Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Агрессивность как фактор, влияющий на поведение вСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфликте Анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.) отсутствует единое понимание термина "агрессия". Так, например К. Бютнер понимает под “агрессией чувства, _______оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение”. А. Басс (1957) разделяет агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновременно. При этом, описывая агрессию, А. Басс и А. Дарки опираются на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербальная и косвенная агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и подозрительности [11]. Таким образом, термин "агрессия" имеет разные значения. С точки зрения социальной психологии агрессия понимается как особая форма социального поведения, которая, с одной стороны формируется социальным миром индивида, а с другой - воздействует на этот социальный мир и его представителей. С точки зрения этологии агрессия понимается как внутренняя энергия - этологический подход. Социология рассматривает агрессию как продукт эволюции - социобиологический подход. Генетика поведения понимает агрессию как наследственную предрасположенность. Существуют разные психологические объяснения агрессии - это инстинкт разрушения; реакция на отрицательные эмоции; результат процесса принятие решений; функция переработки информации. [9]. Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения агрессии, как физического или вербального поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [17]. Также в настоящее время большинством психологов принимается следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [17]. Ежедневно практически во всех областях социальной жизни происходят происшествия агрессивного характера. В целом ряде зарубежных обзоров обобщены результаты многочисленных исследований гендерных проявлений агрессии. Была установлена большая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. [2]. Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными людьми. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность [27]. Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация [5]. Различия в проявлении агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница) [5]. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному. Гендерные особенности реагирования на фрустрирующие Ситуации Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, можно дать ей следующее определение: фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [32]. Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева (2000), их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И.В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым статусным параметрам, а женщины придают значение его внешности. И. М. Никольская (2001) отмечает, что женщины в трудную минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в «воображаемой», чтобы опереться на ее силу и мощь, и вступить с ней в разные формы вербального и невербального взаимодействия [18]. Половые различия в производственных конфликтах, как отмечает И.В. Грошев (2000), выражаются в следующем. Мужчины более предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с трудовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с личными потребностями. По данным Р.А. Березовской (2001), мужчины значимо часто используют стратегии анализа ситуации и систематизации рабочего времени [14]. Таким образом, склонность личности к конфликтам напрямую связана с принадлежностью человека к мужской или женской половой группе. Так, от поведения мужчин в фрустрирующей ситуации ожидается агрессия, поскольку именно через нее, как считается, они добиваются своей цели. От женщины же, наоборот, ожидают отсутствия агрессии и приспособления в сложившейся ситуации, эмоционального отношения к проблеме, манипулирования своей слабостью, стремления к безболезненному для участников конфликта решению ситуации. Мужчина - активный участник ситуации, он принимает решения, стремится разрешить ситуацию с наибольшей для себя пользой, не заботясь об интересах других [5]. Резюме Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив и т.д. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности. В целом выделяют две группы конфликтов — функциональные конфликты и дисфункциональные, конфликты первой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличиостный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт. Таким образом, модель конфликта содержит: ситуацию, источники конфликта, возможности разрастания конфликта, реакцию на ситуацию, реализацию конфликта, управление конфликтом, функциональные и дисфункциональные последствия конфликта. Различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.43 (0.007 с.) |