Глава 10. Конкуренция и государственная политика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Конкуренция и государственная политика



Давление конкуренции
Контроль за конкуренцией
Двойственность государственной политики
Продажи по ценам ниже издержек
Что следует включать в издержки?
"Хищники" и конкуренция
"Антитрестовская" политика
Интерпретации и применение
Диапазон различных мнений
На пути к оценкам
Повторим вкратце
Вопросы для обсуждения

Исчезнет ли экономическая конкуренция, если государство не будет предпринимать активных действий по ее сохранению? Или она сохраняется сама, подчас вопреки настойчивым усилиям государства, направленным на ее ограничение?

Поддерживает ли государство конкуренцию, когда оно препятствует вытеснению из отраслей одних фирм другими, более крупными, более эффективными и, возможно, не столь разборчивыми в средствах? Или защита конкурентов приводит к подавлению конкуренции?

Когда государство запрещает слияния, препятствует ли оно устранению соперников конкурентами? Или оно сдерживает развитие более конкурентных и более эффективных организационных форм?

Что мы понимаем под конкуренцией, и как можно судить о том, достаточно ли конкурентны экономика или отдельный ее сектор? Следует ли судить о конкуренции в отрасли по числу конкурентов, по их образу действий или по поведению цен, издержек, прибылей, по данным об инновационном процессе?

В настоящей главе не будет дан окончательный ответ на эти вопросы. Но мы надеемся, что, когда вы закончите размышлять об источниках и последствиях конкуренции, а также о происхождении и результатах государственной политики, вы будете лучше представлять себе, в чем существо этих проблем.

Давление конкуренции

Любой продавец, сталкивающийся с кривой спроса, которая не является абсолютно эластичной (т. е. которая наклонена вниз вправо, а не горизонтальна), будет максимизировать чистую выручку, увеличивая продажи или выпуск и сохраняя продажную цену выше предельных издержек. Как и почему это происходит, обсуждалось в предыдущей главе.

Когда цены превышают предельные издержки, одна из проблем, с точки зрения продавца, состоит в том, что такие цены постоянно поощряют конкуренцию. Если кусок яблочного пирога обходится владельцу кафетерия в 30 центов, а продается за 90 центов, то владелец, скорее всего, будет настаивать на том, что разница в 60 центов -- это не прибыль; это всего лишь величина, помогающая покрыть все остальные издержки по содержанию кафе: заработную плату, налоги, аренду, расходы на эксплуатацию оборудования, устранение поломок, воровство и т. д. Может быть, это чистая правда. Тем не менее, каждый дополнительный кусок пирога, который продается за 90 центов, добавляет 60 центов к богатству владельца. Если это относится и ко всем остальным кафе и кафетериям в городе, каждый владелец будет искренне хотеть, чтобы как можно больше голодных людей отказалось от посетцения других кафе и купило у него свой яблочный пирог.

Подобные желания часто побуждают к действию. Можно было бы слегка понизить цены на пирог после трех часов, чтобы склонить некоторых посетителей, которые заходят в послеобеденное время выпить кофе, к мысли позволить себе небольшое удовольствие. Или можно было бы повесить объявление о том, что после трех часов при покупке пирога кофе подается бесплатно. Такая стратегия таит в себе опасности. Некоторые обеденные посетители могут просто отложить свой десерт в полдень, чтобы съесть его в три часа, когда это будет дешевле. И конкурирующие рестораны могут свести на нет усилие по привлечению клиентов, предложив свои собственные стимулы, так что вместо захвата дополнительных посетителей каждый владелец в результате продаст столько же пирогов, сколько и прежде, но только по более низким ценам.

В предыдущей главе мы предполагали, что Эд Сайк и некоторые другие продавцы, чью политику мы рассматривали, каким-то образом точно знают, какой спрос предъявляется на их продукцию. Эта предпосылка была полезной, т. к. позволяла нам описать логику простого процесса поиска цены. В действительности, конечно, продавцам приходится обычно разузнавать информацию о спросе на их продукт и стараться стимулировать и поддерживать его с помощью рекламы и надежного обслуживания. Более того, когда на рынке есть несколько продавцов продукта, кривая спроса у каждого продавца будет зависеть от политики и, в том числе, от ценовой политики конкурирующих с ним продавцов. Спрос на киносеансы Эда Сайка переместится вверх влево, если в соседних кинотеатрах будут показывать лучшие фильмы, или понизят цены, или если по вечерам в пятницу баскетбольная команда колледжа будет проводить игры у себя в университете и одерживать одну победу за другой.

