Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
А6 (стр. 3) изобразительные возможности лексики
Термины
| Значение
| Примеры
| Антонимы,
контекстные
антонимы
| Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
| Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
| Синонимы,
контекстные
синонимы
| Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется
| Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
| Омонимы
| Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения
| Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
| Омографы
| Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению
| Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
| Паронимы
| Близкие по звучанию, но различные по значению слова
| Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
| Слова в переносном значении
| В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное
| Меч правосудия, море света
| Диалектизмы
| Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
| Драники, шанежки, буряки
| Жаргонизмы
| Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий
| Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
| Профессиона -лизмы
| Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
| Камбуз, боцман, акварель, мольберт
| Термины
| Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.
| Грамматика, хирургический, оптика
| Книжная лексика
| Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску
| Бессмертие, стимул, превалировать...
| Простореч-ная
лексика
| Слова, разговорного употребления,
отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера
| Болван, вертихвостка, вихлять
| Неологизмы (новые слова)
| Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы
| Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
| Устаревшие слова (архаизмы)
| Слова, вытесненные из современного языка
другими, обозначающими те же понятия
| Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,
чужестранец — иностранец
| Заимствован -ные
| Слова, перенесённые из слова других языков
| Парламент,сенат, депутат, консенсус
| Фразеологиз-мы
| Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
| Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро
|
А6 (стр.4) Экспрессивно – эмоциональная лексика
Разговорная.
| Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
| Грязнуля, крикун, бородач
| Эмоционально окрашенные слова
| Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
| Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
| Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
| Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
| Миленький, зайчонок, умишко, детище
| ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
| 1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
| Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
| 2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
| Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
| 3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
| Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
|
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
| Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
| | | | |
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство
| Значение термина
| Пример
| Аллитерация
| Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
| Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..
| Альтернация
| Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
| Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
| Ассонанс
| Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
| Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
| Звукопись
| Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине
| Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
| Звукоподра-
жание
| Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
| Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)
|
А6 (стр.5) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
1. Ряды однородных членов предложения.
| Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
| 2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.
| Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
| 3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).
| Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)
| 4. Диалогичность изложения.
| — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
| 5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.
| Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не
равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
| 6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.
| Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
| 7. Многосоюзие или полисиндетон –повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
| Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
|
В2. Гласные в корне слова.
Безударные гласные, проверяемые ударением
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение!
носить – носит, ноша
единица – единый
| и – ы после ц
Послецв корне пишется только и:
цирк, циркуль
Искл. цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть
| Безударные гласные, непроверяемые ударением.
Запомни:аморальный, амнистия, артилле-
рия, авангард, аллегория, ассистент, аппе-
тит, берет, беллетристика, батальон,
бордюр, бифштекс, винегрет, вакцинация, взбудоражить, вентилятор, гармония, гербарий, диагональ, диапазон, дислокация, дилетант, деликатес, дефицит,десант, де-
серт, дефект, дискуссия,декларировать, запонки, интеллигенция, колонна, комментарий, компромисс, корреспондент, канонада, калейдоскоп, калория,канцелярия, криминальный, констатировать, компли-
мент, компонент, конфликт, колоритный, коммерсант, корреспондент, континент, комбинезон, конфитюр, лимитировать, линолеум, либерал, мелиорация, монумент, мятежник, мерцание, медикаменты,миниатюра, мемориал, наваждение,
нотариус, оккупация, оппонент, отчаяние, обворожить, обсерватория, прогресс, параллель, пассивный, пессимизм, пресса, провинция, приоритет, полемика, поразительный, пластилин, привилегия, претензия, периферия, перила, парадокс, предприниматель, перспектива, перпендикуляр, режиссер, репертуар, роскошь, реставратор, репортер, репродук-
ция, реверанс, резонанс, ритуал, сенсация, стипендия, сумерки, транспарант, теннис, территория, террор, трасса, терраса, термометр, триумф, утрамбовать уникаль-
ный, экзаменатор, эффект, эпидемия, фестиваль, целлюлоза, шеренга и многие другие, которые необходимо проверять по орфографическому словарю!!!
Буквы э – е в корне
Эпишется:
1.после первой части сложного слова - трехэтажный
2.после приставки на согласную- сэкономить
3.в аббревиатурах- НЭП
4.после приставки на и -антиэстетический
5.в сложных иноязычных словах
с первой частью на и -полиэфирный
6. после всех гласных, кроме и- алоэ, дуэт
Епишется:
1.после гласной и- диета, реквием
2.в иноязычных словах после твёрдой – леди, пенсне
о, ё, е после шипящих
После шипящих под ударением пишется ё, если можно
подобрать однокоренное слово с е:
жёлтый – желтеть,
шёпот – шепчет, чёрточка – черта
После шипящих под ударением пишется о, если нельзя
подобрать однокоренное слово се:
крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, шорох, шорник,
чопорный, капюшон, шок, шорты, шомпол, мажор, шоу,
изжога, чокаться, вечор, трещотка, ожог(сущ.), жонглёр,
поджог(сущ.), но ожёг(глаг.), поджёг(глаг.), шов, жокей.
| Чередующиеся гласные
Выбор гласной зависит:
1. От ударения
-гар – гор-под ударениема:загар,
угар
без ударения о: подгореть, загоревший
под ударением пишется и а, и о
- зар – зор-зарево, зорька
- твор – твар-творчество, тварь
- клан – клон-кланяется, поклон
-зар- без ударения пишется только
а -заря
-твор-без ударения пишется только о-
творец
-клон-без ударения пишется только о
поклониться
-плав – плов--под ударением и без
ударения
пишется а –плавательный, поплавок
исключение:пловец, пловчиха,
плывуны
2. От согласной, стоящей после корня
- ла г – ло ж - -сла г аемое, сло ж ение
- ска к – ско ч - -ска к ать, выско ч ить
исключение: скачок, скачу
- ра ст - ра щ - ро с --ра ст ение, выра щ ен-
ный,ро с ли
исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
Чередующиеся гласные
(продолжение)
3. От суффикса а после корня
-бер – бир--выберешь – выбир а ешь
-дер – дир--выдернуть – выдир а ешь
-мер – мир--замер – замир а ть
-пер – пир--запер – запир а ть
-тер – тир--вытер – вытир а ть
-блест – блист-блестящий – блист а тельный
-жег – жиг- -выжег – выжиг а ть
-стел – стил--постелить – постил а ть
-чет – чит--вычет – вычит а ть
искл.:сочетать, сочетание, чета
-кос – кас-- коснуться – кас а ться
-а(я) – им-поднять – подним а ть
-а(я) – ин -начать – начин а ть
4. От лексического значения
-мак – мок-
мак- (погружать в жидкость)
обмакнуть перо
мок-(пропускать жидкость)
непромокаемый плащ
-равн – ровн-
равн (одинаковый) уравнение
ровн (прямой, гладкий) заровнять
искл.:уровень, ровесник
|
|