Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Баухауз. История и художественная программа школы, основные мастера.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
БАУХА́УЗ (нем. Bauhaus — "Дом строительства" от Bauen — "строить" и Наш — "дом, жилище") — архитектурная и художественно-промышленная школа, творческое объединение и идейный центр европейского функционализма. Официальное название: "Государственная высшая школа строительства и формообразования", но вначале использовалось другое: «Staatliches Bauhaus Weimar" (нем. "Государственный строительный дом в Ваймаре"). В 1901 г. бельгийский архитектор А. Ван де Велде, один из родоначальников стиля Ар Нуво в Европе, организовал в Германии, при Школе изящных искусств в Ваймаре, "Экспериментальные художественно-промышленные мастерские". На их базе немецкий архитектор В. Гропиус, по предложению великого герцога Ваймарского, создал новую школу, соединив Школу изящных искусств (традиционной академической направленности) с Государственным строительным училищем (Staatliche Bauhochschule). В 1919 г. был открыт Баухауз (рис. 111). В разработке его научной и учебной программы принимал участие архитектор и теоретик немецкого функционализма О. Бартнинг. Еще в годы работы в берлинской мастерской П. Беренса, одного из архитекторов-новаторов, Гропиус мечтал о создании художественной школы, способной преодолеть "пропасть, лежащую между реальностью и идеализмом". Решение этой задачи он видел в том, чтобы "понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни". Название школы ("Дом строительства") объясняет девиз Гропиуса: "Давайте вместе построим здание будущего, которое будет всем в одном: архитектурой, скульптурой и живописью". Эта мысль нашла отражение в гравюре Л. Файнингера как в новой иконе, помещенной на титульном листе "Манифеста Баухауза" (1919): собор, над которым сияют три звезды, символизирующие единение архитектуры, скульптуры и живописи. Идея "проникающего" во все виды творческой деятельности человека архитектонического мышления — основы "единения искусств" (см. гезамткунстверк) — родилась у Гропиуса, безусловно, не без влияния трудов Г. Земпера (см. "Практическая эстетика"). Позднее архитектор Л. Мис ван дер Роэ вспоминал, что Баухауз был "не программой, а скорее идеей, очень точно сформулированной Гропиусом: единение искусства и техники как основа формообразования". Для этого нужна была экспериментальная школа-мастерская с новой системой подготовки мастеров. В Баухаузе была сделана попытка соединить разошедшиеся в XIX столетии художественное творчество, науку, технику, материальную и духовную, эстетическую и технологическую стороны жизни в форме "строительной гильдии", как это было когда-то в Средневековье. Но, в отличие от идей Дж. Раскина, У. Морриса и английского движения "Искусства и ремесла", Гропиус планировал осуществить это единение на новой научной основе. Преподавание вели "мастера", приглашенные Гропиусом из разных стран художники-педагоги, имеющие склонность к научному и даже философскому мышлению. Поэтому первый, ваймарский период существования Баухауза иногда называют романтическим. В то же время девизом школы была фраза: "Искусству учить нельзя, но ремеслу можно" (см. преподавание искусства). Обучение велось параллельно в двух мастерских: производственной и творческой. Гропиус считал это особенно важным. Шестимесячный пропедевтический (предварительный) курс (Vorlehre) вначале вел сам Гропиус. Этот курс заключался в лабораторном "изучении формальных элементов" (Elementare Formlehre) и "штудии материала в мастерских". Далее шли "натурные штудии", "композиционные уроки цвето-пространства", "уроки конструкции и изображения", "ткачество", "уроки материала и инструментария" (Werkzeuglehre). Творческие мастерские второго-третьего годов обучения назывались: "Текстиль", "Краска", "Глина", "Камень", "Стекло", "Дерево", "Металл". В конечном итоге все предметы соединялись в "проектировании", "строительном и инженерном умении" (Bau und Ingenieurwissen) (рис. 112). В качестве руководителей творческих мастерских Гропиус смело привлекал художников-абстрактивистов, живописцев и графиков - экспрессионистов. Используя опыт голландской группы "Де Стиль", они разрабатывали "грамматику формообразования — гештальта" (Gestaltung; см. гештальт). Объективно-формальный метод пропедевтического курса, по убеждению Гропиуса, должен был обеспечить основу создания подлинно современного стиля "производственного искусства", свободного от академических предрассудков, подражаний и эклектики предшествовавшей эпохи. Среди первых художников-педагогов Баухауза были Д. Игтен, Г. Маркс, А. Майер. В 1919—1925 