По формированию элементарных математических представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По формированию элементарных математических представлений



По формированию элементарных математических представлений

В старшей группе для детей с ЗПР.

Занятие 1

 

Цель: Один и много, сравнение множеств, и установление соответ­ствия между ними. Большой и маленький. Круг (находить среди множества фигур).

Задачи:

§ закреплять умение сравнивать количество предметов, раз­личать, где один предмет, а где много;

§ считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильны­ми приемами счета;

§ считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;

§ сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;

§ сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку;

§ учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации;

§ закреплять знания о геометрической фигуре круг (нахо­дить среди других геометрических фигур);

§ формировать представление, что круги могут быть раз­ного размера;

§ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

1. Игра «Загадки и отгадки». Предложите детям отгадать загадки.

 

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Елка)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце)

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ежик)

 

 

Вопросы и задание детям.

• Каких предметов на картинке много? (Шишек, ежей.)

• Каких предметов по одному? (Солнце, гриб, елка.) Зак­расьте предметы, которых по одному.

2. Игра «Соедини правильно».
Задайте детям вопросы.

· Сколько шариков на карточке в левом верхнем углу, в правом нижнем углу? (Один.)

· Сколько пирамидок на карточке в правом верхнем углу, в левом нижнем углу? (Две.)

· Чего больше: шариков или пирамидок? (Шариков мень­ше, а пирамидок больше.)

Задание. Предложите детям соединить линией карточки с одинаковым количеством предметов.

3. Физкультминутка «Медвежата».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Игра «Проведи дорожку».

Предложите детям провести дорожку от большой матреш­ки к большому ведру, а от маленькой матрешки к маленько­му ведру.

Спросите детей, как они провели дорожки (от большой мат­решки к большому ведру, а от маленькой матрешки к малень­кому ведру).

Игра «Найди и закрась».

Дайте детям задание закрасить все круги. Спросите, сколько кругов они закрасили (три). Какого размера круги они закрасили? (Большой, поменьше, маленький.) Обратите внимание детей, что одна и та же геометрическая фигура — круг — может быть разного размера.

Итог занятия.

 

 

Занятие 2

Цель: Сравнение чисел 3—4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа.

Задачи:

§ учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь пра­вильными приемами счета;

§ считать по образцу, устанавливать равенство между дву­мя группами предметов;

§ закреплять знания о времени года (осень);

§ продолжать учить обозначать словами положение пред­мета по отношению к себе;

§ учить ориентироваться на листе бумаги;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

Игра «Сосчитай и нарисуй».

Задания детям.

  • Посчитать кружки в прямоугольнике и нарисовать столько же кружков в прямоугольнике под ним.
  • Посчитать мячи и нарисовать столько же в прямоуголь­нике под ними.
  • Спросить детей, сколько они нарисовали кружков (три), мячей (четыре). Чего больше, мячей или кружков? (Мячей больше, чем кружков, а кружков меньше, чем мячей, на один.)

Игра «Подскажи словечко».

Предложите детям подсказать слово в конце каждого сти­хотворения.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (автомобиль).

 

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно.

Жаль вот только — гривы нет...

Что за конь?... (велосипед).

 

Дайте детям задание найти на картинке велосипед, автомо­биль и закрасить столько кружков в прямоугольниках, сколь­ко колес у этих предметов.

Уточните, сколько колес у велосипеда (три), у автомобиля (четыре). Колес больше у велосипеда или автомобиля? (У авто­мобиля колес больше, чем у велосипеда)

Игра «Будь внимательным».

Предложите детям рассмотреть картинку слева и сказать, как расположены на ней предметы (солнце в левом верхнем углу, дом посередине, слева от дома елка, а справа — скамей­ка).

Задания детям.

· На картинке справа нарисовать: солнце в правом верх­нем углу; елку — справа от дома; скамейку — слева от дома.

· Предложите детям сравнить две картинки и сказать, чем они отличаются друг от друга. (На картинке слева солнце в левом верхнем углу, а на картинке справа — в правом верх­нем углу; на картинке слева елка слева от дома, а на картин­ке справа — справа от дома; на картинке слева скамейка справа от дома, а на картинке справа — слева от дома.)

