое лечение.

Члены клуба овладели основными принципами пси­хологически грамотного общения, которые позволяли сводить к минимуму эмоциональное напряжение при межличностных контактах в проблемных ситуациях, что в конечном итоге приводило к коррекции отрица­тельных черт личности и снижению уровня невро-тичности.

Занятия имели две формы: лекционную и секци­онную. Лекции читали два раза в месяц. На них при­сутствовали, как правило, все члены клуба (около 400 человек). Групповые занятия психотерапией прово­дились один раз в неделю. Каждая группа состояла из 8-12 человек. Курс лекций был рассчитан на один год и имел психопрофилактическую и психокоррекцион-ную направленность (механизмы конфликта и способы выхода из них, структура межличностных отношений, воспитание и формирование личностного комплекса, роль личности в возникновении невроза и т.д.). Групповые занятия проводились в течение трех месяцев. Закончившие занятия в группе продолжали посещать лекции. При необходимости член клуба мог присутствовать на занятиях новых групп в качестве наблюдателя, без права участия в дискуссии. Методи­ка проведения последних была аналогична использу­емой при проведении комплексного лечения в медицинских подразделениях комплекса.

Таким образом, в клубе создавались благоприятные условия для закрепления результатов, полученных во время основного курса лечения, а также раннего вы­явления больных и проведения психогигиенических

психокоррекционных и реабилитационных меро^ приятии.

Личность и судьба

У больных данной группы в процессе неправильного воспитания в личностном комплексе в одной, реже в двух позициях появляются минусы. Формируется ста­бильный личностный комплекс, который оказывает столь решающее влияние на стиль жизни, межличност­ные отношения, что основные жизненные коллизии повторяются, как бы ни менялись при этом обстоятель­ства. Каждый вариант комплекса имеет свой набор сте­реотипов поведения; любой жизненный цикл заканчи­вается потрясением или неудачей.

Обычно больные не осознают закономерности сво­их неудач, считая их следствием неблагоприятного сте­чения обстоятельств, ударом судьбы, а если осознают, то не связывают его со своими личностными особен­ностями. Иногда уже в донозологической стадии у них возникает ощущение тщетности усилий. Приведу два вы­разительных примера.

Большой Ю., 24 лет. Диагноз - яеяроа навязчивых состоя­нии. В школе был объектом насмешек со стороны сверстников. То же повторилось я институте. Перевод из одной группы в другую я даже смена института с переездом в другой город ничего не изменили. Больного удивляло, что даже клички ему давали одинаковые. После легкой простуды на фоне неприятных ощущения в области почек у нею развилась канцерофобяя. Уход в академический отпуск иа время решил проблему общения.

В зависимости от знака «Я» в личностном комплексе такие больные были разделены на две группы (с «Я+» и «Я-»).

2- «Я+, ВЫ-»-, ОНИ-, ТРУД-1-»

(личностный комплекс «творческого снобизма»)

Больные с данным комплексом имели узкий круг близких людей, с которыми у них были довольно глубо-

533

кие эмоциональные связи и достаточно интенсивные контакты. В этот круг входили родственники, едино­мышленники на работе или в неформальной группе. От­сутствие широкого круга общения компенсировалось глубиной эмоциональных связей и широтой духовных интересов. Больные были увлечены своей работой. При этом имелись значительные успехи и перспективы. При хорошем психологическом климате в микрогруппе и на производстве они чувствовали себя неплохо.

Воспитание, жизненный путь, предболезненкое состояние

Таблица 7

Предиспозиционные факторы развития заболевания при личностном комплексе «творческого снобизма»

ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ Абсо- ЛЮЦПВ. код-во боль- М±т
Стиль воспитания «Избавителя»   15,0±8,2
Смешанный   10,0±6,9
«Преследователя»   75,0±9,9
Образование Среднее   35,0±10,9
Высшее   6&,0±10,9
Семейное положение Состоящие в первом браке   75,0±9,9
Холостые   10,0±6,9
Разведенные   10,9±6,9
Состоящие в повторном браке   5,0±5,0
Время появления признаков невротизма Раннее детство   5,0±5,0
Школьные годы   20,0±9,2
Зрелость   75,0±9,9

 

534

Окончание таблицы!

ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ Абсо-лютя. кол-во боль­ных М±ш
Выдвигаемая причина болезни Соматическое заболевание   40,0±11,2
Личный конфликт   30,0±10,1
Произв одствснный конфликт   30,0±10,1

 

Большинство больных получили воспитание в стиле «преследователя» с ведущей идеей повышенной мораль­ной ответственности. В детстве в кругу близких лиц они вели себя живо, спонтанно, раскованно, но в малозна­комой обстановке сразу становились напряженными, робкими и застенчивыми.

Проблема общения становилась острой, когда резко менялось окружение больного (определение в детский сад, больницу, школу, смена места работы и т. п.). Об­щение с новыми людьми всегда сопровождалось внут­ренним эмоциональным напряжением. Компенсатор-ным моментом была деятельность.

В школьные годы больные занимались достаточно усердно и успешно, мало и весьма избирательно обща­ясь со сверстниками. Возникала следующая ситуация:

чем выше был уровень способностей ребенка, тем зна­чительнее были успехи в учебе. Это вело к формирова­нию у него интересов, отличающихся от интересов сверс­тников, что усиливало его изоляцию от них. Несмотря на хорошую успеваемость в школе, они слыли чудакова­тыми, странными. Новые контакты устанавливались с тру­дом. Невротизирующими моментами в эти годы были переезд на новое место жительства, потеря Друга и вообще любая радикальная перемена в ближайшем окружении.

Недостатки данного комплекса обнаруживались тогда, когда условия существования и функционирования в мик­росоциуме оказывались неблагоприятными. Например, не складывались отношения дома или на производстве. Изменить ситуацию больным не удавалось, а минус в

333

позиции «ОНИ» затруднял принятие решений, связан­ных с радикальными переменами в микросоциальной обстановке (развод, переход на другую работу).

Так, например, большая часть больных, находящих­ся в браке, были не удовлетворены существующими се­мейными отношениями. Тем не менее на разрыв брака не шли. Больная С., несмотря на тяжелые конфликты с мужем, не решалась на развод. Когда же она заболела неврозом навязчивых состояний, муж сам бросил ее.

Страх перед новым приводил к стремлению сохра­нить ближайшее окружение, в результате чего вольно или невольно больные попадали в зависимость от своих близких и сослуживцев, которые довольно основатель­но их эксплуатировали. Задолго до развития заболева­ния они уже чувствовали себя утомленными. Сохране­ние отношений шло за счет уступчивости больных.

Эти больные всегда заканчивали учебное заведение, в которое поступали. Больным со средним образовани­ем продолжить учебу в ряде случаев мешали материаль­ные трудности. Некоторые не пошли в институт из-за нерешительности. Больные редко меняли место рабо­ты. Должности обычно занимали рядовые, соответст­вующие их образовательному цензу.

Признаки невротизма и невротические реакции у большинства больных возникали в зрелом возрасте. Дело в том, что такой личности, как уже говорилось выше, трудно принять решения, ведущие к радикальным пере­менам в жизни. В школьные годы таких решений при­нимать не приходится, а успехи в учебе делают жизнь в этот период относительно спокойной.

Предневротическая стадия растягивалась на долгие годы. При этом эпизодически возникала тревога, усили­вались астенические явления, но работоспособность не падала. Временами больные были подавленными. Нередко отмечались сенестопатии. Задолго до развития невроза большинство больных обращались за помощью к специа­листам общесоматического профиля. Часто на фоне эмоционального напряжения возникали простудные за­болевания и легкие недомогания, по поводу которых бальные к врачам не обращались и ограничивались самолечением.

