Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3 методы формирования пространственно-временных представлений у детей с тнрСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в педагогических исследованиях широко используется метод моделирования. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте [2]. Широко используются модели при формировании: · временных представлений (например, модель частей суток, недели, года, календарь); · количественных представлений (например, числовая лесенка, числовая фигура и т. д.); · пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.). При формировании элементарных математических представлений применяются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. [16] В настоящее время положено лишь начало теоретической и конкретно-методической разработке этого приема, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов: а) математические понятия рассматриваются как своеобразные модели реальной действительности; б) в процессе формирования элементарных математических представлений у детей от педагога постоянно требуется создание материальных конструкций, представляющих в конкретно чувственной форме математические понятия; в) дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к замещению; г) использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность. Использование моделей и моделирования естественно должно сочетаться с другими приемами обучения, при этом воспитатель, владея разнообразными методами и приемами, имеет в виду главную задачу их использования и творческого применения — осуществление предматематической подготовки дошкольников [15]. Для знакомства детей с ТНР рекомендуется проводить следующие виды игр для закрепления знаний о частях суток: «Кто работает ночью?» «Назови пропущенное слово» (ночью мы спим, а в детский сад идем …), «Когда это бывает» и др. В основном для закрепления опора идет на деятельность человека в ту или иную часть суток. Закрепление полученных знаний идет в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств и методов обучения. Так же организуют работу по закреплению у детей знаний о днях недели. В группе для этой цели рекомендуется иметь «Поезд с окошками». Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели – те ставни и открыты. Однако, опираясь на исследования Галлямовой Р.В. [5], которая рекомендовала использоваться при обучении дням недели опору на определенный порядок, вид деятельности человека, расписание, можно использовать другую модель. Модель выглядит следующим образом: круг, разбитый на 7 сегментов разного свет по внешнему краю каждого сегмента был написан день недели, по внутреннему краю проставлены цифры от 1 до 7. В середине каждого сегмента был нарисован символ, определяющий тот или иной вид деятельности: кисточка и краски – рисование, гармошка – музыка, кегли – физкультура. Тем самым у детей появляется возможность запоминать дни недели в зависимости от того, чем они в этот день занимались. Модель создана в двух вариантах: разрезная и сплошная. Разрезная дает возможность обыгрывать наглядный материал. На сплошной установлена стрелка, которая перемещалась в зависимости от того, какой наступал день. Обыгрывание наглядного материала происходит следующим образом: - Расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели. - Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого? - Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника. - Назови и покажи рабочие и выходные дни. - Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д. - Назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника. - Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет завтра (послезавтра). - Какой день справа от синей карточки? - Этот день выходной? Этот день идет после вторника? - У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Воспитатель называет день недели, ребенок показывает соответствующую карточку, понедельник – 1, вторник – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно заменять карточками с точками (от 1 точки до 7), или показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопывать в ладоши нужное количество раз. Так же рекомендуется регулярно играть в игру «Вопросы-ответы» Педагог садиться с детьми на пол в круг. Игра идет с мячом. Воспитатель спрашивает, ребенок отвечает: - Сколько дней в неделе? - Назови два выходных дня. - Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели? - Какой день недели первый? - Какой день недели последний? - Какой день недели идет после среды? Перед вторником? - Какой день недели спрятался между средой и пятницей? - Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней? В качестве игр используют следующие: «Цепочка», «Лови-бросай, день недели называй», «Угадай, какой день недели спрятался?» «Назови соседей» и др. Так же рекомендовано использовать модель для знакомства детей с календарем, понятиями месяц и круглый год. С этой целью использовать следующую модель (см. Рисунок 2.2):
