Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка безубыточности и устойчивости проектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Имея все необходимые затраты, составляющие себестоимость продукции, необходимо для дальнейшего анализа разделить их на условно-постоянные и условно-переменные затраты. Такое деление имеет принципиальное значение для обоснования коммерческой стратегии и объяснения ее в бизнес-плане. Все издержки на производство товара складывается из двух частей: условно-постоянных (FC) и условно-переменных (VC) затрат. Условно-постоянные затраты - это те затраты, величина которых не зависит от изменения количества выпущенной продукции. К ним относятся, например, арендная плата за помещения и оборудование, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы. Условно-постоянные затраты приходящиеся на единицу изделия (услуги) будут изменяться в зависимости от объемов производства и продаж, т.е. сумма этих затрат и удельный вес будут снижаться при увеличении объемов производства и повышаться в противном случае. Условно-переменные затраты, напротив, растут при увеличении объемов выпуска товаров. К ним относятся затраты на материалы, энергию на технологические нужды, комплектующие изделия, заработную плату основных производственных рабочих и др. Переменные издержки на единицу продукции остаются неизменными, если не меняются условия производства (технология, трудоемкость изготовления, нормы расхода материала и т.п.). На графике необходимо показать структуру суммарной себестоимости (ТС) и различия в динамике условно-постоянных (FC) и условно-переменных затрат VC в зависимости от количества произведенной продукции. На рис. 4 представлен общий случай изменения издержек (FC, VC, ТС).
ТС = FC + VC;
Далее комбинируя графики валового дохода (ТR) и полной себестоимости (ТС), вы получаете график прибыльности (рис.5). Точку пересечения кривых дохода и суммарных издержек называют "точкой безубыточности". Точка безубыточности служит порогом между убыточностью и прибыльностью коммерческого предприятия. Определяется количество изделий, необходимых для покрытия всех издержек, т.е. и постоянных (FC), и переменных (VC). Это количество продукции называется безубыточным объемом выпуска. Рис.4 Кривая издержек предприятия
Рис.5 График безубыточности проекта
Если не меняются условия производства и переменные затраты на единицу продукции постоянны, то суммарные издержки предприятия равны:
ТС = FC + VC1 * Q,
где VC1 - переменные затраты на производство и реализацию одного изделия; Q – объем производства и продаж. При условии неизменных цен продажи (Р) и условно-переменных затрат на единицу продукции, безубыточный объем производства и продаж в плановом периоде (Qтб) определяется по формуле:
Qтб = FC / (P - VC1),
График безубыточности примет вид, представленный на рисунке 6. Прибыль от реализации продукции (Пр) определяется по формулам:
Пр = ТR(Q) - ТС(Q); или Пр = (P - VC1)хQ - FC
Рис.6 - График безубыточности проекта Обозначения: ТR(Qтб) - доход в точке безубыточности (порог рентабельности); ТС(Q) - суммарные затраты в плановом периоде; ТR(Q) - доход в плановом периоде;
Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса финансовой прочности (Зфп), которая показывает: на сколько можно снизить выручку(доход) и при этом не терпеть убытков. Запас финансовой прочности равен разности между выручкой и порогом рентабельности, и определяется по формуле:
Зфп = ТR(Q) - ТR(Qтб) Запас финансовой прочности в процентах (%Зфп) равен:
%Зфп = Зфп / ТR(Q)
Чем больше значение этого показателя, тем выше устойчивость проекта. Рентабельность. Сумма прибыли не говорит об эффективности использования средств. Применяют другой показатель эффективности затрат- рентабельность. Рентабельность - это показатель эффективности использования средств предприятия, который соизмеряет величину прибыли и тех средств, которые вызвали эту прибыль Виды рентабельности. 1) Общая рентабельность предприятия. 2) Рентабельность, исчисляемая из чистой прибыли. 3) Рентабельность объема реализации 4) Рентабельность изделия Повышение рентабельности производства Факторы рентабельности: 1. Цена продукции. Ее повышение возможно только при повышении качества продукции, для чего нужны вложения в НИОКР. При прочих равных условиях DП=N*DЦ
2 зменение величины объемов производства и продаж DП=(Ц-ПерИ1)*DN 3. Изменение переменных издержек на единицу продукции (ПерИ1) – либо изменяется технология изготовления, что снижает трудоемкость, либо применение других методов раскроя, что экономит материал DП=-N*DПерИ1 4. Изменение постоянных издержек (ПИ) 5. Эффективное использование средств предприятия. При этом надо учитывать и основные и оборотные средства – повышение фондоотдачи, повышение коэффициента оборачиваемости. Все это приводит в увеличению объема производства и продаж при тех же средствах предприятия. Влияние всех факторов ограничено. Пример: пусть цена = 15т., переменные издержки на единицу = 10т., постоянные издержки = 10млн., объем производства равен 4000шт. Проведем анализ изменения прибыли при изменении каждого фактора на 10%.