Цена на яблочный пирог, которую установит каждый кафетерий в центре города, будет оказывать влияние на спрос (представленный кривой или таблицей) на яблочный пирог в других ресторанах. Поскольку каждый из ресторанов будет использовать оценки своего собственного спроса при установлении цен, которые, в свою очередь, будут оказывать влияние на спрос для всех остальных ресторанов, эта ситуация, скорее, похожа на шахматы или покер, чем на техническую проблему максимизации. Как при игре в шахматы, наилучшая цена, которую можно установить в следующий момент, может зависеть от цены, установленной до этого. Небольшой аккуратный мирок 9-й главы, с его четко определенными кривыми, утрачивает свои ясные очертания. К сожалению, с точки зрения аналитика (хотя, может быть, к счастью, -- с эстетической точки зрения) реальный мир не так четко очерчен, как страницы в красочной книге. Кривая спроса, как ее воспринимает продавец

В 8-й главе был введен термин "олигополия", означающий "несколько продавцов". Там мы решили, что понятие "несколько продавцов" разделяет всю неопределенность понятия "единственный продавец" -- неопределенность, связанную с вопросом о том, насколько широко или узко следует определять додаваемый товар. Некоторые экономисты используют скользкий термин "олигополия", придавая ему вполне определенное значение: ситуация, когда кривая спроса одного продавца зависит от реакций других известных продавцов, которых иногда называют соперниками (rivals). Решим ли мы называть это "олигополией" или нет -- данный термин, несомненно, вводит в заблуждение -- подобные ситуации, когда кривые спроса различных продавцов существенно зависят друг от друга, встречаются часто и имеют важное значение. Все это усиливает давление конкуренции, на которое так часто жалуются продавцы.

Контроль за конкуренцией

Почему же тогда продавцы не договорятся не конкурировать или конкурировать меньше, или разделить между собой рынок некоторым взаимовыгодным образом? Ответ в том, что они бы с удовольствием это сделали и часто пытаются этого добиться, но это не так просто, как может вначале показаться. Соглашения между конкурирующими продавцами о поддержании цен и разделе рынков обычно не имеют юридической силы (unenforceable in court) и, более того, запрещены законом во многих штатах, а также федеральным законодательством там, где оно применимо. Кроме этого, очень трудно придумать соглашение, с которым каждый согласится, в котором будут предусмотрены все возможности и которое можно будет эффективно проводить в жизнь. Стимулы к конкуренции столь устойчивы, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия договора. В довершение ко всему успешный сговор участников картеля <картель -- соглашение группы продавцов о регулировании цен и выпуска. Существуют также картели покупателей, например, владельцев профессиональных баскетбольных команд, о чем упоминалось в 3-й главе, которые заинтересованы, чтобы единственная лига удерживала на низком уровне издержки по найму игроков. -- Прим. авт.> привлечет внимание аутсайдеров, которые предпримут попытки вступить в отрасль, чтобы получить часть прибыли, которую создал сговор.

Поэтому картелям присуща неустойчивость, часто удивляющая людей, которые не понимают, насколько всепроникающей является конкуренция. Чтобы добиться увеличения богатства своих участников, картель должен решить две проблемы. Прежде всего, он должен препятствовать конкуренции между участниками, которая может уничтожить прибыли от сговора как из-за падения существующих продажных цен, так и из-за роста торговых издержек (selling costs). И затем картель должен найти способ не допустить, чтобы новые конкуренты испортили всю сделку своими попытками вмешательства.

Вот почему ценоискатели и даже ценополучатели столь пылко выступают за законодательные ограничения конкуренции. Продавцы бывают иногда необыкновенно изобретательны в выдумывании причин, по которым государству следует объявить незаконным снижение цен или перекрыть доступ на рынок для новых продавцов. Вот несколько подлинных выдержек из ряда газет, иногда со слегка измененными именами и названиями, чтобы не выдавать виновного. Очень интересно подумать о том, кто в каждом случае должен выиграть, а кто скорее всего проиграет.

