Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение правил и общественное сотрудничество

Поиск

Если первоначальное изменение не дает желаемых результатов, можно подумать, что следует вновь изменить правила и продолжать видоизменять их до тех пор, пока цель не будет достигнута. Но кто обладает знаниями, необходимыми для разработки всех этих прекрасных видоизменений? Если бы даже такие знания были, то кто в демократическом обществе имел бы власть проводить их в жизнь? Наконец, и это самое важное, что произойдет со сложными процессами сотрудничества, лежащими в основе высоко специализированной экономической системы, если правила игры в обществе будут подвергаться непрерывным изменениям?

Люди делают инвестиции, чем-то жертвуют, принимают на себя другие рискованные обязательства, полагая, что установленные права собственности будут уважаться, что правила не будут изменяться "в разгаре игры". Правило, гласящее, что правила могут быть в любое время изменены, подорвало бы основу большинства видов общественного сотрудничества. Права собственности должны быть достаточно ясными и стабильными, если мы хотим, чтобы люди планировали на будущее и учитывали отдаленные последствия своих решений.

Стоит отметить также, что, когда ожидания постоянно не сбываются из-за непредвиденных изменений в правилах игры, участники перестают играть в обычную игру и переключают свое внимание на более важную игру -- установление правил.

Повторим вкратце

Распределение доходов является результатом спроса на производительные ресурсы и их предложения.

Производство производительных ресурсов -- это инвестиции, или создание капитала. Одна из важнейших форм капитала -- это человеческий капитал, или производительные возможности, воплощенные в человеческих существах. Производство человеческого капитала имеет большое значение, поскольку денежные доходы в Соединенных Штатах (даже доходы богатых людей) зарабатываются главным образом путем предоставления услуг человеческих ресурсов.

Объем и характер инвестиций, которые будут сделаны в каком-либо обществе, зависят от установившихся и общепринятых прав собственности, поскольку права собственности определяют, что люди могут ожидать от своих действий.

Низкая норма временных предпочтений делает инвестиции более привлекательными, чем потребление. Большая неопределенность относительно будущей доходности инвестиций заставит человека дисконтировать будущий доход по более высокой ставке процента и в результате приведет к меньшему объему инвестиций.

Спрос на производительные услуги любого вида не является совершенно не эластичным. При более низких ценах будет предъявляться спрос на большее количество, а при более высоких -- на меньшее, поскольку существуют заменители производительных услуг любого вида.

Потенциальные потребители производительных услуг принимают решения о размерах своего спроса, сравнивая предельные выгоды и предельные издержки при альтернативных способах достижения поставленных целей.

Спрос на производительные услуги, а значит, и их цены, частично зависят от спроса на производимые ими блага. Но цены производительных услуг оказывают и обратное влияние на издержки и цены производства определенных благ, и тем самым на количество благ, которое будет произведено и продано.

Продавцы производительных услуг не конкурируют с покупателями этих услуг. Продавцы конкурируют с другими продавцами, покупатели -- с другими покупателями. Стремление к более высоким доходам приводит к попыткам подавить конкуренцию, поскольку то, что продавец может приобрести, и то, что покупатель должен заплатить, зависит от альтернативных возможностей, предлагаемых конкурентами.

Данные Бюро переписей по распределению денежных доходов семей преувеличивают неравенство доходов в США, т. к. во внимание не принимаются натуральные пособия, личные налоги и различия в размерах семей. Они также создают ошибочное представление о стабильности распределения доходов, поскольку не отражают существенных изменений места конкретных семей в общей структуре распределения.

Общественное сотрудничество на достаточно широкой основе требует относительно стабильных прав собственности, т. к. оно предполагает способность людей предвидеть последствия своих решений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Доход -- это поток (flow) денежных поступлений в единицу времени: 240 долл. в неделю, или 30.000 долл. в год. Богатство -- это запас (stock) активов: наличные деньги, акции, здания, орудия труда и т.д. Как доход и богатство связаны друг с другом?

