Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
На сегодняшний день в рамках организационной психологии накоплен огромный массив данных, связанных с проблемой удовлетворенности работой. Их анализ позволил выявить ряд интересных закономерностей.
Содержание книги
- Психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.
- Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.
- Различают следующие виды наблюдения.
- После каждого дня обучения исследователь пишет протокол рабочего дня по стандартизированной схеме, включающей следующие элементы.
- Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений»
- Метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.
- Уровни психологического профессиографирования
- Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.
- Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.
- Впервые термин «профессиональная деформация» ввел питирим сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека.
- Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.
- На сегодняшний день в рамках организационной психологии накоплен огромный массив данных, связанных с проблемой удовлетворенности работой. Их анализ позволил выявить ряд интересных закономерностей.
- Усиление мотивации через понимание значимости выполняемой работы.
- Рациональное сочетание нагрузок и отдыха – необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.
- Соответствие работника и организации базируется на соответствии ценностей работника ценностям организации.
- Психологические основы профессионального обучения
Похожие статьи вашей тематики
В частности, установлено, «...что на протяжении всего периода трудовой деятельности человека его удовлетворенность работой меняется как в большую, так и в меньшую сторону. В возрастной группе от 20 до 30 лет удовлетворенность работой снижается по мере того, как дает знать о себе расхождение между идеалами и реалиями работы на определенной должности (“шок при столкновении с реальностью”). По мере того как человек приспосабливается к этим реалиям и достигает определенных профессиональных целей, его удовлетворенность постепенно увеличивается; пик ее приходится на возраст около 40 лет. За этим периодом следует “кризис середины карьеры”, который обычно наблюдается в возрасте от 45 до 50 лет. После разрешения этого кризиса уровень удовлетворенности опять повышается, но снова начинает падать, когда человек готовится к уходу на пенсию (“предпенсионный возраст”)»3.
25.Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о функциональном состоянии — системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности. Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. К функциональным состояниям можно отнести целый ряд специфических психических состояний, проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эффективность. Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Выделяют следующие показатели функциональных состояний: - субъективные реакции; - изменения вегетосоматических и психических функций; - продуктивность и качество работы. Внешние критерии развития того или иного состояния проявляются в показателях эффективности деятельности (производительность—продуктивность, качество—надежность). Эффективность деятельности — это не только ее результативность, продуктивность, но и приспособленность системы к достижению поставленной перед ней задачи. Внутренние критерии изменения состояния и эффективности деятельности заключаются в характеристиках цены деятельности, то есть в величине физиологических и психических затрат энергии при выполнении трудовых задач. Чем выше цена, тем напряженнее процесс выполнения задачи. Формирование функционального состояния. Функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека: 1) степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности; 2) уровень подготовленности к выполнению трудовых задач; 3) величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности; 4) состояние здоровья; 5) отношение к труду.
Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса: степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда; величина и содержание рабочей нагрузки (ее структура, интенсивность и продолжительность воздействия); степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности психолого-физиологическим возможностям человека. Формирование функционального состояния определяется также воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды (ухудшение микроклимата и газового состава воздуха, шум, вибрация, электромагнитные излучения и т. д.), ухудшением психологического климата в рабочей группе (межличностные конфликты, недостаточная психологическая совместимость), а также зависит от нарушений привычного жизненного уклада, биологических ритмов и стереотипов жизнедеятельности в результате использования нерациональных или непривычных режимов труда и отдыха (ночные рабочие смены, вахтовый метод работы, перелеты на большие расстояния). Функциональное состояние — интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности.
Структура функционального состояния. Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются обязательным наличием следующих компонентов: энергетический — физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.);
сенсорный — характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации (пороги ощущения, адаптация к сигналам и др.);
информационный — обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе (память, мышление);
эффекторный — ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах (скорость, темп, точность реакций, координация движений, рабочие действия и др.);
активационный — определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напряжения).
Классификация функциональных состояний. Все частные виды функциональных состояний классифицируются по определенным признакам — по влиянию на показатели деятельности, по механизму формирования реакции, по внешним и внутренним проявлениям и т. д. Психические состояния можно различать: - по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные); - по уровню развития: глубокие (страсть) и поверхностные (настроение); - по направленности реакций: действующие положительно (вдохновение) и отрицательно (апатия); - по уровню осознанности; - по длительности проявления и т. д. Одна из классификаций основана на соотношении функциональных состояний с различными характеристиками деятельности, выполняемой субъектом. Полноценное выполнение трудовых задач предполагает установление функционального состояния, которое обеспечивает эффективную работу человека. Это положение определяет возможность использования классификационного критерия допустимости и недопустимости состояния с точки зрения эффективности и «цены деятельности», — отсюда состояния классифицируются на разрешенные и запрещенные для конкретной работы. В зависимости от характера деятельности и требований к ее результату одно и то же состояние (например, утомление) может быть разрешенным или запрещенным. В соответствии с механизмами формирования функционального состояния выделяется состояние «адекватной мобилизации» (оптимальное соответствие ответной реакции комплексу воздействующих факторов) и состояние «динамического рассогласования» (отсутствие адекватности ответной реакции задачам и условиям выполняемой деятельности). Классификация состояний может осуществляться с помощью характеристики содержания и протекания трудового процесса, например состояние монотонии (однообразие деятельности), сенсорного голода (в ситуациях дефицита сенсорной информации), психологического стресса, состояния тревоги и т. д. Монотония — однообразие деятельности.
