Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соответствие работника и организации базируется на соответствии ценностей работника ценностям организации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы процесс адаптации прошел безболезненно для работника, да и вообще прошел и дал положительный результат, необходимо соблюдать четыре этапа проведения: 1) необходимо оценить уровень подготовленности новичка для того, чтобы сформировать индивидуальную программу адаптации именно для данного специалиста. Это также позволит сократить период адаптации для новичков, которые имеют большой опыт работы в данной сфере, или увеличить ее период для новичка, не имеющего опыта работы в данной сфере; 2) необходимо не теоретически ознакомить новичка с фронтом его будущей работы, а наглядно показать рабочее место и рассказать о требованиях, которые будут к нему предъявляться; 3) необходимо приспособить новичка к его новому статусу в данной организации, втянуть в межличностные отношения с коллегами. При необходимости закрепить за новичком наставника, который ознакомит с трудовыми обязанностями и представит новичка коллегам, поможет привлечь новичка в коллектив; 4) этап завершения процесса адаптации сводится к постепенному преодолению производственных и межличностных проблем и переходу к стабильному выполнению трудовых обязанностей. Этот этап наступает примерно после первого года работы в новой организации. Но если полностью контролировать процесс адаптации, то можно сократить его до пары месяцев, что очень выгодно для финансовой стороны организации. профессиональнаядезадаптация-стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности,вызванные невозможностью реализовать цель деятельности. Выделяют следующие показатели профессиональной дезадаптации: · усталость,утомление,истощение, · психосоматические недомогания, · бессонница, · негативное отношение к работе, · скудость репертуара рабочих действий, · злоупотребление химическими агентами: табаком,кофе,алкоголь · отсутствие аппетита или переедание, · негативная профессиональная "Я-концепция", · агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение), · упаднические настроения и связанные с ним эмоции: циннизм,пессимизм,чувствобеспомощности,безнадежности,апатия,депрессия, · переживание чувства вины. 36. Профессиональное самоопределение — процесс выбора профессионального пространства самоопределяющейся личностью, создающий основы для планирования карьеры и постановки карьерных целей.Профориентация — комплекс мер, направленная на помощь в выборе профессионального пространства и направления профессионального развития. Профориентация может осуществляться в форме профконсультирования, профинформирования, профориентационных тренингов. В 70-80 годах прошлого века проблема профессионального самоопределения молодежи широко обсуждалась в научных кругах. Это было связано с тем. что государство, являвшееся главным работодателем и субъектом оказания образовательных услуг, было заинтересовано в том, чтобы в профессию шли не те кто хочет и имеет возможности, сколько те, кто к ней будет наиболее пригоден и оправдает затраты государства на свою профессиональную подготовку. Для решения этой задачи в стране была создана система профориентации и профконсультирования, которая финансировалась государством. Переход к рыночным отношениям изменил ситуацию. Основными критериями выбора профессии молодыми людьми стали не их склонности и способности, а степень доходности профессиональной деятельности и финансовая доступность образования для семьи. Государство, как работодатель стало терять свои позиции на рынке труда, уступая их новому типу работодателей, не заинтересованных вкладывать деньги в систему профориентации, которая стала угасать. Состояние современного рынка труда, существующего в условиях третьей профессиональной революции, характеризующееся высокой динамикой изменения спроса на различные профессии, повышением спроса на транспрофессионалов и полипрофессионалов, остро ставит перед работниками вопрос непрерывного образования. Благодаря всем этим факторам процесс профессионального развития превращается из линейного в циклический. Работнику приходится несколько раз за свою профессиональную жизнь проходить точку профессионального самоопределения, после чего начинается освоение нового профессионального пространства, путем получения профессионального образования и адаптации к новой профессиональной деятельности. Сложившаяся ситуация повышает значимость системы профориентации и входящих в нее процессов профконсультирования, профинформирования и других. Работодатели, строящие систему управления персоналом на доктрине развития человеческого капитала, вкладывающие средства в переподготовку специалистов, заинтересованы в проведении профориентационных мероприятий в организации. Такие мероприятия способствуют тому, что работник делает выбор профессионального развития в том направлении, в котором заинтересована организация и проходит переподготовку имея достаточно сильную внутреннюю мотивацию. В противном случае возможны три сценария развития ситуации, которые достаточно распространены в наше время. Первый сценарий предполагает, что организация направляет работника на переподготовку, не создав условия для профессионального самоопределения и нового профессионального выбора, а тот, получив новую специальность, прикладывает все усилия, чтобы не осваивать новое профессиональное пространство, а работать в границах старого, привычного.В рамках второго сценария работник, пройдя переподготовку и поняв какие возможности открывает перед ним новое направление профессиональной деятельности, самоопределяется в пользу данной деятельности, но не связывает ее с работодателем. Часто такое самоопределение приводит к прекращению отношений с работодателем. Третий сценарий предполагает, что работник выбирает новое профессиональное пространство без участия работодателя и учета его интересов, самостоятельно проходит обучение новой профессии и прекращает отношения с работодателем. На первый взгляд третий вариант наименее проигрышен для работодателя, чем первые два, но необходимо учитывать, сто по третьему пути идут наиболее активные, компетентные и карьероориентированные специалисты. