Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А6 (стр. 3) изобразительные возможности лексики

Поиск
Термины Значение Примеры
Антонимы, контекстные антонимы Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противополож­ными. Вне кон­текста эта противо­положность теряется. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Синонимы, контекстные синонимы Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное Меч правосудия, море света
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
Профессиона -лизмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску Бессмертие, стимул, превалировать...
Простореч-ная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера Болван, вертихвостка, вихлять
Неологизмы (новые слова) Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия   Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствован -ные Слова, перенесённые из слова других языков Парламент,сенат, депутат, консенсус
Фразеологиз-мы Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

А6 (стр.4) Экспрессивно – эмоциональная лексика

Разговорная. Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.   Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Миленький, зайчонок, умишко, детище
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.) Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось!
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо­вался я!
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи. Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
  4. Использование междометий, звукоподражательных слов. Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
       

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство Значение термина Пример
Аллитерация Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..
Альтернация Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподра- жание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

 

А6 (стр.5) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

1. Ряды однородных членов предложения. Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со­мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле­нами. Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.). Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос­нова моей личности. (К. Бальмонт.)
4. Диалогичность изложения. Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по­казался? Печален, задумчив?Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна­ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.  
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.
7. Многосоюзие или полисиндетон –повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

В2. Гласные в корне слова.

 

Безударные гласные, проверяемые ударением Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение! носить – носит, ноша единица – единый и – ы после ц Послецв корне пишется только и: цирк, циркуль Искл. цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть
Безударные гласные, непроверяемые ударением. Запомни:аморальный, амнистия, артилле- рия, авангард, аллегория, ассистент, аппе- тит, берет, беллетристика, батальон, бордюр, бифштекс, винегрет, вакцинация, взбудоражить, вентилятор, гармония, гербарий, диагональ, диапазон, дислокация, дилетант, деликатес, дефицит,десант, де- серт, дефект, дискуссия,декларировать, запонки, интеллигенция, колонна, комментарий, компромисс, корреспондент, канонада, калейдоскоп, калория,канцелярия, криминальный, констатировать, компли- мент, компонент, конфликт, колоритный, коммерсант, корреспондент, континент, комбинезон, конфитюр, лимитировать, линолеум, либерал, мелиорация, монумент, мятежник, мерцание, медикаменты,миниатюра, мемориал, наваждение, нотариус, оккупация, оппонент, отчаяние, обворожить, обсерватория, прогресс, параллель, пассивный, пессимизм, пресса, провинция, приоритет, полемика, поразительный, пластилин, привилегия, претензия, периферия, перила, парадокс, предприниматель, перспектива, перпендикуляр, режиссер, репертуар, роскошь, реставратор, репортер, репродук- ция, реверанс, резонанс, ритуал, сенсация, стипендия, сумерки, транспарант, теннис, территория, террор, трасса, терраса, термометр, триумф, утрамбовать уникаль- ный, экзаменатор, эффект, эпидемия, фестиваль, целлюлоза, шеренга и многие другие, которые необходимо проверять по орфографическому словарю!!! Буквы э – е в корне Эпишется: 1.после первой части сложного слова - трехэтажный 2.после приставки на согласную- сэкономить 3.в аббревиатурах- НЭП 4.после приставки на и -антиэстетический 5.в сложных иноязычных словах с первой частью на и -полиэфирный 6. после всех гласных, кроме и- алоэ, дуэт Епишется: 1.после гласной и- диета, реквием 2.в иноязычных словах после твёрдой – леди, пенсне о, ё, е после шипящих После шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлтый – желтеть, шёпот – шепчет, чёрточка – черта После шипящих под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово се: крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, шорох, шорник, чопорный, капюшон, шок, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, чокаться, вечор, трещотка, ожог(сущ.), жонглёр, поджог(сущ.), но ожёг(глаг.), поджёг(глаг.), шов, жокей. Чередующиеся гласные Выбор гласной зависит:   1. От ударения -гар – гор-под ударениема:загар, угар без ударения о: подгореть, загоревший под ударением пишется и а, и о - зар – зор-зарево, зорька - твор – твар-творчество, тварь - клан – клон-кланяется, поклон -зар- без ударения пишется только а -заря -твор-без ударения пишется только о- творец -клон-без ударения пишется только о поклониться -плав – плов--под ударением и без ударения пишется а –плавательный, поплавок исключение:пловец, пловчиха, плывуны 2. От согласной, стоящей после корня - ла г – ло ж - -сла г аемое, сло ж ение - ска к – ско ч - -ска к ать, выско ч ить исключение: скачок, скачу - ра ст - ра щ - ро с --ра ст ение, выра щ ен- ный,ро с ли исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль Чередующиеся гласные (продолжение) 3. От суффикса а после корня -бер – бир--выберешь – выбир а ешь -дер – дир--выдернуть – выдир а ешь -мер – мир--замер – замир а ть -пер – пир--запер – запир а ть -тер – тир--вытер – вытир а ть -блест – блист-блестящий – блист а тельный -жег – жиг- -выжег – выжиг а ть -стел – стил--постелить – постил а ть -чет – чит--вычет – вычит а ть искл.:сочетать, сочетание, чета -кос – кас-- коснуться – кас а ться -а(я) – им-поднять – подним а ть -а(я) – ин -начать – начин а ть 4. От лексического значения -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) обмакнуть перо мок-(пропускать жидкость) непромокаемый плащ -равн – ровн- равн (одинаковый) уравнение ровн (прямой, гладкий) заровнять искл.:уровень, ровесник


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.008 с.)