Факторы речевого развития человека



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы речевого развития человека



Для понимания процесса речевого развития человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т. е. речи ребенка в самом начале овладения языка.

Психолог Н. И. Жинкин показал, каков механизм усвоения языка ребенка. Впрочем, модель этого механизма годится и взрослым: «При передаче сообщения вводится (в мозг человека. – М.Л.) два вида информации – а) о предметах и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение.

Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится…Развитие речи есть, не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4 – 8классах. – М., 1969. – С. 104). Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает аналогии в языке, связывает аналогию значений с аналогиями форм. Так, уже на ранних ступенях развития ребенок не только пользуется уменьшительно – ласкательными формами, но с помощью встречающихся суффиксов оценки сам образует их. По аналогии со словами яблоня, вишня, он образует «грушня».услышав названия грибов подберезовик, подосиновик, он спрашивает: «А как называется гриб под елкой?»

Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.

Из сказанного вытекает вывод о роли речевой (языковой) среды в овладении речью и языком и следовательно, в развитии речи. Но это единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:

- потребность контакта с близким человеком, сначала эмоционального (гудение, лепет), а затем содержания (1 год – 1 год и 3 – 6 мес.) – один из факторов. Речи, общению способствуют также положительные эмоции ( от улыбки трехмесячного ребенка до поэтического творчества взрослого человека, охваченного вдохновением);

- факторы длительной, многолетней тренировки физиологического механизма: произносительного аппарата, мозговых центров, аппарата аудирования, памяти – долговременной и оперативной, координирующих систем, а при развитии чтения и письма – зрительных и ругадегательных систем. Чаще всего недостатки речевого развития связанны со слабой натренированностью именно этого аппарата;

- фактор потребности номинации и обобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебной познавательной деятельностью человека;

- фактор речевой активности ребенка (и взрослого) предполагает общую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы;

наконец, фактор осмысления, « осознательных» языка, фактор теории: предполагается изучение грамматики в школе.

Перечисленные факторы овладения языком, особенно речевая среда и речевая активность, формируют у детей чутье языка, или языковую интуицию – автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных, продуктивных моделей языка.

Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного, языка, а не предпочтения, не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллектуальной речи родителей, чтения художественной литературы дома и в школе.конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс исправления проходит трудно и долго.

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА
Критерии культуры речи


Первый критерий-содержательность речи: независимо от типа и объёма высказывания в ней должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон общения тема. Речь несёт в себе важную, актуальную информацию, ценную идею, защищает подлинные ценности. Этот критерий ставил на первое место М.В Ломоносов, а в античном мире- все крупнейшие риторы от Горгия до Квинталиана. Речь должна служить добру, нести в себе истину. В античной риторике был ведущий принцип- «это»-этическое начало.
Второй критерий –логичность речи: она должна быть понятна,последовательна,непротиворечива,доказательна,убедительна,информативна. Речь должна строиться по чёткому плану, необходима продуманная композиция речевого произведения, способствующая лучшему пониманию текста, а иногда и возбуждающая интерес слушателей, их активность.
Третий критерий - свободное владение навыками, механизмами речи: дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями; быстрота включения в диалог, хорошая речевая оперативная память. Важна скорость выбора слов, построения предложений и текста. В письменной речи эти механизмы - скоропись, хороший почерк, орфография. Все эти навыки вырабатываются в течении многих лет, в тренинге.
Четвёртый критерий- это языковая правильность речи, соответствие литературной норме. Языковая норма формируется на основе традиции, на основе изучения массовой языковой прагматики, закономерностей грамматики, фонетики, словообразования.
Литературная норма действует в следующих областях :
а) в произносительной – проверяется фонетическими закономерностями, словарями ударений и орфоэпическими;
б) в словоупотреблении, в выборе слова- проверяются с помощью словарей: толковых, синонимов, антонимов, сочетаемости слов, имён;
в) в образовании и в использовании грамматических, морфологических форм- словоизменение и синтаксических- словосочетание, предложение; проверяются правилами грамматики и соответствующими словарями;
г) в правописании – проверяется правилами орфографии и пунктуации, а также орфографическими словарями.
Нередко встречается требование стилистической нормы: например, смешение разговорных и книжных форм: в отпуске – в отпуску. В начальных классах разграничение стилей не исключено, но требования ещё не могут быть высокими.
Пятый критерий – точность, ясность речи: культура речи измеряется умением говорящего, пишущего выбрать такую синтаксическую конструкцию, такие слова, сочетания, фразеологические единицы, так построить своё высказывание, чтобы передать наиболее важные его черты, понятно передать свой замысел. Точность речи требует богатства и подвижности средств языка, их разнообразия. Нарушение пятого требования квалифицируется как речевая ошибка: неточное употребление слова, повтор слова, синтаксический монотон (однообразие) , неудачное словотворчество и пр.
Выбор языковых средств связан с понятием коммуникативной целесообразности: речь строится с учётом возможностей адресата, выбираются те формы языка, которые обеспечат наилучший контакт участников диалога. Это касается и вербальных средств, и манеры произнесения, использования вспомогательных средств общения,зависит от учёта возрастных, образовательных особенностей собеседника, от соображений речевого этикета ( подчёркнуто корректный тон и дружеская беседа). Выбираемые языковые средства должны быть уместны.
Наконец, высшее требование культуры речи – её выразительность, признак речевого мастерства.

В устной речи – это многообразие интонаций, пауз, тона, тембра голоса; в устной и письменной речи – образы, тропы, введение афоризмов, фразеологии и пр. Выразительность речи имеет свою шкалу: от минимума, обеспечивающего понимание, общение,- до многоцветного, артистического исполнения, раскрывающего перед собеседником, слушателем новые глубины мысли и чувства. Требования культуры речи в современном обществе имеют юридическую силу: превышение установленного, минимально допустимого количества нарушений препятствует выдаче диплома об образовании, переводу учащихся из класса в класс , приёму в высшие учебные заведения и на работу по очень многим профессиям.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.2.4 (0.011 с.)