  • а) Если вы имеете аннуитет, который будет приносить вам 10.000 долл. ежегодной ренты в течение следующих 20 лет, какова сегодняшняя ценность капитала, образующего эту ренту? На сколько этот капитал увеличивает ваше богатство?
  • б) Предположим, что вы имеете 100 акций новой перспективной компании, которая еще не начала выплачивать дивиденды и, возможно, не будет делать этого в течение нескольких лет. Эти акции продаются сейчас на Нью-Йоркской фондовой бирже по 50 долл. за штуку. Каким богатством вы располагаете, владея этими акциями? Если бы вы захотели превратить это богатство в доход, как бы вы могли это сделать? Примерно какой доход вы могли бы получать, не уменьшая размер вашего богатства?
  • в) Почему акции, о которых шла речь, будут покупаться по 50 долл. за штуку, если известно, что компания не собирается платить дивиденды в течение нескольких лет?
  • г) Автомобиль, находящийся в частной собственности, является богатством. Приносит ли он доход своему владельцу? В какой форме?
  • д) Чем определяется рыночная ценность дома, а следовательно, и его вклад в богатство владельца? Определяется ли ценность дома (богатства) ожидаемыми выгодами от проживания в нем (доходом)? Или же цена дома определяет величину дохода, получаемого от проживания в нем? Предположим, что некто ненавидит собственный дом, в котором живет, потому что из всех его окон открывается отвратительный вид на залив и горы. Уменьшит ли такая идиосинкразия доход от проживания в доме? Уменьшит ли она богатство, связанное с владением домом? Как мог бы повести себя владелец при таком несоответствии между доходом и богатством?
  • е) Является ли диплом инженера богатством? Чем определяется ценность такого диплома? Как мог бы инженер с новеньким дипломом, только приступающий к своей первой работе, превратить часть этого богатства в текущий доход для того, чтобы купить мебель для своей квартиры?
  • ж) Преуспевающий и имеющий много пациентов врач принимает решение уйти на пенсию и "продать свою практику", Что он на самом деле продаст? Чем будет определяться ценность продаваемого блага для потенциального покупателя?
  • з) Является ли ожидаемая в будущем пенсия частью богатства человека? Являются ли ожидаемые пособия по социальному обеспечению значительной частью богатства человека, которому исполнилось 65 лет?

2. В 1983 г. широкую известность получил судебный иск бывшей жены врача, которая потребовала, чтобы ей была выплачена половина ценности его медицинского диплома на том основании, что она помогала ему закончить медицинский колледж и по действующему в Калифорнии закону об общем имуществе имеет право на половину всего, чем они владели.

  • а) Адвокат врача настаивал па том, что образование не является собственностью и не может быть разделено на части, поскольку оно не имело ценности в то время, когда было получено. Если бы доктор внезапно умер сразу после получения диплома, его жене не досталось бы ни цента, заявил адвокат. Вы согласны с этим?
  • б) Предположим, что супружеская пара владела домом, который сгорел во время их развода. Какие меры люди предпринимают для того, чтобы защитить себя от случайного разрушения или какой-то иной утраты ценного материального имущества? Какие меры обычно предпринимают молодые врачи для того, чтобы обеспечить своим семьям большой доход, даже на случай своей внезапной смерти?
  • в) Адвокаты жены запросили 250.000 долл. в качестве ее доли в ценности медицинского образования ее бывшего мужа. Предположим, что медицинский диплом, по скромным оценкам, мог бы давать в течение 30 лет по 30.000 долл. в год дополнительно к тому, что врач получал бы без диплома. Поскольку эта сумма может увеличиваться, если в данный период будет инфляция, для вычисления сегодняшней ценности следует пользоваться не номинальной, а реальной ставкой процента. Согласились бы вы с адвокатами бывшей жены в их оценке того, что должно ей принадлежать? Какова сегодняшняя ценность половины ренты в 30.000 долл., рассчитанной на 30 лет при учетной ставке в 4%?
  • г) Врач заявил: "Я не думаю, что она имеет право на половину моего будущего". Его бывшая жена заявила: "Я должна получать прибыль на свои инвестиции в это общее предприятие". Супруги разошлись после 10 лет совместной жизни, во время которой она работала бухгалтером, а он закончил медицинский колледж и ординатуру. Как бы вы решили эту проблему?

3. В то время как пишутся эти строки, профессиональная баскетбольная команда "Нью-Йорк Никс" ведет переговоры о подписании контракта с Патриком Евингом, который в 1985 г. был назван лучшим среди игроков университетских команд. Если подписание контракта с Евингом увеличит продажу абонементов на матчи в два раза, Евинг добавит 3 млн. долл. к выручке "Никсов" только от продажи абонементов. Какова ценность Евинга для "Никсов"? Является ли эта ценность человеческим капиталом?

