Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Поиск

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)

-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)

-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)

-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

- Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)

-Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)

-вводных слов(например, следовательно);(Я согласен с Ильей. Во-первых,…;

во-вторых,…;в-третьих,…)

-СПП с придаточными причины(Я разделяю точку зрения Николая,

потому что…);

-использование вопроса и ответа на него

(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

-вводных слов(таким образом, итак)

-синтаксических конструкций

(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу)

ПРИМЕРНЫЕ задания С 2.1

1. Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.

Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»

2. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете роль диалога в этом рассказе.

3. Ознакомьтесь с мнением учёных-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.

«Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».

Докажите это утверждение. Напишите сочинение сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»

4. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»

5. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»

6. Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;

7. Роль книжных слов в публицистической речи;

8. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;

9. Роль антонимов в речи;

10. Роль антонимов в публицистической и художественной речи;

11. Роль тире на письме;

12. Роль тире в тексте;

13. Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?

14. В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

15. Зачем нужны вводные слова?

16. Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;

17. Зачем нужны обращения?

18. Роль риторических вопросов в тексте;

19. Зачем нужны риторические вопросы?

20. Роль риторических вопросов в художественном произведении;

21. Как правильно написать письмо;

22. Особенности текстов публицистического стиля;

23. Как строится рассуждение;

24. Роль цитат в речи.

С2.1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тем

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
  Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания.  
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания.  
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не указал ни одной функции знаков препинания.  
С1К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания.  
  Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания, или экзаменуемый привёл 1 пример из текста, соответствующий обоснованиям и иллюстрирующий 1 функцию знаков препинания, или экзаменуемый привёл 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1 – 2 функции знаков препинания.  
  Экзаменуемый привёл 1 или 2 примера из текста, однако они не соответствуют обоснованиям, или экзаменуемый не привёл ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания.  
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
С1К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.  
  Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.  
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1 – С1К4  

 

Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

Пример

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 (лучше их цитировать) предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их.

Функции знаков препинания:

1)Разделение (разделяющие знаки).?! …

Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.

Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.

Запятая разделяет: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.

ТИРЕ разделяет: состав подлежащего и состав сказуемого, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

Двоеточие разделяет: обобщающие слова и однородные члены при них, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

;ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения

2)Выделение (выделяющие знаки)

Запятые выделяют: вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленные определения), деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, уточняющие члены предложения.

«» Кавычки выделяют прямую речь.

С 2.2. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВНИМАНИЕ!!!

Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац.

Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца. (Вступление, основная часть, вывод (заключение).

Пример.

В настоящем тексте художником называется человек, не занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать.

Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено».

Истинное произведение искусства помогает в жизни. Мы невольно любуемся полотнами великих художников, работами скульпторов, их произведения вечны и бесценны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.199 (0.011 с.)