IV. Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Объяснение нового материала.



Коллективное обсуждение заданий 1, 2 на с. 84 учебника.

1) Анализ задачи 1.

– Елочные шарики раскладывают в коробки по одному.

– На сколько больше оказалось коробок?

– На сколько меньше шариков?

– Из коробок и шариков составлены пары. Без пар оказались 3 коробки, 3 шариков не хватило. Это значит, что коробок на 3 больше, чем шариков, а шариков на 3 меньше, чем коробок.

– А сейчас будьте внимательны. Отсчитаем в верхней строке слева столько коробок, сколько шариков «положим в коробки». Число 3 справа – это 8 без 5, то есть 8 – 5 = 3.

– Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.

– В этой задаче мы из большего числа (8) отнимаем меньшее (число 3).

2) Решение задачи 2 (1).

– Как узнать, на сколько уток меньше, чем кур? (Надо из большего числа отнять меньшее.)

– Назовите большее число. (10.)

– Назовите меньшее число. (6.)

– Что нужно записать? (10 – 6 = 4.)

– На сколько уток меньше, чем кур? (На 4.)

– Как узнали? (Из большего числа отняли меньшее.)

3) Решение задачи 2 (2).

– Как узнать, на сколько платьев больше, чем костюмов? (Из большего числа вычесть меньшее.)

– Назовите большее число. (12.)

– Назовите меньшее число. (5.)

– Что нужно записать? (12 – 5 = 7.)

– На сколько платьев больше, чем костюмов? (На 7.)

– Как узнали? (Из большего вычли меньшее.)

V. Закрепление.

1. Решение задачи 1 на с. 11 в рабочей тетради № 2.

– Кто живет в зоологическом саду? (Слоны, мартышки, жирафы.)

– Сколько слонов? (2.)

– Сколько мартышек? (4.)

– Сколько жирафов? (3.)

– Ответьте на первый вопрос: «Как узнать, на сколько мартышек больше, чем слонов?»

– Назовите большее число. (4.) Назовите меньшее число. (2.)

– Что нужно записать? (4 – 2 = 2.)

– На сколько мартышек больше, чем слонов? (На 2.)

– Как узнали? (Из большего числа отняли меньшее.)

– Как узнать, на сколько жирафов больше, чем слонов?

– Назовите большее число. Назовите меньшее число.

– Что нужно записать?

– На сколько жирафов больше, чем слонов?

– Как узнали?

Аналогичную работу провести, отвечая на вопрос: «На сколько жирафов меньше, чем мартышек?»

2. Решение задачи 3 на с. 11 в рабочей тетради № 2.

– Сколько лет брату? Сколько лет сестре? Кто старше?

– А кто моложе или младше?

– Как узнать, на сколько лет брат моложе сестры?

– Назовите большее число. Назовите меньшее число.

– Что нужно записать?

– На сколько лет брат моложе сестры?

– Как узнали?

– Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

VI. Самостоятельная работа.

12 – 5 9 + 4 11 – 6 13 – 4

6 + 8 7 + 6 14 – 5 15 – 6

VII. Итог урока.

Сформулируйте правило сравнения чисел.

– Для чего нужно это правило?

Урок 95
На сколько больше или меньше

Цели: формировать умение сравнивать два числа, применяя вычитание; уметь формулировать правило сравнения чисел.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Арифметический диктант.

(Записать только ответы в столбики.)

6 + 4 11 – 4 8 + 6

7 – 5 3 + 9 10 – 3

11 – 3 8 + 3 12 – 5

8 + 5 14 – 6 7 + 4

15 + 0 10 – 4 9 + 6

Ответы:

10 6 14

2 12 7

8 11 7

13 8 11

15 6 15

Проверка. Дети читают ответы по столбикам; зеленой ручкой проверяют; если все верно, ставят букву «М».

2. Выполнение заданий 6, 7, 10 на с. 13 в рабочей тетради № 2.

III. Решение задач.

– Расскажите, что нужно делать, чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого.

– Будем сравнивать числа: 6, 2, 4.

– 6 больше 2 на 4. Как узнали, что 6 больше 2 на 4? (Из большего числа отняли меньшее.)

– Назовите большее число. (6.) Назовите меньшее число. (2.)

– Как записали? (6 – 2 = 4 и т. д.)

– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

1. Выполнение задания 3 на с. 84 учебника.