4. Если мужчина, окончивший среднюю школу, на протяжении своей жизни зарабатывает в среднем 900.000 долл., а мужчина, окончивший колледж, -- в среднем 1.200.000 долл., то какова ценность продолжения образования в колледже для среднего мужчины? (Она должна быть меньше 300.000 долл., поскольку при оценке текущей ценности будущих доходов всегда следует делать скидку.)

5. Если женщина, окончившая среднюю школу, на протяжении своей жизни зарабатывает в среднем 400.000 долл., а с дипломом колледжа -- 550.000 долл., то какова будет ценность диплома колледжа для средней женщины?

6. Пятый год обучения в колледже в среднем увеличивает заработок на протяжении жизни для мужчины на 9%, а для женщины -- на 34%. Можете ли вы предложить какое-то разумное объяснение такой разницы в воздействии пятого года обучения в. колледже? (Данные в этом и в двух предыдущих пунктах приблизительно соответствуют оценкам Бюро переписей.)

7. Альфа и Бета -- близнецы-двойняшки. Альфа идет на работу сразу после школы, поскольку считает, что четыре года в колледже -- это целая вечность, а она хочет иметь спортивную машину. Бета уверена, что ее сестра поступает глупо; сама она намерена пойти в колледж, проучиться еще два года, чтобы получить ученую степень и затем начать зарабатывать столько денег, сколько Альфе и не снилось.

  • а) Почему тот факт, что доход Беты через 6 лет будет намного больше дохода Альфы, не обязательно означает, что Альфа приняла глупое решение с точки зрения получения денежного дохода?
  • б) Воспользовавшись таблицами гл. 11, сравните: 1) сегодняшнюю ценность ежегодного дохода в 20 тыс. долл., получаемого с 17 до 65 лет; 2) сегодняшнюю ценность дохода в 40 тыс, долл. в год, получаемого с 23 до 65 лет. Сравните эти суммы, исходя из ставки дисконта в 18% и затем из ставки в 6%.
  • в) Будет ли нерациональным для Альфы дисконтировать свой будущий доход по ставке в 18%? Для Беты -- по ставке в 6%?

8. Должны ли студенты колледжей полностью оплачивать затраты на свое собственное образование?

  • а) Кто выигрывает от того, что человек получает образование в колледже?
  • б) Если только студенты с низкими доходами имеют право на субсидии для получения образования, то какой потолок вы установили бы для низких доходов?
  • в) Если образование -- это инвестиции, предназначенные для обеспечения более высокого дохода в будущем, то почему люди, которые хотят долгие годы получать дорогостоящее образование, просто не занимают для этого деньги так, как это делают коммерческие фирмы для финансирования своих инвестиций?

9. Если телевизионные каналы принадлежат общественности, а не владельцам телевизионных станций, которым разрешено ими пользоваться, то почему продажная цена телевизионной станции часто бывает более чем в 10 раз выше затрат на замену всего оборудования, которое переходит из одних рук в другие при продаже? Что же продает предыдущий владелец?

10. Кто является собственником национальных парков? Правительство? Люди? Чиновники парковой службы Департамента внутренних дел? Что означает надпись, которая гласит: "Собственность правительства США. Не нарушать права владения"?

11. Посадочный талон на самолет дает вам право на место А у окна. Когда вы подходите к своему ряду, вы обнаруживаете, что на вашем месте сидит шестилетний ребенок. У него посадочный талон на место В. Вы просите его пересесть, но он говорит, что хочет смотреть в окно, и просит вас сесть на его место возле прохода. Поскольку вы тоже хотите смотреть в окно, вы зовете бортпроводника и объясняете ему ситуацию. Бортпроводник говорит: "Вы действительно хотите, чтобы я заставил этого маленького ребенка пересесть от окна?"

В данный момент, кто владеет местом А? Выделите в этом случае реальные, юридические и моральные права собственности.

12. В ответ на введение контроля за квартплатой домовладелец из Санта-Моники решил снести принадлежащее ему шестиквартирное здание. Однако муниципалитет не дал разрешения на снос, заявив, что интересы сохранения сдаваемого внаем жилья имеют приоритет над его правом уничтожить свою собственность. Верховный суд Калифорнии поддержал отказ Санта-Моники выдать разрешение на снос.