"В Вашингтоне Медицинское общество проводит в выходные дни широкомасштабную кампанию протеста против предложенного законопроекта, в котором поощряется предоставление права медицинской практики в больницах акушеркам, психиатрам, ортопедам и другим медикам, не имеющим диплома врача. Медицинское общество усмотрело в этом снижение стандартов, высказав в своем еженедельном бюллетене предположение, что "очень скоро бойскауту со ржавым ножом позволят проводить нейрохирургические операции".

"Все водопроводчики должны минимум 140 часов в год в течение пяти лет изучать высшую математику, физику, гидравлику и начертательную геометрию".

"Производители шерстяных тканей заявляют, что, поскольку производство шерстяных материалов важно для национальной обороны, правительство должно установить квоты на импорт из-за границы".

"Говоря о том, что парикмахерам не нужно выдавать лицензии, вы хотите, чтобы напротив моей парикмахерской или в соседнем доме появился кто-то, кто не может отличить alopecia areata от acne vulgaris (Alopecia areata -- угри обыкновенные (лат.), acne vulgaris -- плешивость гнездная (лат.). -- Прим. перев.). Что мне остается думать? Что не стоило так сильно любить свою страну и нужно было уехать в Новую Зеландию?" (Из письма редактору, написанного парикмахером, который собирался уехать в Новую Зеландию после того, как побывал в этой стране в годы второй мировой войны во время своей службы в торговом флоте.)

"Президент Ассоциации пилотов авиалиний заявил, что в отрасли необходим лишь "минимум регулирования" и следует создать "зону благоразумия", которая установила бы предел для снижения цен на билеты. Согласно его утверждению, новые авиалинии, возникшие благодаря дерегулированию, ведут самоубийственные ценовые войны, подталкивающие к банкротству более старые, охваченные профсоюзным движением авиакомпании".

"Известный владелец местного центра по торговле и обслуживанию телевизоров сказал сегодня, что он приветствует государственное расследование состояния дел в сфере ремонта телевизоров, и потребовал ввести регулирование отрасли. "Мы должны избавиться от дворников, пожарных, рассыльных и других подобных дилетантов, которые обманывают людей, предлагая им услуги низкого качества по сниженным ценам", -- заявил он".

"Сенатский комитет по здравоохранению отклонил вчера законопроект, позволяющий заниматься диагностикой глазных болезней и подбирать очки в неспециализированных поликлиниках и фирмах. Офтальмологи, имеющие самостоятельную практику, утверждают, что их фактически "нанимают" их собственные пациенты. Если же офтальмолог работает в фирме, он работает на своего босса".

"Владелец Пиней-Вудской частной лечебницы и секретарь Государственной ассоциации частных лечебниц, имеющих лицензию на свою деятельность (State Association of Licensed Nursing Homes) обвинил вчера вечером Государственное управление по здравоохранению в том, что оно одобряет строительство новых частных лечебниц, не выясняя должным образом, есть ли нужда в дополнительных медицинских учреждениях и каков профессиональный уровень кандидатов. "Не имеющие профессиональной подготовки люди, в тем числе спекулянты из других районов страны, надеются получить большую прибыль", -- сказал он. -- Большой избыток больничных мест вызовет жестокую конкуренцию, и тогда частным лечебницам придется сокращать расходы на многие необходимые услуги, и это приведет к снижению качества лечения, наносящему урон и пациентам, и обществу".

И еще раз о водопроводчиках, которые ничем не хуже других, но на которых, кажется, пресса обращает больше внимания.

"Изменения, которые предлагается внести в раздел о водоснабжении городского строительного кодекса, включают требование, чтобы водопроводчик работал в качестве ученика пять лет, а не три года, как сейчас, прежде чем получит квалификацию мастера. Кроме того, ученикам нужно будет ежегодно регистрироваться у городских властей, и нельзя будет стать учеником после достижения 25 лет. Чтобы получить квалификацию, дающую право заключать контракты на строительство водопровода, необходимо будет сдать экзамен. В настоящее время кодекс требует только, чтобы водопроводчик, который хочет стать главным водопроводчиком, оформил договор (furnish bond)".



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.028 с.)