Итог занятия.

Занятие 3

Цель: Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур). Развитие внимания.

 

Задача:

§ учить устанавливать соответствие между числом и ко­личеством предметов;

§ закреплять умение считать предметы (в пределах 5);

§ продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи;

§ учить выделять признаки сходства предметов (величи­на) и объединять их по этому признаку;

§ закрепить знания о геометрической фигуре квадрат;

§ формировать представление, что квадраты могут быть разного размера;

§ развивать зрительное внимание;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

 

1. Игра «Соедини правильно». Предложите детям ответить на следующие вопросы:

· Сколько морковок? (Три.)

· Сколько вишенок? (Две.)

· Сколько репок? (Пять.)

· Сколько огурцов? (Четыре.)

Дайте детям задание соединить линией карточки с круж­ками и карточки с предметами так, чтобы количество круж­ков и предметов было одинаковым.

2. Игра «Гаражи и машины». Спросите детей:

  • Какого размера машины? (Большая, поменьше, самая маленькая.)
  • Какого размера гаражи? (Большой, поменьше, самый ма­ленький.)
  • Попросите детей «отвести» каждую машину в свой гараж — соединить линиями машины и гаражи.

 

 

 

Итог занятия.

Занятие 4

Цель: Счет по образцу, сравнение чисел (4—5). Части суток. Сле­ва, в середине, справа.

 

Задачи:

§ продолжать учить считать предметы (в пределах 5);

§ упражнять в сравнении двух групп предметов;

§ учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет;

§ учить устанавливать равенство между группами, состоя­щими из одинакового количества разных предметов;

§ закреплять представления о частях суток;

§ продолжать учить обозначать словами положение пред­метов по отношению к себе (слева, посередине, справа);

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

1. Игра «Сосчитай и дорисуй». Вопросы и задания детям.

  • Сколько неваляшек? (Пять.)
  • Сколько флажков? (Четыре.)
  • Чего больше, чего меньше? (Неваляшек больше, чем флаж­ков, а флажков меньше, чем неваляшек.)
  • Что надо сделать, чтобы неваляшек и флажков стало по­ровну, по пять? (Надо нарисовать один флажок.)

После того как дети нарисуют один флажок, уточните, что флажков и неваляшек поровну, по пять.

Игра «Закончи предложение».

Попросите детей закончить следующие предложения:

Спим мы ночью, а делаем зарядку... (утром).

Завтракаем мы утром, а обедаем... (днем).

Обедаем мы днем, а ужинаем... (вечером).

Ужинаем мы вечером, а спим... (ночью).

Спросите детей, сколько частей в сутках? (Четыре.)

Физкультминутка «Вороны».

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие дви­жения: бегают, размахивая руками, как крыльями, садятся на корточки, кладут руки под щеку и «засыпают».

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все дети засыпают.

5. Игра «Считай и рисуй». Прочитайте детям стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно все пересчитать:

Сколько птиц у деда в клетке

И синиц в саду на ветке.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно все пересчитать!

Вопросы и задания детям.

  • Сколько птиц в клетке? (Четыре.)
  • Сколько птиц на дереве? (Пять.)
  • Где птиц больше? (На дереве птиц больше, а в клетке меньше.)
  • Нарисовать в прямоугольнике под клеткой столько круж­ков, сколько птиц в клетке.
  • Нарисовать в прямоугольнике под деревом столько круж­ков, сколько птиц на дереве.
  • Сравнить кружки в прямоугольниках. Что можно ска­зать об их количестве? (В левом прямоугольнике кружков мень­ше, чем в правом, а в правом больше, чем в левом.)

6. Игра «Закрась правильно». Загадайте детям загадку.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком.

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три поросенка»)

 

Попросите детей закрасить одежду поросенка слева красным цветом, посередине — зеленым, справа — желтым. Вопросы детям:

· Где находится поросенок в красной одежде? (Слева.)

