Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агрессивность как фактор, влияющий на поведение в

Поиск

Конфликте

Анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет

утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и

сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и

др.) отсутствует единое понимание термина "агрессия".

Так, например К. Бютнер понимает под “агрессией чувства,

_______оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его

уничтожение”.

А. Басс (1957) разделяет агрессию и враждебность, подчеркивая, что

они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновременно. При этом,

описывая агрессию, А. Басс и А. Дарки опираются на такие ее проявления,

как нападение, раздражение, вербальная и косвенная агрессия.

Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и

подозрительности [11].

Таким образом, термин "агрессия" имеет разные значения. С точки

зрения социальной психологии агрессия понимается как особая форма

социального поведения, которая, с одной стороны формируется

социальным миром индивида, а с другой - воздействует на этот социальный

мир и его представителей. С точки зрения этологии агрессия понимается

как внутренняя энергия - этологический подход. Социология рассматривает

агрессию как продукт эволюции - социобиологический подход. Генетика

поведения понимает агрессию как наследственную предрасположенность.

Существуют разные психологические объяснения агрессии - это инстинкт

разрушения; реакция на отрицательные эмоции; результат процесса

принятие решений; функция переработки информации. [9].

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений

агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к

принятию определения агрессии, как физического или вербального

поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому

живому существу, не желающему подобного обращения. [17].

Также в настоящее время большинством психологов принимается

следующее определение: агрессия - это любая форма поведения,

нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому

существу, не желающему подобного обращения [17].

Ежедневно практически во всех областях социальной жизни

происходят происшествия агрессивного характера. В целом ряде

зарубежных обзоров обобщены результаты многочисленных исследований

гендерных проявлений агрессии. Была установлена большая агрессивность

мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из

наиболее устойчивых гендерных различий. Мальчики и мужчины

превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а

девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. [2].

Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными

людьми. Малейшим различиям в строении головного мозга у

представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо

большее значение, чем на то дают право объективные данные. Обычно

авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических

отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве,

математические способности, речевые навыки и агрессивность [27].

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее

достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не

настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы

предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто

более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип

агрессии и конкретная ситуация [5].

Различия в проявлении агрессии может объясняться гендерными

ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых

формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется.

Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение

их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот

испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях.

Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в

военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин

агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша,

учительница) [5].

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у

мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они

выражают их по-разному.

Гендерные особенности реагирования на фрустрирующие

Ситуации

Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, можно

дать ей следующее определение: фрустрация - состояние человека,

выражающееся в характерных особенностях переживаний поведения и

вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так

понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели

или к решению задачи [32].

Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на

чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева (2000), их

большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием

женщин велика роль посредника. Поэтому женщины чаще обращаются за

помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь

снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано

И.В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым статусным

параметрам, а женщины придают значение его внешности. И. М.

Никольская (2001) отмечает, что женщины в трудную минуту больше

нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в

«воображаемой», чтобы опереться на ее силу и мощь, и вступить с ней в

разные формы вербального и невербального взаимодействия [18].

Половые различия в производственных конфликтах, как отмечает И.В.

Грошев (2000), выражаются в следующем. Мужчины более

предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с трудовой

деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частоте

конфликтов в связи с личными потребностями. По данным Р.А. Березовской

(2001), мужчины значимо часто используют стратегии анализа ситуации и

систематизации рабочего времени [14].

Таким образом, склонность личности к конфликтам напрямую связана с

принадлежностью человека к мужской или женской половой группе. Так, от

поведения мужчин в фрустрирующей ситуации ожидается агрессия,

поскольку именно через нее, как считается, они добиваются своей цели. От

женщины же, наоборот, ожидают отсутствия агрессии и приспособления в

сложившейся ситуации, эмоционального отношения к проблеме,

манипулирования своей слабостью, стремления к безболезненному для

участников конфликта решению ситуации. Мужчина - активный участник

ситуации, он принимает решения, стремится разрешить ситуацию с

наибольшей для себя пользой, не заботясь об интересах других [5].

Резюме

Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации

(оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись

с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и

интересов. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает

дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое

количество альтернатив и т.д. Это делает процесс выработки решения

группой или отдельным руководителем более эффективным, дает

возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить

потребности. В целом выделяют две группы конфликтов — функциональные

конфликты и дисфункциональные, конфликты первой группы

ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй

группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению

группового сотрудничества. Существуют четыре основных типа конфликтов:

внутриличиостный, межличностный, конфликт между отдельной

личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Таким образом, модель конфликта содержит: ситуацию, источники

конфликта, возможности разрастания конфликта, реакцию на ситуацию,

реализацию конфликта, управление конфликтом, функциональные и

дисфункциональные последствия конфликта.

Различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому

что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто

рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации,

которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.43 (0.007 с.)