Лекция10 Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия 1. Планирование, виды планирования. 2. Организация работ по планированию. 3. Производственное планирование 4. Планирование производства продукции в натуральном истоимостном выражении.
Планирование, виды планирования
Опыт многих преуспевающих фирм зарубежных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование деятельности предприятия является важным условием выживаемости, роста и процветания. «Чем больше рынка, тем больше плана», т.к. рыночной системе присуще неопределенность экономического развития, риски и конкуренция. Планирование – это единственная форма согласования возможностей предприятия по выпуску продукции в соответствии с имеющимся спросом и предложением. Назовем его характерные черты: 1. Планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти. (Прогноз экономических результатов). 2. Реализацию выбранной альтернативы необходимо осуществлять на основе решений принимаемых сегодня. 3. Планирование есть непрерывный процесс принятия решений в ходе которого устанавливаются и уточняются во времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него и определяются ресурсами для их выполнения. 4. Планирование необходимо осуществлять исходя из принципа рентабельности и прибыльности функционирования предприятия. Прибыль должна удовлетворять все заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц: - собственников; - учредителей; - коллектив акционеров; - государство и т.д. 5. Планирование должно быть как на перспективу 10-15 лет, так и на более короткие сроки, 3, 1 год, квартал, месяц. На практике применяется: стратегическое планирование; долгосрочное планирование; краткосрочное планирование; текущее планирование. Под планированием, как правило, понимается совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению плановых показателя работы предприятия в области производства и реализации продукции в увязке с необходимыми для этого ресурсами, а так же путей и средств их эффективного достижения – развитие техники, новые технологии, организация производства и труда. По продолжительности времени различают планирование: - долгосрочное; - краткосрочное; - текущее и оперативное. Стратегическое планирование часто называют долгосрочным планированием, стратегией развития предприятия. Оно отражает направленность самого планирования и является порождением рыночной системы. Неопределенность развития экономических отношений, присущая рыночной системе хозяйствования, обуславливает необходимость - разработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это позволяет предприятию избежать рисков или ослабить их негативные последствия, а также обеспечить дальнейший рост. В этом стратегическое планирование близко к понятию «Стратегия предприятия» и включает следующие элементы: - разработка общефирменной стратегии; - установление основных целей предприятия; - управление стратегически важными факторами деятельности; - определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров; - выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и др. Стратегическое планирование целиком и полностью являются прерогативой высшего руководства предприятия. На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на 3-5 лет. Установки, сделанные стратегическим планированием, получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития предприятия на ближайшие 3-5 лет. Результаты досрочного планирования – это планы развития предприятия по различным видам деятельности: · реализация; · производство; · затраты; · финансы; · другие. На основе долгосрочных планов производится краткосрочное планирование – результат. Планы на срок от 1 до 3х лет: их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, второго – каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы планы отражали изменения в среде (экономика, политика, техника, конкуренция и т.п.) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов. Основой для текущего планирования являются краткосрочные планы. Как правило, текущие планы составляются на год. При разработке планов необходимо учитывать тенденции развития спроса и предложения. В таких планах показатели устанавливаются по кварталам. Эти планы скользящие, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют. Эти планы являются более детальными по всем направлениям (целые издержки, движение материальных ценностей). В текущих планах указываются задачи различных служб предприятий. Но более тесная связь и координация служб и подразделений предприятия отражается в календарных планах, которые составляются как правило на 10 дней. Это по сути дела программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, которые отвечают за тот или иной вид деятельности. В условиях рынка важнейшими разделами плана развития предприятия являются: - снабжение; - производство; - инвестиции; - сбыт; - финансовый; - итоговый. Организация работ по планированию зависит от многих обстоятельств: - размер предприятия; - разнообразие выпускаемой продукции; - виды планирования и т.п. Зарубежная практика выработала 2 схемы организации работ по планированию. I Схема “Сверху - вниз”: Руководство определяет цели и задачи предприятия, показатели развития, получения прибыли. Эти показатели спускаются в службы предприятия, где детализируются и уточняются. После уточнений они поступают для уточнения руководству.
