Как воспитать Холодную Женщину



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как воспитать Холодную Женщину



Это легко. Самый простой способ - говорить о муж­чинах и особенно об интимных отношениях, которые приводят к беременности, очень плохо. «Все мужчины грязные животные, им нужен только голый секс. А по­том он тебя бросит!» Помните, из известной оперы: «До свадьбы не целуй его!» Конкретных примеров, под­тверждающих эти положения, и в реальной жизни, и в художественных произведениях бывает вполне доста­точно. Не обязательно беседовать на эту тему с дочерью. Также дочь может видеть неуважительное отношение матери к отцу и по механизмам идентификации перенять такое отношение к мужчинам. Так случилось у моей па­циентки, у которой возник навязчивый страх зарезать своего сына. Ее историю вы уже знаете. В семьях, где отец пьет, скандалит, издевается над матерью и бьет детей, также может быть воспитана Холодная Женщина.

Мне многие могут возразить: «Процент неблагопо­лучных семей гораздо больше, чем процент Холодных Женщин». Отвечу. Природа сексуального влечения та­кова, что нередко она оказывается сильнее всех роди­тельских запретов. Но тогда крен может идти в проти­воположную сторону - к сексуальной распущенности. Помните стремление человека сделать все наоборот?

256

Как только я запрещу вам смотреть на слово «наоборот», так вам сразу захочется посмотреть на него. Воспита­ние всегда даст какой-нибудь эффект. Нейтральных воз-действий не бывает!

Холодная Женщина нередко воспитывается в «ин­теллигентно-аристократических семьях». «Мы, дочень­ка, не пробились. Смотри, ты не промахнись. Учись луч­ше, о мальчиках не думай. Тебя ждет большое будущее». Девочка усваивает это. Она занимается в музыкальной школе, балетном кружке, изостудии, изучает английский язык, посещает школу красоты. По вечерам читает ро­маны о яркой судьбе героев и героинь. Один из этих ге­роев становится прообразом будущего мужа. Уже во вре­мя занятий в кружках она пользуется вниманием руко­водителя, нередко не осознавая сексуальный аспект это­го внимания. Одноклассники кажутся ей щенками. Она ждет своего героя и... не приобретает крайне необходи­мого сексуального опыта.

Опять небольшое теоретическое отступление (сейчас действительно небольшое). Понятие «половая жизнь» имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле это то, что связано с рождением детей и получением сексуаль­ного удовлетворения. В широком смысле половая жизнь - это вообще отношения между мужчиной и женщиной. Когда я читаю лекцию, то не выступаю в своей половой роли. На моем месте могла бы быть и женщина. Но когда я приглашаю женщину на танец, пропускаю ее первой в двери, помогаю ей нести тяжелые сумки, здесь можно говорить о половой жизни в широком смысле слова. Здесь раскрываются мои личностные качества как мужчины и характеризуют меня как человека.

Так вот,половое воспитание необходимо вести с раянего детства, т.е. из девочки следует воспитывать женщину, из мальчика мужчину. Ведь нет хуже существа среднего пола! Кроме того, и сексуальное воспитание следует вести с раннего детства. Мы несколько позже будем говорить о стадиях развития сексуальности по Фрейду. Сейчас просто отмечу, что уже к пяти годам четко складывает­ся половая идентификация. Мальчик осознает себя мальчиком, а девочка - девочкой. Вот уже тогда и должна

9. М. Е. Литвак

начинаться половая жизнь в широком смысле слова. Мальчик в это время должен уметь пропускать вперед свою подружку, поднести ей ранец или портфель, угос­тить ее яблоком и т. п. Ходить они будут, держась за ручки. В подростковом периоде они уже будут ходить под ручку. Затем начнутся объятия и поцеяуи.

Есяи девочка пропускает все эти этапы, читая рома­ны и занимаясь самоусовершенствованием, питая в глу­бине души воспитанный родителями страх перед про-тивополоокным полом и испытывая к нему идущее от природы влечение, токогда она выйдет замуж, ей сразу придется начать половую жизнь в узком смысле слова, и кроме ужаса она ничего не испытывает. Первая бли­зость закрепит воспитанное родителями негативное от­ношение к мужчинам. Так начинается бурное восхож­дение к несчастью.

