Понятие, признаки, сущность уголовного наказания. Цели ун, средства их достижения. Понятие эффективности ун, пути ее повышения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки, сущность уголовного наказания. Цели ун, средства их достижения. Понятие эффективности ун, пути ее повышения.



Понятие уг.ого наказ-ия Ст. 43 УК - "Наказание - мера гос. принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в соверш-и преступ-я, и заключается в предусмотренном настоящим кодексом лиш-и или ограничении прав и свобод этого лица". В ст. 44 - 59 действующего УК РФ перечислены все меры принуждения, являющиеся наказ-ием. Причем иные меры принудительного воздействия не имеют силы уг.ого наказ-ия.Среди наказ-ий предусмотрен различный уровень пр.огра-ничений. Cт. 6 действующего УК, раскрывая принцип справедливости, в части первой оговаривает, что: "наказ-ие и иные меры уг.о-пр.вого хар-ра, подлежащие применению к лицу, совершившему преступ-е, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать тяжести преступ-я, обстоят-вам его соверш-я и личности виновногоВ части первой ст. 44 УК РФ законодатель вновь закрепил полож-е, что эта "мера гос-венного принуждения назначается только по приговору суда". Отличительные признаки уг.ого наказ-ия, на основании кот-ых выявл. его отличие от иных видов гос-венного принуждения: 1) осуждение лица, виновного в соверш-и прест-ого деяния, от имени гос-ва; 2) наибольшая острота репрессии 3) применение наказ-ия только к лицам, виновным в соверш-и преступ-я; 4) возм-ть применения уг.ого наказ-ия только по приговору суда; 5) судимость - последствие, присущее лишь уг.ому наказ-ию. Цели уг.ого наказ-ия.: УК РФ опред-ет цели наказ-ия в ч. 2 ст. 44 - Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения соверш-я новых преступ-й. Наказ-ие не имеет целью причинение физ-их страданий или унижение человеческого достоинства". Одна из осн-ых функций наказ-ия - предупреждение, применяемое к конкр-ому лицу за совершенное преступ-е. Наказ-ие как форма гос-венного принуждения должно быть сопряжено с ограничительным полож-ем карательного воздействия. По мере стабилизации общ-ва возн-ет необходимость развития мер воспитательного воздействия на осужденных. Именно поэтому осн-ой социальной функцией наказ-ия следует считать его предупредительную функцию, входящую в качестве составной части в сис-му мер борьбы с прест-остью. Признаки, определяющие сущность- 1)наказание-реакция гос-ва на виновно совершённое общественно опасное деяние 2) м.б. предусмотрено только УК 3) применяется только к физическому лицу, достигшему возраста уголовной ответственности и вменяемому 4) виновно совершившему преступление 5) назначается судом 6) влечёт судимость По этим признакам отличают уг. наказание от сходных с ним видов гос. принуждения. Признаки, определяющие содержание- 1)Наказание-мера гос.принуждения,т.е. средство достижения целей 2) принудительная мерапредставляет собой лишение или ограни4ение прав Признаки, определяющие форму наказания- 1)не может иметь форму пытки 2) осуществляется в формах, предусмотренных ст.44

 

29. Понятие, признаки и значение системы наказаний. Основные и дополнительные наказания. Штраф, порядок и условия его применения.

ВОПРОС 28. Система наказаний

Согласно выводам теории систем для последних характерен следующий набор признаков:

1) наличие некоего множества объектов (или одного целостного объекта, сложного по своей внутренней структуре); 2) обособленность этого множества (объекта) от других объектов;

3) конечность числа объектов, составляющих данное множество (элементов системы); 4) упорядоченность этих объектов; 5) взаимная связь между ними; 6) наличие между объектами

определенных отношений, принимающих форму противоречивого взаимодействия.

Для нормального, достаточно эффективного функционирования системы наказаний в сфере ее применения требуется, чтобы: а) она была более или менее емкой, т.е. включала такое число видов уголовного наказания, которое позволяло бы суду в каждом случае обеспечить выбор строго индивидуального наказания с учетом характера и степени общественной опасности преступления, совершенного человеком, а также его личностных данных; б) интервалы каждого вида наказания (размеры, сроки) должны быть достаточными для определения судом оптимальной дозы (количества) избираемого наказания.

Резюмируя, систему наказаний можно определить как установленную уголовным законом и носящую исчерпывающий характер совокупность видов уголовного наказания, расположенных

в определенной последовательности в соответствии со степенью их тяжести, взаимно дополняющих и заменяющих друг друга.