· В зеленой одежде? (В середине.)

· В желтой одежде? (Справа.)

Итог занятия.

Занятие 5

Цель: Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, оправа. Закреп­ление знаний о круге, квадрате.

 

Задачи:

§ учить отгадывать математические загадки на основе зри­тельно воспринимаемой информации;

§ познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;

§ учить писать цифру 1, используя образец;

§ находить цифру 1 среди множества других цифр;

§ закреплять умение определять пространственное распо­ложение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);

§ учить понимать последовательность расположения гео­метрических фигур;

§ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

 

1. Игра «Загадки и отгадки». Попросите детей закончить стихотворение.

Идет мама по дорожке,

Топ-топ-топ,

А за ней шагает

Маленький сынок.

Ушла мама в магазин

И остался сын... (один).

Спросите, кого видит мальчик в витрине магазина? (Миш­ку.)

Сколько мишек? (Один.)

Предложите ребенку нарисовать справа свою любимую иг­рушку (мяч, шарик, машину).

2. Игра «Найди цифру».

Это цифра — единица.

Видишь, как она гордится.

А ты знаешь, почему?

Начинает счет всему.

  • Предложите детям обвести цифры 1 по точ­кам.
  • Дайте детям задание найти все единицы среди
  • других цифр и обвести их по образцу.

Физкультминутка «Солдатик».

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

 

4. Игра «Соедини правильно». Предложите детям рассмотреть картинки, найти одинако­вые и соединить их между собой.

Спросите, какие картинки они соединили? (Пирамидка сле­ва, неваляшка в середине, ведро справа; ведро слева, неваляш­ка в середине, пирамидка справа; неваляшка слева, пирамид­ка в середине, ведро справа.)

5. Игра «Продолжи ряд».

Спросите детей, как расположены геометрические фигуры в первом ряду (круг, квадрат, круг), во втором ряду (квадрат, круг, квадрат).

Дайте детям задание продолжить ряды, используя такой же порядок расположения фигур. Раскрасить кружки крас­ным карандашом, квадраты — синим.

 

Итог занятия.

Занятие 6

Цель: Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, малень­кий. Треугольник (находить среди множества фигур).

Задачи:

§ закрепить знание о цифре 1;

§ учить соотносить цифру с количеством предметов;

§ учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации;

§ закрепить умение сравнивать знакомые предметы по ве­личине (большой, поменьше, самый маленький), объеди­нять предметы по этому признаку;

§ закрепить знания о геометрической фигуре треугольник,
учить находить его среди множества других;

§ формировать представление, что треугольники могут быть
разного размера;

§ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

1. «Загадки и отгадки».
Загадайте детям загадки.

Эти чудо - кирпичи
Я в подарок получил.
Что еложу из них — сломаю,
Все сначала начинаю. (Кубики)

 

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

  • Спросите, сколько кубиков (один), мишек (один), мячей (один). Уточните, что цифра 1 обозначает один предмет. Предложите закрасить один кружок, цифру 1.

2. Игра «Закрась правильно». Уточните, что слева написана цифра 1

Дайте детям задание закрасить столько предметов, сколько обозначает цифра 1 (если дети затрудняются, скажите, что цифра 1 обозначает один предмет). Сколько закрасили шариков (один), цветочков (один), ма­шинок (одну)?

3. Физкультминутка «Солдатик». См. занятие 5.

 

4. Игра «Большой, поменьше, маленький»
Вопрос и задание детям.

  • Какого размера матрешки? (Большие, поменьше, малень­кие, одинакового размера.)
  • Соедините линией матрешек одинакового размера.

 

 

 

5. Игра «Найди и закрась». Предложите детям найти на рисунке треугольники и обве­сти их. Вопросы и задания детям.

  • Сколько треугольников обвели? (Три.)
  • Какого размера треугольники? (Большой, поменьше, са­мый маленький, разного размера.)
  • Закрасьте самый большой треугольник красным каран­дашом, поменьше — синим, самый маленький — зеленым.

 

Итог занятия.

Занятие 7

 

Цель: Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, даль­ше.

