Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни работы по развитию речи учащихся

Поиск

 

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

 

1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

У ребёнка, который слышит и воспринимает лишь устную форму речи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. С приходом ребёнка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое.

Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

Целесообразно избрать путь «от диалога - к монологу», то есть начинать совершенствование интонационных умений учащихся следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической речи. [28,стр. 81-101]

2. Лексический уровень (словарная работа). Слово - основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:

1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.

2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:

1. Речевая среда в семье, среди друзей.

2. Книги, газеты, радио, телевидение.

3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).

4. Словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда высвечивается семантически и художественно.

Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена «Владимир», «Всеволод»).

Обычно выделяют следующие лексико - семантические темы:

- работа с синонимами;

- работа с омонимами;

- работа с антонимами и паронимами;

- работа со словами иноязычного происхождения;

- работа с устаревшими словами;

- работа с многозначными словами;

- работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;

- работа с новообразованными словами;

- работа с фразеологизмами;

- работа с тропами;

- составление тематических групп слов.

Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:

1) Обнаружение слова в тексте.

2) Семантизация - занесение в словарик, формирование соответствующего понятия.

3) Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее.

4) Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.

 

3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

Словосочетание - это лексико - грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:

- установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

- толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;

- систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;

- составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;

- выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

- исправление речевых ошибок в словообразовании;

- редактирование текста.

 

Предложение - минимальная единица речи. Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и систематические (построение, конструирование предложений).

По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.

 

Упражнения на основе образцов:

 

- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;

- заучивание стихов и прозы;

- составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;

- составление предложений, аналогичных данному.

 

Конструктивные упражнения - опираются полностью или частично на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений.

Виды конструктивных упражнений:

- восстановление деформированного текста;

- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

- ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;

- соединение 2-3 предложений в одно;

- построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.

 

Виды творческих упражнений:

 

- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

- даются опорные слова или сочетания;

-задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

 

4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:

- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;

- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;

- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;

- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;

- записи по наблюдениям, ведение дневников;

- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;

- статьи в газеты, отзывы о прочитанном.

По тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить пять групп упражнений.

Рассмотрим каждую из них.

1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту.

Среди заданий этой группы упражнений выделяются:

а) задания, требующие в основном анализа текста.

Например:

· определите (найдите) основную мысль высказывания, сформулированную автором;

· позицию, с которой описывается местность (автор указывает на эту позицию);

· часть, в которой содержится доказательство..., в которой дается описание того-то и т.д.;

· озаглавте отрывок словами текста;

· проследите зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания и т. д.;

· найдите (определите) в тексте лишнее;

· часть, которую следовало бы расширить;

· неудачно введенные в текст цитаты и т.д.;

· объясните правку текста, произведенную автором, и т. д.;

б) задания, требующие при анализе сравнения текстов.

Например:

· сопоставьте план, тезисы и конспект;

· укажите общее в данных текстах и их отличия (сравниваются тексты на одну тему, но различающиеся замыслом, жанром, стилем, композиционной формой и т.д.).

 

2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.

Задания в этих упражнениях требуют анализа, абстрагирования, обобщения и определенных речевых действий, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста (но не текст в целом).

Например:

· сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора;

· озаглавьте текст (придумайте заголовок);

· составьте композиционную схему текста.

 

3. Упражнения на переработку готового текста. Задания в этих упражнениях требуют исправления текста, в результате чего возникают усовершенствованные, новые или обновленные (переработанные) части текста.

Например:

· введите в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения;

· исключите из текста лишнее (повторения);

· устраните непоследовательность в изложении материала, внесите необходимую правку (необходимые исправления) в текст сочинения (отредактируйте текст).

 

4. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового).

Например:

· составьте план текста, тезисы к нему;

· изложите подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст;

· подготовьте сообщение на такую-то тему на основе данного текста;

· ответьте на вопрос, поставленный в тексте, и т. д.;

· перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;

· разверните данный сюжет (сюжетную схему) в рассказ;

· запишите услышанный рассказ и т.д.

 

5. Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего (в полном смысле этого слова) текста.

Например:

· составьте план сочинения, тезисы выступления;

· напишите сочинение на такую-то тему или на одну из данных тем;

· напишите сочинение на данную тему в двух жанрах (заметки и репортажа); в двух стилях (деловое и художественное описание);

· напишите отзыв о сочинении товарища;

 

Разумеется, приведенная выше группировка упражнений весьма условна. Анализ, как правило, сочетается с синтезом, сравнение предполагает отвлечение и обобщение и т. д. Кроме того, в реальном педагогическом процессе различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой, объединяются общей задачей, требующей решения. В общем виде «движение» от первой группы упражнений к последней программирует нарастание трудностей. Но сложность выполнения задания зависит от степени участия преподавателя в работе, от его помощи учащимся. Трудность воспроизведения текста зависит от его объема, содержания, языкового оформления. Сложность сочинения определяется его темой, жанром, источником получения материала. Таким образом, внутри упражнений одной группы может быть своя граница трудностей (сложности) упражнений.

Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике пока нет. Большинство лингвистов выделяют такие признаки текста: наличие группы предложений, их смысловая связность, единство предмета речи (темы), наличие основной мысли и ее развития, структурная связь предложений. Понимание отличительных особенностей текста позволяет достаточно четко определить те умения, которые важно формировать у младших школьников в ходе учебной работы.

Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой - вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 7145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.117 (0.012 с.)