Основные и дополнительные наказания. Законодатель (ст. 45 УК) различает: а) основные наказания (девять видов); б) дополнительные (один вид - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и в) те, которые могут выполнять функции а основного, и дополнительного наказания (два вида - штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Основное наказание - это такой предусмотренный уголовным законом вид наказания, который призван выполнять основную роль в достижении стоящих перед ним целей.

Без основного наказания немыслима ни одна санкция статьи Особенной части Кодекса, равно как и ни один обвинительный приговор с назначением наказания. Основные наказания в

одном приговоре не могут сочетаться друг с другом; из этого правила, однако, есть исключение: при сложении по совокупности преступлений и приговоров: 1) штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 2) ограничением свободы, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части и лишением свободы - с другой, эти виды наказаний исполняются самостоятельно (ч. 2 ст. 71 УК).

Иное положение занимают дополнительные наказания - это такие виды, которые по сравнению с основными являются вспомогательным средством принудительного воздействия на осужденного. Дополнительные виды наказания возможны лишь в сочетании с основными и предназначены для рационализации системы наказаний, придания ей необходимой гибкости.

Они применяются в том случае, когда достичь целей (особенно частнопревентивного воздействия) применением лишь основного наказания представляется весьма затруднительным или вовсе невозможным. Другой случай - компенсационная функция дополнительного наказания: суд может избежать назначения более строгого вида основного наказания, усилив в приговоре менее суровый вид, указанный в санкции соответствующей статьи, одним или двумя дополнительными видами наказания, тем самым как бы уравновесив их карательный заряд; в итоге достигается экономия уголовно-правовых мер, рационализация в сфере избрания судом наказания.

Так, для лиц, совершивших корыстное преступление, уместно дополнительное наказание в виде штрафа, а для осужденных за совершение преступлений в связи с их служебным положением или служебной деятельностью - в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В теории уголовного права называются два основных правила сочетания основного и дополнительного наказаний. 1. дополнительное наказание не должно быть более суровым по

сравнению с основным, иначе затрудняется разграничение функций основного и дополнительного наказаний, стирается грань между ними. Законодатель стремится придерживаться названного правила, хотя это ему не всегда удается. Например, квалифицированный вид воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности наказуем лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом как дополнительным наказанием (ч. 2 ст. 169 УК), а незаконное помещение в психиатрический стационар (ч. 2 ст. 128 УК) - лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время санкция ч. 2 и 3 ст. 183 УК предусматривает за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, такое альтернативное основное наказание, как штраф – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительной меры, хотя по системе наказаний штраф считается более мягким видом, нежели "лишение права". 2. дополнительное наказание не может быть тождественным основному или однородным с ним, поскольку это означало бы фактическое удвоение наказания одного и того же вида. В некоторых научных работах, однако, обосновывается возможность избрания и более строгого дополнительного наказания по сравнению с основным (Гальперин И.М., Мельникова

Ю.Б. С. 146 - 147). Эта позиция представляется ошибочной по приведенным выше соображениям.

Если вопрос о дополнительных наказаниях возникает по делам о совокупности преступлений, в резолютивной части приговора указывается вид и размер назначенного отдельно за каждое

преступление и по совокупности не только основного, но и дополнительного наказания

Относительно штрафа и обоих видов "лишения" как дополнительных наказаний при сложении их с такими основными видами наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы, действует изложенное в ч. 2 ст. 71 УК правило: эти наказания и в качестве дополнительных видов исполняются самостоятельно.

Дополнительные наказанияклассифицируют по ряду признаков, выделяя среди них, в частности, обязательные и факультативные. Это деление осуществляется в пределах санкций статей.

К факультативным относятся те дополнительные наказания, которые могут быть назначены лишь при упоминании о них в санкции статьи (штраф) и которые суд вправе избрать по своему

усмотрению (оба вида "лишения" - специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

В некоторых случаях назначение основного наказания возможно по основаниям, предусмотренным Общей частью УК (ст. 51, 55). В такой ситуации, так же как и при применении дополнительных наказаний по усмотрению суда, обязательна ссылка на соответствующую статью Общей части как на правовое основание применения.

Итак, за совершение преступления осужденному могут быть назначены одно основное и одно или несколько дополнительных наказаний. Они образуют единое совокупное наказание, в котором основное призвано выполнять главную роль, а дополнительное носит вспомогательный характер. Без основного наказания ни одна санкция и ни один обвинительный приговор с назначением наказания немыслимы. Дополнительное наказание и в санкции статьи, и в приговоре не должно быть тождественным или однородным с основным наказанием и более строгим по сравнению с ним.

Штраф

Штраф есть денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, установленных уголовным законом.