гг. в Баухаузе преподавал выдающийся немецкий живописец и график, "романтический абстрактивист" Л. Файнингер. В 1921—1925 гг. — художник-философ, музыкант, живописец П. Клее. Этот художник разработал пропедевтический курс "учения о форме", начинавшийся с рассказа о "точке как начале всех начал", движущейся в космосе, и "космическом яйце", из которого рождаются все видимые формы: линия, спираль, квадрат, круг, куб ... Ученики П. Клее слушали лекции с показом абстрактных акварелей и рисунков учителя, иллюстрирующих его идеи, а затем сами писали абстрактные акварели, стараясь выразить движение, равновесие, полет, напряжение, "затрудненное движение". Своим девизом Клее выбрал слова "думающий глаз", а творчество самого художника позднее назвали "поэзией мечты". В Баухаузе преподавали и другие известные художники абстрактного искусства: О. Шлеммер (1921—1929), Т. Ван Дусбург (1921—1933), В. Кандинский (1922—1933), Й. Альберс (1923—1933). В 1925 г. из-за финансовых трудностей Баухауз перевели в г. Дессау. Тогда же закончился "романтический период". В Дессау по проекту Гропиуса выстроен комплекс учебных зданий и домов-мастерских для преподавателей, в их облике получили законченное выражение идеи функционализма (рис. 115, 116). Программы были переориентированы на практические потребности строительства, Баухауз стал называться "Высшая школа строительства и формообразования" (Hochschule für Bau und Gestaltung). В первом семестре студенты изучали "Содействие основам формообразования" (Vermittlung der Grundbegriffe der Gestaltung). Оно включало: "абстрактные формальные элементы", аналитические рисунки, изучение материалов, начертательную геометрию, шрифт, физику и химию, гимнастику и танец. Второй семестр: "Введение в строительство". В третьем — к общеобразовательным предметам добавлялось обучение приемам инженерного проектирования, а студенты распределялись по "специальностям": архитектура (строительство и оформление интерьера), реклама, оформление книги и "свободное формообразование". В четвертом и пятом семестрах шла углубленная работа в творческих мастерских, руководимых одним мастером и его помощником из старших учеников. В 1928 г. В. Гропиус ушел с поста директора, его сменил Х. Майер, в 1930—1933 гг. директором школы был архитектор Л. Мис ван дер Роэ. Пропедевтический курс вели Й. Альберс и, в 1923—1928 гг., венгерский художник Л. Мохой-Надь. "Фирменным стилем" Баухауза стали геометризованные формы мебели, посуды, светильников. В 1925 г. выпускник Баухауза М. Брейер сконструировал знаменитый стул из металлических трубок, что стало одним из поворотных моментов в истории европейского дизайна (рис. 114). Усиливавшийся прагматизм, функционализм и демократический, даже "классовый" подход к искусству не всем художникам, работавшим в Баухаузе, был по душе. В 1925 г. из Баухауза ушли Л. Файнингер и П. Клее, в стороне оказался со всеми конфликтовавший В. Кандинский. В 1932 г. местные власти закрыли Баухауз, объявив его "рассадником большевизма в культуре". Некоторое время школа еще существовала в Берлине на правах частного учебного заведения, но в 1933 г. окончательно была закрыта нацистами. Гитлер объявил, что конструктивистская архитектура, абстрактная живопись и "плоские крыши — еврейское изобретение" (см. "Новая вещественность"; Третьего Райха искусство). Многие преподаватели вынуждены были эмигрировать в США. В 1937 г. Л. Мохой-Надь организовал "Новый Баухауз" в Чикаго и до своей смерти в 1946 г. занимал пост директора чикагского института дизайна. В 1937 г. в США приехал Л. Мис ван дер Роэ и сразу же стал ведущим мастером чикагской школы архитектуры параллелепипедов из стали и стекла (см. небоскребы). В 1937 г. В. Гропиус и М. Брейер организовали Школу дизайна при Гарвардском университете в США. В. Кандинский с 1933 г. жил в Париже, Л. Файнингер уехал в США, а П. Клее поселился в Швейцарии. Программа Баухауза была утопической, но она оказала влияние на дальнейшее развитие европейского искусства и художественного образования. Сборники проектов и теоретических статей мастеров Баухауза, так называемые "Книги Баухауза", изучались передовыми архитекторами и дизайнерами. Педагогические идеи Баухауза получили дальнейшее развитие в Высшей школе формообразования в Ульме. В 1960 г. в Дармштадте основан Музей-архив Баухауза. В 1971 г. музей переехал в Берлин, а в 1979 г. в западной части города для него было построено специальное здание на основе проекта В. Гропиуса 1965 г. (Bauhaus-Archiv, Museum für Gestaltung). Дизайнерский центр "Баухауз-Дессау" действует по настоящее время.
114. Стул. М. Брейер. 1925
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.01 с.) |