Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная измена (ст. 275 УК), отличие от шпионажа (ст. 276 УК). Условия освобождения от уголовной ответственности за данные преступления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственная измена (ст. 275 УК РФ) Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ. Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Объективная сторона состоит в государственной измене, которая включает в себя следующие альтернативные действия: – шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ; – выдача государственной тайны – умышленная передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, защищаемых государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ; – иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ – совершение любых действий, которые наносят ущерб внешней безопасности рФ, но не подпадающих под понятие выдачи государственной тайны или шпионажа. Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – гражданин РФ.
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), отличие этого преступления от государственной измены в форме выдачи государственной тайны (ст. 275 УК) и утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Вопрос 79. Разглашение государственной тайны (283), отличие от государственной измены в форме выдачи государственной тайны (275), утрата документов. Преступление против основ конституционного строя и безопасности гос-ва. Разглашение гос. тайны.Объект: безопасность гос-ва, а также установленный порядок охраны сведений, составляющих гос. тайну. Предмет преступления составляют сведения, отнесенные законом к гос. тайне: 1.В военной области; 2.В области экономики, науки и техники; 3.В области внешней политике и экономике; 4.В области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих гос. тайну, т.е. распространение их с нарушением установленного порядка, в результате чего они становятся известными посторонним лицам. В диспозиции ч.1 статьи указано на отсутствие в действиях лица признаков гос. измены, из чего следует, что разглашение гос. тайиы совершается не в порядке оказания помощи иностранному гос-ву или организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. Разглашение гос. тайны может быть совершено путем действия (публичное выступление, демонстрация док-тов) и бездействия (оставление таких док-тов без присмотра). Обязательным элементом объективной стороны является ознакомление с такими сведениями посторонних лиц, число которых не ограничено. Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими гос. тайну, посторонних лиц, Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. С прямым умыслом когда виновный осознает, что разглашаемые им сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (дача интервью СМИ). С косвенным умыслом, когда виновный намеренно предает огласке информацию, составляющую гос. тайну и допускает, что сведения воспринимаются посторонними лицами (обсуждение таких сведений в местах, где присутствуют посторонние лица). Преступление совершается по легкомыслию, когда виновный осознает, что он нарушил правила сохранения сведений, составляющих гос. тайну, но рассчитывает на то, что это не повлечет никаких последствий (нарушение режима хранения док-тов). Преступление совершается по небрежности, если лицо не предвидит возможности разглашения гос. тайны, хотя должно и могло предвидеть такие последствия (виновный теряет ключ от сейфа и не сообщает об этом). Целью преступления: стремление виновного продемонстрировать посторонним лицам свою значимость и осведомленность о гос. секретах. Преступление может быть совершено из корыстных побуждений, когда разглашение сведений осуществляется за плату, при этом лицо, получившее сведения может использовать их для оказания помощи иностранному гос-ву или организации либо действовать по их заданию. Субъект (специальный) вменяемое лицо 16лет, которому в силу трудовых или служебных обязанностей доверены или известны сведения, составляющие гос. тайну. Квалифицированный вид преступления (ч.2 ст.283) предполагает наступление в результате разглашения гос. тайны тяжких последствий, к ним относится переход сведений, составляющих гос. тайну к иностранным спец. службам, срыв гос. мероприятий, совершение преступления в отношении лиц, подлежащих гос. защите и др. Это преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий. Преступление, предусмотренное ч.2 ст.283 имеет две формы вины: в отношении последствий вина всегда является неосторожной, при умышленном разглашении гос. тайны: с прямым или косвенным умыслом в отношении последствий действия виновного квалифицируются как государ. измена. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны. Объект: внешняя безопасность гос-ва, т.е. защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на внешнюю безопасность затрагивает конституционный строй, суверенитет и территориальную неприкосновенность РФ. Предметом преступления могут быть сведения, составляющие гос. тайну (защищаемые гос-вом сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ). Объективная сторона: состоит в гос. измене, т.е. предательстве интересов гос-ва, оказании помощи иностранному гос-ву, организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ. Под гос. изменой понимают следующие действия: *шпионаж - передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному гос-ву сведений, составляющих гос. тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений, для использование их в ущерб внешней безопасности РФ; *выдача гос. тайны - передача вышеперечисленным субъектам сведений, составляющих гос. тайну, лицом, которому они стали известны в силу служебных или трудовых обязанностей; *иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности - совершение различных действий, направленных на подрыв основ конституционного строя или безопасности России, способствование разведывательной деятельности иностранных субъектов. Представителем иностранного гос-ва или организации является лицо, наделенное официальными или неофициальными полномочиями действовать в их интересах. При установлении контакта с гражданином РФ и склонению его к совершению действий, образующих состав гос. измены, представитель иностранного гос-ва может быть привлечен к уг. ответственности по ст.276 УК. Преступление считается оконченным с момента передачи сведений, являющихся предметом шпионажа, или выдачи гос. тайны, либо с момента совершения действий, образующих иное оказание помощи иностранным субъектам. Субъективная сторона: преступление характеризуется прямым умыслом. Целью является нанесение ущерба внешней безопасности России. Мотивы преступления могут иметь корыстную, националистическую и иную направленность и они не конкретизированы законодателем. Субъект: вменяемое лицо 16лет, являющееся гражданином РФ. При совершении гос. измены в форме выдачи гос. тайны лицо должно обладать доступом к этим сведениям. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284) Объективная сторона преступления включает 3 элемента: - нарушение установленных правил обращения с документами или предметами; - их утрату и наступление тяжких последствий; - причинную связь между ними. Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение, использование, перевозка, пересылка и т.д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи этих сведений в различных ситуациях: органам гос. власти, предприятиям, учреждениям и организациям (ст. 16), в связи с выполнением совместных и других работ (ст. 17), другим государствам (ст. 18). Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего, ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли, организации и т.д. Состав преступления, предусмотренного ст. 284, материальный, его конструктивными признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий. Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется возможность использования предмета (документа) посторонними лицами. Поэтому данного состава не будет, если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя - в подобных случаях речь может идти о других деяниях, например халатности (ст. 293), уничтожении имущества по неосторожности (ст. 168) и др. Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе разглашения государственной тайны (ст. 283). При их отсутствии наступает не уголовная, а иная (например, дисциплинарная) ответственность. Субъект преступления специальный - лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Наличие допуска является достаточным признаком субъекта; в отличие от ст. 283 в анализируемом составе нет указания на то, что тайна была доверена или стала известна по службе, однако это и не требуется, ибо только такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами). С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами может быть как осознанным, так и неосознанным, однако вина к утрате и тяжким последствиям, по прямому указанию закона, выступает только в форме неосторожности. Утрата отличается от разглашения по объективной стороне: в первом случае документ (предмет) выходит из владения лица или организации, во втором - его содержание разглашается, но сам он из владения не выходит. Отличие по субъективной стороне заключается в том, что разглашение может совершаться только умышленно, а утрата - лишь по неосторожности. Деяние относится к преступлениям средней тяжести. Таким образом, преступления данной группы посягают на внешнюю безопасность, обороноспособность и другие интересы государства в сфере сохранности государственной тайны и заключаются в разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих гос. тайну, совершенных специальными субъектами.
Общая характеристика должностных преступлений. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отличие этого преступления от превышения должностных полномочий (ст. 286 УК). Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблениях властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». Вопрос 80. Злоупотребление должностными полномочиями (285прим), отличие этого преступления от превышения должностных полномочий (286) - отграничение состава от других Использование должн. лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или гос-ва. Должн. лица - это лица постоянно, временно или по спец. полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно - хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправлен., гос. и муниципальных учреждениях, а также в Вооруж. силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Субъект специальный: (285,286) должностные лица. Объект непосредственный: 285-преступление против функционирования гос. власти; 286-против гос. власти и дополнительным объектом могут выступать жизнь и здоровье граждан, собственность или права на имущество. Субъективная сторона: 285-характеризуется прямым или косвенным умыслом, вид умысла определяется отношением виновного к последствиям деяния. Мотив: корыстная и личная заинтересованность (стремление получить материальную или имущественную выгоду); 286-прямой или косвенный умысел, поскольку лицо осознает противоправность совершаемых им действий, предвидит причинение существенного вреда, сознательно допускает его или относится к этому безразлично. Мотивы могут быть любыми (факультативный признак - может влиять только на размер наказания), Объективная сторона: 285-состоит в использовании должн. лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы или иной личной заинтересованности. Обязат. признаком является причинение существенных нарушений прав и закон.интересов граждан или организаций, интересов общества или гос-ва; причинная связь между неправомерными действиями (бездействиями) и наступившими неблагоприятными последствиями. 286-состоит в совершении действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Превышение служеб. полномочий может быть совершено только в форме активных действий, злоупотребление ими может совершаться и путем бездействия. Диспозиция нормы бланкетная, т.к. необходимо установить объем полномочий. Квалифицированный состав: ч.2 ст. 285-уточняет статус субъекта преступления: лица, занимающие гос. должности РФ; лица, занимающие гос. должности субъектов РФ; главы органов местного самоуправления; ч. 2 ст.286-тоже + особо квалиф. состав дополняет объективную сторону преступления одним из признаков, указанных в ч.3 статьи. Превышение должностных полномочий - это совершение должн. лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Получение и дача взятки (ст. ст. 290, 291 УК). Условия освобождения от ответственности за дачу взятки. Отличие этих преступлений от коммерческого подкупа. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Вопрос 81. Получение взятки (290), отличие от коммерческого подкупа (204). Объект ( непосредственный) 290-порядок функционирования гос. органов и органов местного самоуправления и муниципальных учреждений; 204-интересы службы в негосудар. организациях. Различие по объекту: взятка-преступление против гос. власти, коммерч. подкуп -против коммерчек. организаций. По предмету разницы нет. Объективная: 290-использование служебного положения должностным лицом; 204-два признака: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации денег, иного имущества; незаконное оказание услуг имущественного характера (организационно-распорядительная деятельность, административно-хозяйственная). Совершенные действия должны противоречить интересам коммер. организации или быть незаконными по своей природе. Преступление считается оконченным с момента передачи имущества или оказания услуг. По предмету различия нет. Субъективная сторона: 290 - вина в форме прямого умысла; целью является выполнение долж. лицом действий в пользу виновного или представляемых им лиц; 204-характерна прямым умыслом, виновный осознает, что получает незаконное вознаграждение, с использованием своего служебного положения и желает этого преступление совершается, как правило, с корыстным мотивом, который должен возникнуть до начала совершения преступления. Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет. Специальный субъект - должностное лицо. Квалифицирующие признаки - деяния совершены лицом, занимающим гос. должность РФ или гос. должность субъекта РФ, а равно главой органа м.с.у. Особо квалифицирующие признаки - деяния совершены: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере. ОТЛИЧИЯ от коммерческого подкупа. Различия по объекту преступления - В коммерческом подкупе - преступление против коммерческой организации, в получении взятки - преступление против гос. власти, органов местного самоуправления. Дача взятки состоит в незаконном вручения, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия долж. лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим долж. лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291). Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно не может состояться оконченного преступления дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Путем дачи взятки субъект может склонить долж. лицо к совершению заведомо противозаконного действия (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291), которое само по себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответ-сть не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица. Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста. Субъектом может быть гражданин России, иностранец и лицо без гражданства. В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки. Субъективная сторона. Дача взятки совершается с прямым умыслом. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерности, состав дачи взятки отсутствует. Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридическая лиц. Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Если взяткодатель ошибочно полагал, что действия (бездействие) должностного лица, за которые дается взятка, являются законными, входят в служебные полномочия взяткополучателя, в связи с допущенной фактической ошибкой он несет ответственность по ч. 1 ст. 291. Необходимо разграничивать взяткодателя и посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки. Посредник - это лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки. В отличие от взяткодателя - лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или не совершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой. Дача взятки отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 291) - к тяжким преступлениям. В примечании к ст. 291 предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если в отношении него со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от угол. ответ-ти, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки. Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответственности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя. Добровольное - это сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию взяткодателя при сознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.)- При указанном выше условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взятки должно быть признано добровольным и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило обещанного. Сообщение о даче взятки может быть устным или письменным и быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело, т.е. прокурору, следователю, органу дознания. Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства. Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное лицо, покушаясь на получение взятки, требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в соответствующие органы, а затем с их ведома и под их контролем для уличения и задержания с поличным преступника, пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности. Подобные действия нельзя рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе требовало взятку, т.е. уже совершило уголовно наказуемое деяние - приготовление или покушение на получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет состава преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее. Поэтому, в отличие от случаев дачи взятки с последующим добровольным сообщением о содеянном, материальные ценности должны быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Взяточничество - одно из опаснейших и распространенных преступлений, характерное проявление коррупции. Закон устанавливает ответственность за получение взятки (ст. 290) и за дачу взятки (ст. 291), одновременно предусматривая основания освобождения взяткодателей от уголовной ответ-ти в случаях вымогательства взятки со стороны должностного лица или добровольного сообщения о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 291). Сутью взяточничества является получение должностным лицом от других лиц или организаций заведомо незаконного материального вознаграждения за служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.015 с.) |