– Как узнать, на сколько 3 меньше 5?

– Назовите большее число. (5.) Назовите меньшее число. (3.)

– Что нужно записать? (5 – 3 = 2.)

– На сколько 3 меньше 5? (На 2.) Как узнали?

Аналогичная работа ведется с другими числами.

2. Сравнение чисел в задании 3 на с. 84 в рабочей тетради № 2.

– Надо сравнить числа 5 и 7. Первое стоит число 5, а потом 7, значит, отношение будет «меньше».

– 5 меньше 7 на 2, так как 7 – 5 = 2.

– Числа 9 и 4. Какое будет отношение? (Больше.)

– Как узнать, на сколько 9 больше 4?

– Назовите большее число. (9.) Назовите меньшее число. (4.)

– Что надо записать? (9 – 4 = 5.)

– На сколько 9 больше 4? (На 5.)

С остальными числами проводится аналогичная работа.

3. Сравнение чисел в заданиях 4, 5 на с. 85 учебника.

– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

IV. Повторение.

Решение задачи с помощью фишек (задача 8 на с. 14 в рабочей тетради № 2).

V. Итог урока.

– Что нужно знать о сравнении чисел?

Урок 96
Увеличение числа
на несколько единиц

Цели: научить решать задачи с отношением «больше на 4»; формировать умение сравнивать числа, применяя вычитание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Сравнение чисел в задании 7 на с. 85 учебника.

2. Выполнение заданий 4–6 на с. 16 в рабочей тетради № 2.

3. Игра «Математический спринт»

5 + 4 7 + 6 13 – 4

9 – 3 5 + 6 12 – 6

8 + 6 10 – 8 9 + 3

5 + 7 10 – 7 5 + 6

12 – 4 14 – 10 6 + 4

15 – 6 14 – 4 10 – 9

III. Объяснение нового материала.

1. Составление и решение задачи 1 на с. 88 учебника.

– Составьте по рисунку задачу.

В комнате играют мальчики и девочки. Мальчиков 4, а девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек?

– Используйте фишки.

– В верхней строке 4 красные фишки, каждая из них «изображает» одного мальчика.

– А что сказано о девочках? (Их на 2 больше.)

– То есть их столько, сколько мальчиков, и еще 2.

– В нижней строке поэтому 4 и 2 зеленые фишки. Каждая из них обозначает одну девочку.

– Сколько девочек? (6.)

– Каким действием можно найти это число? (Сложением: 4 + 2 = 6.)

– Значит, чтобы найти число девочек, надо сложить 4 и 2.

2. Решение задачи 2 на с. 88 учебника.

– Прочитайте задачу.

– Что означают слова «черепах на 3 больше, чем ужей»?

– Что надо сделать, чтобы узнать число черепах? (Надо сложить 8 и 3.)

IV. Закрепление.

1. Решение задачи 1 на с. 15 в рабочей тетради № 2.

– Сколько конфет в зеленом кольце? (5.)

– Что сказано о конфетах в красном кольце?

– Что означают слова «на 4 больше»? (Их столько, сколько в зеленом кольце, и еще 4.)

– Нарисуйте 5 конфет и еще 4.

– Сколько конфет в красном кольце? (9.)

– Каким действием узнали? (Сложением: 4 + 5 = 9.)

– Значит, чтобы найти число конфет в красном кольце, надо сложить 5 и 4.

2. Решение задачи 2 на с. 15 в рабочей тетради № 2.

– Какова высота чашки? (7 см.) Что сказано о высоте стакана?

– Что означает «на 6 см выше»? (Высота стакана такая же, как и высота чашки, и еще 6.)

– Какова высота стакана? (13 см.) Каким действием узнали?

– Значит, чтобы узнать высоту стакана, надо сложить 7 и 6.

– Запишите решение и ответ.

3. Решение задачи 3 на c. 88 учебника.

Разбирая эту задачу, прочитайте сразу оба вопроса один за другим. Выясните с детьми, почему на один из них легче ответить, а на другой – труднее.

4. Коллективное обсуждение и решение задачи 3 на с. 15 в рабочей тетради № 2.

V. Итог урока.

– Что нового узнали?

Урок 97
Увеличение числа
на несколько единиц

Цели: учить решать задачи с отношением «больше на ÿ»; формировать умение сравнивать числа, применяя вычитание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Устный счёт.