Показатели уточнение уточнение уточнение
II Схема “Снизу - вверх”:
част. план. част. план. част. план.
Планирование осуществляется как интерактивный процесс, в котором участвуют все службы предприятия. Исходный момент - установление возможностей предприятия (ресурсы, персонал) по выпуску продукции. Примерный ход планирования и степени участия в нем подразделений представлен в схеме:
Служба маркетинга на основе анализа спроса, рыночной конъюнктуры и др. представляет в производственный отдел альтернативные варианты реализации продукции с указанием объемов и цен. Производственный отдел анализирует имеющиеся мощности, оборудования на возможность выполнения плана. ОТЗ – проводит расчет потребности работников и затрат на зарплату по разным вариантам. Производственный отдел – проводит расчет затрат на материалы и спрос и прочие затраты. Финансовый отдел – делает прогноз денежных поступлений и вероятность финансировать производство, ищет источники финансирования. Менеджер принимает окончательное решение по принятию плана, делает выбор из представленных альтернатив на основе количественного анализа и сопоставлению показателей с учетом стратегии развития предприятия.
Производственное планирование. Предметом производственного планирования определение перечня изделий, которые будут выпускаться, а также требуемых производственных факторов. Содержание производственного планирования показано на схеме. Планирование производственной программы включает: установление объемов производства, ассортимента, сроков изготовления, качество и количество используемых ресурсов. При планировании ассортимента следует исходить из компромисса между объемом продукции, который рассчитан на широкий ассортимент (т.к. это улучшает возможности сбыта) и производственной программой. Широкий ассортимент требует частой переналадки оборудования, увеличивает затраты на производство.
Планирование производства продукции в натуральном и Стоимостном выражении. Производственная программа (план производства) предприятия – задание по производству определённого количества продукции установленной номенклатуры (ассортимента). Номенклатура – это перечень изделий. Ассортимент – соотношение продукции внутри отдельного его наименования по артикулам, размерам, сортности. При установлении производственной программы применяются натуральные и стоимостные показатели. План производства продукции в натуральном выражении должен удовлетворять потребности рынка в изделиях (шт, комплекты, тонны и др.). Он – основа для определения объёма производства в стоимостном выражении. Разработке производственной программы должны предшествовать работы маркетинговой службы предприятия, которая проводит анализ рынка, изучение потребителя, выявление каналов сбыта и др. Т.е. выявляет перечень товаров, на которые есть спрос и определяет «тему рынка». Предприятие, выпускающее «в поте лица» ненужные вещи, приносит гораздо больше вреда, чем спекулянт, ибо труд последнего может быть более производительным и полезным для общества. Но больший вред оно приносит себе, делая нереализуемые вещи, затрачивает ресурсы, труд, не получая при этом дохода, а это грозит банкротством предприятию. На основе планов в натуральном выражении определяются её объёмы в стоимостном выражении. К стоимостным показателям продукции относятся: - товарная; - валовая; - реализованная продукция. 1. Показатель товарной продукции применяется для оценки объёмов производства и его роста. К товарной продукции относятся готовые изделия, услуги, предназначенные для реализации на рынке (поставки по договорам) ,
где - цена изделия (работа); - объём продукции; m – количество наименований изделий.
