ТОП 10:

Соответствие работника и организации базируется на соответствии ценностей работника ценностям организации.



Для того чтобы процесс адаптации прошел безболезненно для работника, да и вообще прошел и дал положительный результат, необходимо соблюдать четыре этапа проведения:

1) необходимо оценить уровень подготовленности новичка для того, чтобы сформировать индивидуальную программу адаптации именно для данного специалиста. Это также позволит сократить период адаптации для новичков, которые имеют большой опыт работы в данной сфере, или увеличить ее период для новичка, не имеющего опыта работы в данной сфере;

2) необходимо не теоретически ознакомить новичка с фронтом его будущей работы, а наглядно показать рабочее место и рассказать о требованиях, которые будут к нему предъявляться;

3) необходимо приспособить новичка к его новому статусу в данной организации, втянуть в межличностные отношения с коллегами. При необходимости закрепить за новичком наставника, который ознакомит с трудовыми обязанностями и представит новичка коллегам, поможет привлечь новичка в коллектив;

4) этап завершения процесса адаптации сводится к постепенному преодолению производственных и межличностных проблем и переходу к стабильному выполнению трудовых обязанностей. Этот этап наступает примерно после первого года работы в новой организации. Но если полностью контролировать процесс адаптации, то можно сократить его до пары месяцев, что очень выгодно для финансовой стороны организации.

профессиональнаядезадаптация-стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности,вызванные невозможностью реализовать цель деятельности. Выделяют следующие показатели профессиональной дезадаптации:

· усталость,утомление,истощение,

· психосоматические недомогания,

· бессонница,

· негативное отношение к работе,

· скудость репертуара рабочих действий,

· злоупотребление химическими агентами: табаком,кофе,алкоголь

· отсутствие аппетита или переедание,

· негативная профессиональная "Я-концепция",

· агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение),

· упаднические настроения и связанные с ним эмоции: циннизм,пессимизм,чувствобеспомощности,безнадежности,апатия,депрессия,

· переживание чувства вины.

36. Профессиональное самоопределение — процесс выбора профессионального пространства самоопределяющейся личностью, создающий основы для планирования карьеры и постановки карьерных целей.Профориентация — комплекс мер, направленная на помощь в выборе профессионального пространства и направления профессионального развития.

Профориентация может осуществляться в форме профконсультирования, профинформирования, профориентационных тренингов.

В 70-80 годах прошлого века проблема профессионального самоопределения молодежи широко обсуждалась в научных кругах. Это было связано с тем . что государство, являвшееся главным работодателем и субъектом оказания образовательных услуг, было заинтересовано в том, чтобы в профессию шли не те кто хочет и имеет возможности, сколько те, кто к ней будет наиболее пригоден и оправдает затраты государства на свою профессиональную подготовку. Для решения этой задачи в стране была создана система профориентации и профконсультирования, которая финансировалась государством.

Переход к рыночным отношениям изменил ситуацию. Основными критериями выбора профессии молодыми людьми стали не их склонности и способности, а степень доходности профессиональной деятельности и финансовая доступность образования для семьи. Государство, как работодатель стало терять свои позиции на рынке труда, уступая их новому типу работодателей, не заинтересованных вкладывать деньги в систему профориентации, которая стала угасать.

Состояние современного рынка труда, существующего в условиях третьей профессиональной революции, характеризующееся высокой динамикой изменения спроса на различные профессии, повышением спроса на транспрофессионалов и полипрофессионалов, остро ставит перед работниками вопрос непрерывного образования.

Благодаря всем этим факторам процесс профессионального развития превращается из линейного в циклический. Работнику приходится несколько раз за свою профессиональную жизнь проходить точку профессионального самоопределения, после чего начинается освоение нового профессионального пространства, путем получения профессионального образования и адаптации к новой профессиональной деятельности.

Сложившаяся ситуация повышает значимость системы профориентации и входящих в нее процессов профконсультирования, профинформирования и других.

Работодатели, строящие систему управления персоналом на доктрине развития человеческого капитала, вкладывающие средства в переподготовку специалистов, заинтересованы в проведении профориентационных мероприятий в организации. Такие мероприятия способствуют тому, что работник делает выбор профессионального развития в том направлении, в котором заинтересована организация и проходит переподготовку имея достаточно сильную внутреннюю мотивацию.