Особый класс составляют эмоциональные состояния, отражающие отношение субъекта к ситуации и внутреннюю оценку возможности реализовать свои потребности в определенных условиях деятельности. Эти состояния проявляются в настроении, эмоциях (страх, радость и т. д.), аффектах, влечении, страсти, а также в переживаниях общебиологической направленности (голод, половое влечение, ярость). Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональное напряжение, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности. Ряд неблагоприятных психических состояний связан с существенными изменениями в рабочей активности. Например, состояние «преждевременной психической демобилизации» отражает эмоциональную разрядку, снижение бдительности после выполнения сложной части задания, «дремотное» состояние возникает при ограничении активности, состояние «эйфории» связано с переживанием успеха еще не завершенной деятельности, состояние «фобии» отмечается при воздействии ряда факторов (высота, вода, сложная трудовая ситуация). Некоторые виды деятельности вызывают развитие экстремальных состояний — реакции организма и психики в ответ на воздействие чрезмерных значений привычных и необычных факторов внешней среды и трудового процесса (высокие и низкие температуры, вибрации, шум, недостаток кислорода, избыточность информации и т. п.), в результате чего возникает рассогласование в деятельности системы функциональной регуляции состояния человека.
26.Динамика работоспособности. В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний. Характеристика динамики работоспособности наглядно отражена на кривой работы (рис. 23-5), которая объединяет совокупность показателей продуктивности труда и оперативного состояния психофизиологических функций (функциональная цена деятельности). Динамика работоспособности имеет несколько стадий. Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия и т. п. Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда. Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда. Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов; срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы; отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы; медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.
27.Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации. Состояние монотонности. В процессе деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на психическое состояние и работоспособность человека. «Состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм человека, приводя к преждевременному утомлению». «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей. Монотонность может переживаться и при легком, не утомительном труде» (2). Отрицательно влияет на работоспособность и переживается как неприятное чувство. Снижает психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности. Исторически сложилось, что монотонность труда привлекла наибольшее внимание психологов. Этому способствовало распространение конвейерного труда с однообразием рабочих операций, бедностью впечатлений и образованием «психологического вакуума» в сознании работающих на конвейере. Значение проблемы монотонности труда возрастает с появлением монотонной сенсорно-интеллектуальной деятельности. «Острота этой проблемы состоит не только в снижении производительности труда и увеличении травматизма, но и в изменении личности, нарушении ее контактности с окружающими, что приводит к конфликтам на работе и дома»(1). Большой вклад в изучение монотонной деятельности внесли исследования в области дифференциальной психологии. Уже в первых работах была показана роль типологических особенностей человека в устойчивости к однообразной работе, к развитию состояния монотонии (В.И. Рождественская, И.А. Левочкина, Н.П. Фетискин и др.). В результате этих работ выявлено, что состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по сравнению с лицами со слабой нервной системой. Н.П. Фетискин выяснил также, что более устойчивы к монотонии лица с инертностью нервных процессов. Эти типологические особенности образуют типологический комплекс монотоноустойчивости. Противоположные типологические особенности (сильная нервная система, подвижность нервных процессов и т.д.) не способствуют устойчивости к монотонии и образуют монотонофобный типологический комплекс. «Исследования в этой области выяснили, что у лиц с монотонофильным типологическим комплексом состояние монотонии появляется на полтора часа позже, чем у лиц с монотонофобным типологическим комплексом. Различны и производственные показатели. У монотонофильных рабочая норма выполнялась на 33% чаще, а брак отсутствовал в 31% случаев, в то время как среди монотонофобных с отсутствием брака не обнаружилось ни одного человека. Важно и то, что среди первых положительное отношение к работе встречалось чаще». Лица, обладающие типологическим комплексом, не способствующим монотоноустойчивости, за более короткий срок, чем другие, увольнялись с работы. В частности, А.И. Самойлова показала, что среди работниц, занимающихся однообразным трудом, преобладают лица со слабой нервной системой. «В целом, полученные на монотонных производствах данные подтверждают результаты многочисленных лабораторных экспериментов о большой устойчивости к действию однообразного фактора лиц со слабой нервной системой». В исследованиях Фетискина Н.П. была выявлена связь устойчивости к монотонии со свойствами темперамента; более устойчивыми оказались лица с высокой ригидностью (что можно связать с сильно выраженной у них инертностью нервных процессов), интроверсией и низким нейротизмом. Кроме того, устойчивость к монотонии была выше у лиц с низкой и средней самооценкой, средним уровнем притязаний. Влиял также пол работающих: у женщин устойчивость выше, чем у мужчин. Связь монотоноустойчивости со слабой нервной системой объясняется тем, что эти люди обладают более высокой чувствительностью, чем люди с сильной нервной системой. Монотонная деятельность приводит к развитию такого состояния как психическое пресыщение, которое по своим характеристикам противоположно состоянию монотонии. Поэтому вместо апатии, скуки у рабочих появляется раздражение, отвращение к работе, даже агрессивность. Анализ таких случаев показал, что состояние психического пресыщения самостоятельно появляется у лиц со слабой нервной системой.
Методы борьбы с монотонией
Психологи рекомендуют находить положительные стороны в монотонной работе, заняться во время ее исполнения размышлениями, расчетами и др. Так же весьма действенными могут быть следующие методы:
усложнение рабочих операций;
ускорение темпа работы;
частая смена деятельности;
организация перерывов и пауз;
|