Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура личности. Личность как социальный тип. Макросоциологический уровень анализа личности. Нормативная (базисная) личность. Модальная личность. Маргинальность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура личности в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением. Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением). Некоторое время идеи Фрейда считались антинаучными. Но именно им структура личности в социологии стала рассматриваться как многоплановая, а в поведении человека увидел борьбу биологического и социального начал. Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека. Социальная структура личности в социологии отражается в культуре и наоборот. В структуре личности соотносятся традиционные и современные пласты культуры. В условиях кризиса, когда затрагивается высший культурный слой, нижний традиционный слой может активизироваться сам. Это происходит в условиях ломки нравственных и идеологических норм и ценностей. Характерно подобное послойное снятие культурных пластов и при определенных психических заболеваниях. В ходе анализа структуры личности невозможно не рассмотреть вопрос соотношения социального и индивидуального начал. Каждая личность неповторима и уникальна. С другой стороны, личность является существом социальным, коллективным, ей присущ коллективизм. До сих между учеными нет единства в вопросе, является человек индивидуалистом или коллективистом по природе. Сторонников обеих позиций достаточно много. Решение этого вопроса имеет не только теоретическое значение. От него зависит выход в практику воспитания. В СССР многие годы воспитывали коллективизм как одно из важнейших свойств личности. На Западе в это время ставка делалась на индивидуализм. Как показывает практика, ни один из вариантов в чистом виде не является гармоничным. Личность как социальный тип. Личность это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога - это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе. Таким образом, как было отмечено, личность является универсальным, исходным элементом социальной системы. Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, которые объединены в различные социальные общности, а не изолированно от них. Данное взаимодействие индивидов и превращает их сумму в социальную систему. При этом происходит как воздействие социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду. Социальная среда (не в биологическом смысле слова) - это некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личности приходится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение. Необходимо подчеркнуть, что понятие среды всегда относительно, так как даже идентичные окружающие системы для двух разных организмов могут быть разными средами. В конечном итоге отмеченное выше воздействие приводит к образованию системной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами, выступающей как совокупность форм социальной организации и деятельности. В этом случае ее элементами являются отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты. В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей. В зависимости от типа социальной общности ученые выделяют два основных уровня структурной организации: макроструктуру и микроструктуру. Макроструктура показывает характерный для определенного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, а также совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации. Микроструктура показывает устойчивые связи в малых группах. В качестве элементов структурного анализа в данном случае выступают отдельные индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли). Изучение микроструктуры очень важно, так как она оказывает существенное влияние на многие процессы общественной жизни (социализацию, формирование общественного мнения и др.). Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Макросоциологический уровень анализа личности. Важной особенностью социологического подхода к личности является то обстоятельство, что личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом. На микросоциологическом уровне личность рассматривается как исполнитель конкретной социальной роли. Для макросоциологического уровня характерно понимание личности как продукта культуры. По мнению Э.Дюркгейма, для того чтобы понять личность, необходимо спроецировать на нее культуру данного общества.На этом уровне используются понятия нормативная (базисная) и модальная личности. Нормативная (базисная) личность- это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. В США, например, это так называемый "стопроцентный американец", в бывшем СССР - "советский человек" и т.д. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. Характеристика нормативного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии - военнослужащий и т.д. Модальная(от слова мода) личность- это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность - это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. После распада СССР некоторые социологи считали, что наиболее распространенной личностью в нашей стране была так называемая "невротическая личность", т.е. человек, который не знал, что нужно делать в изменившейся ситуации. В настоящее время определенное распространение получил тип торгового человека, делающий деньги на разнице цен или наживающий их с помощью разного рода махинаций. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества. Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или социальных группах. Некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п. Модальная личность никогда на соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества. Люди, у которых слишком большие отклонения от принятого в данном обществе нормативного типа личности, становятся опасными для него. В результате или изменяются нормы данного общества (общности, социальной группы), или общество принуждает данных индивидов к исполнению этих норм. I Вместе с тем нормативная личность более статична (постоянна), а модальная - более динамична: меняются условия жизнедеятельности - изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homopolitikus), для тоталитарного общества - так называемый "одномерный" человек, стремящийся все упростить до черно-белого восприятия. В современной России сложилось понятие маргинального, или "пограничного", типа личности. Это человек, который порвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям. Маргинальность(от лат.marginalis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.120 (0.011 с.) |