Кто является собственником этого дома? Выделите реальные, юридические и моральные права в этом случае.

13. "Программы помощи" ("entitlement programs") федерального правительства определяются как "программы, обеспечивающие выплату пособий лицам, чьи права на их получение устанавливаются законом". Поскольку эти права устанавливаются существующим законом, расходы по программам не утверждаются Конгрессом.

  • а) Можно ли сказать, что люди, охваченные программами помощи, получают доходы благодаря определенным правам собственности?
  • б) Критерии некоторых программ таковы, что люди не могут по своему выбору стать получателями пособий. Пример -- пособия для лиц определенного возраста, или пособия ветеранам. В других программах используются критерии, которые могут быть предметом более или менее свободного выбора людей. Как вы считаете, будет ли закон спроса оказывать воздействие на темпы роста расходов по этой второй категории программ?

14. До 1977 г. национальная программа продовольственных талонов давала каждой семье, охваченной этой программой, определенное количество талонов ежемесячно, что позволяло приобретать необходимый минимум продуктов литания. Количество выдаваемых талонов зависело от размеров, но не от доходов семьи. Доходом, однако, определялась цена, которую семья должна была платить за талон: от нулевой -- для самых бедных семей, до 85% полной стоимости талона -- для семей с наибольшими доходами. В 1977 г. эта система была заменена другой, по которой количество предоставляемых талонов стало зависеть от дохода семьи, но талоны просто выдавались, а не продавались, как прежде. Основным доводом в пользу изменения, проведенного в 1977 г., было следующее: абсурдно, если не безнравственно, заставлять бедных людей платить за продовольственные талоны. Было ли это абсурдно? Каковы были последствия такой политики?

  • а) Предположим, семья, получающая 300 долл. в месяц, решает потратить 150 долл. на оплату жилья, 100 долл. на питание и 50 долл. на другие блага. После того ей выдают продовольственных талонов на сумму в 100 долл. Почему мы не можем предсказать, сколько эта семья в конце концов потратит в месяц на жилье, питание и другие блага? Какие возможности у нее имеются?
  • б) Если правительственные чиновники хотят, чтобы бедная семья непременно использовала свои продовольственные талоны на удвоение месячных расходов на питание, каким образом, ограничив выбор семьи, могут они добиться желаемого результата? (Допустим, что семья не продает талоны за деньги, что нередко случается, хотя это и незаконно.)
  • в) Станет ли семья жить лучше, если решит использовать продовольственные талоны вместо дохода, тратившегося ранее на питание, чтобы увеличить потребление других благ? Или же семью, следует заставить придерживаться структуры потребления, продиктованной правительственными чиновниками (и, очевидно, основанной на рекомендациях специалистов по питанию)?
  • г) Если правительство дает колледжам, принадлежащим церкви, крупные субсидии на улучшение научного образования, но не предоставляет фондов на улучшение религиозного образования, действительно ли правительство поддерживает науку, а не религию?
  • д) Если женщина жертвует деньги на проведение консультаций для алкоголиков в рамках общей благотворительной кампании, увеличатся ли в результате этого фонды, предназначенные для таких консультаций в ее собственной местности?

15. Часто можно услышать утверждение -- над которым также часто смеются -- что подоходные налоги ослабляют стимулы зарабатывать доходы.

  • а) Если бы от вас потребовали отдавать правительству 50% всех денежных доходов, которые вы зарабатываете летом, стали бы вы работать больше или меньше по сравнению с ситуацией, когда ваш доход не облагался налогом? Стали бы вы искать способы увеличить свой доход, не увеличивая при этом свой денежный доход или доход, облагаемый налогом?
  • б) Каким образом предельная налоговая ставка (т. е. отношение дополнительных налогов к дополнительным доходам), равная 50%, повлияет на затраты врача, связанные с самостоятельным строительством собственного дома, по сравнению с затратами на найм подрядчика?
  • в) Незамужняя женщина с тремя детьми дошкольного возраста не работает, но получает 400 долл. в месяц в виде денежного пособия по социальному обеспечению плюс продовольственные талоны на 200 долл. в месяц и финансируемые государством медицинские услуги на 100 долл. в месяц. Ей предложена работа на 1000 долл. в месяц. Если она примет это предложение, она потеряет право на какие-либо денежные или натуральные пособия. Какова будет предельная ставка налога на ее заработок? Пошли бы вы на работу на ее месте?
  • 16. В 70-е годы учителя начали сталкиваться с серьезной нехваткой рабочих мест после того, как долгие годы спрос на их услуги возрастал. В результате усилился интерес к организации профсоюзов. Что может дать учителям организация профсоюзов в условиях крайне неблагоприятного для них рынка рабочей силы? Кто скорее всего выиграет от этого? Кто пострадает?

