Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка безубыточности и устойчивости проекта

Поиск

Имея все необходимые затраты, составляющие себестоимость продукции, необходимо для дальнейшего анализа разделить их на условно-постоянные и условно-переменные затраты. Такое деление имеет принципиальное значение для обоснования коммерческой стратегии и объяснения ее в бизнес-плане.

Все издержки на производство товара складывается из двух частей: условно-постоянных (FC) и условно-переменных (VC) затрат.

Условно-постоянные затраты - это те затраты, величина которых не зависит от изменения количества выпущенной продукции. К ним относятся, например, арендная плата за помещения и оборудование, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы. Условно-постоянные затраты приходящиеся на единицу изделия (услуги) будут изменяться в зависимости от объемов производства и продаж, т.е. сумма этих затрат и удельный вес будут снижаться при увеличении объемов производства и повышаться в противном случае.

Условно-переменные затраты, напротив, растут при увеличении объемов выпуска товаров. К ним относятся затраты на материалы, энергию на технологические нужды, комплектующие изделия, заработную плату основных производственных рабочих и др. Переменные издержки на единицу продукции остаются неизменными, если не меняются условия производства (технология, трудоемкость изготовления, нормы расхода материала и т.п.).

На графике необходимо показать структуру суммарной себестоимости (ТС) и различия в динамике условно-постоянных (FC) и условно-переменных затрат VC в зависимости от количества произведенной продукции. На рис. 4 представлен общий случай изменения издержек (FC, VC, ТС).

 

ТС = FC + VC;

 

Далее комбинируя графики валового дохода (ТR) и полной себестоимости (ТС), вы получаете график прибыльности (рис.5). Точку пересечения кривых дохода и суммарных издержек называют "точкой безубыточности". Точка безубыточности служит порогом между убыточностью и прибыльностью коммерческого предприятия. Определяется количество изделий, необходимых для покрытия всех издержек, т.е. и постоянных (FC), и переменных (VC). Это количество продукции называется безубыточным объемом выпуска.

Рис.4 Кривая издержек предприятия

 


Рис.5 График безубыточности проекта

 

Если не меняются условия производства и переменные затраты на единицу продукции постоянны, то суммарные издержки предприятия равны:

 

ТС = FC + VC1 * Q,

 

где VC1 - переменные затраты на производство и реализацию одного изделия; Q – объем производства и продаж.

При условии неизменных цен продажи (Р) и условно-переменных затрат на единицу продукции, безубыточный объем производства и продаж в плановом периоде (Qтб) определяется по формуле:

 

Qтб = FC / (P - VC1),

 

График безубыточности примет вид, представленный на рисунке 6.

Прибыль от реализации продукции (Пр) определяется по формулам:

 

Пр = ТR(Q) - ТС(Q); или Пр = (P - VC1)хQ - FC

 
 


Рис.6 - График безубыточности проекта

Обозначения:

ТR(Qтб) - доход в точке безубыточности (порог рентабельности);

ТС(Q) - суммарные затраты в плановом периоде;

ТR(Q) - доход в плановом периоде;

 

Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса финансовой прочностифп), которая показывает: на сколько можно снизить выручку(доход) и при этом не терпеть убытков. Запас финансовой прочности равен разности между выручкой и порогом рентабельности, и определяется по формуле:

 

Зфп = ТR(Q) - ТR(Qтб)

Запас финансовой прочности в процентах (%Зфп) равен:

 

фп = Зфп / ТR(Q)

 

Чем больше значение этого показателя, тем выше устойчивость проекта.

Рентабельность.

Сумма прибыли не говорит об эффективности использования средств. Применяют другой показатель эффективности затрат- рентабельность. Рентабельность - это показатель эффективности использования средств предприятия, который соизмеряет величину прибыли и тех средств, которые вызвали эту прибыль

Виды рентабельности.

1) Общая рентабельность предприятия.

2) Рентабельность, исчисляемая из чистой прибыли.

3) Рентабельность объема реализации

4) Рентабельность изделия

Повышение рентабельности производства

Факторы рентабельности:

1. Цена продукции. Ее повышение возможно только при повышении качества продукции, для чего нужны вложения в НИОКР. При прочих равных условиях DП=N*DЦ

 

2 зменение величины объемов производства и продаж

DП=(Ц-ПерИ1)*DN

3. Изменение переменных издержек на единицу продукции (ПерИ1) – либо изменяется технология изготовления, что снижает трудоемкость, либо применение других методов раскроя, что экономит материал DП=-N*DПерИ1

 

4. Изменение постоянных издержек (ПИ)

5. Эффективное использование средств предприятия. При этом надо учитывать и основные и оборотные средства – повышение фондоотдачи, повышение коэффициента оборачиваемости. Все это приводит в увеличению объема производства и продаж при тех же средствах предприятия.

