Поведения К.Томаса, «Личностная агрессивность и конфликтность» и «Тест 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведения К.Томаса, «Личностная агрессивность и конфликтность» и «Тест



Фрустрационных реакций С. Розенцвейга» в группе мужчин

Шкалы Сотруд

Ничество

0)

Компромисс

(1)

Соперничество

О)

Экстрапуни

Тивная -

Эго-

Защитный

(3)

S I! 0,37 0,35 0,301 -

интропунитивная - 6* 7* 0,243

N-P

Потребностно-

Неустойчивый (3)

Наступательность (2) 0,28 - 0,420 -

7 0,254 * 0,178

Бескомпромиссность 0,22 0,23 0,390 0,3

(2) 4 5 * 77*

* - различия достоверны при р < 0,05; **- различия достоверны при р <0,01

Как мы можем увидеть из таблицы 5, мужчины в

Профессиональной деятельности, признающие свою ответственность,

берущиеся самостоятельно исправить положение, компенсировать

Потери другому лицу, чаще используют такие стратегии как

сотрудничество (г=0,376; р<0,05) и компромисс (г=0,357; р<0,05).

Мужчины, характеризующиеся наступательностью

(г=0,420; р<0,05) и бескомпромиссностью (г=0,390; р<0,05) как чертами

Личности склонны к соперничеству. Имея запас здоровой агрессии, они

Направляют ее в соревновательное русло.

Чем чаще мужчины в профессиональной деятельности

Проявляют в отношении внешнего окружения враждебность (иногда

Сарказм), активно отрицают свою вину, проявляя враждебность к

Обвинителю, тем чаще они отличаются бескомпромиссностью в ведении

профессиональных вопросов (г=0,377; р<0,05).

Заключение

Можно сказать, что выдвинутые нами гипотезы частично нашли

свои подтверждения:

Как мы выяснили, мужчины являются по природе своей более

Конфликтным, чем женщины, и следствием этого является особенность

Выбора в конфликтной ситуации стратегии соперничества, не ведущей к

Конструктивному разрешению конфликта. Возможно, что причиной

Выбора именно этой стратегии является воспитание: считается, что

Проявление агрессии у мальчиков с детства, это нормальное социальное

Явление.

Женщины же в своей профессиональной деятельности склонны

Выбирать стратегии избегания, приспособления и компромисса, хотя

Известно, что женщины по природе своей эмоциональны и более

Обидчивы, что мешает построению в коллективе гармоничных

Межличностных отношений. Скорее всего, выбор именно

Приспособленческих стратегий поведения в конфликте связаны с еще не

Искоренившимся патриархальным укладом в нашей стране.

Однако под влиянием фрустрирующих ситуаций мужчины

Склонны предъявлять сами себе осуждение и обвинение за сделанные

Ошибки, но предпочитают не брать на себя ответственность, ссылаясь

На другие смягчающие обстоятельства, не желая конструктивного

Решения проблемы. Женщины же чаще склонны проявлять

Конформность и уступчивость и при разрешении конфликтов больше

Ориентируются на чужое мнение, что объясняется их большей

Конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием

Женщин велика роль посредника. Мужчины же выбирают посредника

По его деловым статусным параметрам, а женщины придают значение

Его внешности. Мужчины более предрасположены к конфликтам,

Связанным непосредственно с трудовой деятельностью. Для женщин

Характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с личными

Потребностями.

Выводы

Проведенное теоретическое и социально-психологическое исследование

позволяет сделать следующие выводы:

Проведен анализ литературных данных по проблеме

Межличностных конфликтов в профессиональной деятельности и

Различий в выборе стратегии поведения в конфликтах, основанных на

Гендере, который показал, что конфликт является социальнопсихологическим

Феноменом, функцией которого является

Поддержание динамического равновесия социальной системы.