1. Выполнение задания 10 на с. 18 в рабочей тетради № 2.

2. Сравнение чисел.

1) Рабочая тетрадь № 2: с. 17, задание 9.

2) Учебник: с. 89, задание 8; с. 90, задание 9.

IV. Решение задач с отношением «больше на ÿ».

1. Обсуждение задачи 6 на с. 89 учебника.

– Что значит «больше 7 на 2»? (Значит, надо сложить 7 и 2.)

– Какое действие выполните? (Сложение: 7 + 2 = 9.)

– Какое число больше 7 на 2? (9.) И т. д.

2. Составление и решение задачи 7 на с. 89 учебника.

– Составьте задачу.

У Вани 6 жевательных резинок. А у Кати на 4 больше, чем у Вани. Сколько жевательных резинок у обоих детей?

– Сколько жевательных резинок у Вани? (6.)

– Что сказано о Кате? Что вы должны узнать?

– Легко ли будет ответить на этот вопрос? Почему?

– Каким действием узнаете, сколько жевательных резинок у Кати? (Сложением: 6 + 4 = 10.)

– Сколько жевательных резинок у Вани? (6.) У Кати? (10.)

– Сколько жевательных резинок у обоих детей? (16.)

– Каким действием узнали?

3. Решение задачи 8 на с. 17 в рабочей тетради № 2.

V. Итог урока.

– Какие решали задачи? Чем мы сегодня занимались на уроке?

Урок 98
Уменьшение числа
на несколько единиц

Цели: учить решать задачи с отношениями «меньше на ÿ»; формировать умение сравнивать числа вычитанием.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Дидактическая игра «Математическая рыбалка».

Описание. На рыбках с одной стороны наклеены примеры по составу чисел: 2 + 5, 3 + 4, 4 + 5, 8 + 1, 6 + 2, 4 + 4 и т. д. (повторение состава чисел), с другой – числа, являющиеся ответами.

Учитель показывает детям рыбки той стороной, где записан ответ. Ученик, назвавший пример, записанный с другой стороны рыбки, считается хорошим рыбаком – поймавшим рыбку.

В процессе игры дети вспоминают все случаи состава чисел.

III. Работа по учебнику.

– Отгадайте загадку:

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

– Что это? (Книга.)

1. Откройте учебник на с. 91, задание 1.

По рисунку, данному в учебнику, дети самостоятельно составляют задачу: В стопке 8 книг, тетрадей на 3 меньше. Сколько в стопке всего тетрадей? Используя рисунок, дети должны объяснить, почему при нахождении числа 5 используется вычитание.

Если дети затрудняются с выбором действия при решении задач, рекомендуется возвратиться к работе с фишками.

2. Выполнение упражнения 2, с. 91 учебника.

Задача решается с помощью вычитания 4 из 9.

3. Составление и решение задачи 15, с. 90.

– Значит, сколько нарисуете синих лампочек? (10.) И т. д.

4. Решение задач 3, 4 на с. 91.

Это задачи в два действия. В задаче 3 сформулированы два вопроса. Сначала дети отвечают на первый вопрос, затем – на второй. Решение записывают в тетради.

– Прочитайте задачу 4.

– Можно ли на вопрос задачи ответить сразу? (Нет.)

– Почему? (Потому что не знаем, сколько четверок получил Петя.) А можно узнать, сколько «4» получил Петя?

– Сколько «5» получил Петя? (4.) Сколько «4»? (На 1 меньше.)

– Что это значит? (4 без 1.) Какое действие выполните? (Вычитание.)

– Еще раз скажите, сколько «5» получил Петя. Сколько «четверок»?

– Теперь можете ответить на вопрос задачи? Как? (Запись в тетради.)

5. Задание 12 на с. 92 – для самостоятельной работы. Если все выполнили правильно, поставьте букву «М» – «молодец».

IV. Итог урока.

– Есть ли у вас успехи в решении задач на сравнение?

– Как вы рассуждаете при решении задач на сравнение?

Уроки 99–100
Повторение изученного материала

Учителем используются задания из учебника, не использованные на уроке.

Урок 101
Прибавление чисел 7, 8, 9

Цели: формировать умение прибавлять числа 7, 8, 9. закреплять знания о составе чисел; формировать умение решать задачи с отношениями «больше на…» и «меньше на…».

Ход урока

I. Организационный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.041 с.)