Влияние всех факторов ограничено.

Пример: пусть цена = 15т., переменные издержки на единицу = 10т., постоянные издержки = 10млн., объем производства равен 4000шт. Проведем анализ изменения прибыли при изменении каждого фактора на 10%.

 

Фактор Изменение, млн. р. Новая сумма прибыли, млн. р. изменение прибыли, %
  Выручки Затрат    
Цена (+6)   (+6) +60%
Объем производства (+6) (+4) (+2) +20%
Переменные издержки   (-4) (+4) +40%
Постоянные издержки   (-1) (+1) +10%

 

 

Лекция10 Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

1. Планирование, виды планирования.

2. Организация работ по планированию.

3. Производственное планирование

4. Планирование производства продукции в натуральном истоимостном выражении.

 

Планирование, виды планирования

 

Опыт многих преуспевающих фирм зарубежных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование деятельности предприятия является важным условием выживаемости, роста и процветания. «Чем больше рынка, тем больше плана», т.к. рыночной системе присуще неопределенность экономического развития, риски и конкуренция.

Планирование – это единственная форма согласования возможностей предприятия по выпуску продукции в соответствии с имеющимся спросом и предложением. Назовем его характерные черты:

1. Планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти. (Прогноз экономических результатов).

2. Реализацию выбранной альтернативы необходимо осуществлять на основе решений принимаемых сегодня.

3. Планирование есть непрерывный процесс принятия решений в ходе которого устанавливаются и уточняются во времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него и определяются ресурсами для их выполнения.

4. Планирование необходимо осуществлять исходя из принципа рентабельности и прибыльности функционирования предприятия. Прибыль должна удовлетворять все заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц:

- собственников;

- учредителей;

- коллектив акционеров;

- государство и т.д.

5. Планирование должно быть как на перспективу 10-15 лет, так и на более короткие сроки, 3, 1 год, квартал, месяц.

На практике применяется: стратегическое планирование; долгосрочное планирование; краткосрочное планирование; текущее планирование.

Под планированием, как правило, понимается совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению плановых показателя работы предприятия в области производства и реализации продукции в увязке с необходимыми для этого ресурсами, а так же путей и средств их эффективного достижения – развитие техники, новые технологии, организация производства и труда.

По продолжительности времени различают планирование:

- долгосрочное;

- краткосрочное;

- текущее и оперативное.

Стратегическое планирование часто называют долгосрочным планированием, стратегией развития предприятия. Оно отражает направленность самого планирования и является порождением рыночной системы. Неопределенность развития экономических отношений, присущая рыночной системе хозяйствования, обуславливает необходимость - разработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это позволяет предприятию избежать рисков или ослабить их негативные последствия, а также обеспечить дальнейший рост. В этом стратегическое планирование близко к понятию «Стратегия предприятия» и включает следующие элементы:

- разработка общефирменной стратегии;

- установление основных целей предприятия;

- управление стратегически важными факторами деятельности;

- определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров;

- выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и др.

Стратегическое планирование целиком и полностью являются прерогативой высшего руководства предприятия.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на 3-5 лет. Установки, сделанные стратегическим планированием, получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития предприятия на ближайшие 3-5 лет.

Результаты досрочного планирования – это планы развития предприятия по различным видам деятельности:

· реализация;

· производство;

· затраты;

· финансы;

· другие.

На основе долгосрочных планов производится краткосрочное планирование – результат. Планы на срок от 1 до 3х лет: их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, второго – каждые полгода или ежегодно.

Это делается для того, чтобы планы отражали изменения в среде (экономика, политика, техника, конкуренция и т.п.) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов.

Основой для текущего планирования являются краткосрочные планы. Как правило, текущие планы составляются на год. При разработке планов необходимо учитывать тенденции развития спроса и предложения.

В таких планах показатели устанавливаются по кварталам. Эти планы скользящие, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют. Эти планы являются более детальными по всем направлениям (целые издержки, движение материальных ценностей). В текущих планах указываются задачи различных служб предприятий.

