Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнение, реализация подготовленного

Поиск

Письменные сочинения учащихся проводятся продолжительностью в 1-1,5 часа 6-10 раз в год, в соответствии с требованиями системы.
Требования к работе над письменным сочинением:
а) первое требование: мобилизовать свою память, использовать всё подготовленное;
б) рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование;
в) попытаться представить себе читателей, вообразить ситуацию диалога с ними;
г) подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана (если он записывается), следить за почерком, каллиграфией, орфографией;
д) стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления;
е) делить текст на абзацы, делая отступ – «красную строку»;
ж) проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обращаться к учителю.
Учитель, в свою очередь, должен время от времени проходить вдоль рядов парт, наблюдать за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать свою помощь застенчивым, особенно на этапе завершения и редактирования.
При экспериментальной проверке эффективности самостоятельного редактирования в начальной школе установлено: эта работа в простейших вариантах доступна всем школьникам, включая учащихся 1 класса. В круг умений редактирования входит: во-первых, совершенствование содержания и логики текста, восполнение чего-то пропущенного, устранение лишнего и повторов, попытки выразить мысль яснее и ярче, устранение многословия; во-вторых, замена неудачно подобранных слов другими, более точными для данной ситуации, исправление неудачно построенных предложений, связывание их между собой; в-третьих, выверка орфографии и пунктуации.
Чтобы помочь детям в редактировании, рекомендуется на первых порах предлагать им краткие памятки в виде плакатов:

ПРОВЕРЬ!


1. Ясно ли предал свою мысль?
2. Нет ли повторов, одинаковых слов, оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
Проверь безударные гласные, все трудные слова, знаки препинания!

Проверять рекомендуется не торопясь, два раза: с целью редактирования содержания, построения текста, исправления речевых ошибок и с орфографическим целями – поиск трудных слов, выделение орфограмм, их проверка; можно обратиться к словарям, это разрешается. Редактирование приучает школьника к самооценке и уменьшает количество ошибок, повышает оценки (если они ставятся).

 

Анализ детских сочинений

Изучение детской речи и путей её развития в ХХ в. достигло значительного уровня в трудах А.Н.Гвоздева, П.П.Блонского, Т.А.Ладыженской, С.Н.Цейтлин.изучается фонетический строй, словарь, синтаксис, связный текст, литературно-творческие опыты. Данные исследований речи учащихся кладутся в основу критериев анализа сочинений и их оценки.
Естественно, что эти критерии должны учитывать основные требования, изложенные в предыдущих главах; они ориентированы на нормативы культуры речи, относятся также к содержанию, авторской позиции, плану и композиции, выбору слов, синтаксису, связности текста, выразительности, правописанию. Один из вариантов таких критериев:
1. Соответствие содержания теме, полнота её раскрытия, на каком уровне возрастных возможностей выполнена работа, достоверен ли материал, выражена ли позиция автора.
2. Логика построения, последовательность, обоснованность, аргументация, нет ли расхождений между планом и текстом, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения, выводы.
3. Тип речи, жанр, стиль: соотношение повествования, описания, рассуждения; коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, единство стиля; средства изобразительности.
4. Размеры сочинения: количество слов, предложений; абзацы.
5. Есть ли вступление, его оценка, тип, выполняет ли оно свою функцию; то же о заключении, концовке.
6. Характеристика построения: сюжет, действующие лица, как развивается действие; есть ли пейзажные зарисовки, есть ли юмор, диалоги.
7. Лексика: правильность выбора слов, точность их употребления, разнообразие синонимов, используются ли антонимы, экспрессивно-окрашенная лексика, есть ли фразеология, тропы.
8. Синтаксис: размеры и типы предложений, наличие сложных предложений, соотношение сочинительных и подчинительных конструкций, разнообразие конструкций; глубина фразы.
9. Есть ли индивидуальные черты, если да, то как они выразились в содержании и в языке сочинения.
10. Есть ли элементы художественности, оригинальности; если да, то какие.
11. Орфографическая, пунктуационная грамотность; каллиграфия; есть ли речевые ошибки, какова степень их грубости и пр.
Данные критерии предназначены для учителя, методиста; но в процессе общения постепенно большинство из них усваивается и детьми практически. Это одна из форм обучения, а также основание для такого приёма работы, как взаимное рецензирование. Этому приёму уже более ста лет, но он медленно внедряется в массовую практику.

 

Описание картины

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображённые на картине, уже осмысленны художником – человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через неё школьник приобщается к вершинам культуры.
Сочинения по картинам имеют свою типологию:
а) описание картины;
б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина даёт толчок для их фантазии, даёт как бы застывший момент жизни;
в) сочинение по серии из 5-6 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);
г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины даётся в расширенном контексте;
д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображённого на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).
Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:
• во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;
• во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;
• в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.
«Сочинения по картине должны занимать большое место в работе по развитию речи. Дети очень любят рассматривать картины, потому что они возбуждают не только мысли, но и чувства, действуют на воображение.
Эту работу обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.
Затем предлагается им рассмотреть картину – это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и её содержание, выраженное в художественных образах.
Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание.
Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).
Таким образом, урок строится по следующей схеме:
1. Краткая вступительная беседа.
2. Самостоятельное рассматривание картины.
3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.
4. Составление плана сочинения.
5. Устный рассказ по картине.
6. Сочинение.
Обязательно нужно выписать на доске слова, трудные для написания».
«Сочинение по картине можно проводить следующим образом: на доске – любая картина (иллюстрация сказки, картины природы, просто один цветок или неживой предмет). Например, нарисована ромашка. Сначала дети дают внешнее описание цветка, а потом просим, чтобы они дали описание внутреннего мира ромашки. Предлагаются вопросы: «Какое настроение у цветка?», «Может ли ромашка думать, радоваться, огорчаться и, если может, то опишите, чему?». Также можно описывать неживой предмет (например: грязная тарелка, старый пень, камень и т.д.). Или ещё. Детям приходит письмо из леса (пишет его учитель а кто-то из других учителей-коллег приносит и вручает его ребятам). Письмо от медведя. А учащиеся пишут письма-ответы, кому захотят (зайцу, лисе, синичке…). Дети такую работу выполняют с огромным удовольствием. Можно дать такие темы сочинений: «Почему я лучше всех», «Опиши пустоту», «Жизнь на моей звезде», «Как появились полезные ископаемые» и др. Дети живут в мире сказок и фантазий, поэтому им интересно писать такие сочинения. Мы стараемся придумывать темы, которые будут близки и понятны ребятишкам.
Для тренировочных упражнений у каждого ученика есть своя небольшая тетрадь (в твёрдой обложке), где он пишет небольшие сочинения-описания какого-либо предмета (5 предложений). Эту работу проводим на улице, на переменах, иногда дети пишут их дома, когда у них есть свободное время, выбирая тему самостоятельно».
Таким образом, как мы видим, работа над сочинением по картине может складываться по-разному, в зависимости от системы, в которой обучаются дети, взглядов учителя, вида сочинения и т.д. каждый учитель вправе организовывать для детей эту работу над картиной, которую он считает необходимой и нужной для данного класса и уровня.
Одним из самых простых видов сочинений по картине является сочинение-описание, а также сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.185 (0.008 с.)