536

Вот перечень диагнозов, которые ставились больным:

нейроциркуляторная дистония, гипертоническая бо­лезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, диэнцефальный синдром, хронический колит, хронический гастрит, стенокардия, бронхиальная аст­ма, эндометриоз и др.

Соматовегетативные признаки маскировали имев­шуюся уже тогда психопатологическую симптоматику. Но тревога, подавленность, утомляемость, навязчи­вость расценивались как реакция на соматическое заболевание. И только присоединение к такому симп-томокомплексу ярких фобий, сенестопатии или суб­депрессий служило поводом для направления больного к психиатру.

В качестве основной причины развития невроза одни больные называли соматическое неблагополу­чие, другие связывали свое состояние с тем, что из-за недомоганий они не могут выполнять свои обязаннос­ти на производстве и вызывают недовольство началь­ства, третьи объясняли свою болезнь семейными не­урядицами. Истинные же причины заболевания ими не осознавались.

Таким образом, под влиянием неправильного воспи­тания в позиции «ОНИ» личностного комплекса появ­ляется минус, что приводит к развитию фонового эмо­ционального напряжения. Затем формируется непол­ноценная малоадаптивная система отношений, затруд­няющая приспособление личности к новым условиям и делающая ее психологически ригидной. Минусовая по­зиция стабилизируется, отмечается тенденция к появ­лению минусов в других позициях комплекса. Все это нарушает возможности психологической адаптации, возникают защитные малоадаптивные формы поведе­ния, выражающиеся в компенсаторном уходе в предмет­ную деятельность, нерешительности, чрезмерн 'и уступ­чивости, сохранении существующих отношений и отка­зе от приобретения новых. В конечном итоге развива­ется предболезненное состояние, в котором выражены астенический и тревожный радикалы, склонность к на­рушениям в соматовегетативной сфере.

537

Клиника и лечение

Таблица 2.

Основные клинические характеристики, методы лечения и его результаты при личностном комплексе «творческого снобизма»

ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ Абсо-люти. кол-во боль­ных М±ш
Форма невроза Неврастения   35,0±10,9
Навязчивых состояний   65,0±10,9
Ведущий синдром Астенический   5,0±5,0
Астенодепрессив-ньгй   20,0±9,1
Астеноипохондри-ческий   10,0±6,9
Обсессивно-фоби-ческий   65,0±10,9
Методы лечения ПТ*   20,0±9,1
пт+кпт   20,0±9,1
ПТ+КПТ+АР   50,0±10,5
ПТ+КПТ+АР+СТ   10,0±6,9
Непосред-ственныи результат лечения Полное выздоровление   35,0±10,9
Значительное улучшение   45,0±11,4
Улучшение   15,0±8,2
Без перемен   5,0±5,0
Отдаленный результат лечения Полное выздоровление   55,0±11,4
Значительное улучшение   20,0±9,2
Улучшение   20,0±9,2
Без перемен   5,0±5,0

 

* Здесь и далее в таблицах приняты следующие условные обозначения: ПТ

- психотерапия; КПТ- сочетание галоперидола, бензодиазепинов и солей лития; АР - адаптационные реакции; СТ - симптоматическая терапия.

538

Невроз навязчивых состояний был выявлен у 13 боль­ных, неврастения - у 7. Истерический синдром в этой группе не встречался. Невроз навязчивых состояний в основном протекал на выраженном астеническом фоне при наличии депримированности, тревоги и соматове-гетативных проявлений. Этим можно объяснить, что содержание обсессивно-фобического синдрома у 11 больных было нозофобическое, у двух из них нозофо-бии сопровождались ритуалами. Одна больная страда­ла социофобией, одна - агорафобией.

При неврастении астенический синдром в его гиперс-тенической форме был у одного больного, у четырех -астенодепрессивный синдром с навязчивыми сомнени­ями, кататимно окрашенными, у двух - астеноипохонд-рический синдром с подавленностью и навязчивыми опасениями нозофобического содержания.