Но более тесная связь и координация служб и подразделений предприятия отражается в календарных планах, которые составляются как правило на 10 дней. Это по сути дела программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, которые отвечают за тот или иной вид деятельности.

В условиях рынка важнейшими разделами плана развития предприятия являются:

- снабжение;

- производство;

- инвестиции;

- сбыт;

- финансовый;

- итоговый.

Организация работ по планированию зависит от многих обстоятельств:

- размер предприятия;

- разнообразие выпускаемой продукции;

- виды планирования

и т.п.

Зарубежная практика выработала 2 схемы организации работ по планированию.

I Схема “Сверху - вниз”:

Руководство определяет цели и задачи предприятия, показатели развития, получения прибыли. Эти показатели спускаются в службы предприятия, где детализируются и уточняются. После уточнений они поступают для уточнения руководству.

 

 
 
Руководство


Утвержденный план
цели задачи

Показатели

уточнение уточнение

уточнение

           
   
Подразделение 2
 
Подразделение 1
     
Подразделение 3
 
 

 


II Схема “Снизу - вверх”:

 

 
 
Руководство согласование

 


План

част. план.

част. план.

част. план.

           
 
Подразделение 1
   
Подразделение 2
     
Подразделение 3
 
 

 

 


Планирование осуществляется как интерактивный процесс, в котором участвуют все службы предприятия. Исходный момент - установление возможностей предприятия (ресурсы, персонал) по выпуску продукции.

Примерный ход планирования и степени участия в нем подразделений представлен в схеме:


 

 

 
 

 

 


           
 
 
   
 
   

 


 

Служба маркетинга на основе анализа спроса, рыночной конъюнктуры и др. представляет в производственный отдел альтернативные варианты реализации продукции с указанием объемов и цен.

Производственный отдел анализирует имеющиеся мощности, оборудования на возможность выполнения плана.

ОТЗ – проводит расчет потребности работников и затрат на зарплату по разным вариантам.

Производственный отдел – проводит расчет затрат на материалы и спрос и прочие затраты.

Финансовый отдел – делает прогноз денежных поступлений и вероятность финансировать производство, ищет источники финансирования.

Менеджер принимает окончательное решение по принятию плана, делает выбор из представленных альтернатив на основе количественного анализа и сопоставлению показателей с учетом стратегии развития предприятия.

 

Производственное планирование.

Предметом производственного планирования определение перечня изделий, которые будут выпускаться, а также требуемых производственных факторов. Содержание производственного планирования показано на схеме.

Планирование производственной программы включает: установление объемов производства, ассортимента, сроков изготовления, качество и количество используемых ресурсов.

При планировании ассортимента следует исходить из компромисса между объемом продукции, который рассчитан на широкий ассортимент (т.к. это улучшает возможности сбыта) и производственной программой. Широкий ассортимент требует частой переналадки оборудования, увеличивает затраты на производство.

 


 
 
Планирование производства

 


 

       
   
 
 

 


Планирование производства продукции в натуральном и

Стоимостном выражении.

Производственная программа (план производства) предприятия – задание по производству определённого количества продукции установленной номенклатуры (ассортимента).

Номенклатура – это перечень изделий.

Ассортимент – соотношение продукции внутри отдельного его наименования по артикулам, размерам, сортности.

При установлении производственной программы применяются натуральные и стоимостные показатели.

План производства продукции в натуральном выражении должен удовлетворять потребности рынка в изделиях (шт, комплекты, тонны и др.). Он – основа для определения объёма производства в стоимостном выражении.

Разработке производственной программы должны предшествовать работы маркетинговой службы предприятия, которая проводит анализ рынка, изучение потребителя, выявление каналов сбыта и др. Т.е. выявляет перечень товаров, на которые есть спрос и определяет «тему рынка». Предприятие, выпускающее «в поте лица» ненужные вещи, приносит гораздо больше вреда, чем спекулянт, ибо труд последнего может быть более производительным и полезным для общества. Но больший вред оно приносит себе, делая нереализуемые вещи, затрачивает ресурсы, труд, не получая при этом дохода, а это грозит банкротством предприятию.

На основе планов в натуральном выражении определяются её объёмы в стоимостном выражении.

К стоимостным показателям продукции относятся:

- товарная;

- валовая;

- реализованная продукция.

1. Показатель товарной продукции применяется для оценки объёмов производства и его роста. К товарной продукции относятся готовые изделия, услуги, предназначенные для реализации на рынке (поставки по договорам)

,

 

где - цена изделия (работа);

- объём продукции;

m – количество наименований изделий.