2. Валовая продукция B отличается от товарной на величину изменения НЗП.
, , где НЗПн- на начало планового периода, НЗПк- на конец планового периода, НЗП – незаконченная продукция, находящаяся на разных стадиях готовности.
3. Реализованная продукция – показатель, используемый для расчёта прибыли (Тр): ,
где Qн – остатки готовой продукции на начало планового периода, на складе, отгруженные, но не оплаченные; Qк – остатки, ожидаемые на конец планового периода.
Лекция 11 Бизнес план предприятия Бизнес план и его назначение. Дословно «бизнес-план» (business-plan) переводится с английского языка как «план предпринимательской деятельности», «план предпринимательства» и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Синоним слова «бизнес» — коммерция, торговля, отрасль, деловая активность — фирма. Фирма — это: 1) любая деловая организация; 2) деловое партнерство. В Российской Федерации предпринимательская деятельность в ее нормальном, рыночном понимании возникла в 1991 году.. Правовая основа организации предпринимательской деятельности – Гражданский кодекс РФ ч.1, который был принят 30 ноября 1994 г. и действует с1 января 1995 года. В соответствии с действующим законодательством субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане России, не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности, граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством, а также объединения граждан (коллективные предприниматели, партнеры). Бизнес-план — необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями. Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-план нужен всем: а) тем, у кого фирма хочет просить кредит; б) сотрудникам, кому должны быть ясны перспективы и задачи предприятия; в) самому предпринимателю, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. Правильно составленный бизнес – план в конечном счете отвечает на вопрос: «Стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят затраты сил и средств?» Бизнес-план имеет два принципиальных направления: 1. Внутреннее — подготовить программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации. 2. Внешнее — информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах а также рисках и проблемах внешнего инвестора, другие заинтересованные организации, принимающие решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит), Назначение бизнес плана состоит в том, чтобы решить по крайней мере четыре принципиальные задачи: · Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать.
· Оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.
· Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий.
· Определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу. Можно ли обойтись без бизнес-плана? В условиях рыночной экономики — нельзя. Если, конечно, рассчитывать на серьезный бизнес. Кто же выдаст кредит, тем более крупный, без основательного бизнес-плана?! Но, как ни странно, выдают. Правда, все реже. Либо вовсе без всякого бизнес-плана, либо на основании его скромного подобия. Между тем, западные инвесторы опасаются иметь с нами дело. И не только из-за отсутствия авторитетных гарантий (как это принято считать), но и из-за непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности бизнес-планов и инвестиционных проектов. Пренебрежение составлением бизнес-плана предприниматель оказывается не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, начинает обычно лихорадочно импровизировать и кончается все печально. Нельзя забывать, что частный бизнес в рыночной экономике сопряжен не только с возможностью разбогатеть, но и с опасностью разориться, лишиться денег вложенных в дело, так и личного имущества, которое может быть конфисковано по решению суда в качестве погашения долгов. Конечно, любой новичок старается обдумать, как организовать свое дело, но очень важно составить бизнес-план на бумаге в соответствии с требованиями и провести специальные расчеты. Это помогает заранее увидеть будущие проблемы, понять преодолимы ли они, и где заранее надо «подстелить соломки». Бизнес-план — объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время - необходимый инструмент производства продукции в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. Ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет «собраться», мобилизоваться, сосредоточиться, что совсем нелишне при переходе предприятия в рыночные условия.
В России выделяют четыре типа бизнес-планов: · Внутренний бизнес-план. · Бизнес –план для получения кредита на пополнение оборотных средств. · Бизнес-план для привлечения инвесторов. · Бизнес-план финансового оздоровления предприятия. Конкретной целью бизнес-плана может быть:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.016 с.) |