Анализируя особенности структуры синдрома, можно сделать вывод, что симптоматика имеет личност­ную окраску, связанную с психологическими характерис­тиками личностного комплекса. Это подтверждается еще и тем, что у семи больных отмечались сексуальные про­блемы. Несмотря на выраженность депрессивной симп­томатики, суицидальные высказывания наблюдались всего у двух больных.

Амбулаторное лечение прошли 5 больных, стацио­нарное - 15. Личностный комплекс оказывал влияние на поведение больных в процессе лечения и подтверж­дал клинико-биографическую диагностику. В стациона­ре они осваивались крайне медленно, до начала лече­ния держались особняком. Даже с врачом первое время откровенными не были и вели себя настороженно.

На первых занятиях групповой психотерапией были незаметны в группе, но за происходящим следили внима­тельно. Освоившись, становились достаточно активными и очень старательными, изучали предлагаемые мето­дики, вели записи. В свободное от занятий время выпол­няли все инструкции, что довольно быстро приводило к хорошим результатам. При этом больные даже внешне преображались. Исчезала натянутость, застенчивость, поведение становилось естественным и непринужденным.

&39

При неэффективности лечения больные оставались напряженными и скованными в общении, под разны­ми предлогами избегали занятий, а если и присутство­вали на них, вели себя пассивно, не стремились к освое­нию методик и все подвергали сомнению. Вслух своих сомнений не высказывали. Иногда в группе находили себе партнера по общению, такого же скептика. Тогда они иронично переглядывались и перешептывались друг с другом, когда остальные с энтузиазмом занимались.

На начальных этапах лечения все больные этой груп­пы стремились к индивидуальным беседам, и без пред­варительной подготовки групповая психотерапия ока­зывалась неэффективной, особенно в тех случаях, когда причиной невроза являлся семейный конфликт и имели место сексуальные проблемы. Однако постепенно боль­ные начинали все активнее участвовать в работе группы и в дальнейшем отмечали, что именно здесь их состоя­ние по-настоящему улучшилось, и они почувствовали себя другими людьми.

Больные, лечившиеся амбулаторно, вели себя при групповой и индивидуальной психотерапии примерно так же, как и стационарные больные.

Основной упор на индивидуальных беседах делался на позицию «Я» как наиболее сохранившуюся или на позицию «ТРУД», если в неврозе она оставалась ин-тактной. При этом врач избегал общих положений типа «у каждого человека есть положительные черты и с каж­дым можно найти общий язык». Так как эти больные склонны к учебе и самоанализу, перед ними ставились дидактические задачи: научиться грамотному общению не для того, чтобы перевоспитывать партнера, а чтобы продуктивно общаться с возможно более широким кру­гом лиц и даже с теми, кто вызывает негативную реак­цию и раздражение. Здесь наиболее эффективными ока­зались методики когнитивной терапии и сократическо­го диалога, а также техника трансактного анализа. В дальнейшем больные активно использовали последний при разборе собственных конфликтов, охотно переда­вали знания, полученные во время лечения, другим боль­ным и своим близким.

540

Кроме того, больным давались индивидуальные за­дания, основная цель которых -выработать психологи­ческую гибкость и научиться быстро входить в продук­тивный контакт с малознакомыми людьми. Для этого им предлагалось активно познакомиться с наибольшим количеством больных, находящихся в отделении, попы­таться самим начать общение в очереди, транспорте, на улице и т.п.