Сумма штрафа согласно ст. 46 УК исчисляется одним из двух способов: в виде суммы, определенной в рублях, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

определенный период времени. В мировой практике существуют и другие методы исчисления штрафа, например в виде суммы какого-либо числа дневных заработков или суммы, исчисляемой в кратном отношении к размеру причиненного ущерба.

Пределы сумм штрафа установлены в ст. 46 УК: 1) от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей либо 2) размер заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух

недель до пяти лет. Однако в приговоре суда размер штрафа во всех случаях должен быть указан в твердой денежной сумме во избежание различного понимания его при исполнении приговора или при его пересмотре. Законодателем особо оговорено, что штраф в размере от 500 тысяч рублей и выше либо в размере дохода осужденного за период свыше трех лет может быть назначен судом только за тяжкие и особо тяжкие преступления в специально предусмотренных санкциями статей Особенной части Кодекса случаях (ч. 2 ст. 46 УК).

Штраф может быть применен в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания он упоминается в 43% всех санкций - как правило, в альтернативе с наказаниями других видов. Он предусматривается за совершение как корыстных, так и иных преступлений. Такое решение не вызывает возражений: штраф представляет собой вполне адекватное наказание и за некорыстные преступления сравнительно невысокой опасности. Система санкций Особенной части УК, включающих штраф как основное наказание, вполне обеспечивает достаточно широкое его применение в судебной практике. Однако в силу ряда причин (безработица, отсутствие имущества и денежных средств и т.д.) в 2000 г. этот вид наказания применен лишь к 5,2% осужденных.

В качестве дополнительного наказания штраф может быть назначен только тогда, когда он упоминается в санкции статьи Особенной части УК, по которой данное преступление квалифицировано именно как дополнительное наказание (ч. 4 ст. 46 УК). Таких санкций в УК в настоящее время насчитывается 85 (14,3% всех санкций), причем в них штраф фигурирует

по общему правилу как факультативное (назначаемое по усмотрению суда) дополнительное наказание.

Размер штрафа конкретному человеку, совершившему преступление, определяется судом, как и во всех случаях назначения наказания, с учетом тяжести совершенного преступления и личности виновного. Однако здесь закон содержит дополнительное требование: при назначении штрафа должно учитываться имущественное положение виновного и его семьи, возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода (ч. 3 ст. 46 УК). Это положение ориентирует суды на то, чтобы назначенный штраф был посильным для осужденного и не ставил в безвыходное положение его и его семью. Штраф, как, впрочем, и любое другое наказание, должен быть чувствительным для осужденного, но не разорительным.

Если немедленная уплата штрафа окажется невозможной для осужденного, суд может предоставить ему рассрочку выплаты определенными частями на срок до трех лет (ч. 3 ст. 46 УК).

Осужденный к штрафу обязан уплатить его в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу (ст. 31 УИК). Если осужденный не уплачивает штраф добровольно, сумма

штрафа взыскивается принудительно путем обращения взыскания на имущество осужденного. При этом взыскание не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.

Если же осужденный злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить его другим, более строгим, наказанием в пределах санкции,

предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса (ч. 5 ст. 46 УК).

 

Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Понятие данных видов наказания, порядок и условия их применения.

Вопрос 29. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, как вид уголовного наказания (47)

Данный вид наказания разделен на два самостоятельных подвида:

1.лишение права занимать определенные должности - запрет занятия должностей на гос.службе или в органах местного самоуправления; 2.лишение права заниматься определенной деятельностью - запрет заниматься профессиональной (педагогической, врачебной и др.) или иной (управлением транспортными средствами) деятельностью.

Лишен. права занимать определен. должности должно быть разъяснено в приговоре суда в исчерпывающем порядке (приговор должен содержать четкие указания, какие именно должности

запрещено занимать осужденному). Лишен. права занимать определен. должности не влечет общего запрета поступления на гос.службу или службу в органах местн. самоуправления. Вместе

с тем, на службу в правоохранительные органы, не может быть принято лицо, имеющее судимость. Данная статья может применяться за совершение преступлений против гос.власти,

интересов гос.службы и службы в органах местн.самоуправления. Данные запреты ограничивают право осужденного на выбор сферы трудовой деятельности, приложения своих профессиональных навыков, ведет к прерыванию трудового стажа и утрате соответствующих льгот либо перспектив карьерного роста.

Лишение права заниматься определенной деятельностью распространяется на виды деятельности, для осуществления которых необходима профессиональная подготовка или спец.навыки.