В противном случае возможны три сценария развития ситуации, которые достаточно распространены в наше время. Первый сценарий предполагает, что организация направляет работника на переподготовку, не создав условия для профессионального самоопределения и нового профессионального выбора, а тот, получив новую специальность, прикладывает все усилия, чтобы не осваивать новое профессиональное пространство, а работать в границах старого, привычного.В рамках второго сценария работник, пройдя переподготовку и поняв какие возможности открывает перед ним новое направление профессиональной деятельности, самоопределяется в пользу данной деятельности, но не связывает ее с работодателем. Часто такое самоопределение приводит к прекращению отношений с работодателем.

Третий сценарий предполагает, что работник выбирает новое профессиональное пространство без участия работодателя и учета его интересов, самостоятельно проходит обучение новой профессии и прекращает отношения с работодателем. На первый взгляд третий вариант наименее проигрышен для работодателя, чем первые два, но необходимо учитывать, сто по третьему пути идут наиболее активные, компетентные и карьероориентированные специалисты.

Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде

Понятие профессиональное самоопределение как явление появилось в середине 90-х годов и в общем виде понимается как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда (Е.А. Климов).Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.

Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения (предназначены для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта).

1. Получение заработка по справедливости.

2. Личностное «слияние» с профессией (как правило это всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя, ориентация деятельная, любящая и разумная»).

3. Страдание, которое меняет человека к лучшему.

4. Сознательная или интуитивная ориентация на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости.

5. Стремление к элитарности.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение

- рефлексию и переосмысление своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;

- актуализацию профессионального самоопределения личности событиями разного рода: окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения

Профессиональный выбор - «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу личности», которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями» (Головаха Е. И.).

Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними».

Часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни.

По статистическим данным в мире насчитывается более 50 ООО профессий. В связи с развитием техники и технологий одни умирают, другие рождаются.

Профессия - это:

- занятие, требующее специальной подготовки;

- исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Различные типологии профессионального самоопределения

На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А.): 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек - знаковые системы; 4) человек - человек и 5) человек - художественный образ.

Литовский автор Л. А. Йовайша разделял все профессии по имущественным профессиональным ценностям:ценности общений; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность.

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж.Холланда) основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий социальной среды. Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) - интеллектуальный тип - И; социальный - С; конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К; предпринимательский - П; артистический тип - А.

Э. Шпрангер в работе «Основные идеальные типы индивидуальности» выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: теоретический человек; экономический человек; эстетический человек; социальный человек; политический человек; религиозный человек.

Стратегии выбора профессии

А.Е. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии (формула хочу + могу + надо = правильный профессиональный выбор):

«ХОЧУ» - учёт своих желаний

Это все, что человек выполняет с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела он получает удовлетворение, то охотнее и эффективнее будет трудиться и быстрее станет профессионалом. Если имеется компонент «хочу», шансы устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

«МОГУ» - учёт своих способностей

Это деятельность, которая по силам человека, отвечает уровню его знаний, умений, навыков, состояния здоровья. Есть дела, в которых он не может добиться высоких результатов, а есть те, которые выполняет с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

«НАДО» - учёт потребностей общества, потребностей рынка

Это необходимость учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

Основные затруднения и ошибки при выборе профессии (Е.А. Климов):

1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий.2. Предрассудки чести,

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.

4. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию.

5. Увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии.

6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии.10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.Цели и задачи профессионального самоопределенияГлавная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного иличностного).

Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» - по В.Франклу).

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

- информационно-справочные, просветительские;

- диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

- морально-эмоциональной поддержки клиента;

- помощи в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора);2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения);

3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).Среди условий успешного самоопределения выделяются объективные и субъективные условия.К объективным условиям относятся:

- социально-экономическое положение в стране;

- полнота предоставленной информации о мире профессий;

- специфика рынка труда конкретного региона.

К субъективным условиям обычно относят:

- внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта;

- мотивация профессионального самоопределения оптанта;

- уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения

37.Предмет и основные задачи психологии профессионального образования
Психология профессионального образования ставит своими задачами изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.
Как видно из приведенного перечня задач, психология профессионального образования - комплексная учебная дисциплина.
Изучение психологически обусловленных проблем профессионального образования базируется на ряде разделов психологии, к числу которых относятся общая психология, возрастная и педагогическая психология, а также социальная психология. Первые три раздела - общая, возрастная и педагогическая психология - были рассмотрены в предыдущих семестрах нашего курса. Поэтому в настоящем курсе в качестве системообразующего фактора использованы основные закономерности межличностного взаимодействия, которые, с одной стороны, еще не были представлены в лекциях, а с другой стороны - во многом определяют успешность процесса профессионального становления личности обучаемого и его последующей работы в коллективе.
Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

1. изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;

2. изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;

3. изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.012 с.)