Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование количественных представлений в дочисловой периодСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Игры-задания 1. Каждому из детей логопед дает задание отобрать из массы картинок одним овощи, другим — фрукты. 2. На картинку, где нарисовано дерево, положить (посадить) фрукты. На картинку, где грядка, положить (посадить) овощи. Вариант 1. В предлагаемых картинках найти лишнюю. 1) Ложка, чашка, тарелка, яблоко. 2) Шапка, шуба, шарф, кукла. 3) Кукла, машина, мишка. 4) Яблоко, груша, слива, нож. 5) Мыло, полотенце, расческа, майка. Уметь назвать обобщающим понятием перечисленные предметы (3—4 из одной категории). Закрепление обобщающих понятий. Вариант 2. 1) Картинки разложены квадратиками или рядами, в каждом по 4—8. Логопед предлагает показать, что нужно для еды, для одевания, для игры, сопровождая это обобщающим понятием: покажи, дай, где? (Посуда, одежда, игрушки, фрукты и т.д.) яблоко, груша, слива (фрукты); помидоры, огурцы, капуста (овощи); береза, липа, клен (деревья); пароход, самолет, машина (транспорт); стол, стул, шкаф (мебель). 2) Возьми, что будешь надевать. Какую одежду? 3) Какая посуда тебе нужна? 4) Что, какие игрушки возьмешь для игры? Вариант 3. 1) Уметь по сюжетной картинке назвать и показать игрушки, мебель, посуду, одежду, овощи, фрукты. 2) По показу (имитации действия) назвать само действие.
3) Самостоятельно по небольшой (с одним действующим лицом) сюжетной картинке составить предложения по схеме: Что? Что делает? предмет действие
Что? Какой, какая? предмет качество Предъявляются предметы и действия, имеющиеся в активном словаре ребенка (качество произношения во внимание не берется). Словарь, который должен быть в активе ребенка по мере прохождения и отработки выше перечисленных тем: Существительные (слова-предметы): мама, папа, бабушка, дедушка, кукла, мишка, зайка, кубик, машина, мяч, стол, стул, диван (кушетка), вешалка, шкаф, кровать, зеркало, шапка, шуба, пальто, плащ, шарф, варежки, брюки, рубашка, кофта, куртка, майка, трусы, платье, юбка, сапоги, валенки, туфли, ботинки, ложка, чашка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковородка, каша, суп, хлеб, сыр, масло, молоко, кефир, мясо, конфета, печенье, яблоко, груша, апельсин, лимон, морковь, лук, капуста, картофель, огурец, помидор. Глаголы: хотеть, играть, сидеть, идти, бегать, спать, одевать (надевать), снимать, убирать, есть (кушать), варить, мыть, стирать, сушить, резать, пить, наливать, покупать, сажать, расти. Местоимения: я (он) — она; мы — они. Числительные: мало, один — много. Прилагательные: большой — маленький, кислый — сладкий— горький, круглый. Наречия: много — мало, тут, там, вот. Имена собственные — уметь называть имена детей и членов семьи. Приблизительные конструкции предложений, которыми дети должны владеть (с помощью логопеда). 1) Называть изолированно предмет, действие, отвечая на вопросы: кто? что? что делает? что сделал? кто? что делает? мальчик сидит что? что делает? яблоко лежит, упало 2) Назвать место расположения предмета, используя наречия тут, там, вот. Там кукла. Тут мишка. 3) Употребление фразы с прямым дополнением. Я хочу мишку. Я хочу яблоко. Вова надевает шубу. 4) Употребление предлога у в значении у кого. У Вали мяч. У Толи книга. Логико-грамматический разбор(ответы на вопросы при построении фразы обязательны). Кто надевает шубу?— Вова. Вова что делает?— Надевает. Что надевает Вова?— Шубу. Или: Вова надевает что?— Шубу. Вова надевает шубу. 5) Построение словосочетания (слово-предмет и его качество, ответ на вопросы: какой? какая? какое?). Мяч большой — мяч маленький. Шапка большая — шапка маленькая. Мяч большой, круглый. Груша сладкая — лимон кислый. 