17. "Фермеры, жалующиеся на то, что после сокращения программы брасеро <Брасеро (bгасего) -- мексиканские сельскохозяйственные рабочие, временно приезжающие в США для уборки урожая. -- Прим. ред. > они не могут найти достаточно сельскохозяйственных рабочих, просто неискренни", -- сказал один из деятелей Объединенного профсоюза рабочих-упаковщиков.

"Около трети безработных в Лос-Анжелесе -- в прошлом сельскохозяйственные рабочие, и фермеры могли бы их использовать, если бы сделали заработную плату и условия труда достаточно привлекательными". Думаете ли вы, что фермеры неискренни? Могли бы калифорнийские фермеры найти достаточно работников, если бы постарались? Объясните ваш ответ.

18. По одной из форм коллективного договора (closed shop), работодатели могут нанимать только рабочих, уже являющихся членами данного профсоюза. По другой (union shop) -- работодатели могут нанимать кого угодно, но принятые на работу должны затем вступить в профсоюз. Как, вы считаете, эти две различные формы договоров будут влиять на заработную плату? На занятость? На дискриминацию профсоюзом представителей национальных меньшинств? Почему?

19. У преподавателей колледжей в США не было настоящего профсоюза. Почему же тогда в 60-е годы их средняя заработная плата так заметно возросла? Как преподаватели колледжей могли бы добиться еще большего повышения заработной платы за этот период, используя профсоюзную организацию? Почему некоторые преподаватели могут быть заинтересованы в законе, который запретил бы людям без докторской степени преподавать в колледже? Какими, по вашему мнению, были бы последствия, если бы в нескольких штатах был принят такой закон?

20. Отражает ли соотношение заработков преподавателей гуманитарных дисциплин и футбольных тренеров в ведущих университетах штатов соотношение ценности футбола и гуманитарных дисциплин? Отражает ли оно количество лет, которое преподаватели и тренеры должны затратить на получение образования? Количество часов, в течение которых они работают? Сложность или непривлекательность их работы? Почему футбольные тренеры получают настолько более высокую зарплату?

21. В Голландии правительство расходует около 50 млн. долл. в год на приобретение работ художников, которые не могут найти других покупателей. Большая часть этих произведений искусства оседает в складских помещениях -- почти 500.000 единиц в 1982 г.

  • а) Как вы считаете, подобная программа повышает средние доходы художников?
  • б) Каким образом она может на деле понизить средние доходы художников?

22. В последние годы все большая часть переговоров о заработной плате между работодателями и профсоюзами стала завершаться заключением двухуровневых (two-tier) контрактов. "Старые" работники получают одну зарплату; вновь нанимаемые работники -- гораздо меньшую зарплату.

  • а) Насколько такой контракт выгоден каждой из четырех следующих сторон: работодатели; "старые" работники; руководители профсоюза; новые работники?
  • б) Для какой из этих четырех групп такой двухуровневый контракт будет наименее выгодным впоследствии?

23. Повышает ли высокий уровень заработной платы в таких, имеющих сильные профсоюзы отраслях, как сталелитейная или автомобильная, общий уровень заработной платы в неохваченных профсоюзами отраслях с более низкой заработной платой? Если вы думаете, что повышает, то каким образом это происходит? Если контракты, требующие высокой заработной платы, сокращают число рабочих мест в отраслях, где она должна выплачиваться, то где находят работу люди, не вошедшие в профсоюзы?

24. Местное отделение профсоюза водопроводчиков в Форт-Лаудердейле, штат Флорида, несколько лет назад добровольно понизило на 45% почасовую ставку зарплаты для членов профсоюза, занятых на строительстве малоэтажных домов. Для занятых на строительстве многоэтажных зданий были сохранены более высокие ставки. Управляющий делами профсоюза сказал, что это делается в целях борьбы с инфляцией и оказания помощи домовладельцам. Как вы думаете, могло ли это быть сделано также потому, что в данной местности было достаточно водопроводчиков, которые соглашались работать за зарплату вдвое меньшую, чем требовал профсоюз? Как вы полагаете, почему профсоюз не понизил ставку также и для занятых на строительстве многоэтажных домов?

