Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинение как самовыражение личности

Поиск

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.
Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщенными умениями:

· понять и раскрыть тему сочинения;

· подчинить свое сочинение определенной мысли;

· собрать материал, систематизировать и расположить в нужной последовательности;

· определить границы сочинения;

· составить план и писать по плану;

· создать текст и записать его;

· использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

· совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.


Классификация сочинений по источникам материала:

1. на основе личного опыта учащихся:

· сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

· сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;

2. на основе опосредованных источников информации:

· сочинения по картинам делятся на три основных вида:
а) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
в) описание картины;

· сочинение на основе прочитанного;

· сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

· сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

3. на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4. на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п.(при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).


Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

2. Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

3. Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.


Методика проведенияурока написания сочинения
1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

5. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

6. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

7. Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока. Самая продолжительная по времени (3 класс – 20-25 минут, 4 класс – 25-30 минут). Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

8. Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).


Памятка для редактирования текста сочинения
Проверь!

1. Ясно ли передал свою мысль?

2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

3. Все ли слова употреблены удачно?

4. Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?

 

9. Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация сочинений по недочётам (для организации работы над ошибками):
а) несоответствие содержания сочинения его теме;
б) нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи;
в) неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи;
г) неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении;
д) лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений;
е) грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

10. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):
- зачитываются лучшие сочинения;
- коллективный анализ сочинений:

 

· содержания

· построение целого текста и связи его частей

· построения отдельных предложений и способов связи предложений в целое

· порядка слов в предложении

· связи между словами в предложении

· употребление отдельных слов и предложений.


- коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);
- индивидуальная работа над ошибками.

С одной стороны, сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения – накопление материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности.
Сочинение придаёт смысл всем урокам родного языка: ведь в нём реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника.
Очень важно, чтобы первые слова, написанные первоклассником, были бы выражением его собственной мысли, своего чувства: отгадка к загадке, результат жизненного опыта, переживания.
Сочинение начинается с первых уроков в 1 классе в виде небольших устных рассказиков, оно постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу – не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность.
В самостоятельном рассказе, сочинении и особенно в письменном его вариантах обретают жизнь изученные грамматические формы, требования орфографии, орфоэпии, культуры речи. Только в сочинении письмо осознаётся детьми не как орфографическое упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читающим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.
Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», наконец, редактируют, совершенствуют текст.
Сочинение ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю и жанрам, и по тематике, по степени самостоятельности и творческого вклада, по применяемым методам и приёмам.
Напомним о роли сочинений в воспитании учащихся. Принято считать, что воспитательный эффект сочинения определяется выбором его темы.
Роль темы, содержания сочинения неоспорима. Однако воспитательная сила сочинения зависит и от заинтересованности школьников, т.е. от мотивации сочинения; и от степени самостоятельности ученика; и от позиции автора-ученика, от его замысла. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой. В некоторых современных системах преподавания литературы в начальных классах ученики принимают на себя роль авторов, они пишут рассказы и стихи, которые анализируются наравне с произведениями настоящей литературы. Это, разумеется, не наносит ущерба изучению основ литературы подлинной, созданной мастерами слова.
Сочинения младших школьников, как правило, эмоциональны, патриотичны, проникнуты гуманностью, уважением к труду, науке, культуре, к подвигу, к благородству. Сочинение вовлекает школьников в познание жизни человека и общества, в разрешении нравственных проблем, учит понимать прекрасное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.008 с.)