Очень важно было преодолеть гиперсоциальность больных, показать им относительность их жизненных принципов, продемонстрировать, что их абсолютизация и приводила к нарушению общения и постоянному фо­новому эмоциональному напряжению. Трудность этой задачи заключалась в том, что больные руководствова­лись в своей жизни в общем правильными принципа­ми, но проводили их в жизнь прямолинейно, без учета конкретной ситуации. В связи с этим исключили из числа заслуживающих уважения тех, кто этих принци­пов не придерживался («ОНИ-»). Для больных специ­ально моделировались ситуации, требовавшие нестан­дартного поведения, отступления от общих правил. Это­му способствовала и техника когнитивной терапии, по­зволяющая больному осознать истинное содержание ряда его жизненных правил. При успешности когни­тивной терапии больным удавалось осознать, что неко­торые черты характера и формы поведения, которые они расценивали как позитивные, в действительности имеют негативную окраску. Например, за застенчивостью скрывается боязнь неудачи, за боязнью неудачи -желание успеха в каждом действии. Последнее же ир­рационально и недостижимо. После таких бесед боль­ные осознавали, что в основании их поведения - мало­адаптивные мысли и что их изменение при ведет к улуч­шению состояния.

Таким образом, суть лечения в том, чтобы научить больного вести себя адекватно сложившейся ситуа­ции (жить «здесь и теперь»). При этом психологичес­ки грамотное общение с малознакомыми людьми ста­новится более продуктивным. Уменьшается чувство зависимости от своей микросоциальной среды, что де-

лает общение полноценным и в этом аспекте. Больной налаживает отношения с теми людьми, от которых ранее был зависим, или без особых сожалений прекращает их. Он становится общительным, у него исчезает фоновая тревога, появляются перспективы на будущее.

Непосредственный результат лечения в этой группе был высоким. Катам нестические наблюдения показали, что достигнутые позитивные изменения имели тенден­цию к прогрессированию. Почти половина больных после основного курса лечения регулярно посещала КРОСС и отмечала эффективность психотерапевтичес­ких занятий. Ухудшение состояния наблюдалось толь­ко у не посещавших клуб.

После лечения повысили свой социальный статус шесть человек (три получили повышение по службе, два нашли лучшее место работы, один подготовил к защите кандидатскую диссертацию).

Почти у всех больных произошли благоприятные личностные изменения. Девять человек отметили, что у них наладились отношения на производстве, и к ним за различными психологическими советами стали об­ращаться сослуживцы, что значительно расширило их круг общения и укрепило эмоциональные связи. Десять человек улучшили свои отношения в семье и стали более терпимыми к недостаткам близких. Две больные в ре­зультате благоприятных личностных изменений реши­ли больше не терпеть издевательства мужей и расста­лись с ними. Один больной, до лечения - женонена­вистник, женился.

Иллюстрацией к вышеизложенному является случай с М., описанный в «Алгоритме удачи».

3- «Я-Ь, ВЫ-, ОНИ-Ь, ТРУД-1-»

(личностный комплекс «творческого высокомерия»)

Характерной психологической особенностью боль­ных с данным личностным комплексом является то, что у них отмечается негативное отношение, не всегда осозна­ваемое, к лицам своего ближайшего окружения, которых они оценивают как людей неблагополучных. Они обра-

щают внимание прежде всего на их недостатки и в силу этого отличаются неуживчивостью, конфликтностыо. На новые контакты идут охотно. Отношения сугубо делово­го, формального характера могут долгое время успешно поддерживаться. Но если происходит эмоциональное сближение, начинает проявляться действие позиции «ВЫ-». Возникает конфликт. После нескольких таких циклов может появиться минус в позиции «ОНИ». Воз­никает парадокс: чем выше их интеллект, тем легче они находят у партнера недостатки, тем тоньше и стройней критика по отношению к близким, тем быстрее возни­кает и тяжелей протекает конфликт.

Компенсаторным, защитным механизмом для таких людей является активная творческая деятельность, где они нередко достигают заметных успехов. Однако это не решает их личностных проблем. Здесь возникает вто­рой парадокс: чем выше уровень достижений и квали­фикации, тем больше оснований для критического от­ношения к близким и меньше возможностей для про­дуктивного эмоционального общения.

