Массовая культура. Субкультура. Целостность культуры и механизм ее воспроизводства. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовая культура. Субкультура. Целостность культуры и механизм ее воспроизводства. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.



Массовая Культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои. Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один – рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

 

 

Личность в системе социальных связей. Проблема человека в социологии. Системное определение человека. Основные подходы к рассмотрению соотношения - «Родовой человек» – индивид - индивидуальность - личность.

Социальный статус - это положение индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определенных прав и обязанностей. Различают статус прирожденный (социальное происхождение, пол, национальность) и достижимый (образование, профессия, квалификация и т.д.). Человек имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в обществе. Чаще ведущий статус обусловлен должностью личности, профессией. Профессионально-должностной фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат). Выделение главного статуса важно, так как определяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности, совпадает с тем статусом, который определяет как главный сама личность. Так, предприниматель может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение. Но в общественном мнении, среди его знакомых, решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры. Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно высока - статус начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем в странах, где роль государства менее заметна.

Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей мудрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия человека со стороны окружающих.

 

Социальный статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей. Дополнением этой категории служит понятие социальной роли - поведенческой характеристики человека, его личностных черт.

Социальная роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т. е. типичное для людей данного статуса в данном обществе. Например, статус преподавателя вуза - это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д. и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества. Каждый статус включает несколько социальных ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой - перед подчиненными. Во всех ролях он выступает в новом ракурсе. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, связанные с соответствующим статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов:

1) внутриролевой конфликт. Примером такого рода конфликта может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или личности, которая под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями - от сантехника до преподавателя вуза - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;

2) конфликт может быть вызван различиями в трактовке личностью своей социальной роли и представлениями о социальной роли обществом. Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Например, смена места работы может привести к появлению эффекта «Чужака";

3) конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети - низкой самоотдачи на работе, чтобы больше сил отдавать семье;

4) этот же пример справедлив для описания еще одного конфликта: различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли;

5) конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в конкретной личности. Например, конфликт может возникнуть из-за несоответствия между ролью "отца" и "семьянина" и отдающего себя науке ученого-исследователя. В каждом конкретном конфликте верх берет та социальная роль, которая в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений.

В социологии выделяют способы защиты личности как сознательные, так и несознательные. Рационализация ролей - неосознанный способ защиты личности, когда личность не воспринимает ситуацию, нежелательную для нее. Например, стоит убедить себя, что представители иной этнической группы или расы в интеллектуальном плане находятся гораздо ниже и вопрос о равноправии их не будет волновать.

Рационализация скрывает реальность ролевых конфликтов путем бессознательного поиска неприятных сторон роли. Разделение ролей - также неосознанный способ защиты личности.

Временно личность выключает из сознания одну из ролей. Серийные убийцы, палачи могли быть одновременно заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли полностью разделены.

Социальная форма военного, врача помогает людям в разделении ролей. Такой процесс дает возможность снять эмоциональную напряженность всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Регулирование ролей - этот способ защиты личности является осознанным и преднамеренным. Личность освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли.

Это означает, что общественные образования, организации берут на себя большую часть ответственности за социально неодобряемые роли. Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что это требовала его работа.

Любая личность в современном обществе испытывает ролевой конфликт, но она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подчинения общественных структур во избежание опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Социальные статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.005 с.)