 

Задачи:

  • познакомить с цифрой 2;
  • учить писать цифру 2;
  • различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • учить различать понятия «далеко», «близко»;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

 

Игра «Загадки и отгадки». Предложите детям отгадать загадку.

Гуляет в джунглях старый слон.

И одинок, и грустен он,

Но подошел к нему сынок,

И больше слон не одинок.

  • Сколько слонов гуляет в джунглях? (Два.)
  • Дайте детям задание закрасить в прямоугольнике под кар­тинкой столько кружков, сколько слонов гуляет в джунглях.
  • Спросите, сколько кружков они закрасили. (Два.)

 

2. Игра «Найди цифру». Прочитайте детям стихотворение.

Цифра два —

Лошадка-диво.

Мчит, размахивая гривой.

 

  • Дайте детям задание обвес­ти цифры по точкам.
  • Предложите найти все двой­ки среди других цифр и обвести их, как показано на рисунке.

 

3. Физкультминутка «Клен». Руки подняты вверх, движения по тексту стихотворения повторяются 2—3 раза.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон и два наклон.

Зашумел листвою клен.

 

Игра «Закрась правильно».

  • Предложите детям выполнить следующие задания:
  • Закрасить морковку, которая близко к зайчику.
  • Закрасить зайчика, который далеко от морковки.

Итог занятия.

 

Занятие 8

 

Цель: Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал (на­ходить среди множества фигур).

 

Задачи:

§ закрепить знания о цифре 2;

§ учить соотносить цифру с количеством предметов;

§ учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации;

§ закреплять умение сравнивать знакомые предметы по вели­чине, протяженности (длинный, короткий);

§ закрепить знания о геометрической фигуре овал, нахо­дить его среди множества фигур;

§ формировать представление, что овалы могут быть раз­ного размера;

§ формировать умение понять учебную задачу и выполнять
ее самостоятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

 

1. Игра «Загадки и отгадки». Загадайте детям загадки:

 

Кто под елкой ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

 

  • Спросите, сколько на картинке белок (две), грибов (два).
  • Предложите закрасить два кружка и цифру 2.

 

Игра «Считай и закрашивай».

  • Спросите, какая цифра написана слева. (Два.)
  • Дайте задание закрасить предметов столько, сколько обо­значает цифра 2.
  • Сколько закрасили листочков? (Два.)
  • Сколько закрасили арбузов? (Два.)

 

3. Физкультминутка. См. занятие 7.

Игра «Кто быстрее».

Для выполнения этого задания понадобятся две ленты раз­ной длины

(1 метр, 1,5 метра). Вызовите двух детей, дайте им по ленте и предложите за­крутить.

Уточните, что у одного ребенка лента короткая (показать), а у другого — длинная (показать)

Почему одну ленту закрутили быстрее?

Если дети затрудняются ответить, какая лента закручива­ется быстрее, а какая медленнее, покажите ленты еще раз.

Скажите, что короткая лента закручивается быстрее, а длин­ная — медленнее.

 

Игра «Закрась правильно».

Дайте детям задание закрасить длинную ленту, синим ка­рандашом, а короткую — красным.

  • Какой длины красная лента? (Короткая.)
  • Какой длины синяя лента? (Длинная.)

Игра «Найди и закрась.

Предложите детям закрасить самый большой овал зеле­ным карандашом, поменьше — синим, самый маленький — красным.

Вопросы детям.

  • Сколько овалов закрасили? (Три.)
  • Какого размера овалы? (Большой, поменьше, маленький.)

 

Итог занятия.

Занятие 9

 

Цель: Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень).

 

Задачи:

§ учить отгадывать математические загадки на основе зри­тельно воспринимаемой информации;

§ познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;

§ учить писать цифру 3 по точкам;

§ находить цифру 3 среди множества других цифр;

§ продолжать учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством
предметов;

§ закрепить знания детей о времени года (осень);

§ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

 

1. Игра «Отгадай и закрась». Загадайте детям загадку.

Папа Зай и мама Зая,

С ними Зайка, их сынок.