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде Понятие профессиональное самоопределение как явление появилось в середине 90-х годов и в общем виде понимается как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда (Е.А. Климов).Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения (предназначены для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта). 1. Получение заработка по справедливости. 2. Личностное «слияние» с профессией (как правило это всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя, ориентация деятельная, любящая и разумная»). 3. Страдание, которое меняет человека к лучшему. 4. Сознательная или интуитивная ориентация на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. 5. Стремление к элитарности. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). Профессиональное самоопределение осуществляется в течение … - рефлексию и переосмысление своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии; - актуализацию профессионального самоопределения личности событиями разного рода: окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др. Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения Профессиональный выбор - «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу личности», которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями» (Головаха Е. И.). Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними». Часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. По статистическим данным в мире насчитывается более 50 ООО профессий. В связи с развитием техники и технологий одни умирают, другие рождаются. Профессия - это: - занятие, требующее специальной подготовки; - исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. Различные типологии профессионального самоопределения На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А.): 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек - знаковые системы; 4) человек - человек и 5) человек - художественный образ. Литовский автор Л. А. Йовайша разделял все профессии по имущественным профессиональным ценностям: ценности общений; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность. За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж.Холланда) основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий социальной среды. Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) - интеллектуальный тип - И; социальный - С; конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К; предпринимательский - П; артистический тип - А. Э. Шпрангер в работе «Основные идеальные типы индивидуальности» выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: теоретический человек; экономический человек; эстетический человек; социальный человек; политический человек; религиозный человек. Стратегии выбора профессии А.Е. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии (формула хочу + могу + надо = правильный профессиональный выбор): «ХОЧУ» - учёт своих желаний Это все, что человек выполняет с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела он получает удовлетворение, то охотнее и эффективнее будет трудиться и быстрее станет профессионалом. Если имеется компонент «хочу», шансы устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу возрастут. «МОГУ» - учёт своих способностей Это деятельность, которая по силам человека, отвечает уровню его знаний, умений, навыков, состояния здоровья. Есть дела, в которых он не может добиться высоких результатов, а есть те, которые выполняет с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних. «НАДО» - учёт потребностей общества, потребностей рынка Это необходимость учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Основные затруднения и ошибки при выборе профессии (Е.А. Климов): 1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий.2. Предрассудки чести, 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. 4. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию. 5. Увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии. 6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). 7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. 8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии.10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.Цели и задачи профессионального самоопределения Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного иличностного). Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» - по В.Франклу). Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: - информационно-справочные, просветительские; - диагностические (в идеале - помощь в самопознании); - морально-эмоциональной поддержки клиента; - помощи в выборе, в принятии решения. Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора);2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).Среди условий успешного самоопределения выделяются объективные и субъективные условия. К объективным условиям относятся: - социально-экономическое положение в стране; - полнота предоставленной информации о мире профессий; - специфика рынка труда конкретного региона. К субъективным условиям обычно относят: - внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта; - мотивация профессионального самоопределения оптанта; - уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения 37.Предмет и основные задачи психологии профессионального образования 1. изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования; 2. изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути; 3. изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.011 с.) |