Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грамматические конструкции с существительным в винительном (кого? что?) и дательном (кому? чему?) падежах, вводимые в самостоятельную речьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТУАЛЕТ Оборудование: предметы туалета — мыло, полотенце, зубная щетка, зубной порошок, расческа, ножницы; картинки с предметами туалета. Задания. 1. Возьми мыло. Вымой лицо. Вымой руки. Возьми полотенце. 2. Вытри лицо. Вытри руки. Возьми зубную щетку. Почисти зубы. Возьми расческу. Причеши волосы. Задание (проводится в форме игры). Вымой кукле лицо, руки, уши. Возьми полотенце. Вытри кукле лицо, руки, уши. Первоначально знакомство с предметами туалета проводится в ванной комнате (дома или в детском учреждении, в кабинете логопеда в поликлинике — около раковины). Лучше всего эту тему дать для отработки и закрепления родителям в домашних условиях и воспитателям при проведении соответствующих режимно-гигиенических моментов. В словарь предлагается взять слова: ванная (комната), кран, вода, мыло, щетка, зубная паста, полотенце, мыть, вытирать, открывать, закрывать (кран), чистить, причесываться. Приблизительные конструкции вопросов, рекомендуемых для отработки. Аналогично разбирается утренний и вечерний туалет, причесывание волос.
Закрепление материала можно провести в игровой форме. Логопед задает вопрос детям: «Что мы делаем утром в ванной комнате?» На этом занятии вводится понятие «чистим зубы». Когда дети ответят на вопрос, можно предложить им показать утренний туалет на кукле (показать на кукле последовательность утреннего туалета). Следующий этап: помоги мыть руки малышу (друг другу). Вопросы (логопеда, воспитателей, позднее и детей друг к другу) Ответы детей с помощью логопеда I. Куда мы вошли, что это? 2. Что мы будем делать? 3. Что ты (Лена, Оля и т. д.) будешь мыть? 4. Что нужно тебе для мытья? 5. Покажи, как будешь мыть руки, лицо, нос и т. д.
Что ты делаешь? В ванную. Ванна. Умываться, мыться. Руки, лицо, нос, уши (перечисляется то, что в данный момент будет мыться). Вода, мыло. Вызванные дети показывают, как они выполняют последовательные действия: засучивают рукава, открывают кран, берут мыло, моют руки: 1. Я открываю кран. Он (она) открывает кран. 2. Я беру мыло. Он (она) берет мыло. 3. Я мылю руки. Он (она) мылит руки. 4. Мы моем руки. 5. Я беру полотенце (он, она). 6. Я вытираю руки (лицо). Он, (она) вытирает руки, лицо. Они вытирают. Мы вымыли. Логические упражнения. 1. Мы пришли в ванную, открыли 'Воду. Сумеем мы вымыть руки? Что нам еще нужно? (Мыло.) 2. Мы пришли в ванную, взяли мыло, приготовили полотенце. Что нам нужно, чтобы вымыться? (Вода.) 3. Мы вымыли руки. Чем мы должны их вытирать? Что нам Нужно? (Полотенце.) 4. Детям раздают картинки, на которых изображены: кран, врыло. Нужно узнать, что еще нужно: а) полотенце; б) мыло, полотенце. Что еще нужно? (Вода.); в) открытый кран, полотенце. Что еще нужно? (Мыло.) Задания для родителей. 1. Постоянно в ванной комнате повторять действия, которые производятся с предметами туалета. 2. Рассматривание картинок из книги Л. Файнштейн «Наш дом» (ванная). Л., 1974. 3. Солнышко. Киев, 1971, с. 52, 57, уроки 26, 27. 4. Русский язык в картинках. Ч. II. М., 1974. 5. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, 214, «Почему кот моется после еды». 6. Твоя книга. Сост. Л. Елисеева. М., 1976. 7. Е. И. Тихеева. Игры и занятия малых детей. М., 1965. 8. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева. М., 1975.
МЕБЕЛЬ Оборудование: мебель в кабинете и картинки «Мебель». Задания. 1. Покажи стол. Покажи зеркало. Покажи диван. Покажи стул. Покажи шкаф. Покажи кровать. 2. Сядь на стул. Сядь на диван. Ляг на кровать. Иди к шкафу. Иди к столу. Иди к зеркалу. 3. Возьми из шкафа мяч. Возьми из шкафа куклу. Положи мяч на стол. Положи куклу на стул. Закреплением этой темы может служить игра в лото. Она проводится так же, как и игра в лото по теме «Игрушки». В этой теме целесообразно провести сравнение мебели по картинкам по следующим заданиям: 1. Возьми ту мебель (на картинках), которая стоит у нас в комнате. 2. Дай мне (логопеду, воспитателю) картинку с мебелью, которая стоит дома, в комнате. 3. Найди на картинке и покажи, какая нарисована мебель. 4. Логопед дает картинки: а) стол, стул, буфет, шкаф; б) кровать, диван, кресло — и просит назвать все это одним словом.