Хорошенько посмотри:

Сколько вместе зайцев?

(Три)

Предложите закрасить столько кружков в прямоугольнике, сколько зайцев на картинке.

2. Игра «Найди цифру». Прочитайте детям стихотворение.

 

Выгнув шею

Гусь и только,

Цифра три

Спешит за двойкой.

Задания детям.

  • Обвести цифры 3 по точкам,
  • Найти все цифры 3 среди других цифр
  • и обвести их, как показано на рисунке.

 

 

3. Физкультминутка «Раз, два, три». Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

Повторить 2—3 раза.

 

Игра «Число и цифра».

У каждого ребенка числовая карточка с одним, двумя, тре­мя кружками.

Педагог показывает цифру 1 и просит показать карточки, на которых столько кружков, сколько обозначает эта цифра.

Педагог показывает цифру 2 и просит показать карточки, на которых два кружка. Показывает цифру 3 и просит показать карточки, на кото­рых три кружка.

5. Игра «Соедини правильно».

Детям предлагается линией соединить цифру с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.

Вопросы детям.

  • С какой карточкой соединили цифру 1? (Карточка с ба­рабаном.)
  • Цифру 2? (Карточка с двумя карандашами.)
  • Цифру 3? (Карточка с тремя птичками.)

 

6. Игра «Найди и раскрась».

Какое сейчас время года? (Осень.)
Прочитайте отрывок из стихотворения.

Ходит осень. Бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый — Кленовый.

В. Авдиенко

Предложите найти картинку с изображением ветки дерева осенью и раскрасить ее.

 

Итог занятия.

 

Занятие 10

 

Цель: Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Раз­витие внимания.

 

Задачи:

§ закрепить знания о числе и цифре 3;

§ продолжать учить соотносить цифру с количеством пред­метов;

§ закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;

§ закреплять умение сравнивать знакомые предметы по
высоте (высокий, низкий), объединять предметы по это­му признаку;

§ развивать внимание при сравнении двух похожих ри­сунков;

§ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

1. Игра «Считай и закрашивай». Дайте детям задание закрасить столько предметов, сколько обозначает цифра 3. Сколько закрасили флажков (три), яблок (три)?

2. Игра «Обведи нужную цифру».
Повторите с детьми стихи И. Блюмкина про цифры 1, 2, 3.

Эта цифра — единица,

Видишь, как она гордится.

А ты знаешь, почему?

Начинает счет всему.

 

Цифра два. Лошадка-диво.

Мчит, размахивая гривой.

 

Выгнув шею, гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

 

Дайте детям задание обвести по точкам цифры, соответ­ствующие количеству изображенных геометрических фигур.

Вопросы детям.

  • Какую цифру обвели под овалом? (Один, потому что на карточке один овал.)
  • Под кругами? (Три, потому что на карточке три круга.)
  • Под квадратами? (Два, потому что на карточке два квад­рата.)

 

3. Физкультминутка. См. занятие 9.

 

4. Игра «Высокий, низкий».

  • Спросите, какие дома нарисованы на картинке? (Слева — высокий, справа — низкий.)
  • Предложите детям рядом с высоким домом нарисовать низкое дерево, а рядом с низким — высокое дерево

 

5. Игра «Найди отличия». Прочитайте детям стихотворение.

 

Возле дома пес цепной,

Но не страшный, а смешной.

Ну кого он устрашит,

Если он из плюша сшит? О. Высотская

 

Задания детям.

  • Внимательно рассмотреть собачек, найти, чем они отли­чаются друг от друга.
  • Найдя отличие, закрасить кружок.
  • Если дети были внимательными, то у них должно быть закра­шено 4 кружка. (У одной собачки есть ошейник, у другой нет; у одной хвост опущен, у другой поднят вверх; у одной лапка под­нята вверх, у другой нет; у одной собачки ухо поднято вверх, у другой оба опущены.)

 

Итог занятия.

