Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.



 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

(Из методических рекомендаций ФИПИ).

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

1) разделениеинформации на главную и второстепенную,

исключениенесущественной и второстепенной информации;

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения

(перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Замены:

· замена однородных членов обобщающим наименованием;

· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

· замена предложения или его части указательным местоимением;

· замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

· замена сложноподчинённого предложения простым.

2. Исключения:

· исключение повторов;

· исключение фрагмента предложения;

· исключение одного или нескольких из синонимов.

3. Слияния:

· слияние нескольких предложений в одно.

Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление.

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

 

Как писать сжатое изложение

1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.

3. Определите значение непонятных слов.

4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.

5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения: передача только основной информации текста; краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей).

6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.

 

7. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

 

МИКРОТЕМА – Часть одной общей темы называют подтемойили микротемой.Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом.

В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку). Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.

ИК1
Это критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи

Экзаменуемым основного содержания прослушанного текста.

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю

главную информацию исходного текста. Макс. балл – 2 балла

ИК2
Это критерий, оценивающий наличие сжатия прослушанного

Текста в изложении.

По этому критерию не оценивается полнота и адекватность передачи содержания

исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только

умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного

текста. Макс. балл – 3 балла

ИК3 Это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. В изложении нет логических ошибок. Макс. балл – 2 балла

Критерии оценивания задания С1.

Критерии оценивания изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все перечисленные важные для его восприятия микротемы.
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 2 микротем.
ИК2 Наличие сжатия исходного текста  
 
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

 

 
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, илиэкзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

 

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3
       

 

ЧАСТЬ 2

1. Прочитайте текст. Выполните задания А1 – А6; В1 – В14.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"3арабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)

Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист. Автор более чем двухсот произведений, переведённых на многие языки во всём мире. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей».

 

 

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен»маленькая скрипачка?»

1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.

2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.

3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.

4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.

2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.

3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.

4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3. Как характеризуетгероя информация, заключённая в предложениях 20—21?

1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.

2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.

3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.

4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность»(предложение 25).

1) очарованность

2) колдовство

3) любовь

4) неподвижность

5)

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.

2) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.

3) (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

4) (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.

3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

В1. Замените слово БУМАЖЕКиз предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейсябезударной гласной в корне.

В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённогопредложения.

По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённогопредложения.

Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6)чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.

 

В8. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО(предложение 19), построенное на основе примыкания,синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основупредложения 23.

В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами.Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленнымобстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основв предложении 1.

В13. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.

В 14. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания1 в письменной речи.

 

Антон: «На письме без знаков препинания обойтись невозможно…»

Кирилл: « Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия, тире, запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!»

Помогите Антонудоказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

 

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, применяйте цитирование.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.130.97 (0.039 с.)