25. "Если бы у нас не было мощных профсоюзов, у нас был бы неограниченный рабочий день, низкая зарплата, детский труд, где это только возможно, "гонка" производства и вредные и опасные условия труда. Все эти пороки индустриальной системы были устранены рабочими, объединенными в профсоюзы и защищающими свой труд".

  • а) Согласны ли вы с этим утверждением из письма в газету?
  • б) Можете ли вы придумать способ проверки этого утверждения или какой-либо из его частей?

26. Автор письма в журнал недоумевает: "Что мы будем делать с растущим числом людей, теряющих работу из-за внедрения корпорациями новейших капиталоемких технологий?" -- и спрашивает: "Для чего нужны эти технологии, если они скорее делают беднее, чем обогащают большинство из нас?"

  • а) Можете ли вы помочь автору письма найти ответ?
  • б) Доля американцев старше 16 лет, которые работали по найму на протяжении года, равнялась в 1964 г. 56,4%, в 1974 г. -- 58,3% и в 1984 г. -- 59,9%. Подтверждает ли эта тенденция мнение автора письма?

27. Известный газетный обозреватель, критикуя предложение понизить устанавливаемый федеральным правительством минимум заработной платы для подростков с 3,35 до 2,25 долл. в час, утверждал: "Любой работодатель, готовый сэкономить на чем угодно, предпочтет нанять работников на 85 центов в час дешевле, если у него будет такая возможность".

  • а) Если бы минимальная заработная плата для подростков была понижена на 85 центов, почему некоторые работодатели, "готовые сэкономить на чем угодно", не стали бы снижать зарплату работающим у них подросткам?
  • б) Почему так много работодателей платят подросткам (и другим) гораздо больше установленного минимума заработной платы даже в отсутствие договора с профсоюзами или какой-либо явной угрозы создания профсоюза?
  • в) Тот же обозреватель не согласен с тем, что снижение минимальной заработной платы для подростков увеличит количество доступных для них рабочих мест: "Закусочным "Макдональдс" необходимо Х работников, и, по видимому, именно таким и окажется число нанятых, независимо от того, какая будет зарплата". Согласны ли вы с этим? Как вы думаете, что произошло бы, если бы "Макдональдс" должен был платить своим работникам 7,70 долл. в час? Оказался бы Х постоянной величиной?

28. Какое влияние на каждую из следующих групп оказало бы существенное увеличение устанавливаемого законом минимума заработной платы?

  • а) Рабочие, входящие в профсоюзы.
  • б) Подростки.
  • в) Неквалифицированные рабочие.

29. "Сопоставимая ценность" ("comparative worth") -- название движения, возникшего в 80-е годы, чтобы привести соотношение ставок заработной платы в соответствие с "истинной" ценностью трудовых услуг. Это движение находит поддержку главным образом среди тех, кто убежден, что женщины подвергаются незаслуженной дискриминации на рынке рабочей силы. Должности, на которых занято большинство из них (секретарши или медсестры, например), считаются "женскими должностями", и оплачиваются поэтому ниже их "сопоставимой ценности". Сопоставление здесь проводится с должностями, на которых обычно заняты мужчины.

  • а) Может ли работа иметь внутренне присущую ей ценность? Можете ли вы придумать какую-либо ситуацию, в которой ценность (worth) работы не определялась бы ее ценностью (value) для определенного лица в конкретных обстоятельствах?
  • б) Представьте себе клинику с 20 врачами, одной медсестрой и одним лаборантом. Разумно ли считать, что в такой ситуации дополнительная медсестра или дополнительный лаборант могли бы иметь большую ценность для клиники, чем дополнительный врач?
  • в) Стоимость или ценность, оказывающая влияние на решения, -- это всегда предельная стоимость или ценность. Почему секретарша имеет большую ценность для экономического факультета, когда она работает одна, а не когда их восемь? Опишите ситуацию, в которой стоимость секретарши для экономического факультета была бы выше стоимости экономиста, вооруженного дипломом доктора наук.
  • г) Почему работодатель, следующий правилу максимизации, приведенному в гл. 9 (расширяй свою деятельность, если предельная выручка превышает предельные издержки, и сокращай ее, если предельные издержки превышают предельную выручку), будет стремиться платить каждому работнику зарплату, равную его предельной ценности? Что значило бы утверждение, что работодатель платит работникам меньше их предельной ценности?