 

 

Занятие 11

 

Цель: Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4. Широкий, узкий. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

Задачи:

§ учить отгадывать математические загадки;

§ продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

§ упражнять в сравнении двух групп предметов;

§ развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;

§ закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);

§ закреплять знания о геометрической фигуре прямоуголь­ник, находить его среди множества других;

§ формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера;

§ учить понимать учебную задачу и решать ее самостоя­тельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

 

1. Игра «Загадки и отгадки». Предложите детям отгадать загадки, в каждой из которой есть число, которое и поможет им найти правильный ответ.

Не живой, но шагаю,

Землю рыть помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад. (Экскаватор)

Стоит Антошка

На одной ножке.

Его ищут,

А он не откликается. (Гриб)

У него — два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу.

Крутят их ногами. (Велосипед)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались в ладони

Бусинки - дробинки. (Горох)

 

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (Светофор)

2. Игра «Соедини правильно». Предложите детям соединить цифры с соответствующей картинкой.

 

3. Игра «Хватит ли куклам конфет». Вопросы детям.

  • Сколько кукол? (Три.)
  • Сколько конфет? (Четыре.)
  • Хватит ли куклам конфет? (Да.) Почему? (Потому что четыре больше трех.)
  • Что можно сказать о количестве конфет и кукол? (Кукол меньше, чем конфет, а конфет больше, чем кукол.)
  • Раскрасить конфет столько же, сколько кукол (три).

 

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел —

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

 

5. Игра «Закрась правильно». Спросите детей, на какой дороге стоят машины? (На широ­кой). На какой едут велосипедист и мотоциклист? (По узкой.)Дайте задание раскрасить широкую дорогу желтым цве­том, а узкую — зеленым.

 

6. Игра «Найди и закрась». Предложите детям раскрасить все прямоугольники.

  • Сколько прямоугольников они раскрасили? (Три.)
  • Какого размера прямоугольники? (Большой, поменьше, самый маленький.)

Итог занятия.

Занятие 12

 

Цель: Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, уста­новление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Развитие внимания. Круг, овал.

 

Задачи:

  • учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате);
  • учить отсчитывать предметы по образцу;
  • учить устанавливать равенство и неравенство, когда пред­меты находятся на различном расстоянии друг от друга;
  • продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе;
  • развивать зрительное внимание;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

 

1. Игра «Сколько елочек?». Вопросы и задания детям:

  • Сколько елочек в круге? (Четыре.)
  • Сколько елочек в квадрате? (Четыре.)
  • Что про них можно сказать? (Елочек в круге и квадрате поровну, по четыре.)

 

2. Игра «Считай, сравнивай, рисуй». Дайте задание детям нарисовать в прямоугольнике внизу кружков столько же, сколько в верхнем прямоугольнике, но расположить их на большом расстоянии друг от друга.

Спросите, что можно сказать о количестве кружков? (В верх­нем и нижнем прямоугольнике кружков поровну, по четыре.)

  • Что надо сделать, чтобы в верхнем прямоугольнике стало кружков на один больше, чем в нижнем? (Надо нарисовать в верхнем прямоугольнике один кружок.)
  • Предложите детям нарисовать в верхнем прямоугольнике один кружок.
  • Что теперь можно сказать про кружки в прямоугольниках? (В верхнем на один кружок больше, чем в нижнем.)

3. Физкультминутка. См. занятие 7.

 

4. Игра «Закрась и нарисуй». Предложите детям закрасить мишку слева желтым каран­дашом, а справа — коричневым.

 

Вопросы и задания детям.

  • На какие геометрические фигуры похожи шарики у миш­ки слева? (На круг, на овал.)
  • Дорисовать мишке справа шарики: овальный и круг­лый.

 

Игра «Узнай, кто ушел»

  • Сколько зверюшек сидит на верхней скамейке? (Пять.)
  • Предложите назвать их. (Зайка, лиса, ежик, волк, белка.)
  • Дайте задание закрасить в прямоугольнике под картинкой кружков столько, сколько зверюшек ушло. (Два.)
  • Какие зверюшки ушли? (Волк, белка.)

 

Если дети затрудняются назвать их, загадайте про них за­гадки.

