Маяковский и Родченко: рекламный тандем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маяковский и Родченко: рекламный тандем



Вроде бы все знают талантливого поэта-футуриста Владимира Маяковского, многие помнят фотографа Александра Родченко. Именно они были первыми советскими рекламщиками.
Представьте, что сегодня поэту Дмитрию Быкову предложили написать стихи к рекламному ролику быстрорастворимой лапши, снятому Тимуром Бекмамбетовым. Взрыв? Тогда, в 1920-е гг., творческий союз Родченко с Маяковским был такой же ядерной смесью.

Главным рекламодателем, начиная с 1921 г. -– времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т.д.,т. д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Иностранные компании и частные фирмы все еще пользовались дореволюционными инструментами рекламы. Имея в своем арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в борьбу с конкурентами и не прогадало.

Вот что писал в своих воспоминаниях А. Родченко о работе с Маяковским:

Еще в годы работы в «Окнах РОСТА» Владимир Маяковский писал тексты для политических плакатов, в том числе совместно с дизайнером, фотографом и художником Александром Родченко. За десятилетие они определили лицо советской рекламы, выполняли заказы крупных торговых предприятий – создавали вывески и журнальные рисунки, рекламу для витрин и плакаты.

Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается уменье и сила нашей агитации. Буржуазия знает силу рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать. Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой «буржуазной штучке». При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Здесь еще мы щенки. Надо поучиться. Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т. д. Но до чего это неумело. Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»: «Московское коммунальное хозяйство извещает...» «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...», «Уполномоченный доводит до сведения...», «Правление «Боркомбинат» извещает», и т. д. и т. д. до бесконечности. Какая канцелярщина — извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!

Вспоминается европейская реклама. Напр., какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, — бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.
Вот это реклама! Такую не забудешь.

«Реклам-конструкторы» -– так подписывались на плакатах художники-авангардисты. У каждого из участников тандема были свои фунции -– Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации.
Причем у обоих мастеров были свои творческие инструменты.

Владимир Маяковский совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст.

И Родченко для его выделения пользуется типографными средствами – шрифтами, восклицательными знаками, стрелками, вопросительными знаками по принципу «минимум средств – максимум целесообразности». В его работах четко обозначены границы явности: если текст, то он выделен и разделен по смыслу, а если графика – то хорошо читаемая, понятная, геометрически упрощенная.

На рекламных плакатах изображен облик советского человека - современника, причем излюбленным элементом в рекламной продукции у Родченко стала фотография. Так, в документальных образах типа советского человека запечатлены рабочие, простые люди в советской повседневной одежде. Например, на плакате Госиздата изображена модель Лилия Брик (муза Маяковского) в красной косынке, передающая энергию и оптимизм. Тем самым подчеркивалось, что реклама приближена к действительности, что на плакате может быть изображен каждый советский человек 20-х годов, «строящий социализм», жизнерадостный, красивый и грамотный.

За годы сотрудничества Родченко и Маяковким были созданы десятки агитационных торговых плакатов. Условно разделим их по государственным предприятиям, для которых была сделана эта реклама.

[ГАЛОШИ] 1 Резинотрест - защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе - сидеть и плакать. 5 Раскупай, восточный люд, - лучшие галоши привез верблюд. [ШИНЫ] Победительница всех шин на всероссийском пробеге легковых машин.
2 Дождик, дождь, впустую льешь - я не выйду без галош. С помощью Резинотреста мне везде сухое место. 6 Наши галоши носи век, - не протрет ни Эльбрус, ни Казбек. [МЯЧИКИ] Товарищи девочки, товарищи мальчики! Требуйте у мамы эти мячики.
3 Безгалошные люди, покупайте галоши, скидок не будет. 7 "Без галош элегантнее" - это ложь! Вся элегантность от наших галош. [СОСКИ] Лучших сосок не было и нет - готов сосать до старости лет.
4 В дождь и сороконожка не двинется с места без галош Резинотреста. 8 Галоши Резинотреста - просто восторг. Носит север, запад, юг и восток. [ИГРУШКИ] От игр от этих стихают дети. Без этих игр ребенок - тигр.

Человек - только с часами. Часы только Мозера. Мозер только у ГУМа. Не уговариваем, но предупреждаем вас: голландское масло - лучшее из масл. Для салатов, соусов и прочих ед лучшего масла не было и нет. Дайте солнце ночью! Где найдешь его? Купи в ГУМе! Ослепительно и дешево.
Самый деловой, аккуратный самый, в ГУМе обзаведись мозеровскими часами. Нет места сомненью и думе - все для женщины только в ГУМе. Тому не страшен мороз зловещий, кто в ГУМе купит теплые вещи.
Все, что требует желудок, тело или ум, - все человеку предоставляет ГУМ. Комфорт - и не тратя больших сумм. Запомни следующую строчку: лучшие ковры продает ГУМ - доступно любому, дешево и в рассрочку. Нечего на цены плакаться - в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!
Где и как достать английский трубочный табак? Сообщаем, чтоб вас не мучила дума, - только в ГУМе и отделениях ГУМа. Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук. Приезжий с дач, из городов и сёл, нечего в поисках трепать подошвы - сразу в ГУМе найдешь всё аккуратно, быстро и дешево!

[ПАПИРОСЫ "ИРА"] Нами оставляются от старого мира только - папиросы "Ира". [ОБЕДЫ НА ДОМ] Долой кухарок! Кухарок нет. Я в Моссельпроме заказывало обед. Убедись сам - иди по этим адресам. [ФРУКТОВЫЕ ВОДЫ] Пейте моссельпромовские фруктовые воды. Хороши для жаркой и для холодной погоды.
[ПАПИРОСЫ "ПРИМА"] Стой! Ни шагу мимо! Бери папиросы "Прима". Выкуришь 25 штук - совершенно безвредно: фильтрующий мундштук. [ТРЕХГОРНОЕ ПИВО] Долой запивающих до невязания лык, но пей Трехгорное пиво - пей "Двойной золотой ярлык".  
[МОНПАНСЬЕ] Где наилучшее производство монпансье? Запомните все: нигде кроме как в Моссельпроме. [МАКАРОНЫ] Раз поешь этих макарон, - и ты навсегда покорён. Этого чуда нет нигде, кроме как в Моссельпроме.  

С середины 20-х годов начинается постепенное свертывание НЭПа. Роль рекламы в экономике и художественной жизни становится менее значительной, завершают работу в торгово-промышленном плакате В. Маяковский и А. Родченко. Советский рекламный плакат возвращается постепенно, как ни странно, к дореволюционной традиции - укрупнению одного товарного изображения.
Таким образом, роль художников-конструктивистов (а сюда смело можно включить и самого Маяковского, рисунки которого были довольно неплохие для плакатного искусства) неоценима в попытке найти для рекламы в молодой Советской стране свой фирменный стиль и свое новое лицо.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.006 с.)