Сфера распространения этого подвида наказания также должна быть четко сформулирована в приговоре (при осуждении лица за обман потребителей оно может быть лишено права

заниматься деятельностью в сфере торговли, связанной с отпуском продукции по наличному и безналичному расчету). Лишен. права занимат. определен. деятельностью назначается за

совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл.23), некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (по

ст.264). Хотя законодательно два этих вида наказания не разделены, анализ санкций некоторых статей подтверждает самостоятельность этих подвидов наказаний (например: ст.264 прямо

указано - лишение права управлять транспортным средством).

Наказание по данной статье является срочным видом наказания. Размер срока наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного оно применяется, если основного, то его срок составляет от 1 г. до 5 лет; если дополнительного, то от 6 мес. до 3 лет.

Порядок исчисления срока установлен законодательно (в ч.4 ст.47); он рассчитывается в зависимости от того, дополнительным видом какого наказания оно является: связанного с

ограничением или лишением свободы или не связанного.

В качестве основного наказания санкции данной статьи применяются

в случаях, предусмотренных ч.2 ст.136, ст.140, ч 1 ст.204 (упоминаются должностные лица и используется служебное положение), либо в случае назначения наказания более мягкого, в

порядке ст.64.

В качестве дополнительного наказания лишен. прва занимать определ. должности и заниматься опред. деятельностью назначается в качестве обязательного наказания (ч. 3 ст.286

превышен. должност. полномочий) либо по усмотрению суда, поскольку такое усмотрение следует из санкций некоторых норм Особенной части УК.

Наказание по данной статье может назначаться судом в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно прямо не предусмотрено санкцией статьи, но это обусловлено

характером и степенью общественной опасности преступления и личностью виновного.

Наказание по данной статье исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

В обязанности осужденного входит: исполнение требования приговора; представление по требованию инспекции док-тов, связанных с отбыванием указанного наказания;

информирование инспекции о месте работы, его изменении или об увольнении с работы. Администрация обязана: -не позднее 3-х дней после получения копии приговора и извещения

уг.исполн.инспекции освободить осужденного от должности, направить в инспекцию сообщение об исполнен.приговора; -представлять док-ты, связанные с исполнением наказания; - в 3-х

дневный срок сообщать о прекращен. и изменен. труд.договора; -в случае увольнения сделать запись в труд.книжку на основан.копии приговора. Если осужденный нарушил требования

приговора, то у него отбирается объяснения инспекцией и время нарушения не засчитывается в срок наказания. При применении к осужденному условно-досрочного освобождения по

основному наказанию, то он может быть освобожден полностью или частично и от отбывания дополнительного наказания. Решается в судебном порядке.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград предусмотрено ст. 48 УК как дополнительное наказание, применяемое судом только

при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления независимо от упоминания о нем в санкции статьи Особенной части УК, по которой осуждается виновный. Наказание этого вида

не значится ни в одной санкции статей Особенной части, что означает применение его судом по своему усмотрению. При этом суд формально ограничен только требованием

принадлежности совершенного преступления к классификационным категориям тяжкого или особо тяжкого преступления, т.е. к числу преступлений, максимальное наказание за которые,

предусмотренное соответствующими статьями УК, превышает пять лет лишения свободы {ч. 4 и 5 ст. 15).

Применяя наказание этого вида, суд вправе лишить осужденного военнослужащего или военнообязанного любого воинского звания; лицо, имеющее специальное звание (например,

офицера милиции и т.п.), - любого из таких званий; лицо, имеющее классный чин (например, работника прокуратуры или юстиции), - любого классного чина; любого человека - любого

почетного звания или любой государственной награды, независимо от того, кем и за что присвоено звание или присуждена награда. Назначение этого наказания имеет смысл тогда, когда

возникает несовместимость порицаемого обществом статуса осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление и статуса человека, облеченного официальной функцией или

отмеченного за заслуги перед обществом.

Назначение рассматриваемого наказания, кроме морально-психологического эффекта, влечет за собой и некоторые имущественные и иные ограничения для осужденного; он, в частности,

лишается прав и льгот, связанных с наличием у него соответствующего звания, чина или награды (см. ч. 2 ст. 61 УИК). Однако это правоограничение не является определяющим в

содержании наказания данного вида, а потому отнесено нами к роду наказаний, оказывающих в основном морально-психологическое воздействие на осужденного.

Наказание, оказывающее в основном морально-психологическое воздействие на осужденного: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных

наград - применяется только как дополнительное наказание в случаях совершения тяжких или особо тяжких преступлений независимо от наличия указания об этом в санкции статьи УК, по

которой осуждается виновный. Данный вид наказания влечет лишение осужденного прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.046 с.)