Типология организационных форм развития речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология организационных форм развития речи



Развитие речи происходит в первую очередь на уроках русского языка. Выделяются традиционные один час в неделю на специальные упражнения в связной речи: на сочинение, изложение, устные рассказы. Но обогащение словаря, постоянное построение предложений и текстов, усилие школьников выразить свою мысль наблюдаются на всех уроках, как языковых, так и по другим предметам. Направленную функцию выполняют специальные речевые уроки: беседы, сочинения, изложения, уроки риторики, сообщения и доклады учащихся.

Подготовка к сочинению или устному выступлению бывает рассредоточенная: это и наблюдение, походы, экскурсии в музее; домашняя подготовка, поиски книжных материалов; сам урок (или конференция, телепередача, письмо, статья и пр.) Выделяются четыре типа:

Первый тип- это любой урок русского языка (чтения и литературы, грамматики и орфографии, письма и чистописания), на котором не стоит специальная речевая задача, но по ходу урока имеют место и беседа, и словарная работа, отработка выразительности, интонации, пересказа прочитанного, составление предложений, их перестройка, исправление речевой ошибки, иная работа по культуре речи.

Второй тип-это урок, на котором, помимо основной планируемой цели по грамматике, литературе, орфографии, вводится фрагмент, имеющий отношение к речи,-10 до 20 минут примерно: знакомство с новым видом пересказа, с построением плана усложненного типа, с лексико-семантическим материалом (синонимами, антонимами), с новым пособием- фразеологическим словариком, отработка дикции или пауз, логических ударений, написание микросочинений с грамматическими заданиями, импровизация диалогов, знакомство с записью прямой речи.

Третий тип- это урок, целиком посвященный сочинению, изложению, устным рассказам, драматизации, инсценирование, докладам и пр. продолжительность в один- полтора урока. Применяются уроки анализа речевых ошибок, редактирование текста, работы над композицией, уроки- конкурсы на лучшего чтеца, уроки вне класса- экскурсии, уроки в библиотеке. Отдельные примеры таких уроков приведены в 6-7-й главах настоящего раздела.

Четвертый тип- это урок риторики, которые идут по свей программа. Как уже было сказано, их тематика должна быть согласована с календарным планом сочинений во избежание дублирования.

 

Язык, речь, ее развитие, языковая личность

Все изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овладение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания, наконец. Ибо язык- это школа становления и развития личности.

Речь- школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, в познании, в разнообразие жизни.

Наилучшими каналами овладения богатствами языка являются виды речевой деятельности:

Слушание (аудирования)- умение воспринимать чужую устную речь;

Говорение, т.е. выражение собственной мысли в звучащем, акустическом, коде;

Чтение, т.е. восприятие, понимание чужой мысли, выраженной в графическом коде;

Письмо- выражение собственной мысли графическими кодовыми знаками.

Но названные виды речи- это лишь внешняя речь.

Возможно, что внешняя речь и ее развитие не есть главные, конечные задачи; главное- через виды внешней речи развить внутреннюю речь, т.е. достичь высокого уровня мышления.

Речь- это мир самопознания, понимание самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Через речь школьники включатся в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для школ: это мир юности и надежд.

Элементы творческой ступени деятельности в речевом развитии проходят три ступени:

а) введение творческих элементов в обычный ход учения;

б) исследование языка и речи как творчество;

в) самовыражение личности через языковое, речевое творчество- стихи, другие доступные виды искусства.

Условия успешного формирования языковой личности:

а) высокое общее развитие как результат творческой атмосферы в школе, высокой культуры и нравственности в семье;

б) развитая сфера интересов ребенка, его склонностей, увлечений;

в) высокая личностная и общественная активность, вплоть до стремления к лидерству;

г) свободное владение всеми сторонами родного языка, не менее свободное владение механизмами речи, хорошие навыки общения.

 

 

Примерные конспекты урока

3 класс

Тема: «Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"»

Цель: создать благоприятные условия для формирования умения излагать текст по самостоятельно составленному плану.

Задачи:

Личностные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе и всему живому на земле; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;

Метапредметные: развитие умения принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения определять общую цель и пути её достижения; развитие умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей; развитие навыка работы с информацией - получать информацию из разных источников, интерпретировать её в зависимости от поставленной задачи; отбирать главное и существенное; формировать умение определять последовательность частей в тексте;

Предметные: работать над обогащением речи детей; учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи (выяснить лексическое значение слов, заменять одни слова другими, подбирать синонимы); учить различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; учить размышлять, высказывать свои суждения в устной и письменной форме; продолжать работу над развитием орфографической зоркости.

Оборудование:

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

З.Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка

Фонограмм

Тексты с изложением (на каждую парту)

 

Оформление доски:

 

Изложение с элементами сочинения по самостоятельно составленному плану.   повествование описание рассуждение   Желоб, желобок. Изложение. Родничок. План. 4. Моё отношение к поступку мальчиков. Х.лодной, в.да, ж.вительная, ур.нила, п.сок, на кр.ю, д.ревня, бр.дить.   _ чистил, п_правил, з_сыпали, пр_ладил.   Клювик, ключ, птичка.