Как мне разъяснить матерям, радующимся тому, что их дочь вся в делах и с мальчиками не встречается, что она, а следовательно, и они на пороге большой траге­дии?' Вспомним пушкинскую Татьяну. Образ будущего мужа сложился у нее под, влиянием прочитанных рома­нов. Когда Онегин уехал из их мест, она отказала и Буя-иову, и Петувякову, а вышла замуж за генерала и арис­тократа. Лукавит Татьяна, когда говорит^чтоей все жре­бии были равны. Ведь если бы были равны, не надо было бы возить ее в Москву на «ярмарку невест». Думало, тра­гедия Татьяны в том и заключалась, что она была Холодной Женщиной. К сожалению, таких Татьян мне часто приходится видеть с своей клинической практике.

Пожалуй, на этом можно проститься^ с Холодной Женщиной. Нас ждут встречи с ее ближайшими родст­венниками и партнерами.

Одна моя ученица во врем» психологических заня^ тий поставила следующую проблему. Она собирается выйти замуж. Претендент на ее рзт<у и сердце, курсант-выпускник военной академии, получил назначение на Дальний Восток. А ее мать заявила: «Я всю жизнь по­святила тебе. Если уедешь, я умру». Дочь в растерян­ности. Жениха своего она любит, но не хочет, чтобы матери было больно.

258

Несложный анализ показывает, что любовью к до­чери здесь и не пахнет, если понимать любовь как ак­тивную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Дочь собирается выйти замуж. Мать ничего не имеет против молодого человека. Но для дочери, вы­пускницы мединститута, замужество - это развитие. А мать выступает против ее развития и вообще против природы человека.

Тут выясняется, что на интересы дочери ей напле­вать. лишь бы та оставалась при ней. Какие же доводы против замужества приводит мать? Вы уже догадались! Бытовые трудности, которые ожидают дочь в отдален­ном гарнизоне. Но если дочь выросла не приспособлен­ной к жизни, кто в этом виноват? Конечно, Заботливая Мать. Ведь делая все за свою дочь, она блокировала ее развитие. В этой «заботе» - черты психологического вам­пиризма.

Итак, признак Заботливой Матери - блокирование развития своего ребенка. Он остается недоразвитым и нередко, уже 'будучи взрослым,не в состоянии уйти от своей матери.

Мы уже с вами говорили о том, что практически вое болезни возникают от того, что не удовлетворяется ка­кая-то потребность.

Заботливая Мать

Это младшая сестра Холодной Женщины. Поэтому многие общие детали я могу опустить. Это один из наиболее часто встречающихся видов психологическо­го вампиризма.

Женщина посвящает всю свою жизнь детям. Нет, в молодости у нее все было - и любовь, и полноценный секс, и бурные страсти, я даже смена партнеров. Эти женщины довольно часто удачно выходят замуж. Но как только появляются дети, вся их любовь .и забота пере­ключается на детей. Муж становится как бы придатком. источником материального благополучия, коровой, за которой следует ухаживать, так как она дает молоко. Эти женщины «д»рягй> мужьям близость два раза в неделю

259

по вторникам и пятницам. Во время этого они иногда смотрят телепередачи. Нет, секс им не противен, но они вполне могут обойтись без него. Это баловство несерьез­ного мужа. К факту измен такие женщины относятся спокойно и не видят здесь трагедии, если при этом не разрушается семья и нет материального ущерба: «Я знаю, были у него женщины. Но семья для него всегда была чем-то святым. Сейчас же, когда он связался с этой...» Дальше вы можете продолжить сами. Когда мужья их бросают, они смиряются довольно быстро. Обычно за­муж не выходят, посвящая себя детям, а потом внукам. Иногда приходят ко мне на консультацию с просьбой вернуть заблудшую овцу в лоно семьи. Чувства ненавис­ти к мужу не испытывают, относясь к нему как к наша­лившему ребенку. В общем, муж у них где-то в стороне.

На работе они считаются неплохими специалиста­ми, но собственной творческой идеи у них нет. И по службе они продвигаются ради детей, чтобы можно было им побольше дать.