6) Введение в речь наречий с помощью вопроса «сколько?». Сколько игрушек?— Много. Сколько кукол?—Мало. 7) Построение предложений с использованием местоимений. Я иду. Он несет. Они моют руки. Мы идем гулять. Задания для родителей Сходить в магазин, в овощную палатку. Посмотреть, где продаются овощи, фрукты, просмотреть картинки, прочитать. 1. Посадила Маша яблоньку. 2. Л. Файнштейн. Наша улица. Л., 1974. 3. Русский язык в картинках. Ч. I. M., с. 34, 36, 94—97. 4. Солнышко. Киев, 1971, уроки 14, 15, 17, 20, 47, 48, 49. 5. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, с. 382, «Овощи» Ю. Тувима. Варианты закрепительных упражнений по темам: «Игрушки», «Одежда», «Туалет», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты». ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Оборудование: 1) игрушки — корова, коза, лошадь, собака, овца, кошка; 2) картинки «Домашние животные». Задание.Покажи корову. Покажи кошку. Покажи козу. Покажи лошадь. Покажи овцу. Покажи собаку. Игра в лото«Домашние животные». Логопед. Дай мне корову, собаку, кошку... Ребенок. На корову (называет предметы доступной ему речью). ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Оборудование: 1) игрушки — белка, зайка, лиса, медведь, Волк, слон, лев; 2) картинки «Дикие животные». Задания. 1. Покажи белку. Покажи зайку. Покажи медведя. Покажи зайку. Покажи волка. 2. Из набора разрезных картинок «Домашние и дикие животные» сначала взять домашних животных, затем диких животных. Играв лото«Домашние и дикие животные». Игра проводится так. Логопед спрашивает детей: «У кого зайка? У кого корова?» Ребенок должен произносить доступной ему речью: «У меня зяйка. У меня корова». ПТИЦЫ Оборудование: 1) игрушки «Птицы»; 2) картинки с изображением птиц — петух, курица, индюк, цыплята, утка, гусь. Задание. Покажи петуха. Дай мне петуха. Покажи курицу. Дай мне утку и т. д. Из набора разрезных картинок «Животные и птицы» выбрать Сначала птиц, затем животных. Игра в лото «Птицы» проводится так же, как и предыдущая. ВИДЫ ТРАНСПОРТА Оборудование: 1) игрушки — машина, поезд, лодка, пароход, самолет; 2) картинки. Задания. 1. Покажи метро. Покажи машину. Покажи пароход. Покажи Самолет. Покажи поезд. Покажи лодку. 2. Возьми пароход. Возьми самолет. Возьми машину. Возьми /Лодку. Покатай машину. Игра в лото по типу предыдущих игр.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Прежде чем приступить к обучению детей счету, пересчету предметов и формированию счетных операций, необходимо: 1) обучить детей составлению групп из однородных предметов, дроблению на отдельные предметы, а также формированию у детей понятий контрастных величин (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий); 2) научить ориентироваться в пространстве (вперед-назад, вверх-вниз), во времени (вчера, сегодня, завтра, утро, день, ночь); 3) сформировать понятие об основных цветах (красный, зеленый, желтый, синий, коричневый, черный); 4) научить выделять из окружающего быта предметы или детали, имеющие форму круга, шара, квадрата. Этот период, предшествующий формированию счетных операций, можно назвать дочисловым периодом обучения. При формировании у детей счетных операций необходимо выделить понятия много, мало, ничего, одинаково, поровну (столько же), понятия 1, 2, 3 и увеличение на один. В дочисловой период логопед проводит работу по определению сходства и различия предметов. И лишь потом можно перейти к упражнениям в сходстве и различии по количеству: на этом этапе отрабатываются и понятия один, много. Затем проводятся занятия по выработке пространственных представлений: вверх-вниз, вверху-внизу, справа-слева, сзади. Только после усвоения этих представлений и понятий