Конфликт - это часть взаимодействия индивидов в ходе совместной

Деятельности. Каждый человек сталкивается с этим явлением и

Проявляет себя в нем совершенно по-разному. Особенно различия в

Поведении в конфликтной ситуации заметны между мужчинами и

Женщинами. Учитывая большое многообразие видов, а также причин и

Последствий конфликтов, что для каждой конфликтной ситуации

Характерны свои признаки. Поэтому при разрешении конфликта

Необходимо учитывать его специфику.

Также изучены стратегии поведения, выбираемые в

Конфликтных ситуациях. Стиль разрешения, поведения во внешнем

Конфликте связан с индивидуально-психологическими особенностями

человека, жизненным опытом и конфликтным содержанием ситуации,

Которая привела к конфликту. Основной компонент последней,

Безусловно — это стиль поведения партнера по взаимодействию.

Выявлены различия в выборе стратегии поведения между

Мужчинами и женщинами в конфликте. Каждый человек индивидуален,

И люди в разной степени привержены традиционным моделям

Полоролевого поведения, презентируемых институтами гендерной

Социализации. В ситуациях гендерных различий отражены

Распространенные нормы полоспецифичного поведения, потому

Существуют модели поведения, присущие мужчинам и женщинам в

Соответствии с традициями, воспитанием и окружением.

Были проанализированы социально-психологические

Особенности реагирования личности на фрустрирующие ситуации.

Выяснилось, что и здесь имеют место видимые различия,

Обусловленные гендером: мужчины в профессиональной деятельности

Склонны к самообвинению за неудачи, но не способны нести за них

Ответственность. Женщины же склонны ждать решения со временем. Но

Женщинам более присуще уступчивое поведение, чем мужчинам.

Проведенное психодиагностическое исследование

Относительно гендерных различий в выборе стратегии решения

Межличностных конфликтов в профессиональной деятельности и

Проанализированные полученные результаты с помощью методов

Математической статистики показали, что предполагаемые различия по

Гендерному признаку в выборе стратегий поведения в конфликтной

Ситуации подтвердились. В профессиональной деятельности к

Стратегии избегания, приспособления и компромисса часто прибегают

Женщины. А вот мужчины же склонны к соперничеству. Также и к

Выражению агрессии в конфликте более склонны мужчины, нежели

Женщины.

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - Спб.: Питер,

2005.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

Блок Дж. Влияние дифференцированной социализации на развитие

Личности мужчин и женщин//Практикум по социальной

Психологии/Под ред. Пайне Э., Маслач К. СПб: «Питер», 2000. с. 168-

181.

Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему

Неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Российская политическая

Энциклопедия», 2004.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособие для вузов. - СПб.:

"Питер", 2000.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000.

Громова О.Н. Конфликтология. М., 2000.

Дубровская О.Ф. Конфликт: что о нем желательно

Знать//Справочник адровика. - 2001.

11. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии //

Прикладная психология. - 2001.

Женщины в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы;-М.: Наука,

1991.

Журавлев Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А.

Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2006.

Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов на/Д: Феникс, 1998.

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М., 2001.

Майерс Д. Социальная психология /Перевод с англ. - СПб.: Питер,

1999.

Ожегова JI.H. Психология гендерной идентичности личности.

Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.

19. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология:

Учебное пособие. СПб., 2000.

20. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие /

Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2000.

Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов

//управление персоналом. 2000.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии:в 2т.,М.1989.т.2.

Сельченок К.В. Прикладная конфликтология. - М.: ACT, 2007.

Социальная конфликтология/Под ред. А.В. Морозова. М., 2002.

Станкин М. Конфликт и его разрешение // Управление персоналом.

1999.

Станкин М. Психологический климат коллектива/ Консультант

Директора. 2001.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий, М.,1961г.

Тренев Н. Управление конфликтами / Консультант директора. 2000.

№7

Шеллинг Т. Стратегия конфликта, М., изд. ИРИСЭН, 2007.

Шипилов А.И. Искусство конструктивно разрешать

Конфликты//Кадры Предприятия. 2002.

Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.037 с.)