За воспитание детей уже с первых дней их жизни Заботливая Мать принимается с остервенением. Это уход и воспитание по системам, которые, может быть, нужны матери, но не нужны ребенку. Вампиризм про­является довольно рано. С желаниями ребенка, его по­требностями, способностями и склонностями не счи­таются. Воспитание идет или по пути принуждения, или в условиях повышенной моральной ответственности. Основные воспитательные слова - «должен» и «нельзя». Жертвы такого психологического вампиризма впослед­ствии постоянно раздираются противоречиями между «должен, нельзя» и «хочу, не хочу». Но сначала внешне все выглядит благополучно. Ребенок смиряется и по­слушно выполняет волю матери, осознанно или неосо­знанно стремясь уйти из-под ее опеки. Иногда ребенок идеализирует мать, не замечая ее вампиризма, оправ­дывая репрессивные меры, закрывая глаза на ад в соб­ственной душе.

Вампиризм Заботливой Матери проявляется со всей силой, когда ребенок, иногда великовозрастный, начи­нает настаивать на своем. Поскольку Заботливая Мать

260

воли ребенку не дает, он не может удовлетворить свои потребности, если не инстинктивные, то психологичес­кие - ну, например, потребность чувствовать себя само­стоятельным. Тогда он заболевает. На уровне сознания Заботливая Мать переживает, но бессознательное ее торжествует. Вот она, высокая цель - вылечить ребенка. Пока лечение эффекта не дает, ее действия выглядят вполне оправданными. Это поиски врачей, лекарств, экстрасенсов, биоэнергетиков. Но если нечаянно она приведет свое чадо к врачу, который сможет вылечить ее чадо (т. е. научить его правильно общаться), то сдела­ет все, чтобы сорвать лечение. Ведь если ребенок вы­здоровеет, он или уйдет, или перестанет отдавать ей свои психологические соки. Вампир, лишенный такой под­питки, начинает чувствовать себя хуже.

И действительно, используя навыки психологичес­кого общения, в частности, здесь очень помогает пси­хологическое айкидо, доноры начинают чувствовать себя лучше, а вампиры негодуют и обещают «прийти и разо­браться с этим Михаилом Ефимовичем». И это не пус­тая угроза, приведу ниже несколько примеров. А сейчас хочу подвести итоги. Лозунг вампира такой: «Я все сде­лаю для твоего счастья при условии, если ты останешь­ся несчастным. Я все сделаю для твоего выздоровления при условии, если ты останешься больным».

А теперь примеры.

Лечился у нас в клинике мальчик 14 лет с неврозом навязчи­вых состоянии. Я пригласил его на занятия группы, где были только взрослые. Но я дал ему разрешение я любой момент уходить с занятии, а если потом захочет, вернуться, не спра­шивая разрешения. Несколько раз ои проделывал это, хитро и настороженно поглядывая яа меня. Оя пытался мне объяс­нить причину своих уходов, но я прерывал его объяснения:

«Раз тебе это нужно, выходи. Я зяаю, ты хороший парень и зря туда-сюда не ходил бы». Понятно было, что ежу не столь­ко нужно было выходить с занятии, сколько проверить мою искренность. Через несколько дяеи от болезни не осталось и следа. Когда я посоветовал матери дать мальчику больше сво­боды, она категорически отказалась. Объяснение обычное -«Дай ему волю...» Недели через две у него опять началось обострение. Теперь я уже знаю, что если неврозом болеют дети, лечение их без воздействия на родителей не имеет никакого

смысла. А если заниматься тольк» с родителями, юлку гораз­да больше. Причем чем меньше ребенок, тем больше внима­ния следует уделят работе с родителями.

Следующие два примера показывают, что работа вра­ча-психотерапевта не менее опасна, чем работа врача-психиатра, ему тоже необходимо предоставлять льготы за вредность. А опасность чаще всего исходит от Забот­ливой Матери.

Энергичная женщяиа 60 лет, директор магазина., попросила, чтобы я проконсультировал ее дочь 33 лет, находящуюся в состоянии затяжной депрессии. История болезни была такова. В семье девочку воспитывала бабушка. Сгшль воспитания - «оранжерейный». С одной сто­роны, тепличные услояяя, с друг»» - бабушка оскорбляла внуч­ку, пренебрежительна отзываясь о ее внешности. Мать была в семье генералом, все делая для благополучия семья. Жила она, конечно, для семьи. Ей самой ничего не было нужно. Вторым ребенком был для нее и муж. Но основное внимание, конечно, сосредоточилось на дочери. Когда она подросла, чтобы как-то улучшить ее внешность, было сделано несколько пластических операции. Честно говоря, не думаю, что они были нужны. Но сама больная была не очень высокого мнения о своей вяет-иосга.