30. Приведенный ниже график показывает предельную ценность медсестры и санитара для окружной клинической больницы.


Рисунок 12А. Предельная ценность медсестер и санитаров в окружной клинической больнице

  • а) Почему для больницы ценность медсестры могла бы составить 80 долл. в час? Почему ценность санитара могла бы составить целых 30 долл. в час? Как вы думаете, если бы больница была вынуждена платить за услуги медсестры 75 долл. в час, стали бы ей поручать выносить утки, мерить температуру или подавать еду пациентам?
  • б) Теперь предположим, что санитары организованы в профсоюз и больница должна платить им 19 долл. в час. Сколько санитаров больница возьмет на работу? Какой будет предельная ценность санитара?
  • в) Предположим, что сестры не входят в профсоюз и что больница может нанять за 10 долл. в час сколько угодно медсестер. Сколько медсестер будет принято на работу? Какой будет предельная ценность медсестры?
  • г) Каким будет соотношение ценности санитара и медсестры в этой ситуации? Будет ли соотношение ценностей отражать важность выполняемой ими работы?
  • д) Станут ли в больницах использовать медсестер для выноса уток, если медсестру можно нанять за 10 долл. в час? Кого попросят выносить мусорные корзины -- медсестер или санитаров, если санитарам нужно платить в два раза больше, чем медсестрам? Как вы полагаете, какие обязанности в больнице попросили бы выполнять санитаров, если бы им нужно было платить 29 долл. в час? Стала бы ценность услуг санитара в три раза больше ценности услуг медсестры?

31. Почему медсестры согласились бы работать, как это предполагалось в предыдущем пункте, всего за 10 долл. в час?

  • а) От каких факторов зависит кривая предложения услуг медсестер?
  • б) До последнего времени можно было получить квалификацию медсестры, закончив трехгодичные курсы обучения в клинике, имеющей право выдавать такие свидетельства. Теперь же, как правило, требуется, чтобы медсестры предварительно получили диплом бакалавра. Их не принимают учиться до тех пор, пока они не закончат курсы по неорганической и органической химии, микробиологии, математике, общественным наукам и языку. Увеличивают ли эти более жесткие требования ценность.дипломированных медсестер для их будущих нанимателей? Изменяют ли они кривую предложения медсестер? Отразится ли это на предельной ценности медсестер?

32. В вопросе 30 предполагалось, что профсоюз санитаров может добиться почасовой заработной платы в 19 долл.

  • а) Реально ли это с учетом всего того, что вы знаете о спросе и предложении услуг санитаров?
  • б) Что должен будет сделать профсоюз для сохранения зарплаты санитаров на уровне 19 долл. в час?
  • в) Почему профсоюзу электриков легче установить почасовую зарплату в 19 долл., чем профсоюзу санитаров?
  • г) Почему так мало машинисток и канцелярских работников объединено в профсоюзы?
  • д) Почему квалифицированные рабочие, которые, как правило, и так получают более высокую зарплату, обычно добиваются больших успехов в организации профсоюзов и повышении своей зарплаты, чем неквалифицированные рабочие?

33. Должны ли школьные учителя истории и английского получать столько же, сколько учителя естествознания и математики?

  • а) Предположим, что школьный округ платит всем учителям с одинаковым стажем одинаковую зарплату независимо от преподаваемого предмета, и это приводит к излишку учителей истории и английского и дефициту учителей естествознания и математики. Стало бы это причиной дифференциации зарплаты?
  • б) Как можно было бы решить проблему одновременного излишка и дефицита, не платя учителям естествознания и математики больше, чем учителям истории и английского?
  • в) Почему политика одинаковой заработной платы, по существу, явилась причиной дефицита учителей естествознания и математики и одновременного излишка учителей истории и английского во многих школьных округах? Какие факторы способствовали этому со стороны спроса? Со стороны предложения?

