Баухауз. История и художественная программа школы, основные мастера.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баухауз. История и художественная программа школы, основные мастера.



БАУХА́УЗ (нем. Bauhaus — "Дом строительства" от Bauen — "строить" и Наш — "дом, жилище") — архитектурная и художественно-промышленная школа, творческое объединение и идейный центр европейского функционализма. Официальное название: "Государственная высшая школа строительства и формообразования", но вначале использовалось другое: «Staatliches Bauhaus Weimar" (нем. "Государственный строительный дом в Ваймаре"). В 1901 г. бельгийский архитектор А. Ван де Велде, один из родоначальников стиля Ар Нуво в Европе, организовал в Германии, при Школе изящных искусств в Ваймаре, "Экспериментальные художественно-промышленные мастерские". На их базе немецкий архитектор В. Гропиус, по предложению великого герцога Ваймарского, создал новую школу, соединив Школу изящных искусств (традиционной академической направленности) с Государственным строительным училищем (Staatliche Bauhochschule). В 1919 г. был открыт Баухауз (рис. 111). В разработке его научной и учебной программы принимал участие архитектор и теоретик немецкого функционализма О. Бартнинг. Еще в годы работы в берлинской мастерской П. Беренса, одного из архитекторов-новаторов, Гропиус мечтал о создании художественной школы, способной преодолеть "пропасть, лежащую между реальностью и идеализмом". Решение этой задачи он видел в том, чтобы "понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни". Название школы ("Дом строительства") объясняет девиз Гропиуса: "Давайте вместе построим здание будущего, которое будет всем в одном: архитектурой, скульптурой и живописью". Эта мысль нашла отражение в гравюре Л. Файнингера как в новой иконе, помещенной на титульном листе "Манифеста Баухауза" (1919): собор, над которым сияют три звезды, символизирующие единение архитектуры, скульптуры и живописи. Идея "проникающего" во все виды творческой деятельности человека архитектонического мышления — основы "единения искусств" (см. гезамткунстверк) — родилась у Гропиуса, безусловно, не без влияния трудов Г. Земпера (см. "Практическая эстетика"). Позднее архитектор Л. Мис ван дер Роэ вспоминал, что Баухауз был "не программой, а скорее идеей, очень точно сформулированной Гропиусом: единение искусства и техники как основа формообразования". Для этого нужна была экспериментальная школа-мастерская с новой системой подготовки мастеров. В Баухаузе была сделана попытка соединить разошедшиеся в XIX столетии художественное творчество, науку, технику, материальную и духовную, эстетическую и технологическую стороны жизни в форме "строительной гильдии", как это было когда-то в Средневековье. Но, в отличие от идей Дж. Раскина, У. Морриса и английского движения "Искусства и ремесла", Гропиус планировал осуществить это единение на новой научной основе. Преподавание вели "мастера", приглашенные Гропиусом из разных стран художники-педагоги, имеющие склонность к научному и даже философскому мышлению. Поэтому первый, ваймарский период существования Баухауза иногда называют романтическим. В то же время девизом школы была фраза: "Искусству учить нельзя, но ремеслу можно" (см. преподавание искусства). Обучение велось параллельно в двух мастерских: производственной и творческой. Гропиус считал это особенно важным. Шестимесячный пропедевтический (предварительный) курс (Vorlehre) вначале вел сам Гропиус. Этот курс заключался в лабораторном "изучении формальных элементов" (Elementare Formlehre) и "штудии материала в мастерских". Далее шли "натурные штудии", "композиционные уроки цвето-пространства", "уроки конструкции и изображения", "ткачество", "уроки материала и инструментария" (Werkzeuglehre). Творческие мастерские второго-третьего годов обучения назывались: "Текстиль", "Краска", "Глина", "Камень", "Стекло", "Дерево", "Металл". В конечном итоге все предметы соединялись в "проектировании", "строительном и инженерном умении" (Bau und Ingenieurwissen) (рис. 112). В качестве руководителей творческих мастерских Гропиус смело привлекал художников-абстрактивистов, живописцев и графиков-экспрессионистов. Используя опыт голландской группы "Де Стиль", они разрабатывали "грамматику формообразования — гештальта" (Gestaltung; см. гештальт). Объективно-формальный метод пропедевтического курса, по убеждению Гропиуса, должен был обеспечить основу создания подлинно современного стиля "производственного искусства", свободного от академических предрассудков, подражаний и эклектики предшествовавшей эпохи. Среди первых художников-педагогов Баухауза были Д. Игтен, Г. Маркс, А. Майер. В 1919—1925 гг. в Баухаузе