Кто зимой холодной

Бродит в лесу

Злой и голодный? (Волк)

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Да не лисица. (Белка)

Итог занятия.

 

Занятие 13

 

Цель: Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый ма­ленький. Развитие внимания.

 

Задачи:

§ учить отгадывать математические загадки на основе зри­тельно воспринимаемой информации;

§ познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4;

§ учить обводить цифру 4 по точкам;

§ находить цифру 4 среди множества других цифр;

§ учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»;

§ способствовать развитию зрительного внимания;

§ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

Игра «Отгадай и запиши».

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

 

  • Предложите детям нарисовать в прямоугольнике кружков столько, сколько кошек на картинке.
  • Сколько нарисовали кружков? (Четыре.) Почему? (К трем прибавить один будет четыре.)

 

2. Игра «Найди цифру». Прочитайте детям стихотворение:

Цифра четыре всех удивляет:

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

 

 

Предложите детям найти цифру 4 среди мно­жества других и обвести ее, как показано на ри­сунке.

Дайте задание обвести цифры 4 по точкам.

 

 

3. Физкультминутка «Считалка с башмач­ком».

 

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу. (дети скачут на двух ногах)

Раз! Два! Три! Четыре! (продвигаясь вперед)

Башмачок скакать учу. (прыжки на месте)

Раз! Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок. (дети приседают)

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок. (разводят руки в стороны)

 

Игра «Дорисуй правильно».

Дорисовать рыбок, миски в пустых прямоугольниках так, чтобы о них можно было сказать: «побольше», «самая боль­шая».

Сказать, какого размера домики. (Самый маленький, по­больше, самый большой.)

 

Игра «Кто внимательный».

Меня не растили,

Из снега лепили

Глаза — угольки.

Руки — сучки. (Снеговик)

Дети должны внимательно посмотреть на снеговиков, кото­рые очень похожи, но на самом деле отличаются друг от друга. Детям надо закрасить столько кружков, сколько они най­дут отличий. Если задание выполнено, верно, то закрашено будет четыре кружка: у одного снеговика есть кисточка на колпачке, у дру­гого нет; у одного есть нос, у другого нет; у одного снеговика две пуговицы, у другого — одна; у одного снеговика метла слева, у другого — справа.

 

Итог занятия.

 

Занятие 14

 

Цель: Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Влево, вправо.

 

Задачи:

§ закрепить знания о числе и цифре 4;

§ продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количе­ством предметов;

§ закрепить знания о геометрических фигурах треуголь­ник, прямоугольник;

§ учить видеть геометрические фигуры в окружающих
предметах;

§ учить определять и обозначать словами положение пред­мета относительно себя (влево, вправо);

§ формировать умение понимать учебную задачу и выпол­нить ее самостоятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Ход занятия.

 

Игра «Посчитай и закрась».

Спросите детей, какая цифра написана в квадратах (4).
Надо закрасить столько мячей и пирамидок, сколько обо­значает цифра в квадратике слева.

Предложите детям вспомнить и прочитать стихотворение про цифру 4 (см. занятие 13).

 

Игра «Предмет и форма».

  • Из каких геометрических фигур состоит елочка? (Три треугольника и один прямоугольник.)
  • Предложите детям закрасить только те геометрические фигуры справа, из которых состоит елочка.

 

3. Физкультминутка «Считалка с башмачком». См. занятие 13.

 

4. Игра «Число и цифра». У детей карточки с различным количеством предметов (от 1 до 4). Педагог поочередно показывает цифры (от 1 до 4).

Детям предлагается поднять карточку с таким количеством предметов, какое обозначает цифра в руках педагога.

 

5. Игра «Соедини правильно». Дайте детям задание соединить каждый прямоугольник с цифрой, соответствующей количеству предметов в нем.

Игра «Влево, вправо».

  • Предложите детям закрасить одежду лыжника, который

едет вправо, синим карандашом, а влево — красным.

· В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево.) В синей одежде? (Вправо.)

 

Итог занятия.

 

 

Занятие 15

 

Цель:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (1.995 с.)