Когда шрншла нора любви, больная практически ни с кем не встречалась на двум причиняй: ребята ей не нравились, так как были плохо воспитаны, недостаточно начитанны, не вполне культурны (влияние «оранжерея»): она чувствовала себя не­привлекательной. И если кто-то ей нравился, она считала, что шансов на успех у нее нет (влияние оскорблении бабушки). Делового увлечения не было. В институте училась легко, но без особого интереса. Тогда состояние как-то компенсирова­лось. Был узкий круг шодруг, с которыми поддерживала об­щение. Когда окончила институт, стала работать на. интерес­ной работе. По вечерам висела на телефоне, болтая с недруга­ми. Постепенно недруги шовыходили замуж. Беседовать по телефону стало не с кем. Появилось чувство одиночества. Когда ей было лет тридцать, ее консультировал известным психотера­певт из другого города. Он советовал ей смириться со своей участья», полагая, что все со временем образуется. Некоторое время она чувствовала себя хороню. Но несколько месяцев тому назад за ней стал ухаживать молодой человек с серьезными намерениями. Она разволновалась. С одной сто­роны, вроде бы необходимо выйти замуж, а кавалеры за ней не бегают, с другой стороны, он казался ей уж очень прими-

262

тивяым. Подавленность нарастала. К прежнему психотерапев­ту мать яавезти ее не смогла. Она выбрала меня, сообщив, что собирала обо мне сведения, которые оказались благоприятны­ми. Вначале пришла на беседу одна, убедилась, что ее личное впечатление совпало со слухами, а потом привела дочь. Передо мной сидело существо, абсолютно не имеющее никакого жизненного опыта. Только гонор, депрессия и тревога. Нача­лась наша беседа один на один. Я проанализировал с иен дефекты ее воспитания. Немного рассказал о З.Фрейде и об описанных им стадиях развития сексуальности. Затем сказал, что никто из люден без секса не живет. И если сексуальное влечение не реализуется, оно вытесняется в подсознание и проявляется в замаскированной форме или я виде болезни, а иногда проявляется в сновидениях. Я предложил ей разобраться в себе, чтобы потом начать действовать.

Здесь опять позволю себе небольшое теоретическое отступление. Может быть, об этом следовало поговорить раньше.

,3. Фрейд описал четыре стадии развития сексуаль­ности. Но он вкладывал в сексуальность несколько другое содержание. Он считал, что любое присоединение - дейст­вие любви, а любой распад - действие иястяяхта смерти.

Так вот, на первой стадии (до года), стадии мораль­ного уаттнтгйялттдма (оП8 - ПО-ЛаТЫНИ рОТ), ССКСуаЛЬНЫЙ

инстинкт проявляется сосательным рефлексом. Для ре­бенка это выгодно. Благодаря этому инстинкту он со­храняет свою жизнь. У сексуально зрелого человека рот остается эрогенной зоной, и обычно сексуальное сбли­жение начинается с поцелуев. Если сексуальность даль­ше не развивается, она проявляется в орогенитальных (рото-половых) контактах. Более мягкие формы этого недоразвития - курение, болтовня с избыточными ми­мическими движениями, постоянное жевание, выпив­ки. Вторая стадия (от года до двух лет) называется ста­дией аяалгьнрго салияма (аппиз - по-латыни задний про­ход). Если происходит задержка на этой стадии, может развиться один из вариантов гомосексуализма. На тре-пьей стадии (четыре-пять лет), фаллической (Гайиз -по-гречески мужской половой член), у детей появляет­ся потребность рассматривать и играть своими половы­ми органами. Ничего страшного в этом нет. Но если

263

сексуальное развитие задержится на этой стадии, мо­жет развиться такое расстройство, как онанизм. И, на­конец,на четвертой стадии (14 лет)человек становится половозрелым.

Если такого развития не произошло, необходимо ра­зобраться, на каком этапе оно задержалось, помочь себе дозреть. Тогда исчезнет необходимость болеть. Паци­ентка без моей помощи определила свою болтовню как проявление недоразвитой сексуальности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.012 с.)