Следует отметить, что не только они стремятся к но­вым контактам, но и к ним иногда тянутся, ценя их про­фессионализм и высокую квалификацию. Они не всегда выступают инициаторами разрыва, иногда партнеры отказываются от общения с ними. Происходит это обыч­но в тот момент, когда партнерам становится ясно, что ничего нового от них уже нельзя получить, а просто тер­петь их сарказм и насмешки нецелесообразно. Такой отход воспринимается ими как предательство. При лю­бом варианте конфликта (когда на разрыв они идут сами и когда партнеры отказываются от общения с ними) та­кие лица не осознают роли своей личности в создании такой ситуации, а защитными механизмами становятся проекция или рационализация.

Жизненный путь этих людей - путь надежд и разоча­рований, который в конечном итоге ведет к одиночеству. Они часто меняют место работы и жительства, разводятся и т.п. Внешне активны, ироничны, иногда до сарказма, нетерпимы к чужому мнению, пытаются в соответствии со своими представлениями переделать окружающих.

543

Воспитание, жизненный путь, предболезненное состояние

Таблица 3

Предиспозиционные факторы развития заболевания при личностном комплексе «творческого высокомерия»

ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ Аб со­лю тв. кол во боль­ных М±т
Стиль воспитания «Избавителя»   25 0±7,8
Смешанный   6,0:5:4,3
«П реследователя»   69,0±83
Образование Неполное среднее   3,0±3,0
Среднее специальное   41,0±8,8
Незаконченное высшее   3,0±3,0
Высшее   53,0±8,9
Семейное положение Состоящие в первом браке   44,0±8,9
Холостые   25,0±7,8
Разведенные   18,0±7,0
Состоящие в повторном браке   13,0±5,9
Время появления признаков невротизма Детство   56,0±8,9
Зрелые годы   44,0±8,9
Соматическое заболевание   28,0±8,1
Личный конфликт   50,0±9,9
Производственный конфликт   22,0±7,4

 

Чаще всего больные этой группы воспитывались в довольно жестком стиле «преследователя» (по типу

544

«Золушка», «ежовые рукавицы»). В детстве им то и дело напоминали, что они всем обязаны своим родителям и должны испытывать по отношению к ним чувство благодарности. Реже воспитание шло по типу «кумира семьи». В нескольких случаях имела место смена стиля воспитания с «кумира семьи» на «Золу­шку» после рождения второго ребенка. Практически во всех случаях больные данной группы довольно рано мечтали по тем или иным причинам уйти из семьи.

Учеба большинству больных давалась легко. Многие имели общественные нагрузки, занимались спортом, учились в музыкальной школе, посещали различные студии и кружки. Не исключено, что такая занятость объясняется особенностями лично стного комплекса и является механизмом, компен^ сирующим недостаток в эмоциональных связях. Уровень образования у больных данной группы был достаточно высоким. Среди них были професси­ональные художники, педагоги школ и вузов, руко­водители подразделений различных организаций и предприятий. Стиль руководства у последних был авторитарным, а больные, причастные к искусству, плохо переносили критику. Лишь один больной не получил среднего образования, что было связано с войной. В профессиональной деятельности он дос­тиг высокого мастерства и работал бригадиром.

В брак больные данной группы вступали довольно рано (иногда основной причиной выступало желание уйти от родителей). Семейная жизнь складывалась не­благополучно. Поддержание относительного мира шло, как правило, за счет уступчивости партнеров по браку. У одних больных на момент лечения семейный конфликт был явным и входил в содержание болез­ненных переживаний, у других имелись серьезные пре­тензии к супругам, третьи были в разводе и неодно­кратно неудачно предпринимали попытки устроить свою личную жизнь, быстро разочаровываясь в новых избранниках.

Явления невротизма у большей половины больных возникли в раннем детстве. В основном это были дети

18, М Е. Литвак 545

из неблагополучных семей, получившие воспитание в стиле «преследователя» и испытавшие жестокое об­ращение. Основными формами невротических реак­ций являлись истерические реакции, реже - астеничес­кие с гиперстенической формой реагирования и исте­рической нюансировкой.