34. По данным Американской медицинской ассоциации, в последние годы средние доходы семейных врачей снижались, в то время как доходы врачей-специалистов росли. Лучше всего шли дела у хирургов, и сейчас их средние доходы почти в два раза выше, чем у терапевтов.

  • а) В значительной степени эта разница проистекает из давно установившейся разницы в страховых выплатах по различным медицинским услугам. Американское общество терапевтов утверждает, что ставки страховых выплат несправедливы. Что вы могли бы сказать о правомерности подобного утверждения? Каким будет справедливый способ определения относительной ценности удачной хирургической операции по сравнению с точным диагнозом и последующим эффективным лечением?
  • б) Хирурги оправдывают свои более высокие доходы тем, что они учатся на четыре года больше, чем терапевты. Оправдывают ли четыре дополнительных года обучения боле высокие доходы потому, что обучение стоит дорого, или потому, что дополнительные годы обучения расширяют знания и повышают квалификацию?

35. Обследование, проведенное во время спада 1980 г., показало, что в течение одного месяца прекратили существование 118.000 домашних хозяйств (households).

  • а) Почему спад может вызвать исчезновение домашних хозяйств? Что с ними происходит?
  • б) Что в результате произошло со средними доходами семьи?

36. В каждом из описываемых ниже случаев увеличение денежных доходов семьи переводит всех членов первоначальной семьи в категорию семей с более низкими доходами. Объясните, как это происходит. Означает ли это, что люди, о которых идет речь, начинают жить хуже? Какие важные вопросы возникают в связи с этим при анализе данных о доходах семей?

  • а) Пожилой супружеской паре, живущей вместе со своим женатым сыном, прибавляют пенсию, что позволяет им обзавестись собственной квартирой.
  • б) Муж и жена, которые постоянно ссорятся и продолжают жить вместе только потому, что не могут содержать два отдельных дома, получив повышения по службе и прибавки к зарплате расходятся с чувством большого облегчения и забирают с собой по одному ребенку.
  • в) Муж хирурга-ортопеда уходит с работы для того, чтобы вести домашнее хозяйство и лучше ухаживать за детьми, когда практика его жены начинает приносить очень высокий доход.

37. Как следует учитывать натуральные выдачи при исчислении доходов людей, получающих пособия по социальному обеспечению?

  • а) Разумно ли включать денежную ценность продовольственных талонов, льготной квартплаты и бесплатных школьных обедов в доход семьи, получающей пособия?
  • б) Каким образом это привело бы к преувеличению их доходов? (Подсказка: Что бы вы предпочли -- тележку, полную покупок, которые за вас выбрал кто-то другой, или денежный эквивалент этих покупок?)
  • в) Пособия по болезни значительно повышают благосостояние многих пожилых американцев. Если пожилому человеку бесплатно делают операцию, которая стоит 5000 долл., должны ли мы считать, что его доход увеличивается на 5000 долл.?

38. Мы часто встречаем выражение "пожилые люди с низкими доходами". Насколько бедны пожилые люди в Соединенных Штатах?

  • а) Почему соответствующая цифра в табл. 12С серьезно преуменьшает средний относительный доход людей старше 65 лет?
  • б) В 1982 г. только 8,5% всех пожилых людей, живущих в семьях, находились за официальной чертой бедности, по сравнению с 27% -- в 1959 г. Каким образом, с вашей точки зрения, могло произойти это изменение?
  • в) Сколько вы можете перечислить льгот, которые получают люди старше 65 лет, но которые не увеличивают их денежных доходов?

39. Значительное число правительственных программ специально направлено на улучшение относительного положения групп с низкими доходами. Кроме того, экономическая политика правительства во многих других областях формулируется таким образом, чтобы не задеть интересы людей с низкими доходами. Оправданием такой политики обычно служит утверждение, что она способствует более справедливому распределению доходов.

  • а) Можете ли вы доказать утверждение, что распределение дохода, определяемое соотношением спроса и предложения, является справедливым? Можете ли вы доказать утверждение, что оно несправедливо?
  • б) Как бы вы определили справедливое (или несправедливое) распределение доходов?
  • в) Если предыдущий вопрос слишком сложен, возможно, вы могли бы определить: что есть более справедливое (или менее несправедливое) распределение доходов?
  • г) Существуют два общепринятых, но совершенно различных способа определения справедливости -- с точки зрения правил, и с точки зрени


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.247 (0.012 с.)