Социальные общности, группы и организации. Виды и структура социальных общностей и групп, социальные слои.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные общности, группы и организации. Виды и структура социальных общностей и групп, социальные слои.



Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. Действительно, в процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новое качество ранее независимым друг от друга индивидам – создают «коллективное единство» (термин П.А. Сорокина), которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных образует семью, несколько любителей футбола – команду, совокупность верующих – религиозную общину, несколько работников – трудовую артель и т.д. Укрепление взаимных связей, установление более устойчивых отношений и эволюция социальных общностей – это две стороны единого процесса взаимодействия между людьми. Взаимодействие общностей и групп дает в результате социальную структуру общества.

Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность» – совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом.

Основными видами социальных общностей являются:

1) номинальная общность;

2) массовая общность (квазигруппа);

3) социальная группа;

4) социальная организация (организованная группа).

Номинальная общность – это особая социальная категория. В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий и, поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность есть совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи. Данные люди могут иметь огромное количество общих признаков: цвет глаз, волос, любовь к животным и т.п., но никогда не вступать во взаимодействие друг с другом. Термин «номинальная общность» существует как дань научной традиции и имеет более точный синоним «социальный агрегат».

Массовая общность (квазигруппа) – это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Основными характерными чертами массовых общностей можно считать:

•спонтанность возникновения;

•неустойчивость, временный характер совпадения интересов;

•неопределенность состава и границ;

•объединение индивидов внешними условиями существования;

•неспособность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи и социальные психологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

1) Аудитория. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).

Наиболее характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно большой аудитории. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации.

2) Толпа. Толпа – это, как правило, бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Если толпа и имеет структуру, то она очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных людей.

3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями, и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.

4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками каждый из участвующих в них снимает с себя ответственность за это, действуя со всеми вместе как одно целое.

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения:

1. Случайная толпа не обладает какой-либо структурой.

2. Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д.

3. Экспрессивная толпа, – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях получения личностного удовольствия ее членами. Например, танцы.

4. Действующая толпа – толпа с экстремальным типами поведения.

Сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям.

3) Социальные круги. Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги – это общности дискутирующих людей.

Существует несколько разновидностей социальных кругов, в основном представленных в классификации Я. Щепаньского.

1. Контактные круги – это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам.

2. Профессиональные круги, или круги коллег – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов.

3. Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке.

4. Статусные социальные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей).

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания, имеющие значение для членов данного круга и влияющие на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга.

Социальные круги – это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий.

Социальная группа – совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности.

Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

•устойчивость, продолжительность существования;

•определенность состава и границ;

•общая система ценностей и социальных норм;

•осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

•добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

•объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

•способностью входить в качестве элементов в другие социальные общности.

По численности (массовости участников) и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые.

Основное отличие малой социальной группы от большой заключается в возможности непосредственных эмоциональных контактов членов группы, в личных взаимоотношениях между индивидами, и в силу этого, в четком распределении их по социальным статусам и ролям. Классическим примером малой социальной группы является семья. Ее численность – 2-15 человек. По виду влияния общности на процесс социализации индивида социологи выделяют первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы составляют как бы непосредственное окружение индивида и являются субъектами первичной социализации (семья, компания друзей, одноклассников, единомышленников).

Вторичные социальные группы характеризуются безличным, односторонним, утилитарным характером взаимодействий между индивидами, косвенно влияющим на процесс социализации. Например, спортивный клуб, коллектив филателистов, сводная команда шахматистов школ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.005 с.)