На этом фоне становление ведущего синдрома у этих больных протекало достаточно остро, и к психи­атру они попадали быстрее, чем больные предыдущей группы. Тем не менее и здесь больные длительно лечились до направления к психиатру (у невропатолога, уролога, отоларинголога и т.д.). Так, один больной начинал лечиться у окулиста с диагнозом «острый конъюнктивит» (в действительности это был ис­терический невроз). Заболевание прогрессировало, присоединялось стридорозное дыхание. С диагнозом «бронхиальная астма» в течение двух лет 6 раз прошел курс лечения в стационаре. Наконец, для купирования «приступов» стали применять наркотики, и с диаг­нозом «наркомания» бальной был направлен к пси­хиатру.

В качестве причины невроза больные чаще всего на­зывали лично-семейный конфликт, затем соматичес­кое заболевание и производственный конфликт. Ис­тинные же причины невроза ими не осознавались.

Таким образом, особенности воспитания опреде­ляют формирование минуса в позиции «ВЫ», что нарушает функционирование личности в микро-социосреде, вызывая фоновое эмоциональное напря­жение. Минус в позиции «ВЫ» означает готовность личности к конфликтам, которые с каждым разом возникают по все более ничтожным поводам. Проис­ходит стабилизация позиции, а затем появляется тен­денция к появлению минуса в позиции «ОНИ».Ком-пенсаторными механизмами для данного комплекса являются различные формы агрессивности поведения, смена микросоциального окружения и т. д. Когда и эти механизмы не срабатывают, возникает невроти­ческая симптоматика.

546

Клиника и лечение

Таблица 4

Основные клинические характеристики, методы лечения и его результаты при личностном комплексе «творческого высокомерия»

ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ А&со-лютн. кол-во боль­ных М±ш
    Неврастения   22,0*7,4
Форма невроза Навязчивых состояний   28,0±8,1
    Истерический   50,0*9,0
    Астенический   9,0±5,2
Ведущий синдром Астенодепрессив-ный   9,0±5,2
Астеноипохондри-ческий   6,0±4Э
Обсессивно-фоби-ческий   28,0±8,1
Истерический   48,0±8,9
Методы лечения ПТ   22,0±7,4
пт+кпт   31,0±8,1
ПТ+КПТ+АР   31,0±8,1
ПТ+КПТ+АР+СТ   15,0±6,6
Непосред­ственный результат лечения Полное выздоровление   38,0±8,6
Значительное улучшение   34,0±8,5
Улучшение   22,0±7,4
Без перемен   6,0±4,3
Отдаленный результат лечения Полное выздоровление   63,0±8,7
Значительное улучшение   13,0±5,9
Улучшение   15,0±6,5
Без перемен   9,0±5,2

 

18* 547

Чаще всего у больных данной группы отмечался ис­терический невроз. Во всех случаях он протекал на фоне Выраженного конфликта. У одних больных он был в се­мье (с супругом, детьми, родителями и родственниками), у других - на производстве (увольнение с работы, угроза от­числения из института, перенос очереди на квартиру).

Вся истерическая симптоматика протекала на фоне тревоги, все претензии предъявлялись обстоятельствам и партнерам по общению. Симптоматика была крайне раз­нообразной, но чаще всего отмечались двигательные про­явления: блефароспазм, тики, истерические припадки (у одной больной они были настолько выражены, что требовали дифференцированной диагностики с опухолью), фарингоспазм, астазия-абазия, писчий спазм, истерическая икота, афония и др. Тревога, подавленность сочетались с легко возникающими приступами гнева. К истерической симптоматике на более поздних этапах присоединялись на­вязчивости.

При неврозе навязчивых состояний обращало на себя внимание содержание навязчивостей. Здесь чаще отмеча­лись социофобии. Это был страх потери сознания во вре­мя выступления, позыва к мочеиспусканию во время сви­дания с девушкой, агорафобия. Нозофобия наблюдалась редко. Кроме того, в структуре невроза навязчивых состо­яний были истерические компоненты (если не в период наблюдения, то в период становления симптоматики).