 

 

2. Валовая продукция B отличается от товарной на величину изменения НЗП.

 

,

,

где НЗПн- на начало планового периода,

НЗПк- на конец планового периода,

НЗП – незаконченная продукция, находящаяся на разных стадиях готовности.

 

3. Реализованная продукция – показатель, используемый для расчёта прибыли (Тр):

,

 

где Qн – остатки готовой продукции на начало планового периода, на складе, отгруженные, но не оплаченные;

Qк – остатки, ожидаемые на конец планового периода.

 


Лекция 11 Бизнес план предприятия

Бизнес план и его назначение.

Дословно «бизнес-план» (business-plan) переводится с английского языка как «план предпринимательской деятельности», «план предпринимательства» и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план.

Синоним слова «бизнес» — коммерция, торговля, отрасль, деловая активность — фирма. Фирма — это: 1) любая деловая ор­ганизация; 2) деловое партнерство.

В Российской Федерации предпринимательская деятельность в ее нормальном, рыночном понимании возникла в 1991 году.. Правовая основа организации предпринимательской деятельности – Гражданский кодекс РФ ч.1, который был принят 30 ноября 1994 г. и действует с1 января 1995 года. В со­ответствии с действующим законодательством субъектами пред­принимательской деятельности могут быть граждане России, не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспо­собности, граждане иностранных государств и лица без граждан­ства в пределах правомочий, установленных законодательством, а также объединения граждан (коллективные предприниматели, партнеры).

Бизнес-план — необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посред­никами, потребителями.

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план нужен всем:

а) тем, у кого фирма хочет просить кредит;

б) сотрудникам, кому должны быть ясны перспективы и задачи предприятия;

в) самому предпринимателю, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

Правильно составленный бизнес – план в конечном счете отвечает на вопрос:

«Стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят затраты сил и средств?»

Бизнес-план имеет два принципиальных направления:

1. Внутреннее подготовить программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации.

2. Внешнее информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах а также рисках и проблемах внешнего инвестора, другие заинтересованные организации, принимающие решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит),

Назначение бизнес плана состоит в том, чтобы решить по крайней мере четыре принципиальные задачи:

· Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать.

 

· Оценить те затраты, которые будут необходимы для изго­товления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы оп­ределить потенциальную прибыльность задуманного дела.

 

· Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерега­ющие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в слу­чае нежелательного развития событий.

 

· Определить критерии и показатели, по которым можно бу­дет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу.

Можно ли обойтись без бизнес-плана? В условиях рыночной экономики — нельзя. Если, конечно, рассчитывать на серьезный бизнес. Кто же выдаст кредит, тем более крупный, без основательного бизнес-плана?!

Но, как ни странно, выдают. Правда, все реже. Либо вовсе без всякого бизнес-плана, либо на основании его скромного подобия.

Между тем, западные инвесторы опасаются иметь с нами дело. И не только из-за отсутствия авторитетных гарантий (как это принято считать), но и из-за непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности бизнес-планов и инвестиционных проектов.

Пренебрежение составлением бизнес-плана предприниматель оказывается не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, начинает обычно лихорадочно импровизировать и кончается все печально.

Нельзя забывать, что частный бизнес в рыночной экономике сопряжен не только с возможностью разбогатеть, но и с опасностью разориться, лишиться денег вложенных в дело, так и личного имущества, которое может быть конфисковано по решению суда в качестве погашения долгов. Конечно, любой новичок старается обдумать, как организовать свое дело, но очень важно составить бизнес-план на бумаге в соответствии с требованиями и провести специальные расчеты. Это помогает заранее увидеть будущие проблемы, понять преодолимы ли они, и где заранее надо «подстелить соломки».

Бизнес-план — объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время - необходимый инструмент производства продукции в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.

Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. Ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки биз­нес-плана, включающего детальный анализ экономических и ор­ганизационных вопросов, заставляет «собраться», мобилизоваться, сосредоточиться, что совсем нелишне при переходе предприятия в рыночные условия.

 

В России выделяют четыре типа бизнес-планов:

· Внутренний бизнес-план.

· Бизнес –план для получения кредита на пополнение оборотных средств.

· Бизнес-план для привлечения инвесторов.

· Бизнес-план финансового оздоровления предприятия.

Конкретной целью бизнес-плана может быть:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.016 с.)