Рисунок 2.2 - Модель для знакомства детей с календарем На модели каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – зима голубая, лето красивое – красное и т.д. С помощью предложенной модели показывают, что в каждом сезоне 3 месяца – сегменты, разные по цвету: 3 красных, 3 желтых, 3 белых и 3 зеленых, а всего – 12. Опора идет на природные явления, происходящие в каждом месяце. Анализировалось, какое время года было до, какое между, какое после. Параллельно отрабатывалось понимание сложных временных конструкций: После какого времени года наступает …. Перед каким временем года бывает … Для того, чтобы уточнить знания детей о том, какие конкретно изменения происходят в природе в каждом сезоне, используют игры: «Лото», «Когда это бывает?» (1 – взрослый показывает ребенку картинку – ребенок поднимает цветовую карточку, 2 –взрослый читает отрывок стихотворения, ребенок угадывает и поднимает цветовую карточку), «Собери картинку», «К какому времени года подходит?», «Что сначала, что потом?», «Угадай, картинку – отгадку поднимай» и др. Так же для знакомства с месяцами и годом используется следующий метод. Для каждого времени года выбирается условное цветовое обозначение. Из цветного картона вырезают четыре длинных прямоугольника разного цвета: это времена года. Каждому ребенку раздают маленькие прямоугольники четырех цветов разной цветовой насыщенности: это значки для изображения месяцев. Ребенок выкладывает большие прямоугольники в последовательности, соответствующей смене времен года. Под ними кладутся маленькие прямоугольники разной цветовой насыщенности. Последовательность цветовой насыщенности ребенок должен объяснить. К примеру, осень будет изображаться в желто-коричневых тонах. Ребенок выбирает для сентября желтый цвет, для октября — желтый с коричневым, для октября — коричневый; связывает желтый с листопадом, коричневый — с обнаженными деревьями и мокрой от дождя землей и т.д. Ориентируясь на настенный календарь, ребенок рисует на маленьких прямоугольниках первые буквы названий месяцев. Так же в группе на видном месте следует повесить календарь, который в дальнейшем планируется так же использовать в работе. В последний день месяца обращают внимание детей на количество дней в месяце. Вместе с детьми пересчитывают дни по календарю. Организация системы работы по развитию у дошкольников пространственных представлений и включает: 1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»; 2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых; 3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево; 4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте; 5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете; 6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга; 7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются[13]. Дополнительные материалы находятся в приложении (Приложение 6-9). Заключение
Анализ педагогической и методической литературы показал, что знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Для формирования у детей временных представлений эффективным является использование метода моделирования. Результаты диагностического исследования показали следующее: у 15% детей группы с ТНР– 3 человека и у 70% детей массовой группы – 14 человека – уровень знаний по всем сериям заданий соответствует норме, низкий уровень временных представлений отмечается у 5 человек – 25% группы с ТНР и у 20% -4 человека контрольной группы. Проведенное обследование внимания детей с тяжелым нарушением речи свидетельствует о том, школьники с ТНР обладают значительно худшей степенью развития временных представлений по сравнению со своими сверстниками, речь которых в норме. Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное, то существуют различия между частотами в двух группах испытуемых. Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное (χ2 =17,9), то существуют различия в двух выборках испытуемых с точки зрения пространственной ориентировки. У детей с нарушением речи, как правило, имеют средний или низкий уровень развития пространственной ориентировки, в то время как у их сверстников с нормальным речевым развитием преобладает высокий или средний уровень развития пространственной ориентировки. Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в уровне пространственно-временных представлений у детей с ТНР и детей массовых групп дошкольных учреждений, подтвердилась. Педагогам групп были даны следующие рекомендации: - консультация «Развитие у детей чувства времени» - подобраны и рекомендованы игры на закрепление знаний детей о пространственно-временных понятиях; - рекомендовано использовать художественное слово при формировании у детей пространственно-ременных представлении; СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. – 23 с. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. 3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. – 305 С. 4. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. – Ульяновск, 1999. –32с. 5. Галлямова Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/310035/?numb_artic=310035 6. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2007. – 72 с. 7. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с. 8. Лебеденко Е.Н.Формирование представлений о времени.- Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003. – 75 с. 9. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63-73. 10. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб «Детство-Пресс», 2005. – 125 с. 11. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 1996. - №1. – С.21-25. 12. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.: Национальный институт образования, 2007. – 510 с. 13. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение» 1991. – 55 с. 14. Соколова Е.И. Тетушка Неделя: Формирование временных представлений у детей от 4 лет Золотая серия развития и обучения ребенка. - Атберг 98, 2008. – 75 с. 15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. 16. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 с. 17. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Москва, 2004. – 65 с. 18. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. – М.: Народное образование, 2002. -75 с. 19. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -250 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.009 с.) |