Модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии.



Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном

конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные

интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может

происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах

исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны

интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено

мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы

выделили пять способов конфликтного взаимодействия: 1) уход, 2)

уступка, 3) компромисс, 4) сотрудничество, 5) соперничество. При анализе

конфликтов на основе двухмерной модели следует учитывать, что уровень

направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит

от трех обстоятельств:

1. Содержание предмета конфликта;

2. Ценности межличностных отношений;

3. Индивидуально-психологических особенностей личности [29].

Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или

наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем

сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить,

пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от

обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями.

Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет

разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с

соперником.

Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на

себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать

конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из

ситуации, не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров,

дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение

уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой

ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте,

полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого

обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ

разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не

на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного

решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет

одинаково высокую ценность для участников конфликта.

Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в

стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в

занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае

сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение

власти, давление, использование зависимого положения соперника.

Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как

вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется, когда

направленность на собственные интересы значительно превышает интересы

соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой

стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за

ухудшения взаимоотношений.

Компромисс представляет собой стремление урегулировать

разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого

решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом

случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия

ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно

быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления

неудовлетворенности «половинчатыми» решениями [29].

Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает

ценность межличностных отношений (MJIO), с соперником. На практике

мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность MJIO

способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в

ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии

соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.

На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель

Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную.

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с

отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими

по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в

стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль

используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить

силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда

другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля

может означать решение индивида дать конфликту возможность

развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием

2U

напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать

конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование

несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к

конфликту проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой

характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в

устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это

стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля

необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой

стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных

целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у

окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде,

использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной

вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с

другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе

выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно

обладают следующими характеристиками:

- рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и

даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

- при этом проявляют доверие и откровенность в отношении других;

- признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе

конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках

общего решения;

- считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его

разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

- полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в

интересах всех.

Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых

у других складывается благоприятное мнение.

Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой

стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит

стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию

своего сильного интереса. Этот стиль типа «невыигрышш - выигрыш»

носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную

стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по

разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в

стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом

оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются

другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе

разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает

интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с

проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на

определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении

конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом

благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих

ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения

конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные

преимущества [23].

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими

факторами, которые могут быть сведены в две группы по Г. Прюитт и Д.

Рубин:

1. Факторы ситуации;

2. Личностные факторы [21].

Факторы ситуации.

Оценка участниками конфликта успешности применяемых стратегий

для достижения своих целей. Например, выбор в пользу сотрудничества

происходит, если есть уверенность в способности находить

взаимоприемлемые решения; имеются предыдущие успехи по достижению

согласия в данном конфликте; присутствует посредник; оценка готовности

другой стороны к сотрудничеству позитивна; есть доверие к оппоненту.

Статус участника конфликта. Выявлен, что люди клоны избирать

стратегии поведения в зависимости от того, кто противостоит им в

конфликте - их руководитель, коллега по работе или подчинённый.

Наибольшая твёрдость проявляется в отношениях с руководителем.

В ситуации, где участники выступают в роли подчинённых,

соотношение используемых стратегий иное: избегание, компромисс,

сотрудничество.

Наличие времени благоприятствует использованию стратегии

избегания.

Личностные факторы.

Ориентированность мотивации участников конфликта на свои или

чужие интересы или же интересы дела. Выявлено, что ориентация личности

на себя или на дело увеличивает вероятность выбора соперничества.

Высокие показатели ориентации на дело и на другого участника

способствуют реализации сотрудничества и компромисса. Преобладание

ориентации на интересы другого ведёт к применению стратегии

приспособления [21].

Таким образом, выделение факторов ситуационного и личностного

планов отражает разные точки зрения по поводу того, насколько сильно

человек может менять своё поведение в конфликте. Некоторые считают, что

выбираемая стратегия - это относительно стабильный аспект личности, т. е.

существуют люди, демонстрирующие в конфликте только кооперативную

или только соперничающую стратегию. Однако и социальное поведение

человека зависит от ситуации и может значительно меняться.

Итак, стиль разрешения, поведения во внешнем конфликте связан с

индивидуально-психологическими особенностями человека, жизненным

опытом и конфликтным содержанием ситуации, которая привела к

конфликту. Основной компонент последней, безусловно — это стиль

поведения партнера по взаимодействию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.194 (0.034 с.)