При рассматривании сюжетных картинок уточняется, где стоит мебель (в доме, в комнате), затем назначение мебели (стул нужен, чтобы сидеть) и т. д. Можно задать детям вопросы: На чем еще можно сидеть? (На кресле, на диване, на табуретке.) На чем спят? (На кровати.) При отработке этой темы целесообразно упомянуть, что мебель сделана из дерева, а затем провести сравнение по величине. В доме есть стол большой и стол маленький, стул большой и стул маленький; по назначению: шкаф для одежды, для книг. Логические упражнения. Реши задачу: Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул? Мама выгладила всю одежду, белье и хочет убрать. Куда она уберет одежду? Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему? Задания для родителей и воспитателей. 1. Дома еще раз закрепить, где какая мебель, ее назначение. 2. Сходить в мебельный магазин, посмотреть, где покупают мебель, отметить, что в магазине много мебели. 3. Провести сравнение (стул большой — маленький), найти сходство и различие (сходство: у всех столов много ножек, одна крышка; различия: крышки разной формы) и т. д.
ПИЩА Оборудование: 1) пища — булка, хлеб, масло, сыр; 2) картинки «Пища». Задания. 1. Покажи булку. Покажи сыр. Покажи масло. Покажи хлеб. 2. Возьми булку. Возьми хлеб. Возьми масло. 3 (проводится в форме игры). Возьми куклу Лялю, Тату, Тому. Дай кукле Ляле булку. Дай кукле Тате сыр. Дай кукле Томе воды. С понятием пища целесообразно знакомить детей перед едой или во время еды, давая названия тех продуктов, которые дети едят, но не требуя от них повторения названий (это можно провести после еды). Вначале логопед знакомит детей с названиями пищи: каша, хлеб, чай и т. д., а затем с глаголами есть, пить. Логопед говорит детям, что пищу еще и варят, жарят — ее готовят. В этой же теме можно отработать логико-грамматические отношения и грамматические конструкции. Вопросы логопеда Ответы детей 1. Что ты (он, она) будешь (будет) делать? 1. Я буду есть. Он будет есть. 2. Где ты будешь есть? 2. За столом. 3. Что ты ел (ела)? 3. Кашу, суп и т. д. (в зависимости от того, что ел). 4. Что Вова (Саша) ел? И т. д. 4. Суп, кашу, мясо, сыр и т. д. Рекомендуемые для отработки конструкции предложений: I. Я ем суп, кашу и т. д. Я пью чай, кофе, кефир, молоко и т. д. II. Вова (он) ест суп, кашу, мясо. Оля (она) ест суп, кашу, мясо. Вова (он) пьет чай, кофе, кефир, молоко. Оля (она) пьет чай, кофе, кефир, молоко. III. Мы едим суп..... Вова и Оля едят суп. Они едят..... IV. Мы пьем чай..... Они пьют чай. Заучивание коротких рассказов по картинкам: I.1) На столе каша. Валя ест кашу. 2) На столе молоко. Вова пьет молоко. 3) Мама дала сок. Таня пьет сок.
II. Вот кастрюля, плита. Валя варит суп. Вова держит мишку. Таня кормит мишку. Рассказы должны состоять не более чем из двух-трех предложений. Работе над картинкой предшествует разбор сюжета. Предлагается назвать посуду, вспомнить действия, которые производятся с посудой. Ответить на вопросы логопеда по данной картинке. (Ответы могут быть односложные, а логопед оформляет их в короткие фразы и предлагает для заучивания.) фрукты Оборудование: 1) фрукты (если возможно); 2) картинки «Фрукты». Задания. 1. Покажи яблоко. Покажи виноград. Покажи землянику. Покажи сливу. Покажи грушу. Покажи мандарин. 2. Положи яблоко на стол. Положи сливу на стол. Положи грушу на стол. Положи мандарин на стол. Возьми яблоко. Покушай яблоко. Возьми мандарин. Покушай мандарин. Для последующего введения в словарь можно рекомендовать существительные яблоко, апельсин, груша, слива, мандарин, абрикос (в зависимости от сезона). Глаголы покупать, мыть, есть. При знакомстве с понятием фрукты проводятся беседы о том, где растут фрукты — в саду (дается понятие сада), на дереве. Рекомендуется подобрать несколько картинок, дающих представление о последовательном появлении фруктов: 1. Посадили дерево. 2. Поливали дерево, ухаживали за ним. 3. Сбор урожая. Вопросные формы и задания Предполагаемые ответы 1. Что ты видишь? Яблоко, грушу, апельсин. 2. Что ты хочешь? Я хочу яблоко, грушу. ... хочу яблоко, грушу. ... яблоко, грушу. 3. Что ты возьмешь? Яблоко, грушу, ... Я беру яблоко. 4. Возьми! Что ты делаешь? ... беру яблоко, грушу и т. д. 5. Что будешь делать? Буду есть ... Дай Вале яблоко! Даю. Что ты делаешь? Даю ... Кому? Вале (Оле, Саше). Что? Яблоко, грушу, апельсин.
Рекомендуемые конструкции фраз для отработки в самостоятельной речи. (Рассказ.) 1. Вот сад. Там деревья растут. Это яблоня. Это яблоки. 2. Я хочу яблоко. Я беру яблоко. Я буду есть яблоко. Я даю яблоко Саше. Саша будет есть яблоко. 3. Мама купила грушу. Мама вымыла грушу. Мама дала Саше грушу. Саша ест грушу. В теме «Фрукты» проводится знакомство с понятиями вкусовые качества, сладкий — кислый (яблоко, лимон) и т. д. Закрепляются понятия большой, маленький, круглый (берут те фрукты, которые имеют круглую форму).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.112.154 (0.009 с.) |