преподавал выдающийся немецкий живописец и график, "романтический абстрактивист" Л. Файнингер. В 1921—1925 гг. — художник-философ, музыкант, живописец П. Клее. Этот художник разработал пропедевтический курс "учения о форме", начинавшийся с рассказа о "точке как начале всех начал", движущейся в космосе, и "космическом яйце", из которого рождаются все видимые формы: линия, спираль, квадрат, круг, куб... Ученики П. Клее слушали лекции с показом абстрактных акварелей и рисунков учителя, иллюстрирующих его идеи, а затем сами писали абстрактные акварели, стараясь выразить движение, равновесие, полет, напряжение, "затрудненное движение". Своим девизом Клее выбрал слова "думающий глаз", а творчество самого художника позднее назвали "поэзией мечты". В Баухаузе преподавали и другие известные художники абстрактного искусства: О. Шлеммер (1921—1929), Т. Ван Дусбург (1921—1933), В. Кандинский (1922—1933), Й. Альберс (1923—1933). В 1925 г. из-за финансовых трудностей Баухауз перевели в г. Дессау. Тогда же закончился "романтический период". В Дессау по проекту Гропиуса выстроен комплекс учебных зданий и домов-мастерских для преподавателей, в их облике получили законченное выражение идеи функционализма (рис. 115, 116). Программы были переориентированы на практические потребности строительства, Баухауз стал называться "Высшая школа строительства и формообразования" (Hochschule für Bau und Gestaltung). В первом семестре студенты изучали "Содействие основам формообразования" (Vermittlung der Grundbegriffe der Gestaltung). Оно включало: "абстрактные формальные элементы", аналитические рисунки, изучение материалов, начертательную геометрию, шрифт, физику и химию, гимнастику и танец. Второй семестр: "Введение в строительство". В третьем — к общеобразовательным предметам добавлялось обучение приемам инженерного проектирования, а студенты распределялись по "специальностям": архитектура (строительство и оформление интерьера), реклама, оформление книги и "свободное формообразование". В четвертом и пятом семестрах шла углубленная работа в творческих мастерских, руководимых одним мастером и его помощником из старших учеников. В 1928 г. В. Гропиус ушел с поста директора, его сменил Х. Майер, в 1930—1933 гг. директором школы был архитектор Л. Мис ван дер Роэ. Пропедевтический курс вели Й. Альберс и, в 1923—1928 гг., венгерский художник Л. Мохой-Надь. "Фирменным стилем" Баухауза стали геометризованные формы мебели, посуды, светильников. В 1925 г. выпускник Баухауза М. Брейер сконструировал знаменитый стул из металлических трубок, что стало одним из поворотных моментов в истории европейского дизайна (рис. 114). Усиливавшийся прагматизм, функционализм и демократический, даже "классовый" подход к искусству не всем художникам, работавшим в Баухаузе, был по душе. В 1925 г. из Баухауза ушли Л. Файнингер и П. Клее, в стороне оказался со всеми конфликтовавший В. Кандинский. В 1932 г. местные власти закрыли Баухауз, объявив его "рассадником большевизма в культуре". Некоторое время школа еще существовала в Берлине на правах частного учебного заведения, но в 1933 г. окончательно была закрыта нацистами. Гитлер объявил, что конструктивистская архитектура, абстрактная живопись и "плоские крыши — еврейское изобретение" (см. "Новая вещественность"; Третьего Райха искусство). Многие преподаватели вынуждены были эмигрировать в США. В 1937 г. Л. Мохой-Надь организовал "Новый Баухауз" в Чикаго и до своей смерти в 1946 г. занимал пост директора чикагского института дизайна. В 1937 г. в США приехал Л. Мис ван дер Роэ и сразу же стал ведущим мастером чикагской школы архитектуры параллелепипедов из стали и стекла (см. небоскребы). В 1937 г. В. Гропиус и М. Брейер организовали Школу дизайна при Гарвардском университете в США. В. Кандинский с 1933 г. жил в Париже, Л. Файнингер уехал в США, а П. Клее поселился в Швейцарии. Программа Баухауза была утопической, но она оказала влияние на дальнейшее развитие европейского искусства и художественного образования. Сборники проектов и теоретических статей мастеров Баухауза, так называемые "Книги Баухауза", изучались передовыми архитекторами и дизайнерами. Педагогические идеи Баухауза получили дальнейшее развитие в Высшей школе формообразования в Ульме. В 1960 г. в Дармштадте основан Музей-архив Баухауза. В 1971 г. музей переехал в Берлин, а в 1979 г. в западной части города для него было построено специальное здание на основе проекта В. Гропиуса 1965 г. (Bauhaus-Archiv, Museum für Gestaltung). Дизайнерский центр "Баухауз-Дессау" действует по настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

114. Стул. М. Брейер. 1925



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.011 с.)