можно переходить к формированию счетных операций. Так как данное пособие рассматривает первоначальный период обучения счету, мы остановимся на некоторых стадиях, предшествующих формированию счетных операций. Для формирования сравнительно-логических операций мы предлагаем следующий набор игр: 1) «Учись считать»; 2) счетный мешочек; 3) детская алюминиевая посуда с набором ложек, вилок, ножей, тарелок, двух размеров; 4) набор чайной посуды, цветные кубики, мозаика, солдатики и т. д. Вариант занятия по уточнению понятия одинаковый. Набор кубиков, мозаика. Разложив на столе для занятия разного цвета кубики, логопед берет кубики одного цвета и, обращаясь к каждому из детей, просит подойти к столу и взять кубик такой же (такого же цвета). Дети должны взять по кубику такого же цвета, как у логопеда. Затем логопед просит всех внимательно осмотреть свои кубики, приложив его к кубику соседа. Логопед констатирует,, что кубики похожи (чем?). Они одного и того же цвета. Одинаковые по цвету. Отработка понятия одинаковые по цвету проводится на 2—3 занятиях. Также проводится знакомство с понятием одинаковые по форме, используя формы из счетного материала: круг, квадрат и шар. Одновременно предлагается научить различать геометрические фигуры и формы. Для этого могут быть использованы дидактические игры. Найди фигурку такой же формы.Уметь по образцу из массы разложенных фигур найти ту, которая показана. Детям раздают разные фигурки. На столе оставлен образец той, которую надо найти. Логопед, раздав фигурки, просит подняться только тех детей, у кого такая же фигурка, какую показывает логопед. Итог каждой игры: фигурки, одинаковые по форме. Обязательно проводится сравнение путем наложения. Логопед учит сравнивать. В основу первоначального сравнения берутся изолированно величина, цвет и форма. Формирование понятия разные по цвету и форме берется раздельно. Вариант игры на сравнение по цвету. Берут мячи, шары разного цвета, но одинакового размера. Логопед, взяв себе один мяч, предлагает и детям взять также по мячу, затем предлагает детям найти одинаковый, а так как одинаковых нет, логопед делает заключение, что все мячи по цвету разные. Следующее занятие проводится также с мячами, только одинакового цвета и разного размера. Сравнив по цвету и выяснив,, что мячи все одинаковые, логопед ставит вопрос и делает вывод: «А по размеру мячи какие — одинаковые? Нет! Есть большие ш маленькие. Значит, мячи по размеру разные».
Закрепление понятия разные проводится и с кубиками (по цвету), с посудой (по размеру) и т. д., т. е. в сравнение берутся два признака — цвет и величина. Понятия большой и маленький детям уже знакомы (отрабатывались в темах «Одежда», «Посуда» и т. д.). Здесь можно провести игру «Кто быстрее и больше соберет»: а) маленьких матрешек; б) больших кубиков, елочек. Предложить детям самим провести сравнения: найти сходство и различие: мяч большой — маленький, кубик... машина__ Желательно, чтобы разные предметы были разных цветов.
После того как отработаны элементарные представления о понятии сходства и различия, логопед переходит к формированию простейших количественных представлений: один— много, много— мало — ничего (пусто) — одинаково — поровну. При первоначальной работе по формированию количественных представлений счетный материал должен быть объемный и движимый (передвигаемый). Давая для сравнения понятия один — много, первоначально берутся понятия много и ничего (пусто). В понятие много может ^входить до 10 предметов, можно снижать количество предметов. Ограничение количества нацеливает на расположение предметов в пространстве: на столе, в куче, в ряду, в кругу и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.71 (0.006 с.) |