Неврастения возникала на фоне производственных конфликтов. Астенический синдром имел гиперстени-ческую форму. Для поведения больных было характер­но то, что раздражительность и гневливость несли в себе оттенок демонстративности. На отдаленных этапах, когда присоединялась субдепрессивная симптоматика, синдром молено было типировать как астенодепрессив-ный. Истерическая симптоматика тогда становилась менее выраженной. Иногда наблюдалась трансформа­ция астенического синдрома в астеноипохондрический, когда к астении присоединялись сенестопатии и навяз­чивые опасения нозофобического содержания.

Сексуальная проблема как основная в данной груп­пе указывалась относительно редко (шесть больных). Су-548

ицидальное поведение отмечалось всего в четырех слу­чаях и носило характер демонстративно-шантажных вы­сказываний.

Личностный комплекс оказывал влияние на пове­дение больных в процессе лечения и подтверждал пред­варительную клинико-биографическую диагностику. В стационаре они осваивались обычно быстро и находи­ли себе определенный круг для более тесного общения. Довольно скоро становилась заметной претенциозность и конфликтность больных этой группы. Вначале это были конфликты с больными, медперсоналом, а потом, если не наступало улучшения, и с лечащим врачом. Довольно быстро они оставались в окружении тех, кто им безропотно подчинялся либо использовал их в своих интересах. Так, одна больная, высококвалифицирован­ный парикмахер, удерживала возле себя довольно широкий круг больных женщин, которым делала при­чески, хотя при этом язвительно критиковала их вкусы.

В занятия групповой психотерапией как при амбу­латорном, так и при стационарном лечении больные включались довольно активно. При этом можно было наблюдать два варианта поведения. При первом больные внимательно слушали всех членов группы и особенно врача. Вскоре они сами вступали в дискуссию, тут ста­новилось ясно, что больные пытались не столько усвоить информацию, сколько поймать врача на противоречии. При втором варианте больные внезапно становились настолько откровенными, рассказывая о своих пережи­ваниях (в том числе и интимных), что шокировали дру­гих членов группы. Они легко становились в оппози­цию при малейших ошибках в действии врача, превра­щаясь при этом в отрицательных лидеров и стараясь увес­ти группу от решения конкретных вопросов в сторону общих рассуждении. Для нейтрализации такого эффек­та здесь с успехом использовалась техника амортизаци-и: врач моментально соглашался со всеми положения­ми, которые выдвигал больной, хвалил его в такой степе­ни, что похвала становилась абсурдом и вызывала у других членов группы ироничное отношение к больному.

Но когда у больного состояние улучшалось и качест-

349

венное содержание позиции «ВЫ» начинало меняться, он из отрицательного лидера превращался в союзника психотерапевта. Высокая активность таких больных спо­собствовала эффективной работе группы: с их участием последняя в стационаре фактически работала в течение всего дня, а не только в специально отведенные часы. По­рой даже приходилось сдерживать инициативу бальных.

При индивидуальной работе больные во время бесе­ды старались как можно подробнее изложить свои жа­лобы, подчеркнуть их исключительность. К лечению требовали приступить немедленно. Обычно были на­целены на «сильный гипноз» или «хороший подбор медикаментов». Рассказывая о своих жизненных обсто­ятельствах, также подчеркивали их исключительность, своей микрогруппе давали отрицательную характеристи­ку («террариум», «мещане», «мафия» и т.п.). Считали себя жертвами конфликта и не видели в нем своей роли.

При перестройке позиции «ВЫ-» в позицию «ВЫ+» упор следовало делать на позицию «Я». Здесь было при­нято во внимание большое желание больных этой груп­пы управлять людьми, перевоспитывать их. Необходи­мо было не критиковать это стремление, а подчеркнуть, что управление людьми можно считать истинным толь­ко в том слу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.016 с.)