 

Ход урока

 

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Проверка готовности к уроку

3. Эмоциональный настрой

II. Открытие темы. Целеполагание

Звучит музыка

Стихотворение И. Бунина "Родник" читает заранее подготовленный ученик.

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из корней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

 

2. Беседа

- О чём идёт речь? (О роднике)

- Что это такое? Значение слова "родник" уточняется в словаре С.И. Ожегова.

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ.

- Есть ли синонимы у этого слова? Уточняется в словаре синонимов:

родник – источник, ключ, криница.

- Где бил родник? (В овраге)

- Какой он был? (Кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами, стеклом расплавленным бежит)

- Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения детей)

- Кто из вас видел родник, где? Какой он был?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

III. Открытие новых умений, знаний

- Прочитайте тему урока. Как понимаете тему урока? Как вы думаете, какое будет задание? (Рассуждение детей). Зачем нужно уметь писать изложения?

 

1. Ознакомление с текстом. (Текст на каждой парте)

Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.

Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.

Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.

 

2. - Какой по типу этот текст? (Повествование, описание, рассуждение)

- Почему вы так думаете? (События развиваются последовательно)

 

3. Словарная работа.

Жёлоб, желобок. Значение уточняется в словаре С.И. Ожегова.

Жёлоб – длинное полукруглое или прямоугольное углубление (выдолбленное в бревне, сделанное из досок, листового железа)

IV. Анализ содержания

- Кто действует в рассказе? (Коля, Шурик)

- Как вы думаете, одного ли они возраста? (Да) Почему?

- Где мальчики видели родник? (На краю леса)

- Какой поступок они совершили?

- Как бы вы назвали такой поступок?

- Какая главная мысль текста? (Люди должны беречь природу, помогать ей)

 

V. Языковой анализ текста

Прочитайте I абзац.

- Какое любимое занятие было у мальчиков? (Бродить по лесу)

- Подберите синоним к слову "бродить". (Ходить)

- А автор употребил именно это слово, как вы думаете, почему? А можно ходить по лесу? (Можно, но "бродить" по лесу более точно. Ходить – двигаться, переступая ногами; бродить – идти тихо в разных направлениях)

- Что мальчики обнаружили на краю леса?

- Почему автор написал, что ключ "бил"?

- Как можно сказать иначе?

- В каком состоянии мальчики нашли этот ключ, найдите это предложение.

- Могли ли люди пользоваться такой водой?

 

Прочитайте II абзац.

- Что решили сделать Коля и Шура?

- В какой последовательности они это сделали? (Очистили)

- Как ещё можно сказать? (Расчистили, освободили; но более точно "очистили", т.е. сделали чистым)

- Что мальчики сделали потом? (Поправили дубовый желобок)

- Для чего они это сделали

- Какие действия Шуры были дальше? (Приладили кружку)

- Как вы понимаете это слово?

Автор говорит "приладил". С помощью этого слова показывает доброту мальчиков. Приладил – сделал добро, хорошо, ладно. Это слово употребляется сейчас редко, оно близко к народной деревенской речи.

- Как же ручеёк откликнулся на доброту мальчиков?

- Какие другие глаголы можно употребить? (Засиял, засверкал, заискрился)

Автор использует слова "серебряные струйки" и глагол "заблестел". Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту лесу.

Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Ваши действия? Посмотрите, какой глагол дан в тексте. (Испить)

- Почему не "выпить" и не "попить"? (Испить – немного попить)

 

Прочитайте III абзац.

- Кто же стал первым гостем чистой воды? Прочитайте это предложение.

- Почему автор называет её бойкой?

- Как можно иначе назвать?

- Что сделала птичка?

- Почему автор употребляет глаголы в таком порядке?

 

Почему в тексте вместо слов КЛЮВ, РОДНИК, СТРУЯ использованы КЛЮВИК, РОДНИЧОК, СТРУЙКА, РУЧЕЁК? (Автор с любовью относится к природе)

 

 

VI. Составление плана

Дети составляют план самостоятельно.

Проверка.

Учитель предлагает 4 пункт плана:

Моё отношение к поступку мальчиков.

- О чём можно написать?

- Какой у вас получится текст по типу (Повествование с рассуждением)

 

VII. Орфографическая подготовка

Х.лодной, в.да, ж.вительная, ур.нила, п.сок, на кр.ю, д.ревня, бр.дить.

- На какую орфограмму эти слова?

- На какие две группы вы бы разделили эти слова? Проверяемые безударные гласные в корне и непроверяемые)

_ чистил, п_правил, з_сыпали, пр_ладил.

- На какую орфограмму эти слова?

Клювик, ключ, птичка.

- На какую орфограмму эти слова?

(Дети доказывают написание слов)

Зачем нужно уметь писать эти слова?

 

VIII. Пересказ по плану

Дети пересказывают текст друг другу. (Работа в парах).

 

IX. Самостоятельная работа учащихся

Письмо изложения.

 

X. Самопроверка

 

XI. Итог урока. Рефлексия

Проверка. Дети зачитывают четвёртую часть изложения.

- Какую часть труднее было писать: повествование или рассуждение?

- Почему? (Рассуждение детей)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.93.231 (0.034 с.)